Урок русского языка по теме: "Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Еськова Марина Васильевна

Данный конспект урока предназначается для обучающихся 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou1.docx40.84 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Льгова»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе

Тема: "Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"

Разработала: учитель русского языка и литературы Еськова М.В.

2013

Класс: 6

Предмет: русский язык

Учебник: «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012г., автор: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.

Название раздела, темы: Морфология. Прилагательное.

Тема     урока:     «Н-НН     в     суффиксах     прилагательных,     образованных     от сущ ествительных»

Цели урока:

1.            Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных».

2.    Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость.

3.       Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе, чувство прекрасного, приобщить к музыке, живописи, совершенствовать читательский вкус.

4.   Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий

Планируемые результаты:

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства   обучения:   компьютер,   проектор,  учебник,      карточки   с  текстом, алгоритм;

словари русского языка (орфографический, толковый, фразеологический);

музыкальные фрагменты :

1.  П. И. Чайковский «Лебединое озеро»;

2.  Сен-Сане «Лебедь»;

репродукции картин М. Врубеля «Лебедь» и «Царевна-Лебедь».

Методы и приемы: словесные, наглядно - практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Литература:

1.    «Нестандартные уроки. Русский язык. 5 - 11»,автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010

2.    «Уроки русского языка в 6 классе», 2 части, автор-составитель: Н. О. Крамаренко, Волгоград, 2005

3.    Популярное пособие для родителей и педагогов «И учеба, и игра: русский язык», авторы: Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова.

4.    Учебник «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2011, авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство

Ресурсы сети Интернет:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

2.  Разработки уроков, презентации, конспекты занятий ( http://www.testsoch.com)

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация

личностные:

Включение детей в

начала занятия

мобилизация внимания,

деятельность.

Включение в

уважение к окружающим;

Учитель: - Здравствуйте,

работу,

коммуникативные:

ребята! Я очень рада вас

самоопределение

планирование учебного

видеть! Наш урок сегодня

сотрудничества с

пройдет под девизом:

учителем, сверстниками;

«Ученику - удача, учителю -

регулятивные:

радость!»

саморегуляция

Мотивация к

коммуникативные УУД:

Учитель: - Ребята, как вы

Обучающиеся

учебной

определение целей

считаете, обязательно ли

делают вывод о

деятельности

функций участников,

писать грамотно? Может,

том, что

способов взаимодействия,

достаточно того, что мы

грамотным

Актуализация

знаний и фиксация

затруднении в деятельности

инициативное

умеем правильно говорить?

необходимо бытг

сотрудничество в сборе и

(чтение стихотворения

но для этого

обработке информации,

«Кабутта»)

нужно учить

владение монологической

русский язык.

и диалогической формой

У Оли в тетрадке

речи;

Опять непорядки. Писала два утра,

личностные:

Писала три утра,

самоопределение,

Я вижу - написано

установление связи

Слово «кабутта»...

между целю учения и ее

Может, это зверюшка из леса,

его мотивом, проявлять

Не простая - в сапожки обута? Или, может, Кабутта -

интерес к изучению темы.

Это город на синем просторе?

регулятивные:

Есть же город Одесса,

целеполагание

Там, где синее Черное море...

Но мама пришла,

А за нею сестра.

Встречаю с тетрадкой сестру у

дверей:

- Волшебное слово в тетрадке твоей!

Но мам а подходит И смотрит с улыбкой:

- ведь это «как будто», но только с ошибкой. -так вот что такое Кабутта, Кабутта, Ведь это простое

«Как будто», «как будто». Н. Слепакова

- Почему Олю не поняли?

- Важно ли быть грамотным?

познавательные:

выбор наиболее

эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий,

извлечение необходимой информации и ее

использование,

постановка и

формулирование

проблемы.

коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с

учителем, сверстниками,

умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами

и условиями

коммуникации.

Регулятивные:

целеполагание, самоконтроль знаний

1.Творческий орфографический

диктант (работа в группах)

♦♦♦Преобразуйте словосочетания     по      схеме: «прил. + сущ.»:

сумка    из    холста    (холщовая сумка),

платье  из  парчи***  Спарчовое

платье),

компот    из    груш    ("грушевый

компот),

обувь  из  замши***  (замшевая

обувь),

цвет апельсина (апельсиновый

цвет).

- Каково лексическое значение слов ПАРЧА, ЗАМША?

-   Обратите   внимание   на

правильное           произношение

слова        ГРУШЕВЫЙ.         От

ударения        зависит        выбор гласной           в           суффиксе прилагательного. ()

2. Работа с текстом.

