Имя урока: « Слово-зеркало культуры человека» Тема урока: « Точность словоупотребления»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

 Урок проводится при повторении раздела «Лексика. Культура речи»

Тип урока по основной дидактической цели: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся

Форма урока : урок-практикум

Цель урока:   закрепить понятие языковая норма; проследить за изменениями, происходящими в русском языке в связи с развитием общества; воспитывать чувство ответственности за свой язык, чувство уважения к культурному прошлому русского народа.

Задачи:

1) привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка;

2)призвать школьников к обогащению своего языка, научить прислушиваться к своей разговорной речи;

3)формировать стремление овладеть отточенной и яркой речью;

4)разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи .     

Формы работы на уроке: сочетание фронтальной и самостоятельной работы.

Авторы учебника-практикума : Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.

Оборудование:

мультимедийная презентация,

раздаточный материал,

компьютер,

проектор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Имя урока: « Слово-зеркало культуры человека»

Тема урока: « Точность словоупотребления»

Класс: 10

Учитель русского языка и литературы: Павлова А.М.

Стаж работы 32 года

1 квалификационная категория

МОУ Вахромеевская СОШ

                                         Пояснительная записка

Урок проводится при повторении раздела «Лексика. Культура речи»

Тип урока по основной дидактической цели: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся

Форма урока : урок-практикум

Цель урока:   закрепить понятие языковая норма; проследить за изменениями, происходящими в русском языке в связи с развитием общества; воспитывать чувство ответственности за свой язык, чувство уважения к культурному прошлому русского народа.

Задачи:

1) привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка;

2)призвать школьников к обогащению своего языка, научить прислушиваться к своей разговорной речи;

3)формировать стремление овладеть отточенной и яркой речью;

4)разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи .    

Формы работы на уроке: сочетание фронтальной и самостоятельной работы.

Авторы учебника-практикума : Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.

Оборудование:

мультимедийная презентация,

раздаточный материал,

компьютер,

проектор.

                                       

                     Ход урока

  1. Организация начала урока.
  2. Повторение пройденного материала. Проверка выполнения домашнего задания.

 -Какой раздел лингвистики повторяем?

 - Что изучает лексика?

         - Назовите основные группы, на которые делятся  слова в русском языке (приложение №1, слайд №1)

        - Смогли ли вы привести примеры жаргонизмов? (Нет). Почему?

(Работали с текстами, которые соответствуют литературной норме) Дайте определение языковой норме?(Слайд№2)


3.Создание проблемной ситуации.

                   1)слово учителя

Наш русский язык называют «великим и могучим», о нём писали Александр Сергеевич Пушкин и Иван Сергеевич Тургенев, Лев Николаевич Толстой и Михаил Михайлович Пришвин. (Слайд №3,4)

Михаил Васильевич Ломоносов находил в нем «великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского...». (Слайд №5)

Но можно ли считать, что богатство языка, созданного великими предками, неистощимо?  Можно ли утверждать, что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает  величие национального языка?

2)выступления учащихся

4.Беседа.

К сожалению, сейчас для русского языка настало трудное время. В нем происходят стремительные негативные изменения: он истощается, теряет свой блеск и глубину.

-Почему это происходит?

-Обратимся к тексту упр. 13, стр. 17

-Сформулируйте одну из главных проблем этого текста.( Влияние компьютеров на людей, их речь)

5. Запись темы урока.

Итак, автор текста считает, что развитие информатики и компьютеризации может привести «к строго-бесполезной манере общения», к изменению речи.

А еще В.А.Сухомлинский говорил: « Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры»

Имя нашего урока: «Слово - зеркало культуры человека» (Слайд №6)

Тема: « Точность словоупотребления» (Слайд №7)

6.Слово учителя о состоянии русского языка в наши дни (Слайд №8)

16 октября 2009 года в Москве состоялась конференция «Языковая культура», целью которой являлась пропаганда правильного русского языка. На ней с тревогой о современном состоянии  русского языка выступили многие общественные деятели, писатели, поэты, депутаты, члены правительства. Были оглашены цифры, вызывающие опасение: 61% населения РФ употребляет бранную лексику, 28% говорит на компьютерном языке, и лишь 5% говорит на чистом литературном языке.  

