урок русского языка в 11 классе "Особенности публицистического стиля речи"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Гуримская Ольга Викторовна

урок в форме ролевой игры технологии личностно ориентированного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_11_klasse.docx20.49 КБ
Файл osobennosti_publicisticheskogo_stilya.pptx185.13 КБ
Файл pril.docx450.03 КБ
Файл pril3.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе

Тема: Особенности публицистического стиля.

Цели и задачи:

  1. Обобщить ранее полученные знания о публицистическом стиле речи.
  2. Углубить работу по изучению особенностей публицистического стиля речи.
  3. Учиться находить в текстах элементы, указывающие на стиль.
  4. Самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.
  5. Развивать умения пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
  6. Воспитывать активную гражданскую позицию.

Виды работы:

  1. Работа с текстом (содержание, стили и типы речи).
  2. Определение художественных приемов и особенностей текста.
  3. Индивидуальная  и групповая работа учащихся (по созданию презентации и анализ текста ).
  4. Самостоятельная творческая работа (создание текста публ. стиля).

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово

Есть науки древние, возраст которых определяется даже не веками, а тысячелетиями. Например, медицина, астрономия, геометрия. У них есть богатый опыт, традиции, которые берут свое начало с древности, развиваются и действуют в наше время. Так, обычай выпускников медицинских институтов давать клятву Гиппократа родился три тысячи лет назад и носит имя великого греческого врача, жившего в 460-356 гг. до н. э. на острове Коса.

Есть науки совсем молодые, которые родились только в прошлом веке. Например, экология.

Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно. К таким наукам относится стилистика. С одной стороны наука как предмет сформировалась в начале нашего века. Но в то же время человек очень давно стал задумываться, что мы говорим и как говорим. А этим и занимается стилистика – наука о стилях. Кроме того, на “древность” указывает и сам термин, – так древние называли заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках.

Тема нашего урока: Особенности публицистического стиля . Особенности публицистического стиля.pptx

Обратите внимание на эпиграф:

Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.
Китайская притча

Сообщить о целях урока.

3. Опрос домашнего задания:

Итак, что вы знаете о функциональных стилях речи?

- Какие стили речи вам известны?

- А теперь назовите, пожалуйста, характерные признаки публицистического стиля речи.

  1. Стилевые черты-
  2. Языковые особенности-

- Что общего у публицистического стиля с художественным?

-Какие жанры публицистического стиля вызнаете? (речь адвокатов, ораторов, выступления в печати (статья, заметка, репортаж, фельетон), а также путевой очерк, портретный очерк, эссе).

4. Слово учителя.

Публицистику  называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, бытовым, философским.

5. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.

Работа со слайдами презентации:

Выделите слова, относящиеся к публицистическому стилю

       Ассортимент, благоуханный, взоры, бездуховность, демократический,  корумпированный,  колея, беспрецедентный, интервью, эксклюзив, приоритетный, кулуары власти, безнравственность, пирушка, амперметр, экстремальный, политикан, реформатор, экономические рычаги, головомойка, рейтинг. 

Подчеркните названия жанров публицистики.

Элегия, баллада, роман, очерк, трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, повесть, поэма, интервью, ода, басня, комедия, эссе, статья, сатира.

Укажите в приведенном списке тем лишь те проблемы, которые являются предметом обсуждения в публицистической литературе.

  1. Построение сложноподчиненных предложений;
  2. проблемы, связанные с техногенными катастрофами;
  3. выборы президента;
  4. решение линейных уравнений;
  5. соединение химических элементов;
  6. работа администрации района;
  7. рейтинг исполнителей современной музыки;
  8. использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой;
  9. литературоведческий анализ текста.

Физминутка  «Зарядка» «А-студио» в приложении.dj_leonid_rudenko_i_a-studio_-_zaryadka.mp3

6. Слово учителя.

-Какое событие произойдёт в нашей стране 4 декабря?

