Итоговый тест по литературе в 9 классе
учебно-методическое пособие по русскому языку (5 класс) по теме


Предварительный просмотр:

           

                     Итоговый тест по литературе в 9 классе.

         Составила учитель русского языка и литературы Овсова Т.В.

              (СПб ГБОУ школа № 181 Центрального района)

  1. Назовите литературное направление, родоначальником которого в русской литературе принято называть В.А.Жуковского.

  1. Какое литературное направление строится на принципах художественного историзма?

  1. Назовите литературное течение конца 18- начала 19 века, возникшее в Западной Европе и России, характеризующееся возведением в основной критерий оценки добра и зла человеческого чувства, а не разума.

  1. Укажите название литературного направления, царившего в русской литературе 18 века, опиравшегося на культ античности и разума.

  1. Укажите термин, которым называют часть литературного произведения, которая непосредственно предшествует началу и развитию основного действия.

  1. Каким термином называют событие, определяющее начало действия в литературном произведении?

                               Из Древнерусской литературы.

  1. О каком герое « Слова о полку Игореве» автор пишет: « Куда, тур, поскачешь, своим златым шлемом посвечивая, там лежат  поганые головы половецкие!»

  1. Какой князь обращается к своей дружине со словами: « Хочу копье преломить у степи Половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить, либо испить шеломом  из  Дону»?

      3.Какая героиня скорбит о павших воинах князя Игоря?

4.Укажите термин, которым литературоведение определяет средство художественной выразительности, представляющее собой устойчивое сочетание слов: « черный ворон, серый волк, синее море» и т.д.

                                        Из литературы 18 века.

  1. Для кого из русских поэтов- энциклопедистов 18 века поэтическое творчество было важным средством просветительской пропаганды передовых научных и общественно- патриотических идей:

« Науки юношей питают, Отраду старым подают…»

2.Укажите фамилию русского комедиографа, чья пьеса « Недоросль» явилась просветительской сатирой на нравы русского дворянства 2-й половины 18 века?

  1. Какой русский поэт 18 века положил начало слиянию двух направлений в поэзии- оды и сатиры- и разрушил чистоту классицистического жанра в своих стихотворениях « Ода к Фелице», « Вельможа»?

  1. Какая проблема стала ведущей проблемой в комедии «НЕДОРОСЛЬ»?

  1. Укажите фамилию персонажа комедии « Недоросль», который становится рупором авторских идей, резонером и основным положительным героем.

                       Из литературы 19 века  (Первая половина).

1.Назовите фамилию русского поэта 19 в., творчество которого способствовало росту популярности в русской литературе жанров баллады и элегии.

  1. Как называется баллада, которая начинается со слов: « Раз в крещенский вечерок девушки гадали…»?

  1. Какое стихотворение А.С. Пушкина  построено на приеме антитезы: первая часть - идиллические картины природы, вторая часть- обличение невежества и рабства?

  1. Укажите название произведения А.С. Пушкина, открывающееся посвящением М.Плетневу: « Прими собранье пестрых глав…»?

                                               М.Ю.Лермонтов.

  1. Какое литературное направление, построенное на принципах художественного историзма, стало новым этапом развития русской литературы к середине 18 столетия?

  1. К какому известному в литературоведении социально-психологическому типу относят образы Онегина и Печорина?

  1. Где разворачивается основное действие романа « Герой нашего времени»?

                                                    Н.В.Гоголь.

  1. Какой композиционно-стилистический прием, заключающийся в отступлении автора от непосредственного повествования , использует Н.В.Гоголь в поэме « Мертвые души»?

  1. Какой художественный прием использует Гоголь, описывая лай собаки во дворе у Коробочки: « хрипел, как хрипит певческий контрабас…»?

3.Какого героя своей поэмы Гоголь называет « прорехой на человечестве»?

                                                А.С.Грибоедов.

