Рабочая программа элективного курса Трудные случаи орфографии в 9 классе
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Кушкова Наталья Рафаиловна

Программа  ориентирована  на языковое развитие учащихся 9 класса. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они   расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти итоговую государственную аттестацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Программа курса «Трудные случаи  орфографии» разработана в связи с

  • невысоким уровнем грамотности учащихся;
  • с недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга.

Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:

  1. повышение качества знаний учащихся по русскому языку;
  2. поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка;
  3. подготовка к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ.
  4. формирование функциональной грамотности учащихся, необходимой для дальнейшей жизни.

Программа  ориентирована  на языковое развитие учащихся 9 класса. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они   расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти итоговую государственную аттестацию.

Актуальность программы определяется  и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический). Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала.  В этом состоит отличительная особенность данной программы от уже существующих.

Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:

  •  коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
  •  интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
  •  информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
  •  организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Структура курса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка. 6 и 7 классы рассматривается как этап основного учения, имеющий  морфолого-орфографическую направленность и включающий в содержание  вводный курс синтаксиса и пунктуации.

Структура курса выстроена в соответствии с УМК под редакцией Т.А. Ладыженской.

2. Цель программы:

Обеспечить условия для успешного освоения учащимися трудных случаев орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.

Задачи:

  1. Способствовать осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
  2. Содействовать формированию навыка относительной орфографической грамотности;
  3. Способствовать развитию метапредметных умений и навыков.
  4. Обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).

3. Сроки реализации программы.

Объем курса  – 17 часов.

Количество часов в неделю – 1 час в 1 полугодии.

4. Формы, виды занятий.

Курс "Трудные случаи орфографии" имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают  самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.

На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.

Программой предусмотрены практические  занятия.

5. Методы  обучения.

  1. Объяснительно-иллюстративный;
  2. Частично-поисковый, исследовательский;
  3. Словесно-наглядный, практический;
  4. Самостоятельная работа учащихся с информацией.

  1. Средства обучения.

Предметные: тексты, предложения, слова.

Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование.

Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Технические:, компьютер.

  1. Ожидаемые результаты и способы определения их достижения.

После изучения курса учащиеся должны знать

  • правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; правила постановки знака препинания или его отсутствия;
  • условия, от которых зависит написание;
  • норму, действующую при данных условиях;
  • последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
  • приёмы разграничения схожих написаний.

уметь

  • правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
  • правильно писать сложные слова,
  • правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
  • правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
  • правильно писать не с разными частями речи;

Способом определения достижения ожидаемых результатов станут проверочные и тестовые работы, проводимые после каждой большой темы.

8. Формы подведения итогов реализации программы.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста.

Содержание программы

Введение (1)

Некоторые сведения из истории орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей. Основные принципы русской орфографии.

Глагол(1)

Глагольные формы. Правописание личных окончаний глаголов. Употребление Ь знака в различных глагольных формах.

Правописание суффиксов (1)

Правописание суффиксов глаголов, причастий, деепричастий

Правописание приставок(1)

 Группы приставок, соотносящиеся с разными принципами написания. Роль смыслового анализа при написании приставок ПРЕ- и ПРИ-

Правописание гласных в корне. (1)

Безударные проверяемые и непроверяемые гласные. Роль смыслового анализа при  подборе однокоренного  слова. Безударные гласные в корнях заимствованных слов.

Чередующиеся гласные в корне. Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями.

Гласные после шипящих в различных морфемах (1)

Правописание согласных (1)

Правописание согласных в корне. Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные. Чередующиеся согласные в корне и связанные с этим орфографические трудности. Согласные на стыке морфем.

Правописание Н и НН в словах разных частей речи (2)

Правописание наречий (1)

Слитное и дефисное написание сложных слов (1)

Правописание производных предлогов (1)

Особенности правописания производных предлогов. Смысловые, грамматические, орфографические отличия союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от созвучных сочетаний слов.

Правописание корней с чередованием (2)

Правописание корней, проверяемых ударением (-гар-/-гор-, -зар-/зор-). Правописание корней, проверяемых последующими согласными (-лаг-/-лож-, -ращ-/-рос-/-раст-). Правописание корней, проверяемых последующим суффиксом –а- (-бир-/-бер-, -стел-/-стил- и пр.)

Правописание приставок (2).

Правописание –з-/-с- на конце приставок. Условия выбора гласной в приставке пре-/при-. Отличие приставки от части корня.

Не с различными частями речи (2)

Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи

Различение НЕ и НИ (1)

Различение приставки НИ-, частицы НИ, союза НИ-НИ. Различение НЕ и НИ.

Написание строчных и прописных букв

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Дата

Форма проведения

Форма контроля

план

факт

1

Введение. Некоторые сведения из истории орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей. Основные принципы русской орфографии.

1

Лекция с элементами беседы

Вводный.

Проверочная работа.

2

Глагол. Глагольные формы. Правописание личных окончаний глаголов. Употребление Ь знака в различных глагольных формах

1

Практикум

Творческий диктант

3

Правописание суффиксов глаголов, причастий, деепричастий

1

Семинар

Тест (№35, 36)

4

Правописание приставок. Группы приставок, соотносящиеся с разными принципами написания. Роль смыслового анализа при написании приставок ПРЕ- и ПРИ-

1

Практикум

Юмористический диктант

5

Правописание гласных в корне. Безударные проверяемые и непроверяемые гласные. Роль смыслового анализа при  подборе однокоренного  слова. Безударные гласные в корнях заимствованных слов.

