"Игровые технологии на уроках русского языка и литературы в школе"
методическая разработка по русскому языку по теме

Методическая разработка. Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_igry.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

«Игровые технологии на уроках русского языка

и литературы в школе»

2013 г.,Сатка

«Игра – это огромное светлое окно, через

которое в духовный мир ребёнка вливается

живительный  поток представлений, поня-

тий об окружающем мире. Игра–это искра,

зажигающая огонек пытливости  и любозна-

тельности».

В.А. Сухомлинский

     Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.

Сущность игровой технологии

     «Учебная (дидактическая) игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности».[4]

    В настоящее время в игровой технологии выделяются следующие компоненты:

  1. мотивационный
  2. ориентационно-целевой
  3. содержательно-операционный
  4. ценностно-волевой
  5. оценочный

     Мотивационный компонент связан с отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, включает его мотивы, интересы и потребности в игре. Мотивация, которая обеспечивает активность в игре и связь с другими видами деятельности, закладывается в процесс игры.

    Ориентационно-целевой компонент связан с тем, что ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, став лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся.

   Содержательно-операционный компонент предполагает, что ученики владеют учебным материалом и способностью опираться на имеющиеся знания и способы деятельности.

   Ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, эмоциональные переживания.

  Оценочный компонент игры обеспечивает сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, а также самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности.

   Все рассмотренные компоненты определяют технологическую структуру игры.

Выделенные компоненты игровой технологии включают ряд структурных элементов.

Компоненты игровой технологии во взаимосвязи со структурными элементами игры.

Компонент игровой технологии

Структурные элементы игры

Мотивационный

Установочный момент, игровая ситуация

Ориентационно-целевой

Задачи игры

Содержательно-операционный

Правила игры, игровое действие

Ценностно-волевой

Игровое состояние

Оценочный

Результат игры

    Обычно в простых играх (кроссворды, лото) все структурные элементы игры очень тесно связаны между собой, и их трудно отделить друг от друга.

    Начало любой игры – это прежде всего эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Установочный элемент игры позволяет ввести ребят в игровую ситуацию. Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве (сказочный лес, акватория океана и т.д.). В игровой ситуации участвует определенное количество учеников, которые выполняют определенные действия.

   Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников.

   Для соединения учебных и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих. Обеспечивают игрокам равные условия, выступают регулятором игрового действия.

   Какие игровые правила следует выработать в процессе подготовки к игре? Во-первых, правило действия в воображаемой ситуации: ты-«филолог», ты-«учитель», ты-«поэт». Правила игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Действия «специалиста» должны усложняться по мере изучения тем и разделов курса русского языка.

   Наряду с правилами действия в воображаемой ситуации необходимо разработать правила межличностных отношений. Без введения этих  правил игра будет неуправляемой.  А учебные цели не удастся реализовать. Правила взаимоотношений играющих друг с другом выполняют воспитательную роль, направляют игру по заданному руслу. Примеры правил: закончил свою работу – помоги товарищу; будь доброжелательным и т.д.

     Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия (слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра.

     Игровые действия должны быть мотивированы и постепенно усложняться.

     Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Оно включает в себя  переживание, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности и т.д.

   Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Он может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом) и отсроченным (создал свой вариант игры спустя какое-то время).

   Различают результат для учителя (игра продемонстрировала умения, уровень усвоения знаний и норм поведения) и  результат для учеников (игра пробудила интерес к проблеме, принесла моральное удовлетворение).

   Важна коллективная оценка игры, которая стимулирует учащихся. При этом можно вносить коррективы в игру, отметить положительные моменты, подчеркнуть успехи слабых учеников, закончить игру на эмоциональном подъеме.

Организация игровых технологий

   Характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. Ученики 5-7 классов увлекаются играми, в которых нужно раскрыть тайну или сделать открытие, поэтому в игровые ситуации следует закладывать элементы романтики, совместного  поиска.