Практически все ученые-лингвисты, литературоведы, культурологи, философы обеспокоены состоянием и судьбой русского языка. Восточная мудрость гласит: «Человек познается по его языку  так, как плохой орех по своей легкости».

Очевидно, что в последнее время русский язык стал обедняться. Это связано со сложившейся в данный момент языковой ситуацией: в речи многих людей - образованных и необразованных, интеллигентных и малокультурных - встречаются такие разновидности ненормативной лексики, как арго, жаргон, сленг. (Просмотр видеофрагмента. Слайд №9)

Просмотр видеофрагмента

        Димка, ну чё, прочитал?

        Прочитал.

        Прикольно или стрёмно?

        Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему всё по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашёл себе дружбана. . Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но ему не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой.  Не всякий, типа, Вас, как я, поймёт».

        Вот лох!

        А тут, блин, праздники. Ну и подкатил он к подруге своего другана. Тот за ствол.

        Ух ты!

Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега...

Данные слова звучат и с экрана телевизора, их можно услышать по радио и прочитать в газетах, журналах, где обсуждаются довольно серьезные темы.

Мы предположили, что именно молодёжный  сленг  - «виновник» того,  что русскому  языку  грозит  умирание.

Поэтому группа учащихся нашего класса  проанализировала речь современных школьников с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими сленговых слов.  

7.Защита проекта (Слайды №10 - 20)

1 слайд.

Тема проекта.

Основной задачей нашего проекта стало определение того, какие жаргонизмы  употребляют подростки и выявление причин употребления сленга подростками в общении.  Для этого нами было проведено анкетирование учащихся.

2 слайд:

ЖАРГОН — разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых профессией,  родом занятий, составной частью которого является сленг. СЛЕНГ – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся  от принятой литературной  языковой нормы.

3 слайд:

Анкетирование проводилось среди учащихся нашей школы.

4 слайд:

 С помощью анкетирования мы определили круг наиболее часто употребляемых жаргонизмов;  мотивы употребления жаргонизмов в речи; а также  отношение учащихся нашей школы к жаргонным словам, употребляемым ими в речи.

52 % опрошенных считают, что употребление жаргонных слов в речи делают её понятной для друзей.

10% опрошенных с помощью жаргона пытаются преодолеть недостаток слов в речи.

8 % считают, что это модно и современно,

а 7% без жаргона не могут связать слова в речи.

23% не указали причины употребления жаргонных слов.

5 слайд.

Отметим, что в речи подростков чаще всего встречаются слова, указывающие на оценку или качество. Появление этих сленговых слов связано со стремлением молодежи ярче, эмоциональнее выражать свое отношение к предмету, явлению.

На втором месте слова, обозначающие состояние человека. С помощью этих слов подростки выражают своё настроение.

Реже встречаются слова, называющие бытовую технику, людей по родству, а также пищу и процесса её поглощения.

По результатам анкетирования мы установили, что чаще всего в речи школьников встречаются следующие слова это: клёво, чувак, котэ, кэп, школота, капец и пацан.

6 слайд

Работа над проектом позволила нам сделать следующие выводы:

Во-первых, сленговая лексика ограничена интересами людей.

Во-вторых, сленг сводит общение к примитивной коммуникации!

Из-за чего русский язык теряет свою красоту и выразительность.

7 слайд

Но, к сожалению, подавляющее большинство опрошенных школьников считает, что сленг нужен в речи (68%).

Хотя 42 % уверены в том, что могли бы обойтись без них.

Но не считают нужным от них избавляться (49%). 

8 слайд

Жаргонные слова и выражения - это безликие штампы, имеющие только две оценки: положительную и отрицательную.

Такое бездумное отношение к русскому слову,  небрежное обращение с ним, безнравственно, так как говорящие невольно и неосознанно подчиняются далеко не лучшим образцам русской речи

9 слайд.

Закончить своё выступление мы хотели бы строками из стихотворения Евгения Весника:

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите.

Ведь это наш язык родной, –

Его для внуков сохраните.

8. Практическая работа (слайд № 21).

        Задание. Найдите случаи нарушения стилистических норм современного русского языка, связанные с использованием жаргонных слов и выражений.

1.        В вечернем эфире молодёжного телеканала «Витязь» депутат Иванов опять наехал на мэра города N.

