Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: "Повествование". Программа Е.А Быстрова ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Монгуш Екатерина Михайловна

Каковы композиционные и языковые признаки текста типа речи повествование?

Как научиться различать и составлять тексты разных типов речи?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока24.59 КБ
Файл презентация к уроку234.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА № 18.

Учебный  предмет

Класс

Автор  УМК

Тема урока

Тип урока

Цели урока

Деятельностные

Содержательные

Русский  язык

5

Быстрова ЕА, Александрова ОМ, Семёнова ЕЕ идр. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.: Дрофа, 2012год.

Р/Р Повествование.

Урок  общеметодической направленности

Использование презентации

Создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников, развитие  навыков  самоконтроля, схематичного  мышления, развитие  навыков  адекватной  самооценки.

Каковы композиционные и языковые признаки текста типа речи повествование?

Как научиться различать и составлять тексты разных типов речи?

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

Слайд 1. Закройте глаза. Представьте себе улыбку. Попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем.

Что сейчас произошло?

  • мы общались.

Как мы общались?

  • Я вам о чём-то сообщила.

Приветствие учащихся.

Ответы учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Познавательные УДД: работа со словом -повествование.

2.Актуализация

знаний

3. Постановка учебной цели.

1. Проверка пройденного материала.

Слайд 1. Анимация.

Что такое общение?

  • кому-то что-то рассказать, что-то описать, что-то кому-то доказать.

Одинаково мы будем общаться?

  • Нет.

От того, какую цель высказывания ставим, получаются разные тексты.

Какие цели мы можем поставить?

Слайд 2.

  • Рассказывать
  • Описывать
  • Доказывать

Подберём слова-синонимы, однокоренные.

  • Рассказывать -повествование
  • Описывать-описание
  • Доказывать рассуждение

2. Формулирование темы урока.

Тема урока:  Типы речи текста.

Повествование

Какова же цель нашего урока?

  • научиться различать и составлять тексты разных типов речи.

3.Постановка проблемного вопроса?

Что  значит повествовать?

  • рассказывать, сообщать о чём-то; когда, где, как произошло.
  • Слайды 3,4,5.

Случай-история, происшествие, событие, эпизод.

О случае можно

рассказать, поведать, повествовать, живописать.

Однажды –случилось, было, произошло, приключилось .

Работа в группе.

Рефлексивное задание: повторить изученное.

Работа в паре.

Совместная работа с учителем.

Ребята ставят перед собой цели.

Формулируют свои цели.

Запись учащимися числа, темы.

Учащиеся работают в группе.

Ребята объясняют.

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.

Первичное закрепление знаний.

   

Физ. минутка (пауза релаксации)

  1. Читаем стр.45. Упр. 100(устно и письменно))

Глаголы, обозначающие последовательность действий машины: ползала, жужжала, подползла, проползла, , подползла, засвистела, принялась ползать, залезла, не оставила, вылезла, поползла, скрылась.

2.Составляем план рассказа.

      1.Странная маленькая машина.

  1.   Машина подползла к кровати.
  2. Машина подползла к двери.
  3. Машина скрылась за маленькой дверцей.

3.Сколько микротем?

4. Придумываем заголовок.

5. Какой это текст, описание или повествование?

Слайд 6. Гимнастика для глаз.

Нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

Ученики читают

Отвечают на вопросы

Физкультминутка

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

Метапредметные связи: литература.

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с упражнениями).

Закрепление изученного материала

Упр. 98. (устно) задание учебника.

Продолжите, какой тип речи называется повествованием.

Отвечают на вопрос

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Слайд 4. Оцените себя

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске

Выставление оценок

Отвечают на вопрос

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

Правило.стр.45-46. Упр. 99. (п),

Запись учащимися задания в дневники.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Цель высказывания Рассказывать Описывать Доказывать Повествование Описание Рассуждение Типы речи текста

Слайд 3

Случай история происшествие эпизод событие

Слайд 4

Рассказать Поведать Повествовать Живописать О случае можно

Слайд 5

Случилось Было Произошло П риключилось О днажды

Слайд 6

Физкультминутка. Облако

Слайд 7

Оцени себя. сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по УМК Е.А.Быстровой (ФГОС).Повествование.

Цель  урока: - сформировать представление  о типе речи  повествовании,    Задачи:- сформировать умение  определять функционально-смысловые типы речи, потребность в самовы...

Урок русского языка в 5 классе по УМК Е.А.Быстровой (ФГОС).Повествование.

Цель  урока: - сформировать представление  о типе речи  повествовании,    Задачи:- сформировать умение  определять функционально-смысловые типы речи, потребность в самовы...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.

Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии  с ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по УМК Е.А.Быстровой по ФГОС

Технологическая карта урока по русскому языку в соответствии ФГОС  ООО в 6 классе по УМК Е.А.Быстровой. Тема урока:"Из чего состоят слова"...