  1. Черты какого литературного  направления сохраняются в комедии Грибоедова?

  1. Кто из героев комедии « Горе от ума» первым распускает слух о сумасшествии Чацкого?

Из литературы конца 19- начала 20 века.

  1. Назовите русского писателя, который говорил: « Фамилию я отдал медицине, с которой не расстанусь до гробовой доски», и подписывал свои произведения псевдонимом Антоша Ч..

  1. Какой социально-психологический тип представляют герои рассказов « Толстый и тонкий», « Хамелеон», « Человек в футляре»?

  1. Укажите название сборника произведений  И.А.Бунина, частью которого является рассказ « Чистый понедельник».

  1. Какое древнерусское сказание цитирует героиня рассказа « Чистый понедельник»: « Был в русской земле город, названием Муром, в нем же самодержствовал благоверный князь, именем Павел. И вселил к жене его диавол летучего змея…»?

  1. Как называется средство создания образа героя, строящегося на описании его внешности?

                            Из литературы 20 века (вторая половина).

  1. Укажите фамилию русского писателя, получившего широкую известность благодаря своим литературным произведениям: « Архипелаг ГУЛАГ», « Один день Ивана Денисовича», « В круге первом».

  1. Укажите фамилию русского поэта, автора поэм « За далью- даль», « Василий Теркин».

  1. Как называется глава поэмы « Василий Теркин», фрагмент из которой приведен ниже?

Как плоты , пошли понтоны,

Громыхнул один, другой

Басовым, железным тоном,

Точно крыша под ногой.

И плывут бойцы куда-то,

Притаив штыки в тени….

     ОТВЕТЫ:

  1. романтизм
  2. реализм
  3. сентиментализм
  4. классицизм
  5. экспозиция
  6. завязка

                                Из Древнерусской литературы:

  1. Всеволод, князь Трубачевский и Курский (брат Игоря)
  2.  князь Игорь Новгород-Северский
  3. Ярославна ( Ефросинья Ярославна - жена князя Игоря)
  4. эпитеты

                                 Из литературы 18 века:

  1. Ломоносов
  2. Фонвизин
  3. Державин
  4. воспитание
  5. Стародум

                        Из литературы первой половины 19 века:

  1. Жуковский
  2. « Светлана»
  3. « Деревня»
  4. « Евгений Онегин»

                                           М.Ю.Лермонтов:

  1. реализм
  2. « лишний человек»
  3. на Кавказе

                                           Н.В.Ломоносов:

  1. лирические отступления
  2. сравнение
  3. Плюшкин

                                         А.С.Грибоедов:

  1. классицизм
  2. Софья

                           Из литературы второй половины 20 века:

  1. Солженицын
  2. Твардовский
  3. « Переправа»

                Из литературы конца 19- начала 20 века:

  1. Чехов
  2. « маленький человек»
  3. « Темные аллеи»
  4. « Сказание о Петре и  Февронии»
  5. портрет


Предварительный просмотр:

Методическая разработка учителя русского языка Овсовой Татьяны Владимировны, работающей в СПб ГБОУ школе 181 Центрального района.                          

                     Изложение в системе работы по развитию речи.

Изложению можно учить, осуществляя ряд тренировочно - обучающих изложений,

Тренируя память в самостоятельных пересказах текстов, осваивая стилистику разных авторов, обогащая свой лексикон.

 Первой задачей учителя является отбор текстов малой формы.

 При выборе текста ставка делается на высокохудожественные произведения известных русских писателей. Творческая манера художника слова, своеобразие его индивидуальности, отбор им языковых средств, использование образно-выразительных средств языка, жанровые особенности, оригинальность темы- всё это позволяет сформировать положительную мотивацию к русскому языку как учебному предмету.

 Выбор формы работы: изложение как вид письменного упражнения в развитии речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного способствуют развитию хорошей памяти, логики, мышления, языкового чутья.

