Доклад на тему "Воспитание любви к природе на уроках русского языка"
учебно-методическое пособие по русскому языку по теме

Донгак Нина Биче-ооловна

 

Воспитывать у учащихся любовь к природе, гуманных качеств личности, сделать школьников активными участниками охраны природы, посеять в их сознании зерна хозяйственности. Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее богатства. И вот с первых же дней обучения экологическому образованию учитель дожен вести  природоохранительную, пропагандистскую работу на всех уроках, чтобы все учащиеся стали милосердными. Известно, что учитель, обучая, воспитывает и развивает учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dnb.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Хандагайтинская СОШ

Доклад на тему

«Воспитание любви к природе на уроках русского языка»

Учитель русского языка и литературы

Донгак Нина Биче-ооловна

Хандагайты, 2012г


В наше нелегкое время для учителя главной является воспитание души человека. Потому что мы живем в такое время, нам  некогда любоваться природой. Мы не замечаем голубое небо просторы степей, застенчивую красоту полевых цветов, вдыхать ароматы леса. Мы куда-то спешим, торопимся. И может от того, в последнее время все чаще замечаем, что у наших учащихся черствость души, равнодушное отношение к красоте и жесткость. Откуда это видно? Это видно на улицах, где наши учащиеся живут, и по которой они идут в школу, обломаны ветки у деревьев или кустарников, в классе засохли комнатные растения, в лесах разорены птичьи гнезда, засорены родники и т.д. И мы с уверенностью можем сказать, что знания учащихся все формальны. Поэтому значительная роль в решении вопроса об охране природы отводится школе.

Перед школой поставлена задача – воспитывать у учащихся любовь к природе, гуманных качеств личности, сделать школьников активными участниками охраны природы, посеять в их сознании зерна хозяйственности. Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее богатства. И вот с первых же дней обучения экологическому образованию учителя нашей школы ведут природоохранительную, пропагандистскую работу на всех уроках, чтобы наши учащиеся стали милосердными. Известно, что учитель, обучая, воспитывает и развивает учащихся.

В данном докладе я остановлюсь на том, как мне удается осуществлять воспитание любви к природе на уроках русского языка в 5-6 классах, и приведу фрагменты из уроков.

Так занятия по русскому языку в 5 классе начинаются обычно с повторения знаний о предложении, о видах предложений по цели высказывания и по интонации, о знаках препинания при однородных  членах предложения. Одно из упражнений такого содержания: каждое предложение учило и воспитывало учащихся, поэтому я вдумчиво выбираю предложения: «Природа не терпит ничего безобразного, и его в ней нет. Посмотрите, рядом с нами ничего мертвого, все дышит, живет, понимает. Она волнуется в бурю, зябнет в снегу, задумывается спокойным вечерком, отдыхает от солнца, ветров, гроз».

Записано это высказывание на классной доске. Учащиеся читают удивительно правдивые слова о природе художника Левитана.

Спрашиваю учащихся:

- Чем понравились вам слова?

- Как художник любит природу?

Далее сообщаю учащимся:

 - Исаак Ильич Левитан по-особому любил природу. Она у него очень красивая и очень удивительная. Такие прекрасные картины как «Золотая осень», «Март»,  «Весна – большая вода» мог создать человек, горячо любивший Родину. Таким был Левитан.

В целом природу изучают на уроках природоведения, биологии, географии и экологии. На уроках русского языка мы также будем проводить небольшие беседы о бережном отношении к природе, о том, как и для чего нужно любить ее. Помогут нам в этом сочинении по картинкам, по художественным открыткам, по иллюстрациям из журналов, серии карточек «С любовь к природе», упражнения учебника. А сейчас спишите высказывание Левитана себе в тетради и постарайтесь выучить его наизусть.

Потом учащиеся определяют виды предложений по цели высказывания и по интонации, объясняют знаки препинания при однородных членах предложения. Находят грамматическую основу и разбирают по членам.

При повторении темы «Предложение» поговорю с детьми о русской белоствольной березке. Учащиеся отгадывают сначала такую загадку:

Стоит дерево, цветом зелено,

В этом дереве – четыре угодья:

Первое – больным на здоровье,

Второе – людям колодец.

Третье – от тьмы свет,

А четвертое – дряхлым пеленанье.

Что это за дерево? Дерево -  это, конечно же, береза. У старинной народной загадки отгадка простая и даю объяснение: париться в бане березовым веничком, готовить лекарств из почек и листьев – больным на здоровье, утолять жажду березовым соком – людям колодец, освящать жилище лучиной, печь топить жаркими березовыми дровами – от тьмы свет, связывать перестой разбитые горшки, ремонтировать лукошки, туеся, корзинки – дряхлым пеленанье. После этого учащиеся составляют повествовательное, вопросительное и побудительное предложения о березе. Лучшие предложения записывают на доске и в тетрадях. Одно из них учащиеся разбирают по членам. Урок проходит живо и интересно, учащиеся быстро повторили материал о предложении.

