Конспект урока русского языка в 6-ом классе на тему "Н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Чеканова Светлана Юрьевна

Конспект урока разработам с учетом требований ФГОС и направлен на формирование УУД. В конспекте используется авторский материал (стихотворение, физминутка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n_nn_v_prilagatelnyh_konspekt.docx38.8 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. П. АСТАФЬЕВА

Кафедра современного русского языка и методики.

План-конспект урока закрепления нового материала

Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных.

Выполнила: студентка 4 курса филологического факультета (заочное отделение) Чеканова С. Ю.

Проверила: доцент Лукьянова О. В.

Красноярск 2013

Тема: «Правописание н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Тип урока: закрепление изученного материала по теме (урок развития умений)

Цели:

Обучающая: Формирование умения правильно употреблять н и нн в отыменных прилагательных.

Развивающая: Развитие всех видов УУД: познавательных, регулятивных; логических, знаково-символических, коммуникативных.

Воспитательная: воспитание любви к матери.

Учебная задача: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

Средства обучения: презентация, раздаточный материал: карточки, учебник, фонозапись песни.

Форма: Урок – сценарий «Подарочный набор».

Литература:

  1. Разумовская М. М., Львова С. И. и др. Русский язык 6 кл. ; учеб. для общеобразоват. учреждений/ под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 13-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009.
  2. Словарь иностранных слов. – М. : ООО «Мир книги», 2004. – под редакцией канд. филологических наук Гурьевой Т.И.
  3.  Чеканова С. Ю. Дидактический материал: стихи и содержание работ по карточкам.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент

Проверка готовности к уроку. Приветствие.

Коммуникативные

II.Введение в тему урока с формулированием цели.

-Ребята, наш урок я назвала «Подарочный набор». Вы любите получать подарки, а дарить? Что вам боле интересно? Вы знаете, что подарки дарят по  праздникам. А какой у нас скоро праздник, вы ответите, когда послушаете песню. ( Слайд 1.Звучит фонозапись песни «Мамино сердце».

Дети отвечают на вопрос.

-В этот день мы  решаем проблему, какой подарок подарить, какой лучше, ищем для мамы самые красивые и добрые слова. Вот такая же проблема возникла у автора  этого стих-ния. (слайд 2.)Сначала он потерял слова. Как вы думаете, слов какой части речи ему недостает? Определите это, не читая текст, тем более он и так нечитаемый. (Дети отвечают). Как вы поняли, что это прилагательные? Верно,  по словообразовательной модели, хотя она и неполная.

- Теперь прочитаем стихотворение.

  • Что нам маме подарить
  •  В этот день торжестве (н, нн) ый?
  • Можно, как всегда, купить
  •  Букет красы божестве (н, нн)ой.
  • Иль стари(н, нн) ую картину,
  • Или сразу всё -  зараз!                            
  • И тогда увидеть можно
  •  В сотый, миллио(н, нн) ый раз
  • Счастливый блеск любимых глаз.
  • А подарить бы ей хотелось
  • Лу(н, нн) ый свет
  • И таинстве(н, нн) ый, тума(н, нн) ый
  • Утре(н, нн) ий рассвет.
  • А ещё серебря(н, нн) ый голос ручейка…
  • Мамочка! Бесце(н,нн) ая!
  • Я люблю тебя!

Можете угадывать слова и проверять себя (Слайд 3.). К какой теме в разделе изучения прилагательного относятся данные слова? (Дети отвечают:  «Н и НН в прилагательных»). Тема нам знакома. Но  автор стихотворения  ставит перед нами задачу. Какое наше умение он  решил  проверить? ( Дети отвечают). Значит наша задача: закрепить знание орфограммы.   Как и каким способом образованы эти прилагательные?  Еще раз полно сформулируйте тему урока, определите (Слайд 4)  задачи на урок.

Чтобы приобрести подарок, человеку нужны средства. Материальные средства нас сегодня не интересуют.  Какие средства вы изберете, чтобы получить хорошую отметку? (ответы, вопросы, выводы, активность, знания – все это баллы). Какое из них главное?

Личностно-универсальные.

  • Личностное жизненное определение
  • Смыслообразование( установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
  • Нравственно- этическая ориентация, оценивание усваемого содержания

 ( исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные:

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Предвосхищение
  • Контроль
  • Коррекция
  • Оценка
  • Саморегуляция

Познавательные:

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

III.Актуализация изученного

1.Повторим правило. Вам предложен тест в виде схемы. Рассмотрите его и скажите, как с ним работать? ( Нужно вписать в схему соответствующие сцффиксы и слова- исключения)

Впиши в схему суффиксы  ниже подпиши слова – исключения.

Н                                                                                                          НН

Слова – исключения                                                          Слова - исключения

 Выполнив его, вы можете набрать 8 баллов. Посчитать все суффиксы и слова исключения. Проверка  - рассказ правила по схеме на слайде 5.

