Дополнительные задания по русскому языку в 8 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8 класс) по теме

Полянских Нина Николаевна

Задания адресованы для учащихся, которые самостоятельно стремятся повысить уровень собственных знаний по русскому языку. Выполняются в тренировочном режиме : тесты, работа с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnye_zadaniya_po_russkomu_yazyku_dlya_8_kl.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Дополнительные  задания по русскому языку

Готовимся к ГИА. Тесты

1)        Какое слово имеет значение «презрительный, надменный»?

а) энергичный; б) фамильярный; в) невоспитанный; г) высокомерный.

2)        В каком слове все согласные глухие?

а) сказали; б) сказка; в) считай; г) сжать.

1        В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а)        контин..нтальный, просв..щение, нач..нать;

б)        выт..реть, зам..чательный, в..теран;

в)        г..роический, л..нгвистика, зап..реть;

г)        правка ст..тьи, встреча с к..смонавтом, проб..вать яства.

2        Где пишется ь?

а) Утро начинает..ся с улыбки.

б)        Вам нужно чаще встречат..ся с друзьями.

в)        После трудного похода хорошо спит..ся на свежем воздухе.

г)        Нередко приходит..ся обращаться к словарям и справочникам.

1)        В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ы?

а)        пред..тория, пред..дущий, контр..гра;

б)        смуглолиц..й,  щипц.. ,  ц..тата;

в)        пред..нфарктное (состояние), пост..нфарктное, вз..мать (налоги);

г)        пред..юльские (события), раз..скать, под..тожить.

2)        В каком ряду пропущенную гласную во всех словах можно проверить ударением?

а)        к..лоритный, дел..катес, экстр..мальный;

б)        цив..лизация, ап.тичность, укор..тить;

в)        зав..нтить, запр..женный, заплак..ть;

г)        вскл..коченный, тр..пещущий, ск..мпонованный.

Повторение орфографии.

1.        В каком ряду в словах пропущена одна и та же буква?

  1. пр..падать к  земле,  пр..нести,  пр..ломить;
  2. с..ехал,   обез..яний,   транс..европейский;
  3. пр..родина,   пр..язык,   пр..говориться;
  4. небез..звестный,   под..грать,   вз..скать.

2.        В каком ряду на месте пропуска в обоих словах пишется ю?

  1. люб..щий читать,  травы стел..тся;
  2. мел..щий зерно,  пастухи гон..т стада;
  3. дремл..щий кот, землекопы  ро..т котлован;
  4. дыш..щий жабрами, таможенники проверя..т  документы.

Повторение орфографии. Найди четвертое лишнее:

  1. а)        умирать, умер, примерял, мертвец;
  2. б)        пловец, пловчиха, плов, плавать;
  3. в)        прикоснуться, касаться, косой, прикосновение;
  4. г)        прилагательное, предположить, полог, ложбина.

                                                 Контрольные тексты.

          Вставьте орфограммы, расставьте знаки препинания. Объясните графически.

                                                                           Текст №1

Солнце зак..тил..сь и ноч..  послед..вала за днем без пр..межутка  как это обыкнове(н,нн)о бывает на юге. Я в последний раз огл..нулся (в)низ на д..лину густой туман нахлынувший из ущелий покрывал ее соверше(н,нн)о и н.. единый звук (не)дол..тал до нашего слуха. До станц..и оставал..сь еще с версту. Слев.. ч..рнело глубокое ущелье а за ним и (в)переди нас темные верш..ны гор изрытые м..рщинами рисовались на бледном неб..склоне еще сохранивш..м последний о..блеск з..ри. На темном неб.. нач..нали м..лькать звезды и мне показал..сь что они гораздо выше чем у нас на севере. (Кое)где (из)под снега выгляд..вали кустарн..ки но н..  один сухой листок (не)ш..в..лился и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и побрякиванье русского колокольч..ка. Мы уже стали разл..чать (в)дали почтовую станц..ю и крыши саклей и (в)скоре перед нами зам..лькали пр..ветливые огоньки. Нам отв..ли ночлег в дымной закопче(н,нн)ой сакле. Я пр..гл..сил своего спутника выпить стакан чаю ибо со мною был чайник  единстве(н,нн)ая моя отрада в пут..шествиях по Кавказу. (По Лермонтову).

                                                                             Текст №2

После многодневной (не)прекращающ..йся осады весна в..рвалась в город. Рушились подточе(нн,н)ые солнцем снежные в..лы и креп..ст..  в..здвигнутые реб..тишками а в лужах терпели бед..ствие бумажные фл..тилии дымил..сь еще (не)очищенные от снега скаты (темно)синих крыш. Грачи словн.. минеры озабоче(н,нн)о прощуп..вали длинными белыми носами (не)ста..вший снег. 

