Правописание мягкого знака на конце после шипящих в различных частях речи 10-11 класс.
план-конспект урока по русскому языку на тему

Васильянова Оксана Викторовна

Данный урок разработан для обучающихся профтехучилищ, получающих среднее образование, так же его можно проводить и в школах для обучающихся классов коррекции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мягкий знак на конце после шипящих в разных частях речи.

Цели и задачи урока.

  1.  Повторить орфографическое правило об употреблении мягкого знака на конце в разных частях речи;

  1. Уметь находить в словах изучаемую орфограмму и правильно оформлять её на письме;

  1. Выработать стойкие навыки написания мягкого знака на конце в разных частях речи;

  1.  Развивать внимание, восприятие, память, ассоциативное и аналитическое мышление, навыки связной речи, творческие способностей;

  1.  Мотивировать на активное творческое усвоение учебного материала, формирование таких качеств личности ученика, как толерантность, способность к диалогу.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы с вами вспомним правописание Ь на конце после шипящих, попробуем себя в качестве научных работников и составим синквейн.

2. Словарный диктант.

Выступление президента, на заседании парламента, на знамени победы, преклонить колени, вечная память, принять Конституцию, ветераны войны, исполнять гимн, Российская федерация, великая держава, военная мощь, многонациональная страна.

- Ребята, слова из диктанта можно разделить на две группы, какие? А почему мы заговорили о ВОВ? (18 января – 69 лет со дня снятия блокады Ленинграда, 2 февраля – 69 лет со дня освобождения Сталинграда). Прочитайте словосочетания, относящиеся к ВОВ.  Скажите, как вы написали словосочетание преклонить колени? Почему с приставкой  пре-? (очень сильное уважение, благодарность). А как написали военная мощь? (объясняем слово военная и слово мощь).

Сегодня на уроке мы с вами подробнее коснемся мягкого знака, а сейчас проверьте, правильно ли вы написали диктант. (На доску выводится текст диктанта.) Скажите, есть среди вас те, кто не допустил ни одной ошибки? А одну? Молодцы.

 

3. Систематизация знаний по теме.

А теперь переходим к нашей теме: правописание Ь после шипящих в разных частях речи.

- Сейчас вы попробуете себя в роли научных сотрудников. Вам, наверное, интересно, почему вы сидите по группам? Так вот, группа у стены у нас сегодня выступает в качестве теоретиков, а группа у окна – практиков. И у Т, и у П на столах лежат учебники и таблицы. Хочу обратить ваше внимание, у обеих команд есть учебное пособие для института, вам придется обратиться и к нему, чтобы быть уверенными в своих ответах, а заодно, посмотрите, какая информация там есть и в каком виде она подается. Итак, Т, ваша задача – заполнить таблицу теоретическим материалом, т.е. написать в каких случаях пишется Ь, а в каких нет, П, ваша задача подобрать примеры на каждый пункт теоретического материала.

- А теперь давайте вспомним, в каких частях речи на конце пишется Ь? (существительное, краткое прилагательное, глагол, наречие). Вот видите, отправной материал у вас есть, можете начинать трудиться. И не забудьте про институтский учебник, может вы там найдете то, о чем мы с вами не вспомнили.

- Хорошо, давайте посмотрим, что у вас получилось. Т, вы зачитываете правило, а практики – примеры к этому правилу. (после двух частей речи останавливаемся).

- Молодцы, а теперь меняемся ролями, П, вы становитесь Т и отыскиваете оставшиеся правила, Т становятся практиками и заканчивают их работу.

- Послушаем, что у вас получилось. Молодцы. А может, какая группа нашла то, о чем мы не вспомнили? (частицы, местоимения).

- Ребята, а теперь посмотрите на свои таблицы, что особенного можно сказать о правописании Ь? (у всех частей речи Ь либо пишется, либо нет, кроме имени существительного).

         -А теперь посмотрите, у вас должна была получиться такая таблица (проекция на доске).

          4. Закрепление знаний по теме.

- А теперь нужно закрепить то, что мы с вами вспомнили. У вас на партах лежат карточки-

информаторы, ваша задача – записать слова, вставить пропущенные буквы, объяснить написание.

- 2 человека выходят к доске, выполняют упр. 24 с. 17 и упр. 124 с. 63 (выписать слова только с ь).

        5. Синквейн.

Ь – очень интересная и необычная буква. Мне она очень нравится – она не дает звука, но без нее не обойтись. Она и смягчает, и разделяет, и показывает принадлежность к определенному роду, как в именах существительных. Так давайте посвятим Ь синквейн. Для начала вспомним, по каким правилам он пишется:

  1. На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
  2. На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.
  3. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
  4. На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.
  5. Пятая строка включает слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.

6. Самостоятельная работа.

Упр. 191.

7. Подведение итогов. Оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание мягкого знака у существительных после шипящих.

Цели урока:Образовательные: формировать умение правильно писать мягкий знак у существительных после шипящих, уметь осознанно применять это правило на практике;Коррекционно-развивающие: развивать...

БУКВЫ О-Е-Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

Материал предназначен для использования на уроке и во внеклассной работе по предмету...

Урок русского языка по теме "Буквы о-е-ё после шипящих в различных частях речи"

Урок русского языка по теме "Буквы о-е-ё после шипящих в различных частях речи"...

дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"

дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...

Карточки для работы по темам: «Ь знак после шипящих в различных частях речи». «Правописание наречий».

Карточки содержат задания для организации и проведения повторения изученного по теме "Наречие" в 7 классе...

Карточки для работы по темам: «Ь знак после шипящих в различных частях речи». «Правописание наречий».

Карточки содержат задания для организации и проведения повторения изученного по теме "Наречие" в 7 классе...