2.Индивидуальное задание: Из домашнего упражнения вставить в слова на изучаемую орфограмму нужный  суффиск на доске. (Льняной,  деревянная, стеклянные, по серебряному, по полотняной).

Регулятивные:

  • Контроль знаний по теории
  • Коррекция – внесение исправлений
  • самооценка (8 б. + 5 за дом.  Работу)

IV.Углубление знаний, развитие учебно-языковых умений.

1.Работаем со словами из текста стихотворения.  Напечатаны на карточках.

Распредели слова в соответствии со словообразовательными моделями.

Торжестве(н,нн)ый, божестве(н,нн)ой, стари(н,нн)ую, миллио(н,нн)ый, лу(н,нн)ый, таинстве(н,нн)ый, тума(н,нн)ый, утре(н,нн)ий, серебря(н,нн)ый, бесце(н,нн)ая. 

Слайд 6. Сформулируйте задание.  Проверяем. Слайд 7. Выполнив, подсчитайте баллы. 10 баллов

Регулятивные:

  • Контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном: внесение изменений в результат деятельности
  • Самооценка – 10 б.

Познавательные:

  • Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска с применением компьютерных средств
  • Структурирование знаний
  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Логические

  • Анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, построения логической цепочки рассуждения, анализ истинности утверждений, доказательство
  • Постановка и решение проблемы ( формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)

V.Физминутка

 Слайд 8.Наша физминутка называется «Абсурдные подарки».  Знакомо вам значение слова – абсурдные. Вот после упражнения вы, несомненно догадаетесь, что это за подарки. Их нужно будет показать. (Учитель читает, дети показывают движения).

  • Подарю я маме крик петушиный
  • КУ – КА – РЕ – КУ!
  • Подарю ей взмах руки журавлиный!
  • И свою лебединую шею
  • Подарю и не пожалею!      
  • Шарф ей свой подарю
  • Д л и н н ы й – д л и н н ы й!
  • Подарю я ей прыжок воробьиный!
  • Оловяным солдатиком стану
  • И шутить, наконец, перестану!

 Найдите ошибку!!! - оловянным

-Ответьте, теперь вам понятно значение слова?

- Какие слова на нашу орфограмму встретились? Что обозначает суффикс  - ин-?

Познавательные

  • Смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста

Знаково-символические УУД

  • Моделирование ( превратить слова в действия)

VI.Словарная работа

 Слайд 9. Работа со словарём.

-От какого существительного образовано прилагательное абсурдный? Каким способом? Запишите новое слово в словарь.

Слова – исключения: Слайд 10. Есть первообразные слова, в которых н входит в состав корня, их надо запомнить.

Познавательные:

  • Знакомство с новой информацией

VII.Углубление знаний, развитие учебно-языковых умений. (продолжение)

 Слайд 11.Лексическая работа. Индивидуальная.  (Проверка орфографического навыка – на доске вписать в слова нужный суффикс: весеннее солнце, стеклянные бусы, безветренный день, травяной чай. (отвечающий имеет шанс добавить себе + 4 б).

- Какие подарки мы бы никогда не подарили маме? Сформулируйте задание. Подберите к словам синонимы – близкие по значению слова.

  • Выпишите словосочетания, в которых прилагательные употреблены в переносном значении.

Ледя..ой взгляд, весе..ее солнце, стекля..ые бусы, каме..ое сердце, безветре..ый день, ветре..ый ум, травя..ой чай, осе..ее настроение, петуши..ый характер, деревя..ая походка.

Проверка.

- Какие слова-исключения встретились? ( деревянная)

Познавательные:

  • Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска с применением компьютерных средств
  • Структурирование знаний
  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Регулятивные:

  • контроль
  • коррекция
  • самооценка – 6 баллов ( только слова с нашей орфограммой).

VIII. Контроль знаний

Тест. Выполняется по вариантам.

*1.Укажите, в каком слове или словах пишется одна н

А) глиня..ый

Б) каме..ый

В) ути..ый

2. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с одной н

А) конституцио..ый, ветря..ой, мужестве..ый

Б) чувстве..ый, деревя..ый, платя..ой

В) комари..ый, гости..ая, ястреби..ый

3.Укажите ряд, в котором все слова являются исключением

А) глиня..ый, оловя..ый, деревя..ый, серебря..ый

Б) клятве..ый, ветре..ый, безветре..ый, гости..ый

В) ветре..ый, оловя..ый, деревя..ый, стекля..ый

4. Укажите ряд, в котором допущена ошибка

А) дровяной, стеклянный, масляный

Б) ветренный, безветренный, оловянный

В) длинный, серебряный, туманный

**1. Укажите, в каком слове или словах пишется  нн

А) стекля..ый

Б) ветре..ый

В) безветре..ый

2. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с двумя н

А) лошади..ый, коре..ой, ветре..ый

Б) производстве..ый, безветре..ый, окупацио..ый

В) кожа..ый, стекля..ый, оловя..ый

3.Укажите ряд, в котором все слова являются исключением

А) масле..ый, оловя..ый, деревя..ый, подветре..ый

Б) клятве..ый, ветре..ый, безветре..ый, гости..ый

В) ветре..ый, глиня..ый, деревя..ый, стекля..ый

4. Укажите ряд, в котором ошибки нет

А) утренний, полотнянный, клюквенный

Б) старинный, истинный, гостинный

В) пустынный, искусственный, революционный

Проверка. Слайд 12.

