урок русского языка в 7 классе по теме: "Развитие речи. Сочинение-рассказ по данному сюжету"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Лопина Алла Петровна

подробный конспект урока  русского языка в 7 классе по развитию речи на основе упражнения 402 "Сочинение-рассказ по данному сюжету "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 7-м классе «Развитие речи. Сочинение-рассказ по данному сюжету»

                                                   Лопина Алла Петровна, учитель русского языка и литературы

                                         Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка

Цели:

-развивать навыки написания сочинений по данному сюжету;

- дать оценку поступкам мальчиков;

- подвести детей к понятию «цена свободы»

Методические приемы: элементы анализа текста, составление плана,

устный рассказ, написание сочинения.

                                     Ход урока

I.    Проверка домашнего задания:

  Упражнение 401

- какова основная мысль стихотворения?

-как вы его озаглавили?

-какие частицы вы выписали?

-укажите разряд частиц, объясните их правописание.

II.    Объявление темы урока, подготовка к сочинению по упражнению 402, стр.185.

1. Чтение задания упражнения 402.

     Обратить внимание детей на то, что сочинение не по данному началу, а по сюжету. В упражнении ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих содержание произведения. Наша задача – дополнить сюжет диалогом, авторской оценкой действий мальчиков, описанием ножика, снегиря.

  2. Определить стиль рассказа.

Рассказ будем писать в художественном стиле с элементами публицистического стиля, так как мы выразим свое отношение к поступкам мальчиков.

3.  Беседа по сюжету.

- Какие описания вы введете в сюжет?

 (Описания ножика, снегиря.)

            А)   Витин ножик складывался и становился маленьким. Но, несмотря на небольшой размер, ножик имел несколько специальных приспособлений: вилочку, ножницы, штопор, а главное, несколько ножичков. Ручка ножика была перламутровая и переливалась на солнце. Нож – мечта любого мальчишки. Витя никому не отказывал в помощи. Он чинил карандаши, помогал разрезать газеты библиотекарю и никогда не расставался со своим любимым ножом.

                Б)   Снегирь был очень красивый, особенно его грудка, похожая на красное яблоко, но ему было страшно, и когда Петька отпускал веревочку, он летел к окну и больно бился грудкой о стекло. Снегирь устал, клювик беспомощно раскрылся, он тяжело дышал и все пытался улететь от своего мучителя. Но Петька  дергал нитку, и снегирь начинал беспомощно махать крыльями, теряя силы.

- Надо ли описывать внешность мальчиков?

(нам неважно, как они выглядят, а важно, как они ведут себя, какие поступки совершают)

- Включим ли мы в наш рассказ диалог?

(диалог можно вставить в момент разговора между Витей и Петькой)

Глядя на мучения снегиря, Витя не выдержал. Он подошел к Петьке и сказал:

- Зачем ты его мучаешь? Ему же больно!

- А тебе-то что?- огрызнулся Петька,- мне нравится, как он кувыркается.

-Отпусти, он помрет!

-А, жалко? Тогда давай ножик и проваливай со своим снегирем!

- Хорошо, возьми ножик и давай скорее снегиря!

-От чьего имени будем писать наш рассказ? (Это может быть Витя, его папа, Петька).

-Как мы озаглавим рассказ?

(Обмен, Цена свободы)

- Авторская оценка описываемых событий как-то проявляется?

 ( Автор  с симпатией относится к Вите и явно неодобрительно – к Петьке . Это заметно и по именам мальчиков).

-На что нужно обратить внимание в конце рассказа?

(радость Петьки от заполучения ножа, радость Вити,  от того что снегирь получил свободу, на настроение Вити, который спас жизнь птицы)

Учитель:

   Ребята, конечно, Петька достиг своей цели: получил заветный нож. Но какой ценой? Он мучил птичку, и об этом мы напишем. Можно передать радость освобожденного снегиря, получившего свободу и счастливо  вспорхнувшего из рук Вити. И, я думаю, вы согласитесь со мной, что настроение Вити, спасшего несчастную птаху, будет приподнятым от сознания, что он не такой, как Петька. Вот вам и мораль: дорог подарок папы, но свобода дороже, даже если это свобода птички. В этом заключается философский смысл нашего рассказа.

            Витя отдал ножик, и обмен состоялся. Он снял нитку с лапки птицы, пригладил ей взъерошенные перышки, влез на подоконник и открыл форточку. Снегирь встряхнулся и радостно вылетел в окно.

          Изумленные таким поступком Вити ребята молча смотрели то на него, то на                         Петьку. Им не верилось, что Петька заберет нож. Но тот, посвистывая, вышел из класса.

Дома Витя рассказал папе, как он лишился ножа. Папа погладил Витю по голове и сказал:

-Молодец, сынок, ты растешь хорошим человеком, а ножик  я тебе привезу из следующей поездки.

 III. Написание черновиков сочинения-рассказа

IV. Задание на дом:

Дописать сочинение.



Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 7-м классе «Развитие речи. Сочинение-рассказ по данному сюжету»

                                                   Лопина Алла Петровна, учитель русского языка и литературы

                                         Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка

Цели:

-развивать навыки написания сочинений по данному сюжету;

- дать оценку поступкам мальчиков;

- подвести детей к понятию «цена свободы»

Методические приемы: элементы анализа текста, составление плана,

устный рассказ, написание сочинения.

                                     Ход урока

I.    Проверка домашнего задания:

  Упражнение 401

- какова основная мысль стихотворения?

-как вы его озаглавили?

-какие частицы вы выписали?

-укажите разряд частиц, объясните их правописание.

II.    Объявление темы урока, подготовка к сочинению по упражнению 402, стр.185.

1. Чтение задания упражнения 402.

     Обратить внимание детей на то, что сочинение не по данному началу, а по сюжету. В упражнении ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих содержание произведения. Наша задача – дополнить сюжет диалогом, авторской оценкой действий мальчиков, описанием ножика, снегиря.

  2. Определить стиль рассказа.

Рассказ будем писать в художественном стиле с элементами публицистического стиля, так как мы выразим свое отношение к поступкам мальчиков.

3.  Беседа по сюжету.

- Какие описания вы введете в сюжет?

 (Описания ножика, снегиря.)

            А)   Витин ножик складывался и становился маленьким. Но, несмотря на небольшой размер, ножик имел несколько специальных приспособлений: вилочку, ножницы, штопор, а главное, несколько ножичков. Ручка ножика была перламутровая и переливалась на солнце. Нож – мечта любого мальчишки. Витя никому не отказывал в помощи. Он чинил карандаши, помогал разрезать газеты библиотекарю и никогда не расставался со своим любимым ножом.

                Б)   Снегирь был очень красивый, особенно его грудка, похожая на красное яблоко, но ему было страшно, и когда Петька отпускал веревочку, он летел к окну и больно бился грудкой о стекло. Снегирь устал, клювик беспомощно раскрылся, он тяжело дышал и все пытался улететь от своего мучителя. Но Петька  дергал нитку, и снегирь начинал беспомощно махать крыльями, теряя силы.

- Надо ли описывать внешность мальчиков?

(нам неважно, как они выглядят, а важно, как они ведут себя, какие поступки совершают)

- Включим ли мы в наш рассказ диалог?

(диалог можно вставить в момент разговора между Витей и Петькой)

Глядя на мучения снегиря, Витя не выдержал. Он подошел к Петьке и сказал:

- Зачем ты его мучаешь? Ему же больно!

- А тебе-то что?- огрызнулся Петька,- мне нравится, как он кувыркается.

-Отпусти, он помрет!

-А, жалко? Тогда давай ножик и проваливай со своим снегирем!

- Хорошо, возьми ножик и давай скорее снегиря!

-От чьего имени будем писать наш рассказ? (Это может быть Витя, его папа, Петька).

-Как мы озаглавим рассказ?

(Обмен, Цена свободы)

- Авторская оценка описываемых событий как-то проявляется?

 ( Автор  с симпатией относится к Вите и явно неодобрительно – к Петьке . Это заметно и по именам мальчиков).

-На что нужно обратить внимание в конце рассказа?

(радость Петьки от заполучения ножа, радость Вити,  от того что снегирь получил свободу, на настроение Вити, который спас жизнь птицы)

Учитель:

   Ребята, конечно, Петька достиг своей цели: получил заветный нож. Но какой ценой? Он мучил птичку, и об этом мы напишем. Можно передать радость освобожденного снегиря, получившего свободу и счастливо  вспорхнувшего из рук Вити. И, я думаю, вы согласитесь со мной, что настроение Вити, спасшего несчастную птаху, будет приподнятым от сознания, что он не такой, как Петька. Вот вам и мораль: дорог подарок папы, но свобода дороже, даже если это свобода птички. В этом заключается философский смысл нашего рассказа.

            Витя отдал ножик, и обмен состоялся. Он снял нитку с лапки птицы, пригладил ей взъерошенные перышки, влез на подоконник и открыл форточку. Снегирь встряхнулся и радостно вылетел в окно.

          Изумленные таким поступком Вити ребята молча смотрели то на него, то на                         Петьку. Им не верилось, что Петька заберет нож. Но тот, посвистывая, вышел из класса.

Дома Витя рассказал папе, как он лишился ножа. Папа погладил Витю по голове и сказал:

-Молодец, сынок, ты растешь хорошим человеком, а ножик  я тебе привезу из следующей поездки.

 III. Написание черновиков сочинения-рассказа

IV. Задание на дом:

Дописать сочинение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Презентация к уроку русского языка 10 класс."Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8."

Презентация  по теме:" "Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8." 10 класс. Презентация состоит из 12 слайдов, включающих как теоретический материал по теме урока, так...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....

Урок русского языка 7 класс "Причастие как часть речи"

Данная разработка поможет учителю в организации  первого урока по теме "Причастие". Урок русского языка для 7 класса по теме "Причастие какчасть речи" полностью соотвествует с...

урок русского языка 7 класс « Союз как часть речи»

Тип урока : открытие новых знаний...