Статья "Логико - алгоритмический метод обучения на уроках русского языка.
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Меркушева Надежда Николаевна

В данной статье содержатся рекомендации  при использовании логико -алгоритмического  метода обучения на уроках русского языка. Эффективное использование этого метода при изучении орфограмм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logiko.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Логико – алгоритмический метод обучения на уроках русского языка.

 Под алгоритмом, как известно, понимается общепринятое и однозначное предписание, определяющее процесс последовательного преобразования исходных данных в искомый результат. Умение применять алгоритмы важно для развития логического мышления. Существует два способа обучения алгоритмам: а) сообщение готовых алгоритмов, что является вариантом  догматического метода обучения и поэтому ограничивает развитие активности и творческого мышления учащихся,

б) подведение учащихся к самостоятельному открытию необходимых алгоритмов, что является вариантом  эвристического метода обучения.

    Поэтому на уроках русского языка учитель должен учитывать степень сложности изучаемого материала. В обоих случаях полезно применять специальную  краткую запись алгоритмов. Формы записи алгоритмов могут быть различные как словесные, так и схематические. Не каждый ученик, выучив грамматику, может её пользоваться. Знание и умение применять то или иное правило – не одно и тоже . По существу, алгоритм – это пошаговый  способ действия для получения определенного результата. Алгоритмы не только способствуют управлению  мыслительной  деятельностью учащихся, но и позволяют обеспечить ученику прочные знания и умения. Работать с алгоритмами на уроках русского языка необходимо начинать с 5 класса. Чтобы алгоритмы были правильными и эффективными, надо знать  уровень развития учащихся, выявить  и проанализировать  каким материалом владеют , а  каким – нет. Особая роль принадлежит алгоритмам в формировании орфографических умений и навыков. Очень часто ученики знают правило, но на письме допускают ошибки. Причина в том, что они не владеют способом применения правила. На первых уроках русского языка в 5 классе желательно составить обобщенный алгоритм выбора орфографических правил, пригодный для большинства орфограмм.

1.Выделить орфограмму.

2.Установить, в какой части слова находится орфограмма: в приставке, в корне, в суффиксе или в окончании.

3.Определить часть речи.

4. Выбрать правило и применить его.

  Обнаружив орфограмму, например, безударную гласную и, определив, что она находится в корне, ученик решает, является она проверяемой, непроверяемой или чередующейся. Так, чтобы применить правило о правописании  безударных гласных в  корнях, необходимо:

1.выяснить лексическое значение слова;

2.поставить ударение, выделить безударную  гласную;

3.разобрать слово по составу;

4.подобрать однокоренные слова;

5.выбрать из данных слов проверочное,  поставить  ударение;

6. объяснить написание гласной.

    Алгоритмы позволяют лучше осмысливать теоретический материал, применять его на практике, дают ученику уверенность в своих силах и стимул к учебе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский метод на уроках русского языка и литературы

Выступление на региональной научно-практической конференции"Концептуальные основы изучения филологических дисциплин в современной школе и вузе"...

Обобщение опыта по теме самообразования: «Нестандартные формы и методы проведения уроков русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

Нетрадиционные формы урока -  одна из форм активного обучения. Проведение нетрадиционных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести в...

Использование активных методов на уроках русского языка, обеспечивающих личностный рост учащихся

Я попыталась показать, как  применение нестандартных, игровых форм, использование элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо помогает в обучении русскому язык...

Статья "Технология деятельностного метода на уроках русского языка и литературы!

В данной статье рассматривается вопрос, посвященный использованию теории деятельностного метода на современных уроках русского языка, соответствующих требованиям ФГОС. Приложением к статье является ко...

"Кейс-метод на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностй учащихся с девиантным поведением"

В передовом опыте представлен материал  урочной и внеурочной деятельности. Используя кейс-технологии на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе, я развиваю творческие спос...

Обобщение опыта работы "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ"

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «ООШ п.Анисовский»  Ребро Любови Вячеславов Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод про...