2.        Все местные СМИ были брошены на раскрутку нового регионального лидера.

3.        Баксы можно поменять в любом государственном или коммерческом банке.

4.        Первую сессию в вузе студент завалил.

5.        После поражения любимой футбольной команды фаны устроили настоящий погром

 9. Слово учителя.

 Образцом правильной речи, эталоном грамотности в прежние времена была речь дикторов центрального телевидения. Что можно сказать о языковой культуре современных телеведущих?  


10. Проверка выполнения домашнего задания. «Ошибки в речи телеведущих»

       ( В качестве примера материал взят из интернета. Ребята приводили свои примеры.)

Чаще всего телеведущие допускают в своей речи различные лексические ошибки.

Например, неправильно употребляют паронимы: Алексей Пивоваров, ведущий программы «Сегодня» на НТВ: «УХУДШАЕТСЯ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ народа». Правильно: «Снижается уровень жизни народа».

Или допускают ошибки и недочёты в словоупотреблении, нарушая лексическую сочетаемость.

Марат Сетдиков, ведущий программы «ЧП» на НТВ: «Чтобы УЛУЧШИТЬ КРИМИНОГЕННУЮ ОБСТАНОВКУ в городе, правоохранительные органы работают в усиленном режиме». Правильно: «Чтобы изменить криминогенную обстановку в городе...» или «Чтобы улучшить общую обстановку в городе...».

Телеведущие допускают в своей речи неуместное повторение слов.

Петр Толстой, ведущий  программы «Время»: «Вопреки СЛОЖИВШЕЙСЯ ситуации, которая СЛОЖИЛАСЬ сейчас в России».

Лилия Гильдеева, ведущая программы «Сегодня» на НТВ: “...Президент сегодня ОБРАТИЛСЯ С РАДИООБРАЩЕНИЕМ по случаю праздника...” (правильно: выступил).

Андрей Малахов, ведущий программы «Пусть говорят»: «Ребёнок - это ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ!»

Многие телеведущие допускают употребление в своей речи слов-паразитов: «типа», «например», «как бы», «это самое», «собственно», «ну..», «понимаешь», «а именно» и других.

Александр Васильев, ведущий программы «Модный приговор»: «Чёрный цвет, как бы, усугубляет мимические складки кожи».

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ составляют самую многочисленную группу погрешностей в речи телеведущих.

Андрей Малахов, ведущий программы  «Пусть говорят»: «Вы не должны иметь таких намерЕний!» Правильно: намЕрений.

Лариса Гузеева, ведущая программы «Давай поженимся»: «Не бАлуйте  мужчин,они быстро привыкают к хорошему». Правильно: не балУйте

11. Практическая работа (слайд № 22).

Задание .Заполните пустые ячейки таблицы (для этого вам понадобится обратиться к классификации лексических ошибок). Ваша задача - найти ошибку, исправить её, классифицировать.

1.        Он был моим коллегой по работе.

2.        Он пристально слушал мой рассказ.

3.        Уже сейчас некоторые москвичи драпают в глубинку.         

4.        В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.        

5.        Были приняты эффектные меры.

12. Запись домашнего задания

- Какие пути решения проблемы отрицательного влияния средств массовой информации на речевую культуру людей могли бы предложить вы?

-Письменно ответьте на этот вопрос дома.


13. Слово учителя

Согласитесь, каждому из нас хочется, чтобы слово, произнесённое нами, говорило о нашем уме и значимости, создавало благоприятное впечатление о нас. Неслучайно ряд заданий ЕГЭ проверяет уровень владения нормами русского литературного языка.                  

Таким образом, материал по теме «Культура речи» имеет не только прикладное, но и практическое значение. И ваша задача заключается не только в умении видеть речевые ошибки и не допускать их, но и в умении исправлять

14. Самостоятельная работа (слайд № 23,24).

Работать вы будете по вариантам. У вас на партах находятся материалы для практикума по культуре речи.

Приступим к работе.(Приложение № 2)

Сдайте тетради на проверку.


15. Слово учителя.

Думаю, что все собравшиеся здесь искренне хотят подружиться с языком и научиться применять свои знания не только на уроке, но и в повседневной жизни, так как в речи человека отражается его культура, воспитанность.