Итогом работы стал разговор о русской березе, о ее удивительной красоте, о бережном отношении человека, как к березе, так и другим деревьям. На дом даю задания, найти стихотворения, отрывки, рассказывающие о березе и выучить их наизусть, сделать книжки.  Потом еще раз возвращаемся к красавице березе при изучении темы «Имя прилагательное».

Учащимся предлагаю вспомнить стихотворения и отрывки, рассказывающие о березе, выделить слова, с помощью которых писатели – поэты выражают свое восхищение этим деревом. Вот некоторые стихотворения и отрывки:

И весел звучный лес, и ветер меж берез.

Уж веет ласково, а белые березы.

Роняют тихий дождь своих алмазных слез

И улыбаются сквозь слезы.

(И.Бунин)

Чуть пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесило с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

 (В.С Рождественский)

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

 С красивыми застежками,

С зелеными сережками!

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую!

(А.Прокофьев)

Старые деревья давно облетели, и только молодые белоствольные березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие ярким золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.

                                                                                          (С.Аксаков)

…Осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе.

 (И.Тургенев).

Учащиеся называют словосочетания и выписывают в тетрадь: звучный лес, белые березы, тихий дождь, алмазных слез, зеленые косы, горячее лето, русскую, грустную, нарядную, ненаглядную, родную, ясную, кипучую, плакучую березку, молодые белоствольные березки, сказочное дерево и т.д. и объясняют их значение.

После этого я предлагаю им создать образ березы в целом, используя названные слова. На таких ярких примерах учащиеся убеждаются в необходимости использовать имена прилагательные. Потом учащиеся сами составляют дома маленькие рассказы-описания о березе. Вот рассказ ученицы о березе: «Я живу в селе Хандагайты. Около моего дома растет  береза. Белоствольная стройная, кудрявая и всегда веселая. А когда придет лето, она оденется в зеленый наряд. Она стоит как стройная красавица с зелеными косами. Каждый день поливала ее. Мы всей семьей любуемся ею и отдыхаем в тени ее. Осенью еще красивее будет береза. Она все краски осени соберет. Вот какая береза растет около моего дома. Я очень люблю эту березу и берегу ее».

В нашей школе традиционными стали осенние и весенние походы и турслеты. Перед этими турслетами на уроках русского языка знакомлю учащихся с правилами поведения во время экскурсий. Эти правила прямо записываем на тетрадях и выучиваем их наизусть. Вот некоторые из них:

  1. Природа – это вода, земля, почва, растения и животные. Это богатство мы должны беречь и охранять.
  2. Береги зеленую растительность, не ломай деревья, не рви цветов. За тобой пойдут еще другие люди, и им будет тоже приятно видеть, любоваться цветами.
  3. Не делай вырезки на деревьях, от этого они сохнут и погибают.
  4. Не сори в лесу, в поле, на лугу. Всегда убирай за собой мусор,  стеклянную посуду.
  5. Не обижай и не пугай животных, позаботься о них, если им нужна помощь, окажи ее.
  6. Не лови ради забавы бабочек, пчел, муравьев и других насекомых.

Учащиеся определяют виды предложений по цели высказывания и по интонации и разбирают предложения по членам. На этом же уроке даю задание: нарисовать то, что видели и пронаблюдали на экскурсии.

На следующем уроке после экскурсии провожу с ребятами беседу:

  1. Куда вы ходили на экскурсию?
  2. Какой был день? Какое было небо, воздух, солнце?
  3. Какими вы увидели деревья на лесной полянке?
  4. Какие краски вы бы взяли, чтобы нарисовать полянку?
  5. Каких птиц вы услышали в лесу?
  6. Что чувствовали вы, находясь в чудесном уголке леса?

На дом даю написать сочинение об экскурсии.

Я при обучении связной речи продумала тематику сочинений. Назову те, на материале которых я воспитываю учащихся любовь к природе: «Я видел листопад», «За грибами», «Жук – наш друг», «Как я подружился с птицами», «Как мы ходили на экскурсию», «Это было летом», «Как звери к зиме готовятся», «Берегите зеленые насаждения».

Учащимся сообщаются, что писать сочинения должны на основе личного опыта, т.е. им надо рассказывать о добрых делах, которые они совершали сами и слышали от близких. Вот эти сочинения воспитывают у учащихся любовь к природе, помогают им осознавать нравственные требования современности.

