УРОК - ТРЕНИНГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Растворова Светлана Александровна

 ПРАВОПИСАНИЕ НЕ и НИ. ЗНАЧЕНИЕ НЕ и НИ.

          Единая лексическая тема   ТОЛЕРАНТНОСТЬ.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок-тренинг в 10 классе. 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК -    ТРЕНИНГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ

ТЕМА. ПРАВОПИСАНИЕ НЕ и НИ. ЗНАЧЕНИЕ НЕ и НИ.

             ТОЛЕРАНТНОСТЬ.    

ЗАДАЧА: применение на практике теоретического материала;

                  закрепление навыков правильного выбора НЕ, НИ.

ЦЕЛЬ: формировать учебно- интеллектуальные умения:

             -анализировать и сравнивать правописание НЕ, НИ;

             - систематизировать изученный ранее материал;

             формировать учебно- познавательные умения:

             -составлять устные тексты, план ответа к теоретическому  

              материалу.

            формировать поисково- информационные умения:

             - работать со словарями.

             формировать навыки уважительного отношения к  

             высказыванию других.

ВИДЫ РАБОТЫ: 1.Составление алгоритма.

                               2.Устная речь (памятки к изложению в научном стиле  

                                  лингвистического материала)

                               3.Работа с текстами.

                               4.Упражнения.

ТИПЫ ТРЕНИНГОВ. 1.Аналитические умения.

                                      2.Логические связи и самостоятельные высказывания        на    

                                         основе   наблюдения над языковым материалом.

                                      3.Орфографические и пунктуационные навыки.

                                      4.Использование алгоритма.

1.ЛЕКСИКО- ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (лат. tolerantia- терпение)- терпимость,  

                                  снисходительность  к кому- нибудь или чему-  нибудь.

\Словарь иностранных слов и выражений. Трус Н.В., Шубина Т.Г. Минск. Современный литератор, 1999.                            

ТОЛЕРАНТНОСТЬ- терпимость к чужим мнениям, верованию,  поведению.

                            \Большая Российская энциклопедия.\

2.РАБОТА С ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ.

1)Не спорьте с тем кому важнее поспорить а (н...) разобраться.

2)Плохих людей нет. Есть люди на которых у вас (н...) хватило душевной мощности.

3)Научитесь сначала себе самому

   (Н..) прощать (н..) единой промашки

   А уж после кричите врагу своему

   Что он враг и грехи его тяжки.

   (Н..) в другом, а в себе побеждайте врага

   А когда преуспеете в этом

   (Н..) придётся уж больше валять дурака

   Вот и станете вы человеком.

                   (Булат Окуджава)

ЗАДАНИЕ.

1.Прочитайте . Согласны ли вы? Обоснуйте.

2.Объясните написание НЕ, НИ в примерах.

   В каком случае частица служит для отрицания, а в каком усиливает  отрицание?

   Сравните значение НЕ и НИ в поэтическом тексте.

3.Спишите, выделив графически пропущенные орфограммы, расставьте  

   знаки препинания.

4.Вспомните значение отрицательных частиц НЕ, НИ.

   Составьте образец рассуждения, как надо различать частицы НЕ и НИ.

3.РАБОТА С ТЕКСТОМ.

  1) Тот  кто совсем (н..) знает что такое дух и (н..) умеет любить его тот (н..) имеет и п...триотизма. 2)Но тот кто чует духовное и любит его тот знает его (сверх)национальную общечеловеческую сущность. 3)Он знает что великое русское- велико для всех народов и что г..ниальное греческое г..ниально для всех веков и что г...роическое у сербов- заслуживает пр..клонение со стороны всех национальностей и то что глубоко и мудро в культуре китайцев или индусов,- глубоко и мудро перед лицом всего ч..ловечества. 4)Но именно (по)этому настоящий п..триотизм  (н..) способен (н..)навидеть и пр..зирать другие народы потому что он видит их духовную силу и их духовные д..стижения. 5) Истинный п..триот любит в своём народе то что должны любить и будут любить когда узнают  и все другие народы правда он любит у своего народа то что другие народы (н..) полюбят однако и он вовсе (н..) пр..зван любить у других народов всё но лишь то что составляет истинный источник их величия и славы.

                                              (И.А. Ильин «О национализме»)

ЗАДАНИЕ.

1.Определите тему, основные мысли текста. Как вы относитесь к позиции автора?

2.К какому стилю относится данный текст? Докажите, используя признаки данного стиля.

3.Чтобы подготовить комментарий к тексту, обратитесь к словарям, справочникам. Сделайте записи лексического значения каждого слова.

Дух-

Духовность-

Духовное-

Патриот-

Национальность-

Чужой-

4.Выпишите словосочетания со словами «духовный», «народ», «патриот».

5.Подберите синонимы к глаголу любить.

6.Какие антонимы используются в тексте? Какова их роль?

7.Составьте схему одного из сложных предложений.

8.Произведите пунктуационный анализ данного предложения. Объясните знаки препинания.

9.Какими примерами из текста можно проиллюстрировать правописание НЕ и НИ?

 10.Подготовьтесь к выразительному чтению и сжатому пересказу.

5.ОБОБЩЕНИЕ.

6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.    

1.Прописать несколько вариантов темы (узкое, широкое), идею, сформулировать проблематику, изложенную в тексте.

2.Расширить границы задания №8.

  Синтаксический разбор предложений №2, №5.

3.Расширить словарное поле новыми понятиями, используя текст, словари, углубляющими представление о толерантности.

4.Выписать из текста слова с пропущенными орфограммами и обосновать.

5.Выскажите свою точку зрения, используя сочетания с НЕ  и НИ.                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка, 5 класс

Размышления о  возможности воспитания учащихся на уроках литературы и русского языка посредством слова. Статья сопровождается электронным приложением. Материалы из опыта работы учителя русского я...

Открытый урок по предмету "Русский язык". 7 класс.

Тема урока: "Имя прилагательное как часть речи". На основе краеведческого материала - Летний сад-самый известный сад Санкт- Петербурга. Можно использовать для обучения детей-инофонов. Презентация "Лет...

Презентация к уроку "Международное значение русского языка" (8 класс)

Презентация может быть использована на первом уроке русского языка в 8 классе....

Урок-презентация по русскому языку. 7 класс. Тема: Урок-обобщение по теме «Наречие»

Вопросы урока: 1. Грамматическое значение наречий.2. Лексико-грамматические разряды.3. Способы образования, сравнительная форма наречий.4. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.5...

Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских.

Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских....

Методическая разработка урока по ФГОС. Русский язык 6 класс. Урок по теме "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»"

Данный урок является серьезной самостоятельной работой детей, обучающихся в 6 классе. Тема урока "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»" ...

Открытый урок по "Родному русскому языку" 6 класс тума "Исконно русские и заимствованные слова"

Открытый урок по "Родному русскому языку" 6 класс тума "Исконно русские и заимствованные слова"...