1

Урок словесности

(по литератур. произв.)

Проверочная работа по перфокартам

6

Чередующиеся гласные в корне. Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями.

1

Тест

Словарный диктант

7

Гласные после шипящих в различных морфемах

1

Работа над текстом

Карточки с заданиями

8

Правописание согласных в корне. Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные. Чередующиеся согласные в корне и связанные с этим орфографические трудности. Согласные на стыке морфем.

1

Подготовка к творческой работе

Сочинение по опорным словам

9-10

Н и НН в словах разных частей речи

2

Составление алгоритма

Словарный дик-тант. Тест (с.111)

11

Правописание наречий

1

Практикум

Диктант со взаимопроверкой

12

Слитное и дефисное написание сложных слов

1

Урок словесности

Словарный диктант

13

Особенности правописания производных предлогов. Смысловые, грамматические, орфографические отличия союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от созвучных сочетаний слов.

1

Составление таблицы

Тест

14-15

Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи

2

Составление алгоритма. Работа по алгоритму

Проверочный диктант

16

Различение приставки НИ-, частицы НИ, союза НИ-НИ. Различение НЕ и НИ. Написание строчных и прописных букв

1

Лекция с текущим контролем

Диктант со взаимопроверкой

17

Итоговый тест

1

Ресурсное обеспечение программы

Литература для обучающихся

  1. Граник, Г. Г. Секреты орфографии: кн. для учащихся 5-7 классов / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М. : Просвещение, 1991.
  2. Долбик, Е. Е. Русский язык: таблицы, схемы, упражнения: для поступающих в вузы / Е. Е. Долбик, В. Л. Леонович, В. А. Саникович. – Минск : Вышэйшая школа, 2008.
  3. Панов, М. В. Занимательная орфография: кн. для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов / М. В. Панов. – М. : Просвещение, 1984.
  4. Панов, М. В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках / М. В. Панов. – М., 1964.
  5. Печенёва, Т. А. Будем учиться писать грамотно. – Минск : Пейто, 1998. – 176 с.
  6.  Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанжакова, Н. П. Кабанова. -- 4-е изд., испр. – М. : ЧеРо, 2001.
  7. Солодовникова, Э. В. Русский язык в таблицах и схемах : для школьников / Э. В. Солодовникова. - 2-е изд. – Минск : Аверсэв, 2007.

Литература для учителя

  1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков : пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. – М., 1987.
  2. Баранов, М. Т. Обучение орфографии в 4-8 классах / М. Т. Баранов, Г. М. Иваницкая. – Киев, 1987.
  3. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. – М., 1966.
  4. Гольдин, З. Д. Русский язык. Таблицы и тесты / З. Д. Гольдин, В. Н. Светлышев. – М. : Издатель Булатникова И. С., 2004.
  5. Иванова, В. Ф. Принципы русской орфографии / В. Ф. Иванова. – Л., 1977.
  6. Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии: пособие для учителей / В. Ф. Иванова. – 2-е изд., перераб. - М., 1982.
  7. Лисовская, Е. А. Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии / Е. А. Лисовская. – Минск : Бел. ассоц. «Конкурс», 2007.
  8. Мурашов, А. А.  Абсолютная грамотность: пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента / А. А. Мурашов. – 2-е изд., испр. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
  9. Пронина, И. В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа / И. В. Пронина. – М. : Просвещение, 1964.
  10. Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе : кн. для учителя / М. М. Разумовская. – 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1996.
  11. Рождественский, Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания / Н. С. Рождественский. – М. : Изд. АПН РСФСР, 1960.
  12. Русское правописание сегодня: О правилах русской орфографии и пунктуации / С. Н. Борунова [и др.]; под ред. В. В. Лопатина. – М. : Дрофа, 2006

Электронные образовательные ресурсы  (в том числе Internet-ресурсы).

http://school-collection.edu.ru - Единая Национальная Коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://abc.edu-net.khb.ru - краевой образовательный портал «Пайдейя»

http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Katalog.htm - сайт «Образовательные ресурсы и Интернет»

http://www.5ballov.ru - сайт «5 баллов.ру»

http://slovesnik-oka.narod.ru/index.htm  сайт  «Словесник»

http://school-collection.edu.ru/ единая коллекция ЦОР

http://www.gramota.ru/ Грамота.ру

http://likbez.spb.ru/ портал «Тесты по русскому языку»

http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm   портал «Основные правила грамматики русского языка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективных курсов "Трудные случаи пунктуации".11 класс.

Этот курс представляет собой систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся качественно подготовиться к ...

Программа элективных курсов "Трудные случаи орфографии". 10 класс.

Курс "Трудные случаи орфографии" 10 класс представляет систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся ка...

Рабочая программа факультативного курса "Трудные случаи орфографии и пунктуации"

Программа  ориентирована  на языковое развитие учащихся 6-7 классов....

Дополнительная образовательная программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации ( историко – литературоведческий аспект)» 11 класс

Программа элективного курса предполагает многоаспектный подход к изучению становления грамматики русского литературного языка. В ходе изучения курса учащиеся познают, как образовывалась русская орфогр...

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии  русского языка»для 11 класса...

Рабочая программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» для 9 класса

      Рабочая программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» для  9 класса...