Урок русского языка по теме "Эпистолярный жанр – письмо".
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Урок обучения написанию письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Эпистолярный жанр – письмо.

Цель: Обучение написанию письма.

Задачи:

- убедить учащихся в необходимости и важности умения писать письма;

- формировать навыки написания письма;

- ознакомить с примерами эпистолярного жанра, используя образцы переписки из жизни выдающихся людей;

- воспитывать культуру письменной речи.

Оборудование: «Словарь русского языка» С. И. Ожегова, компьютер, электронная презентация.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Задача нашего сегодняшнего  урока необычна: «Учимся писать письма». Почему? Зачем? Нужно ли это? (На предыдущем уроке учащиеся письменно отвечали на вопросы: 1) Приходят ли в ваш дом письма, поздравления-открытки? 2) Получаете ли письма вы? От кого? Интересны ли они? 3) А сами письма пишете? Почему?) Проанализировав ответы на предложенные вам вопросы, прихожу к выводу: эта проблема вам не интересна (за редким исключением): проще общаться по телефону, писать и получать SMS.

        К сожалению, наше поколение практически разучилось писать письма. Мы забыли, когда в последний раз опускали конверт в почтовый ящик. А вы этого действительно не умеете. Виноваты ли в этом современные технологии и средства связи? Они, конечно, очень удобны, совершенны: и Интернет, и телефоны… И отказываться от них не имеет смысла.

        Но давайте посмотрим на эту проблему с другой стороны. А задумывались ли вы, что техника делает наше общение шаблонным, сухим, невыразительным? Это беспокоит специалистов в области языка и педагогики.

         Иное дело – письмо на бумаге! Умение писать его – это благородное древнее искусство, которое, к сожалению, утрачено нами.

        А как любили и умели писать письма наши соотечественники, как тщательно подбирали слова, с каким уважением относились к тому, кому писали. Такие письма сокращали расстояния, давали возможность хоть на короткое время приблизить дорогого, родного человека, были очень содержательными, в какой-то степени даже формировали характер человека. Письма были похожи на дневники: человек глубоко задумывается над содержанием написанного, старается быть более понятым и принятым. Это не требует особой подготовки. Если настроен писать, то, сам того не замечая, находишь неожиданные, яркие обороты, предложения. И постепенно делаешься грамотнее, умнее. Ручка и бумага, кажется, помогают вскрыть твои потаённые резервы – а они есть у каждого.

        Письма нужны не только адресатам, но и самим вам. С их помощью обмениваемся энергией, переживаниями, делимся радостями. Письмо – это таинство души и сердца, пронизанное вашим теплом. Разве техника способна на это?

 Учитесь писать письма! Давайте будем соучастниками возрождения искусства эпистолярного сочинительства.

  1. Знакомство с понятием «эпистолярный жанр».

Уметь писать хорошие содержательные письма – это искусство. Письмо – один из жанров литературного творчества. Жанр письма принято называть эпистолярным. Помните, что письмо – это отражение вашей культуры, вашей воспитанности. В старину научиться искусству писать письма помогала специальная книга «Письмовник».

  1. Словарная работа.

Слайд №1. Задание: выписать однокоренные слова к названию книги «Письмовник»:

письмо, подпись, писать, писк, писулька, записка, пистолет, письмоносец, писарь, письмоводитель, эпистолярный.

- Какие слова не выписали? Почему? (Писк, пистолет. Все остальные имеют общий смысл – умение писать.)

- Объясните значение слов: письмоносец (почтальон), письмоводитель (переписчик), письмовник книга для обучения написанию писем), писулька (маленькое письмо).

- Найдите в словаре значение слов адресат (отправитель), адресант (получатель).

  1. Обучение написанию письма.

1) Что же значит слово «письмо»? Обратимся к толковому словарю.

  1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь.
  2. Умение писать.
  3. Система графических знаков для передачи запечатления речи.