А при изучении орфографических правил на уроках  русского языка всегда обращаюсь к загадкам, пословицам и поговоркам о природе и работаем над орфографической грамотностью.

Заслуживает внимание такой методический прием воспитания  любви к природе на уроке русского языка, как работа с художественными открытками природоведческого характера. Художественные открытки, яркие, эмоциональные, выразительные, положительно воздействуют на учащихся, учат любить и понимать природу. Вот художественная открытка «Осень». Детям предлагаю следующие задания и вопросы:

  1. Чем понравилась тебе эта фотооткрытка? Как почувствовал «дыхание осени»?
  2. Составь и запиши предложения. Одно из них разбери по членам.
  3. Запиши несколько глаголов в настоящем времени. С двумя из них составь и запиши предложение о небе, листьях, кустарниках. Определи падеж имен существительных.

После работы с фотооткрытками ученики обязательно сами расскажут, где они видели такой лес, такое дерево, цветок, животное и т.д.

Этот вид работы не оставляет равнодушным ни одного ученика, и грамматические задания уже не кажутся им скучными, навязчивыми, утомительными.

Для грамматического разбора мною собраны много предложений, которые своим содержанием помогают воспитывать у детей любовь к природе. Вот некоторые из них:

  1. Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины.
  2. Под песцовым малахаем спрятал кудри темный бор.
  3. Пышным букетом пурпурных цветов выпорхнула стайка снегирей.
  4. Тихая и теплая заря занималась над землей.
  5. Зимний лес походит на серебристо-белые морозные заросли на замерших окнах.
  6. Снег отражает яростные атаки весеннего солнца.
  7. Земля оделась нежно-зеленой травой.
  8. Осенью в садах красуются гладиолусы с крупными цветами разных нежных оттенков.
  9. Скинуло кафтан зеленый лето.
  10. Замерзший бор шумит среди лазури.
  11. Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день.

Следующий методический прием воспитания любви к природе – это составление карточек для индивидуальной работы, которые я использую при опросе, самостоятельной работе. Приведу некоторые из них:

Карточка 1.

  1. Выразительно прочитай предложение, выдели образные слова, объясни их значение. Чем понравилось тебе это предложение?
  2. Объясни правописание слов с безударными гласными в корне.
  3. Разбери по составу слово лиловые. Сверкают в росинках лиловые звезды.

Карточка 2.

  1. Приготовься выразительно прочитать предложение. Найди слова, понравившиеся тебе. Чем они тебе понравились?
  2. Определи род, число, падеж, имен существительных и прилагательных.

В морозном воздухе далеко слышатся гулкие голоса косачей.

Карточка 3.

  1. Приготовься выразительно прочитать предложение. Какую словесную картинку ты нарисуешь?
  2. Объясни правописание звонких и глухих согласных.
  3. Определи род, число, падеж имен прилагательных.

Маленькое солнце на моей ладошке,

Белая ромашка на зеленой ножке.

Природа полна загадок, неожиданностей, она всегда в движении. О загадках природы рассказывают короткие рассказы Г.Скребицкого, Ю.Дмитриева, М.Пришвина, В.Бианка, Б.Житкова, В.Чаплиной.

На уроках русского языка стремлюсь к тому, чтобы учащиеся послушали или прочитали такие мини-рассказы. Большие воспитательные возможности заложены в содержании таких миниатюр как «Редкая гостья», «Косолапая семейка», «Друзья животных» - Скребицкого, «Ландыши», «Клесты», «Летучая мышь», «Колокольчики», - Ю.Дмитриева. Использую их на разных этапах урока. Приведу  фрагмент урока на тему «Изучение глаголов по временам» с использованием миниатюры Ю.Дмитриева «Колокольчики». На уроке проводится выборочный диктант. Цель его проведения – проверить, как дети умеют определять времена глаголов. Вот эта миниатюра: «Красивые колокольчики в букете, но еще лучше на лугу. Особенно когда их много и вся поляна или луг, будто тихонечко звенит от покачивающихся головок колокольчиков. Ночью, а в плохую погоду и днем , цветы колокольчиков наклоняются и чуть прикрываются. Это для того, чтобы капли дождя или ночная роса не попали в цветок, не намочили бы нежную пыльцу. И действительно, вода скатывается по гладким, наклонным стенкам цветка, как с крыши шалашика. В этот шалашик забираются, спасаясь от ночного холода и непогоды, мелкие насекомые. В цветке им тепло, сухо, уютно. Выйдет солнышко, поднимает головку колокольчик, и вылетят из него насекомые. А надо будет – снова прилетят к цветкам, залезут в синие шалашики».