   Ребята подросткового возраста стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются словарными играми, состязаниями. Для них организуются игры, сюжеты которых взяты из исторических и приключенческих книг. Особый интерес в этом возрасте вызывают компьютерные игры.

  Для старшеклассников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Их интересуют социальные явления. В этом возрасте развивается личностная рефлексия. Для учеников 10-11 классов характерны потребность в диалоге, поиск решения проблемы не только с целью найти истину, но и самоутвердиться.

   Старшеклассников привлекают и разнообразные словесные игры: кроссворды, сканворды, шарады, развивающие память, логическое мышление, а также игры-состязания, ролевые игры.

Особенностью игровой технологии для старшеклассников является ориентация на групповой характер игр, а также вовлечение в игру посторонних лиц в качестве зрителей, слушателей, экспертов.

  Об этих возрастных особенностях учитель помнит при организации игр.

  Значение  игровой технологии состоит в том, что она создает особый тип взаимоотношений между учителем и учеником – партнерские.

Разновидности игр. Основные цели и задачи игр на уроках.

   Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают:

учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры.

   Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.

   Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В школьной практике широко используются словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины и т.д.

   Во время игры решаются определенные задачи:

  1. победить в конкурсе, осуществить поиск, выступить в какой-либо роли. Перед учениками не ставится прямая цель – овладеть определенными знаниями, умениями;
  2. добровольный характер игры диктует добровольное подчинение всех участников игровым правилам;
  3. игра должна заинтриговать (удивить, поразить воображение), поэтому в ней должны участвовать все;
  4. игра должна обеспечивать более высокую, по сравнению с обычными формами урока, обучающую, развивающую и воспитательную результативность.

Рассмотрим примеры различных игр, которые можно использовать на уроке русского языка.

Пример 1

      Начнем с учебно-ролевой игры, которая не только создает творческую атмосферу в классе, но и способствует развитию мышления детей, их коммуникативных способностей и умений использовать полученные теоретические знания на практике.

Тема: ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ ПРЕ- И ПРИ-

      Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся со значением приставок пре- и при-, изучить особенности их написания.
  2. Развивать исследовательские навыки, способствовать становлению нравственных качеств, сплочению коллектива, укреплению дружеских отношений в классе.

Методы и приемы:

  1. слово учителя;
  2. выразительное чтение
  3. задания исследовательского характера.

      Оборудование: телеграмма, рисунок с изображением друзей Пре- и При-, плакат-схема о правописании приставок пре-, при-, листы со словами для проведения эстафеты, памятка.

ХОД УРОКА

     Примечание. Для проведения урока учителю потребуется помощь двух старшеклассников, которые будут играть роли приятелей Пре-, При-.

     Учитель. Сегодня утром на имя нашего класса пришла телеграмма. Только вот незадача: видно, с ней что-то случилось в дороге, и некоторые буквы куда-то подевались. Все же давайте попробуем прочитать ее и восстановить потерянные буквы.

    Учитель переписывает телеграмму на доску, учащиеся читают ее.

Пр..бываем в Волгоград на поезде, пр..хо-

дящем ровно в 8.00 на пр..городный вокзал.

В 9.30, если не возникнут непр..двиденные

обстоятельства, будем в школе и сможем

пр..ступить к работе.  С пламенным приве-

том приставки ПРЕ- и ПРИ-.

    Учитель. Который час? С минуты на минуту должны появиться наши гости. Они, видно, узнали, что сегодня мы как раз собирались поговорить о правописании приставок пре-, при-, и, наверное, решили помочь.

Стук в дверь, входят Пре-, При-.

   Пре-. Здравствуйте, ребята!

   При-. Приветствуем вас всех!

   Учитель. Здравствуйте, друзья. Мы получили вашу телеграмму и ждали вас с нетерпением. Проходите, располагайтесь, где вам удобно.

   Пре-, При- проходят в класс и садятся на свободные места за партами вместе с учениками. Пока усаживаются, ведут разговор.