В наше время не издаются никакие рекомендации, правила, образцы для письменного общения с близкими. Поэтому будем учиться писать письма у замечательных художников слова – писателей, поэтов. Образцы этого искусства и сам процесс письма вы уже встречали в художественных произведениях. Вспомните их. (А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», Л. Н. Толстой «Война и мир»,

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», А. Куприн «Гранатовый браслет» и многие другие). В их творчестве, как и в жизни, встречаются письма разных жанров.

Слайд №2.  Письмо деловое, дружеское, письмо-поддержка, просьба, поздравление, рекомендация, объяснение в любви.

Особое место занимают письма с фронта. Слайд №3. Фотографии фронтовиков. Их письма близким. Во многих семьях  хранятся эти треугольники – письма-клятвы, исповеди, обещания. Это единственная ниточка, связывающая родные души и любящие сердца. А сколько стихов и песен в форме письма было написано в годы Великой Отечественной войны!

Прослушивание в записи стихотворения К. Симонова «Жди меня».

2) Эпистолярный роман «М. Цветаева – Б. Пастернак».

        Настоящей школой для нас является личная переписка классиков. А они писали много. Их эпистолярное наследие тщательно собирается, хранится и изучается. Для нас, читателей, их письма, дневники – живые уроки «слога».

         Обратимся к эпистолярному наследию двух талантливых людей – Марины Цветаевой и Бориса Пастернака. Слайд №3. Фотографии поэтов.

Обратите внимание, как письмо позволяет человеку раскрыться, отражает его характер, обнажает черты, не видимые в повседневной жизни. Именно поэтому эти художники слова ценили форму общения – письма.

        Судьба распорядилась так, что, живя в одном городе, они были едва знакомы (две случайные встречи). И лишь после отъезда Цветаевой за границу обретают друг друга в письмах и стихах. Это стало настоящей дружбой, содружеством и истинной любовью. Их письма – автопортреты без прикрас и искажений.

Слайд №4. Фрагменты писем Марины Цветаевой и Бориса Пастернака. Прослушивание писем (приложение 1).

3) Построение письма

Приложение 1

14.VI. 22. Москва.

Дорога Марина Ивановна!

        Сейчас я с дрожью в голосе стал читать брату Ваше – «Знаю, умру на заре, на которой из двух» - и был рад, как чужим, перебит волною подкатывавшего рыдания…

        Вы – не ребёнок, дорогой, золотой, несравненный мой поэт, и, надеюсь, понимаете, что это в наши дни означает, при обилии поэтов и поэтесс не только тех, о которых ведомо лишь профсоюзу… но при обилии даже неопороченных дарований, подобных Маяковскому, Ахматовой…

…Ты объективна, ты главным образом талантлива – гениальна…

Важно то, чем ты занимаешься. Важно то, что ты строишь мир, венчающийся загадкой гениальности. В твои дни, при тебе, эта крыша растворена небом, живой синевой над городом, где ты живёшь, по этому покрытию будут ходить люди и будет земля других эпох.

…Ты мне напомнила о нашем боге, обо мне самом, о детстве, о той моей струне, которая склоняла меня всегда смотреть на роман как на учебник… и на лирику как этимологию чувства…

Какой ты большой. Дьявольски большой артист, Марина!

…Сильнейшая любовь, на какую я способен, только часть моего чувства к тебе. Я уверен, что никого никогда ещё так, но и это только часть. Ведь это не ново, ведь это сказано уже где-то в письмах у меня к тебе…

26-го мая 1926г., среда.

Здравствуй, Борис. Шесть утра, всё веет и дует. Я только что бежала по аллейке к колодцу и всем телом, встречающим ветер, здоровалась с тобой. У крыльца я остановилась, подняв голову навстречу тебе. Так я живу с тобой, утра и ночи.

Да, ты не знаешь. У меня есть стихи к тебе, недоконченные несколько, взывание к тебе во мне, ко мне во мне.

Отрывок:

…В каждой строчке: стой!

В каждой точке – клад.