     Зима отступила в сады укрыл..сь за сараями и заборами и только по ночам осмел..валась на вылазки  перехват..вала морозцем руч..и.  Под всеми крышами б..рабанила капель во всех дворах зв..нели детские голоса а над домами и дворами над улицами и пер..крестками выпис..вали вираж.. грачи (не)смолкавшие н.. на минуту. За городом уже п..стрел.. от пр..талин. Ч..рнели гребни прошл..годней п..хоты бурели пролысины старой травы. Солнце плавил.. остатки снега.. и воздух зв..нел от стекля(н,нн)ого ш..роха бе(с,сс)четного множ..ства подта..вавших льдинок от стекающ..й капля за каплей где(то) в тайниках сугробов талой воды. (По Е.  Носову).

                                                                      Текст №3

     Вод..ная мельн..ца. На другом берегу омута стояла старая водя..ная мельница. Это был (не)большой деревя(н,нн)ый дом..к. Одна его стена п..дходила к самой вод.. и к ней были пр..деланы два огромных колеса с широкими лопастями как у пар..хода. Вдруг огромные деревя(н,нн)ые колеса дрогнули задр..жали и нач..ли вороча..ься. Сначал.. медле(н,нн)о как(бы) с усилием потом быстрее  быстрее и с них с шумом и с плеск..м нач..ли ст..кать целые потоки воды.Вода под колесами запен..лась и п..бежала через омут и дальше бурлящ..м кипуч..им ..отоком. Я видел все это первый раз и (не)мог оторвать глаз от чудесного зрелища.  

                                                                        Текст №4

Лист..пад был в полном разгар... Лес с каждым днем все более и более пр..н..мал моното(н,нн)о-серую, бе..жизне(н,нн)ую окраску  знамену..щую пр..бл..жение зимы. Только дубняки сохр..нили еще листву но и она пож..лтела и от этого к..залась еще печальнее. Кусты лише(н,нн)ые пышных нарядо, стали уд..вительно похож.. друг на друга. Ч..рная п..хол..девшая земля пр..крытая опавш..й листво, погружал..сь в крепкий сон р..стения п..корно без протестов готовились к смерти. (В. Арсеньев).

                                                                                    Текст 5

На свете есть страна которую мы узнаем и нач..наем любить с самого ра(н,нн)его возраста это  Дания  окруже(н,нна)я с трех сторон морем. Маленькая северная страна она пл..няет нас потому что в ней жил и писал Ганс Христиан Андерсен   ве..ичайший  сказочник мира. Чего только нет в его сказках! Эльфы и тролли крошеч..ная девочка Дюймовочка  выш..дшая на белый свет из т..льпана п..чальная маленькая русалочка подпл..вающая под самые окна человеч..ского жилья и прозрач..ный дворец из тончай..его китайского ф..рфора и летящ..е в холодн..м вихре (в)след за санями снежной королевы детские салазки...

                                                                                 Текст №6

Чуде..сная осень сухая и теплая в этом году долго (не)покидала землю долго (не)сбрас..вала багряных ж..лтых и розовых листьев осины липы и клена. Красота земли тр..вожила сердце Сергея напом..нала о прошлых днях так ярко зап..ч..тлевшихся в памяти. Осень м..нила в опустевш..е поля в сквозное пор..девшее чернолесье. Однажды утром выйдя во двор Сергей увид..л п..белевшую от ин..я крышу сарая пос..девшую землю прихваче(н,нн)ую морозцем затв..рдевшую траву покрытую редким сн..жком словно солью. Он пош..л узкой тропкой через к..ртофельное поле все изрыт..е л..патами. Подо(ж,жже)нные осенью березы и осины били в глаза яркими красками. В д..рожных колеях с..нели тонкие пл..стинки льда зат..нувшего лужиц... Такая тиш..на была в лесу что щеб..танье синиц прыг..вших по веткам к..залось н..обычайно звонким. Все вокруг к..залось н..обычайно четким и (не)вида(н,нн)о красивым и белые стволы берез и яркие листья и бледно-синее будто выцв..тшее небо. (По  Улицкой).

                                                                             Текст №7

Журавль так сказать самая извес..ная отлетная птица. Он живет в речи и в пословицах и в пр..метах народных. Дли(н,нн)оногого и дли(н,нн)ошеего человека как раз прозовут журавлем. Не же..лая менять верное малое на неверное большое говорят Не сули журавля в небе а дай синицу в руки. Выр..жение это уже показ..вает высоту журавлиного п..лета. Кто (не)слыхал их пр..нзительного курлыканья похожего на отдале(н,нн)ые звуки валторн и труб пад..ющего с неба с вышины недоступной иногда глазу человека? В строгом смысле журавль (не)степная а полевая птица. В настоящих степях редко встретиш.. журавлей они любят хлебные поля и всп..ха(н,ннную землю. Тогда журавль сер..ез..н и важно расхаж..вает по полям подб..рая корм и в нем нет н..чего смешного но как начнет он бегать играть пр..седать подпрыг..вать (в)верх с распуще(н,нн)ыми крыльями то нельзя без смеха смотреть на его пр..делки. Разумеется такие сцены можно вид..ть или (из)дали или подкравш..сь так ост..рожно что(бы) журавли (не)пр..метили человека. Журавль (не)может поднят..ся с места вдруг. Ему нужно два-три метра что(бы) разб..жат..ся. Весьма естественно что журавль  очень сильная птица. (По Пришвину).