Сегодня мы с вами побывает в предвыборном штабе молодежной партии «Некст» и поработаем с агитационными текстами этого общественного объединения. В штабе будут работать две команды: аналитики и имиджмейкеры. А кто это такие?

  1. Словарная работа.
  1. Аналитики – специалисты, проверяющие принадлежность текстов к публицистическому стилю.
  2. Имиджмейкеры  специалисты, занимающиеся созданием имиджа.
  3. Копирайтеры – креативные, творческие специалисты по созданию рекламных слоганов и текстов.
  4. Рерайтеры – специалисты, создающие из одного уникального текста другой.
  1. Объяснение заданий для групп. Ролевая игра.

Первая команда аналитиков займется анализом текстов, предоставленных участковой избирательной комиссией. Ваша задача – прочитать текст, найти в нем признаки публицистического стиля, назвать их и сделать вывод о жанровой принадлежности текста. При выполнении работы вы можете воспользоваться алгоритмом разбора текста публицистического стиля.

Вторая команда имиджмейкеров будет работать над созданием агитационной листовки молодежной партии «Некст». В итоге у вас должен получиться текст публицистического стиля, в котором будут прослеживаться призывность и  убедительность. Не забудьте также и про изобразительные языковые средства этого стиля.

И еще один человек будет трудиться над презентацией, посвященной агитационной листовке. Задача Павла – создать макет наружной рекламы.

  1. Самостоятельная работа (7-8 минут).
  2. Выступление команд и  краткий анализ выполненной работы.
  3. Итог урока

- Чему научились на уроке? Что нового узнали о публицистическом стиле речи? Чем публицистический стиль речи схож с художественным стилем? А с научным?

12. Рефлексия. Игра «Паутинка».

Ребята, встаньте вокруг меня. Я держу в руках клубок ниток. Сейчас я брошу кому-то из вас клубок и задам вопрос. Вы поймаете клубок, ответите на вопрос, обмотаете нить вокруг пальца и вернете клубок мне. И т.д.

Вопросы: 1. Понравился ли тебе урок, чем? 2. Что запомнилось тебе больше всего? 3. Как ты думаешь, все ребята хорошо поработали на уроке? 4. А что я смогу запомнить, побывав на уроке? 5. А ты? 6. Нужны ли такие уроки в будущем? 7. Сможешь ли ты применить полученные знания на других уроках? 8. Расскажешь ли ты своим товарищам об уроке? 9. Понял ли ты слова китайской притчи? Согласен ли ты с ней?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 11 классе Особенности публицистического стиля

Слайд 2

Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню; Дай сделать – и я пойму. китайская пословица

Слайд 3

Задачи урока Обобщить ранее полученные знания о публицистическом стиле речи; Продолжить работу по изучению особенностей публицистического стиля; Находить в тексте элементы публ . стиля. Самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы; Развивать умения пользоваться общественно-политической лексикой, средствами эмоционального воздействия на слушателя; Воспитывать активную гражданскую позицию.

Слайд 5

Признаки публицистического стиля Что общего у публицистического стиля с художественным? Какие жанры публицистического стиля вы знаете?

Слайд 6

К жанрам публицистического стиля можно отнести: Речи адвока-тов Орато- ров Выступления в печати Репор таж Фелье тон Путевой очерк Статья Заметка Портретный очерк Эссе Интервью

Слайд 7

5. Выделите слова, относящиеся к публицистическому стилю. Ассортимент, благоуханный, взоры, бездуховность, демократический, корумпированный , колея, беспрецедентный, интервью, эксклюзив, приоритетный, кулуары власти, безнравственность, пирушка, амперметр, экстремальный, политикан, реформатор, экономические рычаги, головомойка, рейтинг.

Слайд 9

4 декабря 2011 года – выборы в Государственную Думу РФ

Слайд 10

Словарная работа Аналитики - специалисты, проверяющие принадлежность текстов к публицистическому стилю. Имиджмейкеры - специалисты, занимающиеся созданием имиджа. Копирайтеры – креативные , творческие специалисты по созданию рекламных слоганов и текстов. Рерайтеры - специалисты, создающие из одного текста другой.

