Конспект урока в 6 классе. Правописание суффиксов - чик,-щик.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Рычкова Елена Павловна

Конспект урока для 6 класса по системно-деятельностной технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

.                                                                           Приложение №20.                                                              

Конспект урока по русскому языку для  6 класса
       по теме «Правописание  суффиксов – чик , -щик»

УМК  «Т.А.Ладыженская», 5 – 9 класс.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: организация продуктивной деятельности для достижения результатов, отражающихся в задачах урока.

Задачи:

- в направлении личностного развития (воспитательная):

ответственное отношение к учению;

коммуникативная компетентность в общении со сверстниками;

умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;

контролировать процесс и результат учебной  деятельности;

- в метапредметном направлении (развивающая):

способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;

умение строить логические рассуждения, делать выводы;

компетентность в области использования ИКТ;

восприятие зрительной и слуховой информации;

- в предметном направлении (обучающая):                                                                                                                                                    уметь писать правильно слова с суффиксами на –чик-щик, составлять схему, алгоритм по правилу                                                развить понятие о суффиксе как о значимой части слова;                                                                                                                         показать роль суффиксов в образовании новых слов;                                                                                                                               учить выделять суффиксы, распознавать их количество в слове;

определять значения суффиксов;

развивать зрительную память, логику;

воспитывать взаимопомощь, коллективизм, взаимокорректность.

Приемы обучения:  создание проблемной ситуации, беседа, приёмы мнемотехники, создание схемы, алгоритма.

Средства обучения: мультимедийный проектор, экран,плакаты..

Использованные источники:

Учебник    Русский язык 6 класс, Т.А. Ладыженская.

ЭЛЕКТРОННОГО ПРИЛОЖЕНИЯ «Русский язык. 6 класс» ОАО «Издательство «Просвещение».

                                                                                 

                                                                                 

                                                                                 СТРУКТУРА И ХОД УРОКА.

  Название этапа урока

 Используемая наглядность, ТСО

 Деятельность учителя

  Деятельность ученика

1.

Мотивация к учебной деятельности.

Русская пословица гласит «Не будь тороплив, будь терпелив». Как вы понимаете эту пословицу. Какие еще пословицы знаете о терпении. «Терпение и труд все перетрут».

С чего начнем работу?

С повторения необходимых знаний

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Слайд №1.- слайд  №5

В чем сходство  и отличие этих слов?

Что меняется с появлением суффикса?

Для чего нужен суффикс ?

Эти слова однокоренные

  • В ПЕРВОМ СЛОВЕ НЕТ СУФФИКСА,
  • ВО ВТОРОМ – ЕСТЬ СУФФИКС

3.

Выявление места и причины затруднения

Слайд №6-7

Задание: вставить пропущенную букву.

Нет правила, когда какая буква ставится.

4.

Построение выхода из затруднения

Слайд №8-9

 Вы правильно выполнили задание? Задание я вам дала одно, а выполнили его вы по-разному. Почему так произошло? Чего мы не знаем А теперь посмотрите, какие  буквы вы должны были вставить?

Какой будет тема урока? Какую цель поставите перед собой?

Осознают, что не могут выполнить задание, потому что не знают правила.

-называют тему урока (правописание суффиксов –чик-щик-)

5.

Реализация построенного проекта

Слайд №10-13

Как можно проверить наше открытие.

Сделайте вывод.

Смогли ли вы преодолеть затруднение?

Итак, что дала проверка?

Какой следующий шаг?

 

Закрепить наши знания, практиковаться

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Задание на слайде для работы.

слайд  №14.

Молодцы, правило вывели, а теперь представьте это правило в виде схемы (работа в парах)

Д, з, ж –

Т, с-  -ЧИК-

Д, з,ж-

Т,с -   -ЩИК-

Чтобы лучше запомнить буквы, выучите фразу «Я тоже здесь»  Все согласные буквы из нашего правила.Кто ошибся?

В чем ошибка?

Какой следующий шаг?

Какова цель самостоятельной работы?

Попробовать выполнить самостоятельно

Проверить уровень усвоения .

7.

Самоконтроль с проверкой по эталону.

Слайд с текстом задачи и с текстом решения. №15-17.

Выполните задание.

Кто ошибся?

В чем ошибка?

Исправь ошибку.

Сделайте вывод

Объясняют правописание суффиксов в данных словах и делают вывод, что слова: стульчик, стаканчик, диванчик – пишутся не по правилу.

Делают правильный вывод: правило касается слов, обозначающих профессию, а остальные в остальных словах пишется –чик-(уменьшительно-ласкательные суффиксы)

Приводят примеры профессий,

корректируют записи, учатся оценивать себя, понимать причину ошибки.

Учатся правильно выражать свои мысли,

Понимают значимость полученных знаний, самостоятельное создание способов решения проблем

творческого и поискового характера

Нужно еще тренироваться.

8.

Включение в систему знаний и повторение.

слайд №18-19

Лексический диктант, проверка

Выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта; выдвигают гипотезы

9.

Самостоятельная работа.

слайд №20

Выполнить упражнение №225 стр 86.

10.

Рефлексия.

слайд №21-22

Как мы должны закончить урок?

Какую вы цель ставили перед собой?

Как удалось достичь цели.

Составим синквейн.  Предлагаю свой вариант.

Формулируют собственную позицию и мнение, отвечая на вопросы;

Определяют и называют правило правописания, анализируют проделанную работу.

Самооценка деятельности на уроке,

Осознают мотивацию учебной деятельности и накопление опыта, учатся правильно выражать свои мысли, применение полученных знаний и умений в практической деятельности

11.

Домашнее задание.

