Урок развития речи 6 класс. Народная игрушка.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Нам с ребятами очень интересно было готовить этот урок.  Живая и творческая тема.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Нам понравился урок.114.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 6 классе

Описание народной игрушки

                        (подготовка к домашнему сочинению – описанию).

Цели:

1.        познакомить учащихся с историей народной игрушки, показать ее связь с историей и культурой народа;

2.        развивать устную и письменную речь, творческие способности учащихся;

3.        пробуждать интерес к народному творчеству, воспитывать умение видеть прекрасное рядом, чувствовать красоту слова.

Оформление:

1.        Выставка любимых игрушек учащихся; выставка игрушек, сделанных руками мастериц – рукодельниц;

4.        Презентация

                                                    Ход урока.

          Ты, как душа у народа, красива (пословица).

Добрый день, и добрый час!

Я очень рада видеть вас!

Сегодня урок необычный у нас!

Убедитесь вы в этом прямо сейчас!

Музыка, живопись, литература – это искусство. Оно прекрасно.  Оно облагораживает нас, учит видеть красоту, создает гармонию.

Сегодня мы проведем урок развития речи, который подготовит вас к написанию домашнего сочинения-описания, а если вы внимательно  посмотрите по сторонам, то догадаетесь, что придется вам описывать.

Я приглашаю вас на выставку.

А чтобы попасть, надо предъявить пригласительный билет. У каждого из вас он имеется. Одно условие. Чтобы нас пропустили, нужно продемонстрировать орфографическую зоркость. (Вставляют орфограммы, комментируют)

В каждом доме живет иску(с, сс)тво. Человек (не)может жить без красоты. Стремление не просто иметь тарелку для супа или стекля(н, нн)ую банку под букетом цветов. Нам дана возможность укр…шать  себя и дом. Все же приятнее носить нарядные вещи, кушать из красивой п…суды, и ребенок охотнее возьмет яркую игрушку.

Молодцы! Справились! Вход свободный.

Игрушка. Как много с ней связано. Это и безумная радость (когда вы увидели на прилавке магазина шикарную куклу) и вот она у вас дома; это и слезы обиды, когда соседский мальчик выхватил у вас ваш любимый КАМАЗ, и многое другое.

Уважаемые посетители! Вы находитесь в выставочном зале, где расположены две экспозиции. Слева от вас выставка любимых игрушек 6 Б класса, а справа – выставка игрушек, сделанных в основном руками народных умельцев.

1. Любимая игрушка. Что вы видите? Какие игрушки? Из чего они сделаны?

- На данной экспозиции присутствуют… (мы учимся о красивых вещах говорить красиво)

Слово учащимся (рассказ о своей любимой игрушке)

- А сколько лет игрушке? Как вы думаете? (ответы учащихся)

Возраст самой древней в мире игрушки, найденной на Ближнем Востоке, насчитывает 3 тысячи лет.

Игрушки появились давным-давно. Имели особое значение.

ЗОЛУШКА. Из чего она сделана?

Из золы. А как зола получается? Дрова сжигают, остается зола. Для чего нужна? Добавляют в землю, чтобы уберечь растения от вредителей. Это первая кукла, оберегала от злых сил.

КРУПЕНИЧКА или ЗЕРНУШКА. Почему ее так называют?

Юбка – это мешочек с крупой. Делалась она осенью, после сбора урожая. Всю зиму дети играют, прижимают к себе. Все зерно пропитывалось любовью, добротой. Весной мешочек развязывали, сеяли. Вырастал хороший урожай, приносил здоровье людям.

ШУРКУНОК.  Слог ШУ- в славянской культуре обозначает разговор, отсюда слова шушукаться, шуршать.

Заполняли горохом, дарили только тем людям, кому хотели пожелать добра. Шум разгоняет отрицательную энергию. Сделана как колокол. Кукла – колокольчик (тканевая).

Кукла была самой распространенной игрушкой. Даже в самых бедных семьях говорили: «Их-то мы завсегда накрутим!»

Эти тряпичные, крупяные куклы кажутся наивными, незамысловатыми. Иголкой их не шили, делали перевязки, жгутики, завязочки.

А ничего не кажется вам странным? У куклы нет лица. Это не случайность. Кукла без лица – предмет неодушевленный, для злых сил недоступный, а значит, безвредный для ребенка. Такая безликая кукла была «оберегом», то есть оберегала ребенка. В народе к игрушкам относились очень бережно. Верили, что игрушки охраняют тех, кто в них играет.

Позже игрушки стали делать для забав и утехи, для украшения.