  Пре-. Мы узнали, что вы как раз собираетесь поговорить о правописании приставок пре-, при-.

  При-. Да, поэтому поспешили к вам, чтобы помочь. Ведь кому понравится, если его не просто не знают, а еще и неправильно пишут.

  Пре-. Поэтому мы решили познакомиться с вами лично.

  Учитель. Это вы хорошо придумали. Для начала давайте познакомимся. Я начну, а вы продолжите.

     Во время объяснения учитель свободно перемещается по классу. Пре-, При- могут произносить свои слова с места либо тоже свободно перемещаться по классу, привлекая к себе внимание.

Учитель.   Прекрасная погода,

                    Приятели мои,

                    Два неразлучных друга-

                    Приставки Пре- и При- -

                    Пришли гулять на площадь,

                    Где вместе до зари

                    Прекрасно отдыхали

                    Приставки Пре- и При-.

При-.         Пре- - парень неспокойный.

                   И презабавный Пре-,

Пре-.          А При- -приятель скромный,

                    Придворный паж, поэт.

При-.          Коль на пути преграда,

                    Не унывает Пре-,

                    Преодолеет сразу.

                    Где Пре- -всегда успех.

Пре-.          А При- спешить не будет,

                    И, глазки чуть прикрыв,

                    Прицелится, присядет,

                    Приставит стул и – прыг.

При-.          Пре- чуть преувеличит.

Пре-.          При- приуменьшить рад.

При-.          Пре- прерывает песню.

Пре-.           При- припевает в лад.

Учитель.    Такие вот ребята –

                     Различные они,

                     Приятели, два друга:

                     Приставки Пре- и При-.

Учитель. Можно считать, что первое знакомство состоялось. Вы заметили, ребята, какие разные наши гости? И у каждого – своя работа. Давайте посмотрим,  что об этом сказано в учебнике?

Если приставка обозначает присоединение,

приближение, близость или неполное дейст-

вие, то в ней пишется буква и (это приставка

при-).

Если приставка близка по значению к слову очень,

или к приставке пере-, то в ней пишется

буква е (это приставка пре-).

  Учитель. Посмотрите на доску. (Показывает плакат, где схематично изображено правило написания приставок пре-, при-.) Давайте дополним этот плакат вашими примерами.

    Ребята называют слова, поясняя правописание приставок. Работают со словарем. Запоминают правописание слов, где при-, пре- не являются приставками, а составляют часть корня: привет, пример, природа, причина и т.д.

   Пре-. А можно мы поиграем с ребятами? У на с При- есть для них интересная игра. Мы видим, что они хорошо поняли тему. (Учитель дает согласие).

   При-. У нас специально для вас заготовлены два листочка со словами. Играть будем по вариантам. Первый вариант – это команда Пре-, а второй вариант – это моя команда,  приставки При-. Игра чем-то напоминает эстафету. На листе перепутались слова с приставками Пре-, При-.

  Пре-. Мало того, они так перепутались, что даже потеряли нужные буквы. Ваша задача – расставить буквы по своим местам.

  При-. Каждая команда в списке слов должна найти свое слово и вписать в него нужную букву (е или и). Если это команда приставки Пре-, то все ее участники отыскивают слова с этой приставкой. Команда При-  ищет соответственно слова с приставкой при-.

  Пре-. Затем лист передается следующему игроку. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Задания считаются выполненными, когда листы окажутся у нас в руках.

  Начинается эстафета. «Приставки» следят за выполнением задания.

 Состязание заканчивается, определяется победившая команда игроков.

 Учитель. Мне эта игра напомнила о вашей телеграмме. Быть может, и оттуда буквы неспроста исчезли? Мне кажется, теперь ребята достаточно знают и смогут самостоятельно восстановить текст телеграммы.

  Перепишите телеграмму к себе в тетрадь, впишите недостающие буквы и объясните свой выбор.

  Учащиеся выполняют задание, Пре- и При- помогают ученикам, у которых возникают какие-либо проблемы, проверяют правильность выполнения задания.

