Конспект урока русского языка для учащихся 5 класса "Правописание существительных с суффиксами -чик ( -щик)".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Трушина Елена Валентиновна

Конспект урока русского языка для учащихся 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в V классе.

Тема: Правописание существительных с суффиксами  -чик ( -щик).

Цель: Формирование и углубление знаний учащихся о правописании существительных с суффиксами  -чик ( -щик), совершенствование правописных и учебно-языковых умений и навыков;

        Развитие орфографической зоркости учащихся;

        Воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование: Схема, таблицы со словами, “грамматический театр”, сигнальные ракетки, учебник, запись на доске.

Внутрипредметные связи: Морфология – орфография – словообразование, лексика.

МБОУ «Усть – Сосновская основная

общеобразовательная школа»

Учитель – Трушина Елена Валентиновна.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о правописании суффиксов  -чик  и  -щик  в именах существительных: повторим то, что вы уже знаете и, возможно, удастся узнать об этих суффиксах что-то новое.

  1. Актуализация знаний:

Что интересного вы узнали об этих суффиксах на предыдущем уроке? Какие существительные они образуют?

Суффиксы имен существительных очень многочисленные и разнообразные. В русском языке имеется свыше 100 различных суффиксов существительных для обозначения лица по виду деятельности, но только некоторые из них активно участвуют в современном словообразовании. Суффиксы лиц мужского пола  -чик  и  -щик  из их числа.  

  1. Словарная работа.

На предыдущем уроке вы познакомились с новыми словами, помещенными на полях ваших учебников, с их написанием и произношением, выяснили лексическое значение этих слов.

        Арматура, бетон, копировать.

Я попрошу вас образовать от этих слов имена существительные, которые обозначали бы лица по роду занятий, используя для этого уже известные вам суффиксы.

Каким способом мы образовали новые существительные?

Какое значение придает словам суффикс  -щик?

Какой еще известный вам суффикс может образовывать существительные со значением лица по роду занятий?

  1. Работа по алгоритму.

Какое известное вам правило зафиксировано в этой схеме?

Давайте проверим насколько хорошо вы усвоили это правило.

  1. Игра с сигнальными ракетками.

Перебежчик, переписчик, приказчик, забойщик, опорщик, прогульщик, ракетчик, грузчик, барабанщик, переплетчик, фонарщик, разносчик, часовщик, обходчик, дрессировщик, регулировщик.

  1. Распределительный диктант.

Извозчик, приказчик, докладчик, обманщик, фонарщик, газетчик, спорщик, паркетчик, атомщик, угольщик, заказчик, подписчик.

Найти устаревшие слова.

В каких словах суффикс  -чик  произносится как  -щик?

Как предупредить ошибку?

Что обозначают все эти существительные с суффиксами  -чик и  -щик?

  1. Работа по выявлению 2-й функции (словообразовательной)суффикса    -чик.

Табличка, пальчик, лимончик, колокольчик.

В русском языке есть и другие слова, имеющие суффикс  -чик.

От каких слов образованны эти существительные?

Какое значение придает суффикс  -чик, образовывая эти существительные?

Вывод: Правильно.  –щик  только обозначает лицо по виду занятия, а     -чик, умеет еще и уменьшать, придает словам уменьшительно-ласкательное значение.

Вместо мощного колокола получился чудесно звенящий колокольчик, большой зеленый огурец превратился в изящный огурчик.

             Итак: В чем преимущество суффикса  -чик  перед  -щик?

Можно ли подобные слова проверять известным вам правилом?         

  1. Написание Ь перед суффиксами  -чик  и  -щик.

А сейчас давайте сравним слова угольщик и атомщик.

Какую разницу мы видим в написанных этих слов с одинаковыми суффиксами  -щик?

Чтобы правильно писать существительные с суффиксами  -чик  и  -щик, мы должны не только знать, когда пишется буква ч, когда щ, но и не забывать: когда перед этими суффиксами пишется ь, а когда его писать не надо.

Кто помнит, в каком случае перед –чик  и –щик  пишется ь?

чк, чн, нч, нщ

Ь – после[л]

Тогда я расскажу вам сказку.

  1. Грамматическая сказка.

Среди множества букв в Стране Орфографии обитает [ь]. В компании своих друзей-букв он незаметен, молчалив, скромен, но изо всех сил старается своим товарищам быть полезным. Буквы, которые не могут жить по соседству в мире, он разделяет. А в основном [ь] старается смягчить обстановку. А суффиксы –чик и –щик не нуждались в его помощи, так как согласные [ч] и [щ] и сами умели смягчать, и очень гордились этим. До тех пор пока не столкнулись с заносчивой буквой [л], которая твердо стояла на своих позициях. А от этого страдали слова, теряя свою привлекательность( стульчик, стекольщик). Обратились слова за помощью к доброму ь, и он охотно пришел к ним на выручку. И с тех пор, как ь занял свое место перед суффиксами –чик и –щик после [л], слова снова стали звучными и красивыми.

Итак: когда перед суффиксами –чик  и –щик  пишется ь?  

  1. «Третье – лишнее»

Найдите слово, в котором перед суффиксом –щик   надо поставить ь:

Заговор(?)щик, угон(?)щик, точил(?)щик.

  1. Графический диктант

Ь        Ь

1                х        1  бурильщик

2         х        2  сварщик

3         х        3  учетчик

4        х        4  текстильщик

5        х        5  переводчик

6        х        6  каменщик

7        х        7  пильщик

  1.  Тренировочные упражнения:

Более слабые - № 226, стр.87

Сильные:

  • От данных слов образуйте существительное с суффиксом  -щик. Запишите отдельно слова с ь перед суффиксом.

Сплав, уголь, смена, камень, лакировать, выдумывать, точить, баня, барабан, обман, бетон, табун, сварка, заговор, кровля.

III.  Подведение итогов:

       Что мы сегодня повторили на уроке? Что узнали нового?

IV.  Домашнее задание:

        § 39, стр. 85.

        1 группа (сильные учащиеся) – Составить и записать небольшой рассказ (4-5 предложений) о какой-либо профессии (обязательно с суффиксом      -чик, -щик): что делает обладатель этой профессии? В чем сложность этой работы? Чем она интересна?

        2 группа – Составить словарно-орфографический диктант из существительных с суффиксами -чик, -щик, обозначить орфограмму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка с презентацией "Имя существительное" 5 класс

Конспект урока русского языка с презентацией в 5 классе. Цель:формировать навыки определения морфологических признаков...

«Правописание гласных в суффиксах существительных" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: «Правописание гласных в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК- ».Цель урока:  познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК- и способами действ...

План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Суффикс"

Данный материал (конспект урока русского языка в 5-м классе) предусматривает дифференцированный подход в изучении новой темы (работа в однородных группах)....

План конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Суффикс"

Данный урок русского языка разработан для 5 класса при изучении темы «Суффикс». Тип урока – закрепление знаний по теме. На этом этапе важно развивать самостоятельность, сохранить  познавательную ...

План - конспект урока русского языка для 5 класса на тему: «Суффикс»

Цель: Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; отрабатывать умение разбирать слово по составу.Задачи:1. Познакомить с суффиксом как значимой  частью слова, стоящей ...

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...

РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ПО РАЗДЕЛУ «ГЛАГОЛ. КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Разработка конспекта урока по русскому языку по разделу "Глагол. Культура речи"  будет полезна учителям при проектировании собственных уроков на основе системно-деятельностного подхода....