На выставке представлены и современные куклы. Русская красавица и татарская кызымочка. Можно отличить?  По каким признакам? (Ответы детей)

Наряд отражал традиции народа. Непростое дело нарядить куклу. (Тесьма, вышивка, бисер, бусы, кружево, ленты, блестящие нитки)

А еще я хочу познакомить вас с народной игрушкой.

Презентация

1.        Дымковская

2.        Филимоновская

А какая кукла спрятана в загадке?

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Отгадайте как зовут?

    3. МАТРЕШКА

Да, это матрешка, хорошо всем знакомая игрушка. А пришла она к нам из Японии, но так хорошо прижилась в России, что мы считаем ее нашей, русской. Это наш русский сувенир. Матрешек одна в другой бывает разное количество, самые крупные насчитывают до 60-ти матрешек.

 - Перед вами два текста: отрывок из произведения Паустовского «Толпа на набережной» и статья из словаря С. И. Ожегова.

Давайте прочитаем и сравним тексты.

1.        Деревенский мастер наградил матрешек чисто русской красотой – соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Их синие глаза он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного их взмаха должны были вдребезги разбиваться мужские сердца.

                                                        Паустовский «Толпа на набережной»

2.        Матрешка – полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера (словарь С. И. Ожегова)

Как вы думаете, какой текст подойдет вам для сочинения-описания ). Почему? Для какого стиля характерно такое описание?  (Художественный.Научный)

Поднимите руку, у кого дома есть матрешка? Хочу показать игрушку, выполненную в матрешечном стиле.

- матрешка, неваляшка.

4.  коняшка.

На нашей выставке много разновидностей этой игрушки (плетеный, глиняный, качалка, деревянный…)

В славянской культуре конь олицетворяет путь человека. Он должен быть выносливым, трудолюбивым.

 В деревне кто главный помощник? Корова (молоко, сметана, …)Конь (пашет, сеет, перевозит, …)

В сказках, былинах конь всегда рядом с человеком, и в труде, и в битвах. Не раз спасал своего друга – хозяина.

Вспомним…Сивка-Бурка (рус. Народная), Конек – Горбунок (Ершова).

Конек всегда был спутником детства любого мальчика, жившего и в крестьянской семье, и в барских хоромах, и даже в царском дворце.

Петр I сам иногда покупал и дарил игрушки своему сыну, среди них была и лошадка на колесиках.

Особое уважение заслуживают люди, которые творят эти чудеса. Мастера, рукодельницы.

                       И везли по Руси мужики

                       Рукотворный товар на базар.

Назовите прилагательное - рукотворный.

Как вы понимаете это слово? Сделанный руками, но ведь корень взят не от слова «делать».

РУКОТВОРНЫЙ подбор однокоренных слов (творить, творчество, творец, тот, кто что-то создает)

Синонимы

Выдумывать, изобретать, фантазировать.

В народных игрушках проявлялась выдумка, талантливость, мастерство их творцов.

Игрушка передавала ребенку понятие о добре и зле, о счастье и красоте.

Дома вам предстоит написать сочинение. Описать игрушку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Русский народный женский костюм"

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4»  Женщиною быть – самосожженье.Или самовозрожденье из огня. Андрей Вознесенский «Кижи»   План – конспектот...

Урок развития речи в 5 классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию "Моя любимая игрушка"

Данный урок воспитывает у детей интерес к народному искусству, сопровождается презентацией "Из истории русской игрушки", учит пятиклассников создавать текст-описание предмета, пользуясь планом к сочин...

Урок развития речи в 6 классе "Описание народной игрушки"

Урок развития речи по русскому языку "Описание народной игрушки" включает в себя знакомство с народным промыслом (игрушками, сделанными руками народных умельцев); выставку музейных экспонатов, рассказ...

Урок развития речи в 5 классе. Моя любимая игрушка.

Подготовка к сочинению - описанию предмета на тему " Моя любимая игрушка"....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ИЗО В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ТЫ, КАК ДУША У НАРОДА, КРАСИВА,,,(ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ)"

Цели урока: развивать устную и письменную речь учащихся, учить художественному видению окружающего мира; создать целостное представление о роли игрушки в жизни русского народа; закрепить знания, получ...

Урок развития речи в 6 классе "Сочинение-описание "Моя любимая игрушка""

На уроке учащиеся готовятся к написанию сочинения "Моя любимая игрушка", элементы театрализации делают учебное занятие увлекательным....

Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.

Цели урока :·        Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.·        Развивать монологическую  речь учащихся...