7 класс.Русский язык. Деепричастие.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Куличкова Галина Дмитриевна

Материал для повторения глагола, что необходимо при изучении деепричастия; НЕ с деепричастиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               Тест по теме « Глагол» 7 класс

1 В  каком ряду  все слова обозначают действия?

  а)холодный , холодно , холодает;

  б)бежит , красит ,рисует , пишет.

2  В каком ряду все слова обозначают состояние  ?

а) красивый ,игривый , пасмурный ;

б) лежать , спать , стоять .

3 Какой глагол   выступает в форме совершенного вида ?

Заяц сидел на дереве  и ждал конца наводнения, так он просидел два дня.

а) сидел

б) ждал

в) просидел

4) Какой глагол употреблен в форме несовершенного вида ?

Вода быстро заливала остров  и на следующий день залила его почти весь.

а) заливала

б) залила

5) Определи форму времени глаголов  в предложении :

Ветер по морю гуляет  и кораблик  подгоняет.

а) настоящее

б) будущее простое

6) В каком предложении глагол употреблен в форме прошедшего времени?

Запело , засверкало , засияло в пальцах пряхи шмель-веретено.

Нити, нити золотятся , серебрятся тонкие, как паутинка.

7) Глаголы прошедшего времени изменяются:

а) по родам , по числам, по лицам

б) по родам, по числам

8) В предложении глагол бывает  сказуемым

а) только простым

б) простым и составным

9)  Какой из глаголов относится к разноспрягаемым

а) беречь

б) блистать

в) хотеть

10) В каком предложении употреблен переходный глагол

а) Бабушка истопила печку  и легла отдохнуть.

б) Веселой гурьбой бегут ребята к речке.

11) Какой глагол относится  к первому спряжению?

а) держать

б)считать

в) строить

12) По какому признаку глагол кричать относится ко второму спряжению?

а) оканчивается на –ать

б) имеет ударные личные окончания

13)  В каком предложении употреблен глагол в  неопределенной форме?

а) Он ни о ком не беспокоит…ся.

б) Ему не о чем беспокоит…ся.

14)Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам:

а) да

б) нет

15) Глаголы в условном наклонении образуются при помощи :

а)  суффикса –л-

б) частицы бы

в) суффикса –л-  и частицы бы 



Предварительный просмотр:

                                                     Тест  7 класс

                                            Глагол . Вопросы  16-30.

16.Какой глагол имеет нулевое окончание?

а) играй

б) создайте

в) кричишь

17. Повелительное наклонение какого глагола следует запомнить?

а) попейте

б) сходи

в) лягте

18. Определи , какая форма повелительного наклонения  является правильной?

а ) ложи

б) клади

19. Какое толкование глагола  освоить      правильное ?

А)

20. Укажи  слово  с чередующейся гласной в корне .

а) блистать

б) поглощать

в) косить

21. Укажи глагол ,в котором пишется  суффикс  -ыва-

а)  советовать

б) докладывать

в) планировать

22. Какой глагол  является синонимом  к  слову  реветь  ?

а)  плакать

б) горевать                     в) печалиться

23)Укажи безличный глагол :

а) рассветает

б) дремлет

в ) спит

24 . В каком предложении употреблен безличный глагол ?

а)  Охотнику не сиделось дома.

б) До позднего вечера ходил охотник  по болоту.

25.  Укажи глагол , который не употребляется в  формах 1-2 лица.

а) светить

б) нажимать

в) брезжить

26.  Укажи глагол , который всегда возвратный.

а) спотыкаться

б) умываться

в) обниматься

27.Определи способ образования глагола  засмеяться.

а) приставочный

б) приставочно-суффиксальный

в) суффиксальный

28.  В чем причина разного написания одного и того же глагола пишете  и пишите ?

а) разные наклонения

б) разный вид

в) разное время

29. Вставь нужные гласные в окончания глаголов : Как постел…шь , так и высп…шься.

а) –е-                     б) -и-           в)  -е- , -и-

30. Выбери правильное словосочетание :

а) одеть ребенка

б) одеть шубу



Предварительный просмотр:

                                                    ДЕЕПРИЧАСТИЕ    ПР. Р. № 2

                                                                               Вариант 1

  1. Укажите, какой глагольный  признак имеет деепричастие:

а) время ;             б ) вид;                        в ) лицо.

2.От приведенных глаголов образуйте, если возможно, совершенного и несовершенного вида:

Забить, бить, прибивать, рвать.