  Изложение может быть по полноте передачи содержания  и языковых средств подробным, сжатым. По типам: повествованием, описанием, рассуждением; по стилю: художественным, публицистическим, научно-популярным.

  Определение вида обучающего мини-изложения со стороны языкового разбора текста, в процессе которого обращается внимание на вопросы, связанные с изучаемым или повторяемым материалом по курсу русского языка: связь темы и композиции, лексики и идеи, типа речи и  слов  определённой морфологической характеристики, жанра и синтаксических конструкций.

  На начальном этапе самостоятельной работы учащихся полезно использовать форму свободного диктанта, для которого следует разбить текст на части и записывать его последовательно. Это повысит внимание к стилю, к образам, к деталям.

 Для тренировки в запоминании сложных мыслей, выраженных с помощью сложного предложения, возможно, многокомпонентного , полезно предлагать в готовой записи на доске фрагменты текстов, чтобы проанализировать из непростой строй. Принципиально важно, что писатель передаёт идею текста с помощью сложной синтаксической конструкции.

                                             Примеры текстов.

  В Москве уже лет тридцать и больше я наблюдал чудесное время, названное мною весной света, когда первый воробей запоёт по-своему в стенной печурке, желоб высунет из себя ледяной язык, и с него закапает, и поперёк тротуара побежит первый маленький ручей.

                                                                  ( 40 слов в одном предложении).

                                                Обращение к другу.

  Где ты, мой друг, за долами и за синими морями? Или ты был у меня, и это я зову тебя из прошлого, или надеюсь увидеть тебя в будущем? Как бы мне хотелось всё своё тебе рассказать, во всём с тобой посоветоваться.

                                                    ( 44 слов в трёх предложениях по Пришвину  М. М.)

       Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых бутонов. Цветение его совпало с самыми короткими ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночь напролёт, зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что на небе хорошо видны горные вершины облаков. Кое-где на их снеговой крутизне можно заметить розовый отблеск солнечного света.

                              ( 62 слова в трёх предложениях по Константину Паустовскому).

         В этих художественных фрагментах переданы реалии русской национальной жизни и в природе, и в мироощущении.

  Со стороны синтаксиса можно обратить внимание на различного рода осложняющие компоненты в простых частях сложной конструкции. Для того, чтобы синтаксически целое было понятно по структуре, следует научить:

  1. Выделять на слух грамматические основы предложений;
  2. Слышать и различать интонацию конца предложений и другие виды интонаций;
  3. По мере узнавания отдельных простых частей в составе сложного фиксировать внимание на средствах смысловой и грамматической связи. В этом случае помогают вопросы:

- Сколько предложений было прочитано?

- Сколько частей в сложном предложении?

- Каким видом связи соединены части в одно целое?

- С помощью каких грамматических средств связаны части в целое?

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый тест по литературе 11 класс, 2 курс СПО

Данный тест по литературе предполагает проверку знаний учащихся 11 класса (2 курса СПО). Активизирует память, помогает систематизировать полученные знания при подготовке к написанию итогового сочинени...

Итоговый тест по литературе. 5 класс.

Итоговый тест по литературе.5 класс.1.Произведения, которые ты прочитал. 1.. Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях:     а) сказка...

Итоговый тест по литературе. 6 класс.

Итоговый тест по литературе. 6 класс. I вариант1. Стихотворение А.С. Пушкина «И.И. Пущину» это:1)     Дума2)...

Итоговый тест по литературе. 5 класс

Презентация с итоговыми вопросами по литературе за 5 класс. Тест состоит из четырех частей. В конце теста можно найти ответы....

Итоговый тест по литературе 5 класс

Материал промежуточной аттестации...

Итоговый тест по литературе. 6 класс

Итоговый тест по литературе для 6 класса по программе Т.Ф.Курдюмовой...

Итоговый тест по литературе 6 класс(по Коровиной)

Материал может использован в качестве итогового контроля знаний учащихся...