1.Нарисуйте сегодняшнее правило написания суффикса ЧИК в виде цветка.

2.Выполнить упражнение  №224.

Записывают в дневники домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Найти сходство и отличие ? Камень-каменщик Паром- паромщик Стекло - стекольщик

Слайд 2

Сходство Эти слова однокоренные

Слайд 3

ОТЛИЧИЕ В ПЕРВОМ СЛОВЕ НЕТ СУФФИКСА, ВО ВТОРОМ – ЕСТЬ СУФФИКС.

Слайд 4

ВОПРОС? ЧТО МЕНЯЕТСЯ С ПОЯВЛЕНИЕМ СУФФИКСА?

Слайд 5

Вопрос. Для чего нужен суффикс ?

Слайд 6

Задание: Вставьте пропущенную букву Лет_ик , налад_ик , приказ_ик Настрой_ик , дальнобой_ик

Слайд 7

Летчик, наладчик, приказчик Настройщик, дальнобойщик

Слайд 8

ТЕМА УРОКА. Правописание суффиксов -ЧИК, -ЩИК

Слайд 9

Цель урока. Познакомиться с суффиксами -чик ( - щик ) и правилом написания букв Ч и Щ в суффиксах.

Слайд 10

СЛОВА С СУФФИКСАМИ - чик,щик Рассказчик, перебежчик, переводчик, ракетчик, Разносчик, банщик, каменщик, прицепщик.

Слайд 11

ВОПРОС ? ПОСЛЕ КАКИХ БУКВ ПИШЕТСЯ - ЧИК ? ПОСЛЕ КАКИХ БУКВ ПИШЕТСЯ - ЩИК ?

Слайд 12

ПРАВИЛО НАПИСАНИЯ После: согласных т, д , с, з , ж пиши суффикс чик : перевод+ ч ик , лёт+ ч ик , разнос+ ч ик , перевоз+ ч ик , перебеж+ ч ик остальных согласных пиши суффикс щик : паром+ щ ик , стеколь+ щ ик , камен+ щ ик , фонар+ щ ик

Слайд 13

ПРАВИЛО. Внимание Перед суффиксом чик буквы к, ц , ч заменяются на т : разда т +чик ←разда ч а . Мягкий знак пиши только после л : кровел ь щик , стекол ь щик .

Слайд 14

ФРАЗА, КОТОРАЯ ПОМОГАЕТ. Я ТОЖЕ ЗДЕСЬ.

Слайд 15

ОБЪЯСНИТЕ ПРАВОПИСАНИЕ. Переводчик, разносчик, полировщик, бетонщик, пильщик, фонарщик, перебежчик, носильщик, переплётчик, смазчик, каменщик.

Слайд 16

Образовать от данных слов существительные с суффиксами –чик. – щик , выделить суффиксы, подчеркнуть орфограммы Переплёт, арматура, бетон, газета, стекло, пила, переписать, бакен, водопровод, полировать, кровля.

Слайд 17

ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ. Переплетчик, арматурщик, бетонщик, газетчик, стекольщик, пильщик, переписчик, бакенщик, водопроводчик, полировщик, кровельщик.

Слайд 18

лексический диктант. - Ваша цель- по лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности; объяснить написание букв ч и щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму: 1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник –………………………….. 2. Рабочий, специалист по бетонным работам -………………… 3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь – ……………….. 4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке – ……. 5. Рабочий по проходке горных выработок – ……………. 6. Рабочий, специалист по типографскому набору – ………………. 7. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь – …………… 8. Лицо, которое снимает, арендует помещение…………………. 9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – ……………… 10. Работник бани, обслуживающий посетителей – ………………..

Слайд 19

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ. Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик. 2. Рабочий, специалист по бетонным работам – бетонщик. 3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь – подносчик. 4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке – каменщик. 5. Рабочий по проходке горных выработок – проходчик. 6. Рабочий, специалист по типографскому набору – наборщик. 7. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь – учётчик. 8. 1) Лицо, которое снимает, арендует помещение; 2) тот, кто делает съёмку местности – съёмщик. 9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик. 10. Работник бани, обслуживающий посетителей – банщик.

Слайд 20

Выполнить самостоятельно упражнение № 225 стр 86.

Слайд 21

РЕФЛЕКСИЯ. 1. Узнал ли ты на уроке то, что тебе пригодиться в жизни? 2. Комфортно ли ты чувствовал себя на этом уроке? 3. Хотелось бы тебе ещё присутствовать на похожем уроке? 4. Какие у тебя пожелания ребятам, учителю? 5. Какими красками ты хотел бы изобразить своё настроение на уроке?

Слайд 22

СИНКВЕЙН ЧИК и ЩИК Мягкие , шипящие Образуют, изменяют, уменьшают Являются частью слова. Суффиксы.

Слайд 23

Домашнее задание. Выполнить упражнение №224, нарисовать правило написания суффикса ЧИК в виде цветка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с использованием ЭОР в 6 классе "Правописание суффиксов -ЕК-, -ИК-"

Методическая разработка урока с использованием ЭОР в 6 классе...

Конструкт урока в 6 классе. Правописание суффиксов -чик-щик-

Конструкт урока в 6 классе по теме "Правописание суффиксов -чик-щик-.Урок по новому ФГОС....

Конспект урока на тему:"Правописание -н-нн в суффиксах причастий".

Данный урок выстроен в соответствии с методическими принципами технологии личностно ориентированного обучения и нацелен на систематизацию и обобщение знаний учащихся по одной из сложных тем .Содержани...

Конспект урока 5 класс. Правописание корней с чередующимися гласными е//и.

Конспект урока 5 класс. Правописание корней с чередующимися гласными е//и....