Разработка урока по теме "Художественный стиль речи"
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс) по теме

Ирина Александровна Романюк

Данный урок является итоговым при изучении функциональных стилей речи. На уроке учащиеся знакомятся с особенностями художественного стиля, а также обобщают, систематизируют материал по всем функциональным стилям речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Особенности художественного стиля речи

Дисциплина: Русский язык.

Тема: Особенности художественного стиля речи.

Тип занятия: комбинированный урок.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Средства обучения: Власенков А. И., Рыбченкова Л. М.: Русский язык:  Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10 – 11 кл., М., 2007, раздаточный материал.

Цели занятия:

Обучающая: Знакомство с основными признаками художественного стиля речи (образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств). Рассмотреть стилистику художественного стиля речи.

Развивающая: Пополнение и совершенствование знаний, умение решать проблемные ситуации, развивать речевую активность.

Воспитательная: Воспитывать внимание, наблюдательность, точность.

Домашнее задание: Конспект, упр. 512. 

План занятия:

  1. Орг. Момент (3мин).
  2. Сообщение цели, темы, задачи урока, мотивация учебной деятельности (3мин).
  3. Проверка домашнего задания (2 мин).
  4. Проверка знаний и умений по пройденному материалу (25 мин).
  5. Объяснение нового материала (30мин).
  6. Закрепление нового материала (20 мин).
  7. Подведение итогов (5мин).
  8. Постановка домашнего задания (2мин).

Ход занятия:

  1. Организационный момент (3мин)

  1. Сообщение цели, темы, задачи урока, мотивация учебной деятельности.

  1. Проверка домашнего задания.

Упражнение 483.

4.   Проверка знаний и умений по пройденному материалу.

 Разговорный стиль

Задание 1. Дайте определение разговорному стилю речи и укажите его основные черты.

Задание 2. Замените приводимые ниже предложения синонимичными разговорными конструкциями. При необходимости некоторые книжные слова замените общеупотребительными.

  1. За введением следует первая часть, заключающая в себе историю вопроса.
  2. Алексеев – хороший шахматист, но, тем не менее, выиграть эту партию он не смог.

Научный стиль

Задание 1. Дайте определение научному стилю речи и укажите его основные черты.

Задание 2. В приведенных ниже предложениях найдите лишние слова и выражения, «общие фразы», устраните многословие, исправьте ошибки.

  1. В ходе осмотра отчетливее стали видны имевшиеся недостатки в организации метеорологической службы, выявились узкие места, наметились пути их устранения.
  2. Один из методов, помогающих предвидеть землетрясение,- это наблюдение над состоянием источников подземных вод.
  3.  Между тем малые архитектурные формы обычно бывают расположены в непосредственной близости от зрителей.

Официально-деловой стиль 

Задание 1. Дайте определение официально-деловому стилю речи и укажите его основные черты.

Укажите, какой вид документации вы будете использовать в следующих случаях.

  1. Вы опоздали на занятия.
  2. Вам нужно сдать экзамен раньше официально назначенного срока.
  3. Вы получили два магнитофона в студенческом клубе для проведения вечера.
  4. Вы не можете получить стипендию и разрешаете получить ее другому человеку.
  5. Ваш друг разрешает вам управлять его машиной.
  6. Вы хотите перевестись с одного отделения на другое.

Публицистический стиль

Задание 1. Дайте определение публицистическому стилю речи и укажите его основные черты.

Задание 2. Что означают слова:

Мэрия, спикер, рейтинг, инвестор, менеджер, менталитет, маркетинг, брокер?

Учащимся предлагается дать собственное толкование данных слов, после чего значение слов дает учитель. Слова записываются на доске.

Мэрия -  орган местной городской исполнительной власти.

Спикер – председатель парламента.

Рейтинг – показатель популярности какого-либо лица, фильма, представления и др.

Инвестор – вкладчик (физическое или юридическое лицо), осуществляющий вклады в какое-либо предприятие, дело.

Менеджер – специалист по управлению производством, работой предприятия.

Менталитет – мировосприятие, умонастроение.

Маркетинг – система организации хозяйственной деятельности, основанная на изучении рыночного спроса, возможностей сбыта продукции, реализации услуг.

 Брокер – агент, выступающий посредником, при купле-продаже ценных бумаг.

Задание 3.Вставьте пропущенные буквы, запишите данные ниже слова.

Сол..дарность, д..пл..матия, д..ржава, экстр..мальный, предвыборная к..мпания, строительная к..мпания, сам..сознание, мис..ия, к..нгресс, д..партамент,  д..кларация.

 5.  Объяснение нового материала.

Художественный стиль речи отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных языковых средств языка.

В художественном стиле речи широко используются языковые средства других стилей, особенно разговорного. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы, слова высокого поэтического стиля и жаргонные грубые слова, профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Однако все эти средства в художественном стиле подчиняются основной его функции – эстетической.

Художественный стиль речи предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, меняют свою первичную функцию, подчиняются задачам данного художественного стиля.

Основная задача писателя состоит в том, чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать с героями произведения, войти в мир, созданный автором. Все это доступно лишь языку художественной литературы, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка.

Признаки художественного стиля:

а) Цель высказывания, или с какой целью мы говорим – изображение и воздействие на читателя.

б) Жанры художественного стиля: роман, рассказ, повесть, поэма, драма, комедия, трагедия.

в) Языковые средства выражения – использование всех богатств лексики.

г) Стилевые черты – образность, эмоциональность, конкретность речи; использование средств разных стилей.  

  1. Закрепление пройденного материала.
  1. Работа с учебником. Выполнение упр.       (505).
  2. Самостоятельная работа.

  1. Подведение итогов.
  2. Постановка домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока ( с презентацией) "Стили архитектуры"

Методическая разработка урока по программе Л.Г.Емохоновой 10 классТема: Культура Древней Индии. Индуистский храм.Цель урока: познакомиться с культурой Древней Индии. Задачи:ü  Научитьс...

Разработка урока "Силуэт и стиль в одежде", 7 класс

Особенность урока "Силуэт и стиль в одежде" в применении ИКТ, а также в дифференциации оценивания работ учащихся....

Технологическая карта урока "Официально-деловой стиль речи"

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения как таковые, а способность пользоваться приобретенными; не объём информации, а умение получать ее и моделировать; н...

Урок русского языка. Стили речи.

План  урокаПредмет:    Русский язык...

Урок 6 класс Стили речи

Урок 3. Стили речи.Стили речи — это системы речевых средств, исторически сложившихся и социально закрепленных, которые используются при общении в зависимости от сферы направленности общения или сферы ...

Урок «Официально-деловой стиль речи»

Уроки «Обособленные члены предложения» и «Официально-деловой стиль речи», главной задачей которых является обобщение и углубление знаний, содержат в себе приемы и методы инновационных технологий, напр...

Презентация к уроку русского языка "Стили речи. Официально-деловой стиль"

Презентация содержит образцы и шаблоны официально-деловых бумаг, а также теоретический материал по теме урока...