  При-. Молодцы, вот теперь мы видим, что вы отлично усвоили тему. А нам пора!

  Пре-. Напоследок мы бы хотели подарить вам такую необычную памятку:

Памятка

Преодолеть преграду.

Не преступить закон,

В прекрасную погоду

          Прервать прескверный сон,

 Предобро улыбнуться,

 Путь преградить тебе,

      Здесь мы везде напишем

 Приставку …

  Все вместе: ПРЕ-.

  При-.

С приставкой При- приблизим,

Приклеим и пришьем.

Чуть выше приподнимем

И что-то привнесем.

Немного приуменьшим,

Совсем чуть-чуть приврем,

Расставим по прядку

И сядем отдохнем.

Прощаются с приставками, записывают домашнее задание.

Теперь рассмотрим примеры дидактических игр на уроках русского языка.

Пример 2

Интеллектуальная игра-викторина

5 класс

Тема: В СТРАНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

   На уроке ребята посетили города Морфология, Лексика, Загадки и пословицы. Перед поездкой учитель задавал им шуточные вопросы:

  1. В каких словах по сто согласных? (Сто-л, сто-к, сто-н)
  2. Что стоит посередине земли? (Буква м)
  3. Кто говорит на всех языках? (Эхо) и др.

В городе Морфология пятиклассники получили задания:

  1. образуйте множественное число существительных  кот, плот, беда, сметана (Какие слова не образуют форму мн. ч.?)
  2. продолжите высказывание: Основа предложения – это …;  Значимая часть слова, стоящая после корня, -это …

       В городе Загадки и пословицы задержались подольше, так как пятиклассникам очень понравилось загадывать загадки и вспоминать пословицы. Например:

  1. Ум хорошо, а …(два лучше)
  2. Знай больше, а говори …(меньше)
  3. Не зная броду, …(не суйся в воду)
  4. Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик. Что это?
  5. Ты за ней, а она от тебя, ты от нее, а она за тобой и т.д.

Конкурс «Ералаш»

    На доске стихотворение. Первые слова каждой строчки написаны слева, а продолжение – справа на отдельных полосках. Полоски эти перепутаны, в результате чего получается бессмыслица.

    Задача играющих – разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своем месте.

Злой кабан                    сидел на ветке

Пароход                        томился в клетке

Соловей                        точил клыки

Дикобраз                       давал гудки

Кошка                           физику учила

Маша                             хвостик свой ловила

Буратино                       шил штаны

А портняжка                 ел блины

Еж                                  накрыт к обеду был

Чиж                                усами шевелил

Рак                                 летал под облаками

Стол                               гонялся за мышами

Чайник                           прыгал во дворе

Мальчик                        булькал на костре

(Ответ: правильный порядок – 3,4,1,2,6,5,8,7,12,11,10,9,14,13.)

Пример 3

Игра в слова

  «Загадка – это не просто забава, не просто игра, она помогает с самых малых лет развивать у человека логическое и нестандартное мышление, остроту ума, сообразительность, догадливость, умение рассуждать и доказывать, она учит видеть прекрасное, открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях».[3]

   Для игры в слова на уроке русского языка можно использовать шарады, анаграммы, метаграммы, логогрифы, омографы, омонимы и предложить такое задание: «Прочитайте (послушайте) описание загаданного слова и назовите его».

  Шарада – это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждое из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Например, «кит+ель», «мышь+як» и т.д.

   Три части слова находи подряд

   Когда ликуешь, говоришь «я рад»,

   За этим словом назови союз,

   А третьей частью будет слово «ус».

   Бывает он у старика, есть у кота,

   Его ты обнаружишь у кита.

   А целое должно на ум прийти,

   Когда окружность циркулем

   Захочешь провести.

                                         (радиус)

   Анаграмма – это слово или словосочетание, образованное от перестановки слогов и букв (например: липа-пила, актер-терка), а также при чтении справа налево (например: колесо-оселок, кот-ток), в результате чего составляется другое  слово.