Очень хочется верить, что наш разговор не прошёл бесследно, что каждый из вас вынес из разговора что-то важное и полезное для себя, не остался равнодушным к слову. Ведь родная русская речь — это наиболее ценная и в то же время наиболее ранимая часть нашей культуры, нашего национального достояния.

16.Чтение учителем стихотворения (слайд № 25).

Человек живет ,увы, не вечно:

Время ,словно ядра, рвет сердца.

Слово ж, даже малое словечко,

Смертного не ведает конца.

Речь- как речка. Но она живая,

Всей душой, со всею болью ран,

Всех времен хребты одолевая,

Долетает сквозь эпох туман.

То она- в сказаньях,

То в былине,

То в могучем эпосе живет,

То в не хитрой дудочке – калине

Задушевной песенкой плывет.

Плоти слова не коснется тленье,

Никаким не сжечь его  огнем.

В нем – твое спасенье,

воскресенье,

 И твое бессмертье-

 Тоже в нем.                                   Н. Браун.


Приложение №1

Проверка выполнения домашнего задания: заполнить таблицу. Примеры брать из текстов упражнений №142-162 (по выбору)



По особенностям лексического значения:

-однозначные и многозначные:

-прямое и переносное значение;

-индивидуально-авторское употребление


По смысловым отношениям:

-синонимы;

-антонимы;

-омонимы


По употреблению:

- общеупотребительные слова;

-историзмы;

-архаизмы;

-неологизмы;

-диалектизмы;

-профессионализмы;

-просторечные слова;

-жаргонизмы


По происхождению:

-исконно русские слова;

-заимствованные слова

























Приложение №2

Самостоятельная работа по культуре речи по вариантам


Вариант 1

Задание1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1.        зАгнутый

2.        звОнит

3.        снЯла

4.        красивЕе

Задание 2. В каком предложении вместо слова ПАМЯТНЫЙ нужно употребить слово ПАМЯТЛИВЫЙ?

1.        Это было очень памятное событие для всей семьи.

2.        Этот памятный разговор повлиял на мою судьбу.

3.        До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, памятным и энергичным.

4.        Мне дорог и памятен каждый уголок родного дома.

Задание 3. Вставьте слова, наиболее точно выражающие мысль

Словарь (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлечённых и обобщённых понятий.


Вариант 2

Задание 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1.        (просторные) складЫ

2.        положИла

3.        прИняв

4.        согнУтый

Задание 2. В каком предложении вместо слова КОМАНДИРОВАННЫЙ нужно употребить слово КОМАНДИРОВОЧНЫЙ?

1.        Нас поселили в доме для командированных.

2.        Командированное удостоверение инженер положил на стол.

3.        Со мною в гостинице жил командированный – приятный человек с рыжей бородой.

4.        Простите, как вы попали на этот завод? Вы командированный?

Задание з

Вставьте слова, наиболее точно выражающие мысль

Человек (изобрёл, нашёл, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им (в мире, во вселенной, на земле), но этого мало. Он (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии в 7классе. Тема урока: « Освоение Земли человеком. Страны мира.»

1. Называть и показывать  предполагаемые пути расселения человека,  основные районы повышенной плотности  населения  Земли, основные виды хозяйственной деятельности людей, знать...

Конспект урока Мировой Художественной культуры по теме: "Крито-микенская культура"

Темы, изучаемые учащимися в ходе урока «Крито-микенская культура», чрезвычайно важны для формирования целостного представления о художественной культуре Древнего мира как о значимом этапе в истории ис...

Урок биологии в 7 классе. Тема урока: Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Охрана птиц.

Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть  роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо...

Разработка урока обществознания в 10 классе. Тема урока: Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

Тема урока: Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.Цель :способствовать формированию адекватного представления о человеке, обосновывающее преобладание ду...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОЙ ЯЗЫК 8 Б Тема урока Паронимы и точность речи

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАРОДНОЙ ЯЗЫК 8 Б     Тема урока    Паронимы и точность речи...

Методическая разработка урока по физической культуре по теме: «Применение инновационных педагогических технологий на уроках волейбола как способ повышения мотивации и интереса к занятиям физической культурой».

Данная разработка представляет собой конспект урока физической культуры по ФГОС с использованием инновационных технологий, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физическо...