- Око! – светом к тебе расслаиваюсь,

Расхожусь. Тоской

На гитарный лад

Перестраиваюсь,

Перекраиваюсь…

…Недавно у меня был чудный день, весь во имя твоё. Не расставалась до позднего часа. Не верь «холодкам». Между тобой и мною такой сквозняк…

Будь здоров. Обнимаю, родной.

М.

А теперь определимся, как оформляется письмо, из каких композиционных частей оно состоит.

Слайд № 5. I часть этикетная – установка контакта с адресатом.

Это, конечно же, обращение. Во взаимоотношениях людей именно эти слова(или даже одно слово) играют первостепенную роль. Это, прежде всего имя. Как много оно может сказать о том, кто и кому пишет. Например, сравните: Антонина Сергеевна, Антонина, Тоня, Тося, Тонька, Тонечка, Тонюся, Тонюшка и т. д. А если ещё сопроводить эти имена прилагательными? Например, Уважаемая Анна Сергеевна! Или – Дорогая Анна Сергеевна?

        Полные формы личных имён и их краткие варианты передают и возрастной статус, и официальную и неофициальную сферу общения, эмоции и оценки – отношение пишущего: хвалить, восторгаться, насмехаться, унизить, возвысить и т. д.

Слайд № 6.  Письмо К. С. Станиславского А. А. Блоку.

Глубокоуважаемый Александр Александрович! Как я рад Вашему письму! (искреннее уважение, благодарность).

Слайд № 7.  II часть – основная. Привлечь внимание; рассказ о чём-либо, сообщение каких-либо сведений, вопросы к собеседнику и ответы на его вопросы и т. д.

Слайд № 8.  Продолжение чтения начатого письма.

Спасибо за память. За честь и доверие. Смогу ли я оправдать его? Хочу ли видеть Вас и говорить с Вами? Конечно, очень хочу. Дело в том. Что на этой неделе я уезжаю в Москву и вернусь лишь в субботу. Очень хотел бы видеть Вас у себя.

Слайд № 9.  III часть этикетная – прощание: официальное, скромное, эмоциональное, раскрывающее взаимоотношения адресата и адресанта; дата написания. Указание даты принято считать знаком уважения к адресату. В жизни она может сыграть важные роли.

Слайд № 10.  Продолжение чтения письма.

Сердечно и искренно преданный Вам К. Алексеев. 19 апреля 1913г. Петербург

Слайд № 11.  IV часть (возможна).  P.S. - постскриптум (с лат. «после написанного») приписка к оконченному и подписанному письму).

Слайд № 12.  Завершение чтения письма.

P.S. 22-го понедельник – свободен весь день до 11 час. Вечера.

        Письмо – это эпизод человеческой жизни, к которому через какое – то время интересно вернуться. Это попытка объяснить себя окружающим и самому себе. Фрагменты писем, прозвучавшие на уроке, помогут вам в создании собственных. Надеюсь, вам захочется этого.

         Вы – кадеты, одиннадцатиклассники. Живёте вдали от семьи, близких, может быть, и девушки, которая ждёт вас. А скоро уйдёте в большую жизнь, кто-то будет служить в армии. Как им будет приятно ваше письмо! (А не звонок, не SMS). Поверьте этому!

        Предлагаю ещё два образца писем.

  1. Матери поэта В. В. Маяковского
  2. Любимой. Письмо недавно ушедшего из жизни актёра

А. Пороховщикова жене Ирине.

Проанализируйте  композиции писем. Какие элементы письма вы увидели?

Слайд № 13.  Фотокопии писем. Прослушивание в записи (Приложение 2).

  1. Подведение итогов и домашнее задание.

Закончить урок хочется  отрывком из письма учёного-академика Д. С. Лихачёва школьникам: «…чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу писать правильно и хорошо ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям… В момент их написания вы не только учитесь писать – вы невольно отчитываетесь в своей жизни, обдумываете то, что с вами было и как вы поступили… свободно. С известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, своё расположение к симпатичному вам человеку».