1) Прочитайте название текста. («Серебряная сказка») Определите по названию тему текста. О чем пойдет речь в тексте? Я вам помогу (чтение учителем стихотворений, подсказывающих тему текста)

***

Снег падает, мелькает, вьется, Ложится белой пеленой. Вот солнце в облаках мигает, И иней на снегу сверкает.

Обучающиеся работают в

группах, после чего сверяют с эталоном на доске.

Обращение к

толковому словарю

во время работы

Орфоэпическая

характеристика во

время образования

слова

-

постановка и решение

проблемы:

формулирование задач и

целей урока;

познавательные:

применение методов

информационного поиска

коммуникативные:

умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли в

соответствии с задачами и

условиями коммуникации

регулятивные:

коррекция (внесение

необходимых коррективов

в план и способ действия)

***

Ты посмотри - какая красота!

Вечерний снег мелькает еле-

еле.

Поляна лунным светом залита

Вокруг немой заиндевелой ели.

2) Выразительно прочитаем

текст «Серебряная сказка»

вслух , подумаем над темой

и идеей текста. (Текст см. в приложении №1)

- Подтвердились ваши

гипотезы* ? О чем этот

текст? Какова основная

мысль? К какому стилю и

типу речи мы отнесем этот

текст? Какие языковые

средства присутствуют в

нем?

- Обратите внимание, что

в тексте много

прилагательных с одной и

двумя Н в суффиксах.

Давайте выпишем те слова

из текста, которые

подчеркнуты (данные слова

- на доске):

лунный -          луна

звериный -      зверь

стеклянные -    стекло

серебряный -    серебро

утренний -        утро

- Внимательно посмотрите

на данные слова. Произнесите их вслух. Подумайте, интересны ли они с точки зрения орфографии? Что в их написании необычно? Сформулируйте цель нашего занятия? Какова его тема?

Рассуждения учащихся

Читает один

ученик

Толкование слова

«гипотеза».

Работа со

словами, поиск

цели урока,

формулирование

темы.

Постановка     цели

деятельности

(«Открытие»

детьми           нового

знания)

- Посмотрим, от чего

Графическая

образованы эти

работа со словами

прилагательные. Докажем

Выполняется

это. Какие же суффиксы

словообразовател

образовали эти слова?

ьный разбор прилагательных

- Правописание суффиксов

с  Н  и  НН  складывалось  на

протяжении многих веков и

соответствует

произношению: на месте НН

произносится долгий звук, на

месте   Н       -   обычный   (не

долгий)                    согласный.

Обратимся к фонетике:

Фонетическое

сонным    /соным/,

рассмотрение

звериный /звириный/

слов

-    Как же решить вопрос

Предположения,

о выборе Н или НН в

самостоятельная

суффиксах прилагательных,

работа с правилом

образованных от

в учебнике

существительных?

Итак, читаем правило в

учебнике и внимательно

рассматриваем примеры на

доске. (См. приложение №2)

- А все ли слова

подчиняются данному

правилу? Обратите внимание

на доску (на листке - слова, в

которых пишется одна Н )

Самостоятельная

- Обратимся к листочкам на

работа с

ваших столах и рассмотрим

алгоритмом,

алгоритм работы с правилом.

комментарии.

(См. приложение №3)

Физкультминутка

«Леопольд на прогулке» (презентация Power Point)

Работа со

Первичное

познавательные:

А)От                        данных

словами,

закрепление

структурирование знаний,

существительных образуйте

расширение

выбор наиболее

прилагательные. Обоснуйте

кругозора с

эффективных способов

выбор    Н    или         НН    в

помощью

решения задач,

суффиксах:

обращения к

логические: анализ

музыке и

объектов с целью

выделения признаков,

регулятивные:

саморегуляция,

контроль(сличение

мужество - ...;

туман -...

дерево- ...;

революция - ...;

кожа - ...;

серебро - ...; лебедь -...

Каково       лексическое значение слова «ЛЕБЕДЬ»? Обратимся     к    толковому словарю.

- К какому роду относится это слово? (м. р. - чудесный лебедь)

-    А    вот    в    поэзии    и фольклоре       это       слово

употребляется   в   женском роде:

Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит;

Глядь - по верх текучих вод

Лебедь белая плывет...