3.Укажите предложение ( или предложения) с деепричастным оборотом (знаки не проставлены) :

а) Девочка смотрела  не мигая в окно.

б)  Собака  почуяв меня  насторожилась.

в) Мы шли по тропинке пересекавшей поле.

г) Он улыбаясь посмотрел вокруг.

4. НЕ  пишется слитно:

а) (не)понимая смысла ;

б) (не)освещенный солнцем ;

в) (не)взлюбив падчерицу;

г)  (не)подготовив  доклада.

5.Правильно  построено предложение с деепричастным оборотом:

а) Копая грядку , лопата наткнулась на что-то твердое.

б) Гимнаст выполнив норму мастера спорта.

в) Приехав в город , Андрей Гаврилович остановился у знакомого.

г)  Андрей  Гаврилович  рассмотрел хладнокровно вопросы судьи и увидев необходимость отвечать обстоятельно.

6. Пунктуационная ошибка в предложении:

а) Контролер стоял ,  позевывая, у входа на перрон.

б)  Под деревьями лежало скошенное сено,  пестрея  своими поблескивающими цветами и испуская  тяжелый, приторный дух.

в) Две недели бушевала метель, завывая в печных трубах грохоча крышами и  устилая  на сотни верст вокруг снежную пустыню.

7. Определите, как надо  писать  НЕ в каждом предложении. Запишите предложения.

а) Сам того (не)ведая, он открыл великий закон.

б) Прошка , (не)задерживаясь , пронесся  мимо.

в) Он  (не)доумевая  смотрел на командира.

8. Запишите, расставьте необходимые  знаки препинания.

Лось выбежал на опушку  заросшую  кустарником  и не  останавливаясь направился  к блестевшей в лучах заходящего солнца  реке.

                                                                              Вариант 2

  1. Укажите, каких глагольных признаков нет у деепричастия:

а) изменяемость;               б) вид;                          в) наклонение.

2. От приведенных глаголов, если возможно,  деепричастия  совершенного и несовершенного вида:

Помыть, упасть, строить, спасаться.

3.Выберите предложение с деепричастным оборотом, знаки не проставлены.

а) Страшная туча надвигалась не спеша.

б) Взлетая  жаворонок трепетал  крылышками.

в) Том приятно и весело провел  время ничего не делая.

г) Мы отправились в музей расположенный в центре города.

4. НЕ пишется слитно:

а) (не)сделанная работа;

б) (не)покладая рук;

в) (не)решаясь сказать;

г)трава (не)скошена.

5. Правильно построено предложение с деепричастным оборотом:

а) Прочитав повесть « Дубровский», мной овладела жалость к Владимиру.

б) Выйдя из берегов, луга оказались затопленными.

в) Маленькие  дети спали , уткнувшись  в подушку.

г) Саша обидевшись на друга и не захотел с ним разговаривать.

6.Пунктуационная ошибка в предложении:

а) Старушка, отложив книгу и порываясь что-то спросить,  не спросила  и стала смотреть в окно.

б) Успокоясь ,  орлы  вылетели на открытое место и долго сидели здесь  рядом , задумчиво щуря  на вечернюю степь мудрые глаза.

в) И день и ночь по снеговой пустыне  спешу  к вам . голову сломя .

г) Я взобрался на холми  и , оглядевшись, увидел знакомую мне  с дубовым лесом.

7. Определите,  как надо писать  НЕ  в каждом предложении, запишите  предложения.

а) Круглые глаза птицы , (не)мигая,  смотрели на вечернее солнце.

б) Листва берез висит  (не)шелохнувшись.

в) (Не)годуя,  он отошел.

8. Запишите, расставьте необходимые знаки препинания.

Я не понимал что все это значит  и стоя  на одном месте бессмысленно смотрел на  медленно удаляющегося   человека.



Предварительный просмотр:

                ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №2

                                                                 1- й вариант

1.Запишите, раскрывая скобки.

(НЕ) страшась   (не)взгод; (не)беспокоясь   (ни)(о)чем ; (не)заметив   (ни)чего;  (не)спеша;  (не)танцуя;   (не)подозревая   об опасности ;   (не)чувствуя  ног;   (не)верить  своим  ушам ;     (не)решаясь   приблизиться.

2.Замените один из глаголов деепричастием. Запишите полученный вариант.

Б) Волчьими тропами  шли охотники и несли А) Ребята выкупались и стали загорать.

на носилках раненого товарища.

В) Стая журавлей тянулась к югу.