Слайд 11

Алгоритм написания агитационной статьи Обращение к избирателям. Главная задача программы. Методы достижения цели (обещания). Выводы.

Слайд 12

Спасибо за плодотворную работу!



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Стили литературной речи     

Название стиля

Сфера применения

Основная

стилевая черта

Основные особенности и признаки стиля

Примеры

Разго-

ворный

стиль.

Бытовая      устная     речь,

частная

переписка.

Непри-

нужден-

ность,

эмоцио-

нальность.

Широкое   применение   бытовой   лексики; наличие индивидуальных выражений говорящего; почти полное отсутствие терминов

и иностранных слов; использование слов с фамильярной, ласкательной,   иронической, неодобрительной и другими эмоциональными окрасками; большое количество междометий, восклицаний; наличие типично разговорных форм слов  (докторша, очкастый, спекульнуть,  прикупить   и   др.);   использование  неполных  и   незаконченных   предложений; ускоренное, нечеткое произношение некоторых  слов   и   словосочетаний   (Здрасьте, Мариванна и др.);  широкое привлечение жестов, мимики, интонации.

Легко   сказать:   писать!   На   это   нужен

навык, нужна какая-то сноровка. Конечно, это вздор,  но все-таки  нужно.  Вот я!  Говорить  я  хоть до завтра,   а   примись  писать, и бог знает, что выходит. А ведь не дурак, кажется. Да вот и вы. Ну как вам писать!

(А. Н. Островский)

Научный

стиль.

Научные

труды

(статьи,

доклады),

научно-по-

пулярная

литература

и др.

Обоб-

щенность

и  подчерк-

нутая    ло-

гичность.

-

Использование   однозначных   слов;   широкое употребление  понятий, определений, научных терминов,     иностранных слов; большое количество существительных (осо-

бенно среднего рода с абстрактным значением:  явление,  свойство,  состояние,  отношение   и   др.);   почти   полное   отсутствие эмоциональной окраски и образных средств языка,    кроме   точных,    нехудожественных сравнений   для   пояснения   чего-либо;   точное,   логичное    выражение    мысли,    отсюда — логическая   связь   между   предложениями и их частями; использование сложных  предложений,  как правило   повествовательных, с большим количеством союзов, причастных  и  деепричастных  оборотов.

Язык как явление социальное выполняет различные функции,  связанные с той  или иной   сферой   человеческой   деятельности.

Важнейшие общественные функции  языка следующие:  общение,  сообщение  и   воздействие.  Для   реализации  этих  функций  ис-

торически   сложились   и   оформи-лись   отдельные    разновидности языка, характеризующиеся   наличием   в   каждой   из   них особых  лексико-фразеологических,   частично   и   синтаксических,   средств,   используемых  исключительно   или   преимущественно в данной разновидности языка. Эти разновидности     называются     функциональными стилями.

(Д. Э. Розенталь)

Публи-

цистиче-

ский стиль.

Газет-

ные статьи,

репорта-

жи, выпус-

ки      ново-

стей, очер-

ки, выступ-

ления    об-

ществен-

ных  и   политических деятелей.

Инфор-

мацион-

ность, аги-

тационно-

пропаган-

дистский

характер

речи.

Широкое    использование    общественно- политической    терминологии (компартия, идеология, инициатор, расизм и др.), слов и   обо-ротов   речи,   окрашенных   эмоциями торжественности, сочувствия, иронии, негодования и др.; простота и доступность повествования, документальная точность описаний, лозунговый и  призывный  характер

заголовков   (Хлеб Родине!   На   труд   и подвиг!  и   др.); наличие   некоторых чертнаучного    стиля    (терминология), официально-делово-го   (сжатость,   официальность речи)  и художественного стиля  (образные средства  языка);  большое количест-во вопросительных  и   восклицатель-ных   предложений;   наличие   сложных   предложений  с однородными   и   обособленными   членами; четкость, ясность и доступность даже сложных конструкций.