   Они в конструкциях встречаются

   Мостов и каменных ворот.

   В продукт питанья превращаются

   При чтении наоборот.

                                           (арки-икра)

    Голова моя высоко

    Поднялася над землей.

    Если буквы переставишь,

    Я для зверя – дом родной.

                                            (крона-норка)

   Метаграмма – это слово, образованное в результате замены одной буквы так, чтобы получилось новое слово (например, из слова липа, заменив п на с, получаем другое слово – лиса, сазан-фазан, цапля-капля, карта-парта).

   С буквой «З» - оно блестит,

   В сейфах банковских лежит.

   С буквой «Б» - гнилое место,

   Там земля, как будто тесто.

                                          (золото-болото)

  С «Г» - ее на винт накрутят,

  С «Л» - конечно, лает,

  С «М» - одежда, но не греет,

  С «З» - от волка убегает.

                                       (гайка-лайка-майка-зайка)

  Логогриф – загадка, для решения которой надо отыскать загаданное слово и образовать от него новое слово путем прибавления или убавления одной буквы или слога, например: пест-перст, мир-мираж, Вера-Венера.

  Его откроешь – и вода

  Из него польется.

  Добавишь «Э» - и тогда

  В кинотеатре он найдется.

                                      (кран-экран)

  Несет с трудом меня старик.

  Но если «Ю» прибавишь – вмиг

  К нему придет на помощь тот,

  Кто без труда меня несет.

                                        (ноша-юноша)

  Омоним – это слово, совпадающее с другим по написанию и звучанию, но разное по значению (например: мир- Вселенная, мир-среда, мир-согласие; свет-энергия, свет-сияние, свет-общество, свет-блик.)

  Встречаюсь в тетради,

  Встречаюсь в плетне.

                                            (кол)

Пример 4

Игра «Переводчик»

  Тема: «Имена существительные общего рода».

  Форма работы: учитель дает толкование слова, а ученики называют (отгадывают) его. За каждое правильно записанное слово ученик получает очко и за удачный пример – еще очко.

Например:

  1. Драчун, зачинщик ссор и драк (забияка, задира).

Мы везем с собой кота, чижика, собаку. Петьку-забияку…(С. Михалков).

  1. Тот, кто первым вмешивается в разговор или дело, чтобы выслужиться перед кем-нибудь (выскочка).
  2. Тот, кто любит сласти (лакомка, сластена).
  3. Необразованный, малосведущий человек (невежда).

Невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк (И. Крылов).

В настоящее время существует большое количество игр, кроме рассмотренных в статье, которые учитель может использовать на уроке русского языка в процессе работы по игровой технологии (игры-путешествия;  лингвистические кроссворды;  лингвистическое лото и т.д.). Главное, что должен помнить педагог: управляя ходом игры, нужно держать в поле зрения всех учеников класса. Результативность игрового урока всегда зависит от соблюдения всех условий игры и грамотной последовательности ее этапов.

Литературный хоккей – «Петр Первый» Толстой А.

  1. Капитаны двух команд
  2. Вратари
  3. Защитники (отбивают 15-20 вопросов нападающих)
  4. Нападающие (готовят по 15-20 вопросов команде противника по тексту романа)

Ход игры « Литературный хоккей»

  1. Разминка. Нападающие задают вопрос защитникам противника. Если защитники ответят, то их очередь нападать. Если нет правильного ответа, то «мяч» пасуется «вратарю». Если вратарь не знает ответа – команде засчитываем гол. Счет ведут выбранные на этом уроке-хоккее судьи международного класса (лучшие ученики). Не вошедшие в число игроков – болельщики.
  2. Конкурс капитанов. Разное. Выразительное чтение отрывка наизусть из романа, показ презентации, инсценирование.

Ролевые игры

Брейнсторминг – коллективный «мозговой штурм» какой-либо проблемы. Подготовка ЕГЭ (часть С). Можно использовать при изучении небольших по размеру, но сложных по содержанию произведений. А.Блок «Двенадцать», М. Горький «На дне».