                                                                      Текст №8

 Туман частью подн..мался откр..вая мокрые камыш..вые крыши частью пр..вращался в р..су увл..жняя дорогу и траву около заборов. Охотники шли рядом по сырой п..росш..й травою дороге. Собаки м..хая хвостами и огляды..ваясь на хозяина бежали по сторонам. Мириады к..маров в..лись в воздухе и пр..следовали охотников покр..вая их спины лица и руки. Пахло травой и лесною сыростью. Оленин ш..л бе..преста(н,нн)о огляд..ваясь на арбу в которой сидела Марьянка и подг..няла хв..р..стиной быков. Было тихо. Звуки станицы слышные прежде теперь уже не д..ходили до охотников только собаки тр..щали по тернам и изредк.. откл..кались птицы. Оленин знал что в лесу опас..но. Не то чтоб ему было страшно но он чувствовал что другому на его месте могло  быть страшно и с особе(н,нн)ым напр..жением вгляд..ваясь в тумА(н,нн)ый сырой лес вслуш..ваясь в редкие слабые звуки п..р..хват..вал ружье и испыт..вал пр..ятное и новое для него чувство. Дядя Ерошка идя (в)переди при каждой луже на которой были следы зверя остан..вливался и вн..мательно разгляд..вая указ..вал на них Оленину. Он почти не говорил только изредк… и ш..потом делал свои зам..чания. Этот лес опасность старик со своим таинстве(н,нн)ым ш..потом Марьянка со своим мужественным и стройным станом и горы все это к..залось сном Оленину. (По Л. Н. То л с т о м у).

                                                                               Текст №9

Лес окончательно стр..хнувший с себя остатки ночного мрака встал во всем своем зеленом величии... (Не)смотря на вчерашн.. метель день об..щал быть ясным морозным ядреным.  С..рока чист..вшая на ветке ольховника острый клюв вдруг пов..рнула голову (на)бок пр..слушалась пр..села готовая с..рват..ся и улететь. Тр..вожно хрустели суч..я. Кто(то) большой сильный ш..л скво..ь лес не разб..рая дороги. Затр..щали кусты зам..тались вершины маленьких сосенок заскр..пел ос..дая, наст. С..рока вскрикнула и распустив хвост похож..й на оп..рение стрелы по прямой пол..тела проч...Из припудренной утре(н,нн)им инее..м хвои высунул..сь длинная бурая морда увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами. Старый лось застыл в сосняке. Настороже(н,нн)ые уши ловили каждый звук и слух его был так остер что слышал зверь как короед точ..т древ..сину проклад..вая ход под корой сосны. Но даже и эти чуткие уши (не)слышали здесь в лесу н..чего кроме птич..ей треск..тни стука дятла и ровного звона сосновых вершин. (По Полевому.)

                                                                               Текст №10

Снег падал густыми хлоп..ями. По саратовской дорог.. медле(н,нн)о т..щилась кибитка запряже(н,нн)ая тремя изнуре(н,нн)ыми лошадьми. Кругом ра(с,сст)..лалась снежная р..внина раскид..валась белая степь. Резкий ветер гулял на простор... Было холодно грус..но и мрачно. Кто (не)езжал по нашим степям тот (не)может составить себе н..какого понятия о степной метел... Сп..рва валит снег и ветер порыв..сто сыпл..т им во все стороны не зная отпора и пр..грады. Земля как скова(н,нн)ое море покрытое беспр..дельною хрупкою скатерт..ю резко отделя..тся от черного неба нависшего над ней другой сплошною ч..рною степью. Н.. птица н.. пролетит н.. заяц н.. пром..лькнет все безлюдно мертво дико беспр..дельно и полно суровой таинств..нности. Один голос нач..нающ..йся бури раздается свободно по плоскому пространству и плачет и воет и ревет страшными одной степи извес..ными голосами. Вдруг вся природа содро..гается. Л..тит метель на крыльях ветра. Нач..нается что(то)  н..понятное чудное (не)выр..зимое. Земля ли в судорогах рвется к небу небо ли рушится на землю но все вдруг смеш..вается вертится сл..вается в адский хаос. Глыбы снега как исполинские саваны подн..маются шатаясь (к)верху и клубясь с страшным гулом бор..тся между собой падают кувыркаются ра(с,сс)ыпаются и снова подн..маются еще больше еще страшнее. Кругом н.. дороги н.. села. Метель со всех сторон. Тут ее царство ее разгул ее дикое веселье. Беда тому кто попался ей в руки она замучит заверт..т засыпл..т снегом да насмеется (в)доволь а иной раз таки живого (н..)отпустит. (По Соллогубу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. "Русский язык 6 класс"

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...