Отстоять мир

Советский Союз и другие страны социалистического содружества выступают оплотом мира во всем     мире, фактором, определяющим магистральное направление исто-рического развития человечества.

Мирные    инициативы    социалисти-ческих стран   указывают   путь   к   нормализации международной обстановки.

(Из газет)

Офи-

циально-

деловой

стиль.

Поста-

новления,

протоко-

лы, заявле-

ния и др.

Предпи-

сывающий,

долженст-

вующий

характер

речи.

Стандартизированность   речи,   т.  е. использование  речевых  штампов   (в  случае неявки, в установленном порядке, без уважительной причины и др.); широкое употребление слов с оттенком долженствования    (постановил, приказывает, обязан, имеет  право  и  др.);   предельная   ясность формулировок, не допускающая различных толкований; полное непроявление лица говорящего   (нет   местоимений);   отсутствие рассуждений  и  описаний;   изложение  материала   не   повествовательное,   а   утверждающее; сжатость, официальность   речи; почти  полное отсутствие сложноподчиненных   предложений,   особенно   с   придаточными   причины;   большое   количество   обособленных и однород-ных членов в простых предложениях,   так  как   нужно   оговорить множество подробностей  (например, в законах).

Статья  57.  Уважение  личности,  охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных    органов,    общественных

организаций и должностных лиц.

Граждане   РФ   имеют   право   на   судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.

Статья   64.  Долг  каждого  гражданина РФ  —  уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства.

(Из Конституции СССР)

Стиль

художественной

литературы.

 

 

Произведе-ния

художе-

ственной

литерату-

ры.

 

 

Художест-венная образ-

ность, воз-

действую-

щая        на

чувства и воображе-

ние читателя.

Это совершенно особенный стиль, включающий   в   себя   все   разно-образие   нашей речи.   Для   него   характерно   следующее:

широкое использование всех средств языка,    создающих    художественный    образ: сравнений,  метафор,  эпитетов  и  др.;   разнообразная яркая эмоциональная окраска

речи;    динамичность    речи,    выражаемая большим   количеством   глаголов;   большое количество    синонимов,    антонимов;    употребление слов в переносном значении; использование наряду с общелитературными словами   просторечий,   жаргонизмов,   диалектизмов,  авторских  неологизмов  и  т.  п. для большей точности описания действующего лица, события, а также места и времени,  в котором происходит действие;  использование всех  возможных видов  предложений.

Смеркалось.   За   Доном   в   зелено-ватой глубине   жгуче   горела   Полярная   звезда. Окраина неба на востоке крылась багрянцем. Встава-ло зарево. На раскидистых рогах  осокоря  торчала  срезанная  горбушка месяца. Было так тихо, что Пантелей Прокофьевич  слышал,  как  на  Дону у проруби кто-то, наверное Аникушка, долбил лед пешней. Льдинки брызгали и бились, стеклян-но вызванивая.

Едва   лишь   поужинали   и   среди   вялых разговоров   стали   собираться   спать — на базу хрипато забрехал цепной кобель, кидаясь   на   привязи,   хрипя   от   душившего ошейника.

(М. Шолохов)

На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко;  печаль моя  светла; Печаль моя полна тобою.

(А. С. Пушкин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи

Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок....

Урок русского языка по теме "Публицистический стиль"

Урок русского языка по теме "Публицистический стиль"...

Урок русского языка по теме "Публицистический стиль"

Урок русского языка по теме "Публицистический стиль"...

Урок русского языка по теме "Публицистический стиль

Знакомство с публицистическим стилем...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Групповая технология на примере фрагмента урока русского языка по теме «Функциональные стили речи».

Алгоритм создания презентации образовательной технологии для портфолио профессиональной деятельности....

Урок русского языка по теме: "Публицистический стиль"

Урок русского языка по теме: "Публицистический стиль". Презентация...