Групповая работа

1 группа – из истории  произведения, времени, литературные и жизненные источники.

2 группа – смысл названия, центральный образ, концовка произведения.

3 группа – выводы по сказанному, итоги работы.

Литературные суды

Суд над виновниками гибели Катерины из драмы А.Н.Островского «Гроза»

Цель: углубить первоначальное представление школьников о героях пьесы, рассказа, помочь их увидеть вину тех из них (Бориса, Тихона).

Актуализировать нравственные идеи произведения для современного молодого читателя. Показать специфику анализа драматического произведения. Подготовка к игре. Распределение ролей (судьи, защитники, обвинители). Определяем роли.  «Публика» может задавать вопросы, высказывать свое мнение.

Ход игры воспроизводит судебное заседание.

- Чему тебя научил А.Н.Островский?   (Достоевский «Преступление и наказание», В.Быков «Сотников» - причины преступления Раскольникова, предательство Рыбака, Мечика).

Театр

Класс делим на пятерки, в каждой выбираем актеров. Критики, цензоры, редактор журнала.

Заседание цензурного комитета: «Пропустить ли в печать это произведение»?

«Совещание работников отдела поэзии «Литературной газеты» по обсуждению стихотворений молодых поэтов». Поэтом класса.

Комбинированные игры: «актеры» и «критики».

Цель: ввести учащихся в авторский текст, разобраться в психологии героев. В способах  их изображения. «Примерить на себя» человеческие отношения в обществе того времени и оценить мастерство Чехова А.П. – рассказчика.

Подготовка. Учитель подбирает тексты ранних рассказов А.П.Чехова («Толстый и тонкий», «Канитель», «Злоумышленник», «Жалобная книга», «Хамелеон») и реквизит, который может понадобиться.

Ход игры

Класс делим на «актеров» и «критиков». «Актеры» получают для чтения рассказы по ролям, берут реквизит, идут на 20 минут готовиться. За это время все оставшиеся в классе «критики» под руководством учителя и с помощью критических статей об А.П.Чехове знакомятся с принципами, подходами и методами анализа произведений А.Чехова. «Актеры» изображают героев А.П.Чехова, а  «критики» оценивают их игру и мастерство А.П.Чехова – рассказчика.

Можно использовать Чернышевского «Что делать?» Игра на основе ошибки цензоров, пропустивших роман к печати через двойную цензуру: тюремную и журнала «Современник».

Цель игры. Разобраться в скрытом от цензоров революционном содержании романа, в способах и методах художественной шифровки, созданной автором.

Подготовка. Класс делится на 4 группы.

1 группа – цензоры ищут крамолу, призывы к общественным беспорядкам героев - «революционеров»

2 группа – «проницательные читатели» все «знают» за много сюжетных ходов вперед

3 группа – просто «читатели» разбираются в целях автора

4 группа – «читательницы» все понимают верно, тонко чувствуют и переживают

Для инструктажа используют авторские обращения в тексте к читателю, читательнице и др.

Ход игры

Читаются особенно важные, зашифрованные места романа (оглавление, пролог, сцены именин, пикника, описание снов и др.). Их обсуждает и анализирует каждая группа соответственно своей роли:

- «проницательный читатель» со своих мещанских позиций;

- «цензоры»  ищут скрытый революционный смысл;

- «просто читатель» пытается разобраться, почему и зачем автор пишет именно так;

-  «читательница» догадывается, воспринимает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных...

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы

Данная статья содержит теоретический материал о применении игровых технологий на уроках русского языка и литературы....

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы

Презетация к докладу. Игровые технологии в обучении, их роль и значение, методика и рекомендации по эффективному использованию....

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности у школьников

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровне...

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.Русский язык. Деловая игра «Правильно ли мы говорим?»  (круглый стол).Литература. Ролевая игра на интегрированном уроке  в...