Урок-практикум "Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме

Шехмаметьева Румия Кямилевна

Урок закрепления изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-praktikum.rar1.36 МБ

Подписи к слайдам:

Урок-практикум
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи
9 класс учитель – Шехмаметьева Р.К.
Цели урока:
- - Расширить знания учащихся о разновидностях и речевом использовании союзных сложных предложений, с помощью которых передаются сложные мыслительные операции;
-Отработать пунктуационные умения;
- Развить монологическую речь учащихся в связи с изучаемой темой;
- Закрепить умения анализировать текст публицистического стиля, развитие чувства прекрасного
: Ответить на вопросы и задания
1.Какие предложения называются сложными?
2.Назовите основные виды сложных предложений.
3 .Какие предложения называются сложносочиненными?
4.Назовите основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.
5.Задание:расставьте знаки препинания и составьте схемы:
1).Недавно шел последний снег и всё в природе находилось под его властью. 2).Как прекрасен этот вечер и как тиха река! 3).Бери фотоаппарат и пойдем в ближайший лес. 4). Когда Аню провожали домой было уже светло и люди спешили на работу. 5).Кажется ветер утих и дождь начался.
6.Какие предложения называются бессоюзными?
7.Какие знаки препинания ставятся в бессоюзных сложных предложениях?
Задание: расставить знаки препинания и составить схемы.
1)Люди знали где-то очень далеко от них идет война.2) Упадет луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.
8.Какие предложения называются сложноподчиненными?
9.Назовите основные группы сложноподчиненных предложений по значению.
10.При помощи чего придаточные предложения связываются с главными?
Задание: разделите эти слова на подчинительные союзы и союзные слова.
Когда, кто, как, лишь, какой, куда, откуда, что, чтобы, чей, почему, потому что как будто, отчего, едва, пока, если, оттого что, с тем чтобы, каков, который, сколько, где, каким образом...
1.Почему слова когда, как, что выделены и внесены в разные колонки?
Подчинительные союзы
Союзные местоимения
слова наречия
Когда, едва, лишь, пока, если, как, что, чтобы,потому что, оттого что,как будто, с тем чтобы
как, что, какой, чей, каков, который, сколько
как, каким образом, когда, где, куда, откуда, почему, зачем, отчего
2.Какие различительные признаки подчинительных союзов и союзных слов?
3. Определить, в каких предложениях синонимичные слова являются союзами и союзными словами:
1. 1) Недаром говорится что дело мастера боится. 2) Он (по) видимому обдумывал что делать ему дальше. 2. 1) Мы видели как во двор въехал грузовик. 2) Неясно было как грузовик мог въехать во двор.

Различительные признаки
Подчинительный союз
Союзное слово
1.
Союз Местоимение (относит.) Наречие
+ - -
- + +
2.
Член предложения
-
+
3.
Логическое ударение
-
+
4.
Изъятие (пропуск, опущение)
+
-
5. 6.
Трансформация(преобразование) придаточного .предложения в прост. вопросит.Сочетаемость с уточнительными частицами же, именно
- -
+ + +
Работа с текстом
(1)Что такое красота (2) Одинаково ли мы воспринимаем красивое (3)Можно ли оценить красоту (4) Меняются ли со временем представления о красоте (5)Часто мы называем красивым то что соответствует нормам и идеалам нашего времени (6) Идеалы и мода у каждой эпохи свои (7) Но есть красота нетленная непреходящая к которой человечество обязательно возвращается (8) Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли... (9)Я огорчаюсь всякий раз когда слышу фразу На вкус и цвет товарищей нет...(10)Как раз обратное – удивляешься тому как много людей одинаково оценивает красоту. (По Мигдалу)
Задания: -расставить знаки препинания; -объяснить значение слова нетленная; -подобрать синонимы к этому слову.
(1) Что такое красота? (2) Одинаково ли мы воспринимаем красивое? (3) Можно ли оценить красоту?(4) Меняются ли со временем представления о красоте? (5) Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. (6) Идеалы и мода у каждой эпохи свои. (7) Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. (8) Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли... (9) Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет...» (10) Как раз обратное – удивляешься тому, как много людей одинаково оценивает красоту. (По Мигдалу)
Словарная работа:1.Нетленная – никогда не исчезающая, вечная.Синонимы: нетленная, вечная, бессмертная, непреходящая, постоянная.2.Парфенон –мраморный храм в Афинах, памятник древнегреческой классики.Построен в 447-438 г.г. до н.э..3.Церковь Покрова на Нерли – церковь под г. Владимиром.
Выполнить задания по тексту:

1.Какое из высказываний вы бы выбрали в качестве эпиграфа к этому тексту? 1) Красота – не прихоть полубога, 3) Чему бы жизнь нас не учила, А хищный глазомер простого столяра. Но сердце верит в чудеса: (О.Мандельштам) Есть нескудеющая сила, 2) Чтобы не нарушить, не расстроить, Есть и нетленная краса. Чтобы не разрушить, а построить... (Ф.Тютчев) ( В.Высоцкий) 4) Из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам... ( О.Мандельштам)

3.Каков тип речи текста? 1) описание с элементами рассуждения 2) рассуждение 3) повествование 4)повествование с элементами описания
2.К какому стилю речи относится текст? 1) к публицистическому 2) к научному 3) к разговорному 4) к официально-деловому
4. С помощью какого языкового средства связаны 6-е и 7-е предложения?

1) Лексический повтор
2) Противительный союз
3) Личное местоимение
4) Частица
5)Какие средства выразительности не используются в этом тексте?
Фразеологизмы ряды однородных членовРяд вопросительных предложенийметафора



Сочинение - миниатюра
Как я оцениваю красоту.
Индивидуальные: 1)Подготовить сообщения о храме Парфенона;2) Подготовить сообщение о церкви Покрова на Нерли.
Спасибо за урок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период»

Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период». Урок включается в программу часов по развитию речи. Материал урока позволяет повторить о...

"Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи"

Урок русского языка в 9 классе по сложным предложениям с различными видами связи....

Конспект урока: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них

Цели: закрепление изученного по теме урока;нахождение видов сложных предложений (СП) в тексте;составление схем СП;построение сложных синтаксических конструкций (ССК);применение ССК в собственной...

Урок- практикум 11 класс Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

Цель: провести мониторинг сформированности у учащихся умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять  знаки препина...

Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

В данном конспекте урока по теме "Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи" подобран материал из произведения А.С. Пушкина "Евгений Онегин"....

«Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи»

Тема: «Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи»Цель урока:1)  сформировать умение определять виды связи между простыми      предложениями в состав...