А. С. Пушкин

(Звучит  отрывок  из

балета   П.   И.   Чайковского

«Лебединое   озеро».   На  его

фоне звучат слова.) Чудесная

сила          слов          ЛЕБЕЛЬ,

ЛЕБЕДИНАЯ            не      раз вдохновляла поэтов,

художников,     композиторов

на     создание      прекрасных

произведений.   Вы  слышите

божественную     музыку     из произведения         П.         И.

Чайковского   «ЛЕБЕДИНОЕ

ОЗЕРО»)

-    (На доске   - репродукции

картин          М.          Врубеля

«ЛЕБЕДЬ»    и    «ЦАРЕВНА-

ЛЕБЕДЬ»).    Посмотрите   на

прекрасное         изображение

этой птицы на репродукциях

М.Врубеля.(См.  приложение

№4)

Б) Правило выбора Н и НН

распространяется как на

полные прилагательные, та

изобразительному

творчеству.

знаний с эталоном)

Прослушивание

отрывка из балета,

приобщение к

миру искусства.

Выявление

особенностей

правописания кратких форм прилагательных. Лексическая

работа.

и на краткие формы.

- Образуйте краткую форму всех трех родов от прилагательных:

длинный - шнурок длинен, дорога длинна, слово длинно;

румяный -ребенок румян, девочка румяна, дитя румяно;

единый - коллектив един, Россия едина,

общество едино.

Обратите внимание на написание Н и НН в кратких формах женского и среднего рода (в них сохраняется столько Н, сколько их пишется в полной форме).

Подберите синонимы к

Самостоятельная

регулятивные:

слову РУМЯНЫЙ   , (розовощекий, краснощекий), антонимы (бледнолицый, бледный)

Самостоятельная

работа

обучающихся,

работа                       с

составление плана

самоконтроль.

самопроверкой    по

действий, саморегуляция;

эталону

познавательные: поиск и

- Составьте словосочетания

выделение важной

«прил. +сущ.»:

информации, применение

*

алгоритма, пошаговое

величество (природа),

выполнение задачи

былина (размах), стекло

регулятивные: оценка

(фигурка), барабан (дробь),

результатов работы.

ветер (день), шерсть

коммуникативные:

(шарф), станция

управление поведением

(смотритель)

партнера

Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего

одноклассника.

Возвращение к цели урока, ее

Включение в

познавательные:

формулировка,

систему знаний и

контроль и оценка

ответы на

повторение

процесса и результатов

вопросы.

деятельности, подведение

- Вспомним, какова была

итогов,

наша цель? Достигли мы ее? Расскажите             о

логические: выведение

правописании   Н   и   НН   в

следствий,

суффиксах прилагательных?

коммуникативные:

владение монологической

-    От    чего    образуются

формой речи, умение

рассматриваемые           нами

полно и чётко выражать

прилагательные?

свои мысли,

-   Сколько   Н   вы   будете

Восстановление

писать    в    краткой    форме

учебной

Рефлексия

личностные:

прилагательных?

мотивации.

деятельности

самоопределение, регулятивные:

саморегуляция, осознание

Выразите ваши впечатления

качества и уровня

от урока. Продолжите

усвоения знаний;

предложения:

коммуникативные:

Я узнал...

умение слушать, принятие

Мне понравилось... •

решения и его реализация.

Я открыл для себя... Было интересно...

Задание на дом

коммуникативные:

инициатива в выборе задачи, поиск и сбор

информации;

Предлагаю выбрать любой

логические: анализ

вариант домашнего

истинности утверждений,

задания:

регулятивные: оценка

- Подготовьте раздаточный

результатов работы

материал по изученному виду орфограммы (карточки с заданиями); - Придумайте грамматическую сказку на тему «Приключения Н и НН в королевстве Прилагательного»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Обобщение и систематизация знаний по теме «Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных». Урок  подготовлен для учащихся 6 класса, может использоваться для обобщения и система...

Урок русского языка в 6 классе по теме " Правописание одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"

Урок предназначен для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений, работающих по программе С.И.Львовой. Данный материал может быть использован и учителем русского языка и литературы .Учитель на д...

Урок русского языка в 6 классе по теме"Н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"

Первый урок по теме дается с использованием технологии решения изобретательских задач....

Конспект урока русского языка в 6-ом классе на тему "Н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"

Конспект урока разработам с учетом требований ФГОС и направлен на формирование УУД. В конспекте используется авторский материал (стихотворение, физминутка)...

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Н – нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Н – нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» (первый урок)Цели:- познакомить учащихся с правилом написания Н и НН в суффиксах прила...

Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н.  Цели урока: 1.   Образ...