Регулятивные:

  • контроль
  • коррекция
  • самооценка – 5 баллов

IX. Творческая работа

Слайд 13. Игра «Подарочный набор».

Условия: Учащиеся дарят друг другу набор словосочетаний по теме урока

 ( например по 3-4) для того чтобы написать сочинение- миниатюру в рамках общей нравственной  темы к  дню Матери.

Стеклянные бусы,                    

лунный свет,

совиный крик.

Задача

Проверка. Заслушать 1-2 работы.

Познавательные:

  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Коммуникативные:

  • Умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Личностные :

  •  креативность мышления

X. Домашнее задание.

  • параграф 23, упражнение 233 (I)

 или сочинение на тему:

« Как живется букве н в суффиксах прилагательных?»

XI. Итог урока. Рефлексия.

Какие задачи мы ставили на урок?

Что получилось, что нет?

Подсчитайте, сколько баллов вы набрали? Поставьте себе отметку за урок:

Без творческой работы у вас в идеале должно быть  34 баллов. Это «5».

17- 21 –«3».  22 -33 – «4».

Коммуникативные.

Регулятивные:

  • контроль
  • коррекция
  • самооценка – 5 баллов


Самоанализ урока.

Урок русского языка в 6 классе на тему «Н и НН в прилагательных, образованных от существительных» построен  в свете разработки темы ШМО  «Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования» и на основе требований к уроку подобного уровня.

Соблюдены и выдержаны этапы урока в свете ФГОС. Спланирована работа по формированию УУД, в соответствии с целями и задачами каждого этапа

I. Оргмомент

коммуникативные УУД.

II.Введение в тему урока с формулированием цели.

Личностно-универсальные.

  • Личностное жизненное определение
  • Смыслообразование( установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
  • Нравственно- этическая ориентация, оценивание усваемого содержания

 ( исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные:

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Предвосхищение
  • Контроль
  • Коррекция
  • Оценка
  • Саморегуляция

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

III.Актуализация изученного

Регулятивные:

  • Контроль знаний по теории
  • Коррекция – внесение исправлений

самооценка (8 б. + 5 за дом.  Работу)

IV.Углубление знаний, развитие учебно-языковых умений.

Регулятивные:

  • Контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном: внесение изменений в результат деятельности
  • Самооценка – 10 б.

Познавательные:

  • Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска с применением компьютерных средств
  • Структурирование знаний
  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Логические

  • Анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, построения логической цепочки рассуждения, анализ истинности утверждений, доказательство

Постановка и решение проблемы ( формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)

V.Физминутка

Познавательные

  • Смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста

Знаково-символические УУД

  • Моделирование ( превратить слова в действия)

VI.Словарная работа

Познавательные:

Знакомство с новой информацией

VII.Углубление знаний, развитие учебно-языковых умений. (продолжение)

Познавательные:

  • Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска с применением компьютерных средств
  • Структурирование знаний
  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Регулятивные:

  • контроль
  • коррекция

самооценка – 6 баллов ( только слова с нашей орфограммой).

VIII. Контроль знаний

Регулятивные:

  • контроль
  • коррекция

самооценка – 5 баллов

IX. Творческая работа

Познавательные:

  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Коммуникативные:

  • Умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

X. Домашнее задание.

XI. Итог урока. Рефлексия.

Коммуникативные.

Учащиеся самостоятельно сформулировали не только  тему, цель и задачи урока в целом, но и на каждом этапе урока формулировали практические задачи, планировали работу, называли действия, которые нужно выполнить для того, чтобы реализовать задание. В план урока включена словарная работа, работа по лексике, тестирование. Соблюдены здоровьесберегающие факторы.

Урок цели достиг.  Учащиеся получили необходимые знания и эмоциональное удовлетворение от своего учебного труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе по теме"Н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"

Первый урок по теме дается с использованием технологии решения изобретательских задач....

Конспект урока русского языка по теме: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных

Конспект открытого урока русского языкав 6 классе по теме: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных...

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Н – нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Н – нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» (первый урок)Цели:- познакомить учащихся с правилом написания Н и НН в суффиксах прила...

Конспект урока по русскому языку для учащихся 6 классов коррекционной школы VIII вида "Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже"

Цель урока: закрепление знаний учащихся о согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.Задачи:Коррекционно-образовательная: закрепить знания  учащихся о...

Презентация к уроку русского языка в 6-ом классе "Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных"

Презентация к уроку русского языка является средством реализации методов интерактивной технологии, позволяющей провести урок в форме диалога, и облегчить восприятие материала учащимся....

Урок русского языка «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» "

Представлен конспект урока по русскому языку в 6 классе....