- Научил ли вас чему-нибудь наш сегодняшний урок? Напишите свой ответ-письмо (другу, учителю, родителям…).

Приложение 2

Дорогая моя милая и родная мамочка.

        Видите, какой у Вас хороший сын: всем вообще не пишет, некоторым пишет, но на маленьких листочках, а Вам на большом и во весь разворот. Меня очень беспокоит, что Вы летом без дачи и без отдыха.

        В Одессе я заходил к Мише Киселёву. Он просил Вам передать, что рад был бы видеть Вас и Олю и Люду в Одессе.

         Как Вы смотрите на это дело? Не поехать ли Вам недели на две?

        Я живу обыкновенно. Немного работаю – читаю лекции, пишу. А в промежутках стараюсь здороветь, загорать и полнеть, на радость моей милой и любимой мамочке.

        Надеюсь недели через две, через три быть в Москве, а то без меня дела, должно быть, никак не двигаются.

        Надеюсь недели через две, через три быть в Москве, а то без меня дела, должно быть, никак не двигаются.

        Дорогая мамочка, черкните мне – Ялта, гостиница «Россия».

        Целую очень Людочку и Оличку и поздравляю Оличку со всеми праздниками, которые приходятся на именинный и рождённый июль месяц.

        Целую Вас крепко, дорогая мамочка.

Любящий Вас Ваш

Володя

15/ VII – 26г.

Солнышко моё! Любимая моя Ирочка! Вот уж двадцать лет мы вместе в этом сложном мире. Спасибо тебе за твою преданность и неземную Любовь. Нравственная высота твоего чувства ко мне, твоя чистота – неизмеримы.

        Жизнь нанесла мне тяжёлый удар. Ушла мама. Я должен был упасть, а только пошатнулся.

         Сила твоей Любви, как мощная стена, возникла рядом. И я смог на неё опереться. Я счастливый человек! У меня есть мама, любимая, ребёнок. А зовут их всех вместе Ира! Вся моя жизнь принадлежит тебе навечно. Разлучить нас не сможет не только смерть. Но и Бог! Ты святая! Трудно быть рядом, но я стараюсь! Горжусь тобой. Целую тебя в глазки 10000 раз. Твой Саша. P.S. Будь спокойна. Я всегда рядом.

Использованная литература

  1. Журнал «Русский язык в школе» 1995, №1, стр.36 – 39
  2. Журнал «Русский язык в школе» 1996, №5, стр.80 – 84
  3. Владимир Маяковский. Собрание сочинений в 12 томах, М, 1978, т. 12,

стр. 146 -147

  1. Газета «Комсомольская правда», 25. 04. 2012, стр. 15
  2. Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном», М., 1985

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Письмо - одно из средств коммуникативного общения"

В процессе урока ребята знакомятся со структурой письма, правилами эпистолярного этикета....

Урок русского языка в 5 классе "Письмо - одно из средств коммуникативного общения"

Данный урок знакомит ребят со структурой письма, правилами эпистолярного этикета....

Урок русского языка в 9 классе по теме "Эпистолярный жанр в литературе. Сочинение в форме письма"

Урок развития речи в 9 классе. Тема: Эпистолярный жанр в литературе. Сочинение в форме письма.Цель: а) познакомить с историей эпистолярного жанра...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Письмо"

Презентация предназначена для проведения урока развития речи в 5 классе по теме "Письмо"...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Письмо ветерану Великой Отечественной войны"

Аннотация и пояснения к уроку: Преподавание ведётся по программе под редакцией Т.А. Ладыженской. УМК: Русский   язык. 6 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений / под ред. Т.А...

Урок русского языка на тему: "Жанры деловой речи"

Цели: систематизировать знания  об официально-деловом стиле;             закрепить основные понятия путем тренировочных упражнений...

Развитие критического мышления на уроках русского языка через чтение и письмо.Подготовка к ОГЭ.

Данный материал может использоваться на уроке русского языка в 9 классе при подготовке Основного Государственного Экзамена.Работа с текстом....