После выполнения работы проверяют, какое правило применяли дети и как они его применяли. Далее спрашиваю о том, понравился ли им рассказ о колокольчиках, что нового они узнали об этом цветке, надо ли беречь и охранять колокольчики, что можно сказать об авторе миниатюры «Колокольчики». Затем говорю учащимся: «Хотелось бы, чтобы вы не проходили мимо, и останавливались, наблюдали за тем, что происходит в природе. Природа – наш вечный друг, она как живая, только не говорит языком человека. Но хорошего человека природа всегда встретит, приласкает».

С помощью этих мини-рассказов о природе провожу самостоятельную работу, проверку знаний по теме, индивидуальный опрос, свободные контрольные и объяснительные диктанты. Учащиеся радуются такой работе. Ни одного ученика нет равнодушного в этот момент.

Ценность урока русского языка заключается в том, что на нем решаются поистине большие воспитательные задачи.

Здесь, прежде всего, обращается внимание на идейную направленность материала. Для этого в учебнике много ценных упражнений.

Также предлагаю детям составить коллективно небольшие рассказы по пейзажным картинкам художников Левитана, Шишкина, Саврасова.

Приведу пример работы над рассказом по картине «Март» И.И Левитана. Я рассказываю учащимся:

  1. Картиной «Март» И.Левитан воспел красоту пробуждения природы, радость первых весенних дней. Картина пронизана лиризмом, полна воздухом и весеннего солнца, мягких красок и неуловимого движения.
  2. Дальше спрашиваю учащихся:

- Какие изменения в природе дают почувствовать приближение весны? Каким стал снег? Везде ли он одинаков? Каков весенний воздух? Что можно сказать о солнце?

-Дальше учащимся предлагаю рассмотреть картину, полюбоваться ею, подумать над ее содержанием.

3.  Анализ картины. Основным методом анализа является беседа.

- Что вы увидели на переднем плане?

- Какое впечатление произвела картина на них?

- Какие чувства вызвали?

- Чем понравилась?

4.   Составление плана сочинения.

- О чем пишем в начале сочинения?

- Какие признаки ранней весны можно увидеть на картине.

- Перечислите другие примеры весны.

Составляем такой план:

  1. Первый месяц весны.
  2. Снег в марте.
  3. Небо, солнце, воздух.
  4. Деревья.
  5. Настроение, вызванное картиной.

Устное рассказывание по плану и словарная работа.

Снег – голубое, ясное, высокое.

Воздух – теплый, прозрачный.

Радостное чувство.

  1. Сочинение и проверка написанной работы.

Приведу пример работы. Вот  сочинение ученицы: «Март – первый месяц весны. Еще лежит снег. Еще журчат ручьи. Но в природе многое изменилось. Снег уже осел, стал серым. На дорогах он смешался с землей и потемнел. На крыше крыльца снег подтаял.

Небо голубое ясное.  Воздух чист и прозрачен. Весеннее солнце светит ярко. В его лучах стена кажется оранжевой.

У дома растут березы. Каждой веткой они тянутся к теплу и свету. Вдали виднеется хвойный лес. От деревьев ложатся на снег синие тени.

Картина вызывает радость».

В процессе проведения различных форм работы стала замечать, что у многих учащихся повысился интерес и забота о природе. Учащиеся, которые часто были пассивны на уроках, стали более активными. Поэтому я думаю, надеюсь, уроки доброты, любви к природе не пройдут для учащихся без следа. А это значит, что больше будет деревьев, птиц на нашей земле.

Использованная литература:

  1. Е.Н.Сазонова «Формирование экологических понятий на уроках русского языка».
  2. О.М.Крайник «Формирование природоведческих понятий на уроках русского языка».
  3. Методический журнал «Русский язык в национальной школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования"

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решен...

Доклад на тему: " Развитие остаточного слуха на уроках русского языка".

Доклад на тему: " Развитие остаточного слуха на уроках русского языка", выступление на ШМО учителей русского языка и литературы в коррекционной школе- интернате I,II вида....

Доклад «Реализация инновационных подходов в образовании на уроках русского языка и литературы».

В статье изложен опыт работы по применению приёмов и методов ТРКМ на уроках русского языка и литературы....

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ"СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

ДОКЛАД О ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ...

Доклад на тему: "Применение компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлены варианты использования компьютерных технологий на уроках...

Доклад на тему «Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы»

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы...

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности на уроках русского языка и литературы» ( из опыта работы)

Перед современным образованием стоят сложные проблемы: с одной стороны, дать прочные знания, с другой стороны, научить применять эти знания на практике, развить инициативу, помочь проявить свои способ...