Г) На дворе сияет  радостное весеннее солнышко и  отражается  в лужицах между камней.

Д Тихий  плес манил к себе  и обещал прохладу и  покой

                    ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2

                                                         2-й  вариант

1.Запишите предложения , расставьте знаки препинания. Графически обозначьте деепричастные обороты.

А)  Вернувшись на чердак  Тимур рассказал о своей встрече  ребятам.

Б) Очутившись  в  саду перед  дачей  Колокольникова   Тимур стал  под  деревом и свистнул.

В) Размахивая  обожженными  руками  Сима   помчался  к воротам  откуда уже выбегала  закончившая свою работу  четверка.

Г) Наклонившись  долго  выковыривал  я  гайку   и  сидя  на  корточках  счищал  и сдувал с  нее  песчинки.

Д)  Сдвинув  на  затылок   цветную  косынку  и  опираясь  на палку  щетки   насупившаяся  Женя  стояла  перед Ольгой.

2.Запишите , раскрывая  скобки.

(НЕ)понимал, (не)сдобровать,  (не)обращать  внимания ,(не)отталкивая, (не)смотря  по сторонам ,(не)умывшись ,(не)преодолевая препятствия ,(не)шутя,  (не)объединяя, (не)переводя  дух,  (не)внимая  его голосу.



Предварительный просмотр:

                                       ДЕЕПРИЧАСТИЕ  ТЕСТ № 3

                                                                                    ВАРИАНТ №1

  1. Найдите словосочетания, в состав которых входит деепричастие.

а) прийти издалека;    б) тихо засмеявшись;      в) не замечая никого;       г) стойко  боровшийся.

2.Укажите суффиксы деепричастий несовершенного вида.

а) –ем ;                          б) –а ;                          в) –вши;                   г)  -я .

3.  Дайте  определение   деепричастного  оборота.

4.Чем вы объясните , что деепричастие так же, как и глагол,  имеет такие морфологические признаки, как вид и возвратность.

5. Укажите, в каких  словосочетаниях НЕ  с деепричастиями пишется  слитно.

а) сильно (не)доумевая;      б) нисколько (не)думая;      в) (не)понимая цели;       г) (не)навидя ложь

6. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

а) Берега,  заключающие озеро в круглую раму зелени , густо заросли  камышом.

б) Солнце  заходя , золотило верхушки  деревьев.

в)  Свернув с дороги , мы отправились по утоптанной тропинке.

7. Укажите,  в каком предложении  нарушены литературные нормы.

а) Белка скачет с сучка на сучок , распушив  свой хвост.

       б) Весь день , не угасавши ни на минуту , горел свет.

                                                                        ВАРИАНТ 2

                                                                           ВАРИАНТ 2

  1. Найдите словосочетания,  в  состав которых входит деепричастие.

а) не  угасая ни на миг;    б) приехать  издалека;    в) заросшие тропинки;   г) испекши  пирог.

       2. Укажите суффиксы деепричастий совершенного вида.

       а) –в;                     б)  -нн ;                        в) –я ;                           г)  -вши .  

3. Ответьте на вопрос: что такое  деепричастие?

4. Почему деепричастие – это не самостоятельная часть речи , а форма глагола?

5. Укажите , в каких словосочетаниях НЕ с деепричастиями пишется  раздельно?

а) (не)доезжая до станции;    б) сильно (не)доумевая;     в) (не)домогая с утра;   г) (не)сдерживая  себя.

6. В каком предложении допущена пунктуационная  ошибка?

а) Никита  подойдя к реке,  разделся  и вошел  в воду.

б) Искупавшись,  он лег на  берегу.

в) Ветерок, изредка  пробегавший по кустам. навевал прохладу

7. Укажите, в каком предложении нарушены  литературные нормы.

а) Открывая  книгу,  из нее выпал листок.

б) Дождь  шуршал пол деревьям , сбивая только  что распустившуюся  листву.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку.: « Деепричастие как часть речи»

Дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; расширить речевую компетентность учащихся; воспитывать...

Разработка раздела программы по русскому языку "Деепричастие".

Разработка раздела программы по русскому языку "Деепричастие"....

Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"

Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....

Конспект урока русского языка "Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастия"

Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастийЦель: повторить и обобщить знания учащихся о деепричастии как форме глагола.Учебная задача: какие признаки имеет и как обр...

Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)

Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...

Календарно-тематическое планирование 9 класс русский родной язык 7 часов

Календарно-тематическое планирование 9 класс русский родной язык 7 часов...