Программа элективного курса "для 9 класса "Интенсивная подготовка к ГИА"
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Вафина Флёра Вазыховна

Программа элективного курса "для 9 класса "Интенсивная подготовка к ГИА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx36.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Аксубавеская средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрено                                                  Утверждаю                                                    Согласовано    

на заседании ШМО                     Директор МБОУ                                             Председатель районной  

______ (Горбунов Г.В)               «Аксубаевская СОШ №2»                              экспертной комиссии

Протокол № 1 от 27.08.12           _____ А.М.Сударев                                     _____ Антохина Н.А.

                                                  Приказ № 130-осн. от 31.08.12                «____» августа 2012 г.

Образовательная программа элективного курса

для учащихся 9 классов

«Интенсивная подготовка к ГИА»

Автор программы: учитель

 русского языка и литературы

I квалификационной категории

Вафина Флёра Вазыховна

Аксубаево 2013

Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов.  Он отвечает важным целям: дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и заданиями ГИА, знакомит с заданиями, включенными во вторую часть экзамена по русскому языку,  и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

В данном курсе представлена пошаговая система подготовки к сдаче ГИА по русскому языку, в основе которой лежит знакомство с содержанием экзаменационных заданий, алгоритмами и образцами рассуждения для их правильного выполнения.

Тестовый материал подобран в соответствии с демоверсией 2012 года, с учетом всех изменений, касающихся содержания и структуры КИМов. Каждое занятие строится по следующей схеме:

  1. Формулировка задания.
  2. Что должен знать ученик, выполняя задание.
  3. Теоретический материал, необходимый для успешного выполнения тестового задания.
  4. Алгоритм выполнения задания.
  5. Решение тестовых заданий.

Цель элективного курса – подготовить учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

Для этого необходимо решить следующие задачи: повторить, обобщить и систематизировать основные сведения школьного курса русского языка, способствовать полному и осознанному владению системой   полученных знаний.

Планируемые результаты:

В ходе занятий учащиеся должны:

- закрепить знания орфографических и пунктуационных правил;

- овладеть навыками решения тестовых заданий;

- уметь ориентироваться в специфике тестовых заданий и  заданий с выбором ответа;

- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

- уметь ограничивать временные рамки на выполнение заданий.

Требования к знаниям, умениям и навыкам:

  1. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные правила.
  2. К концу изучения курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

 - производить фонетический, морфологический, синтаксический разборы;

- находить сложные предложения разных типов, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять  их в соответствии с изученными пунктуационными правилами, производить пунктуационный разбор предложений;

- находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова в соответствии с изученными орфограммами, производить орфографический разбор слов.

Методы и формы обучения.

Успешное обучение в значительной мере зависит от того, какими средствами и методами оно ведется. На каждом этапе формирования общих интеллектуальных умений используются определенные методы обучения:

- коммуникативный, применяемый при усвоении готовых знаний с привлечением таких видов деятельности, как изложение учителем нового материала, в том числе проблемное изложение, восприятие его учащимися;

- познавательный – при восприятии, осмыслении и запоминании учащимися нового материала с привлечением наблюдения, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов;

- преобразовательный – при усвоении учащимися и творческом применении навыков и умений в процессе выполнения упражнений, проблемных заданий, практической деятельности и т.п.;

- систематизирующий – при обобщении и систематизации широкого круга знаний, умений и навыков по нескольким связанным между собой разделам программы, изучаемым ныне и изученных ранее, в том числе и из других курсов и предметов; обобщающая беседа по тем же материалам; составление планов;

- контрольный – при выявлении качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция в процессе выполнения практических заданий.

        Формы работы:

- индивидуальная;

- групповая;

- парная;

- фронтальная.

        Итоговый контроль осуществляется в виде решения КИМов в формате ГИА.

        Умелое сочетание групповой, фронтальной и индивидуальной форм занятий по курсу обеспечивает всестороннее развитие активности и самостоятельности в приобретении знаний, при выполнении тестовых заданий  всеми учащимися.

        Главная функция учителя – лидерство, основанное на совместной деятельности, направленной на достижение общей цели. Учитель выступает в роли организатора, консультанта, эксперта.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

Виды деятельности

1.

Задание А1. Понимание текста.

1

Работа с текстом

2.

Задание А2. Лексическое значение слова.

1

Работа с текстом, словарями, решение тестовых заданий.

3.

Задание А3. Изобразительно-выразительные средства русского языка.

1

Изучение теоретического материала, работа с текстом, решение тестовых заданий.

4.

Задание А4.  Фонетика.

1

Изучение теоретического материал, решение тестовых заданий

5.

Задание А5. Правописание корней.

1

Изучение теоретического материала, решение тестовых заданий.

6.

Задание А6. Правописание приставок.

1

Изучение теоретического материала, решение тестовых заданий.

7.

Задание А7. Правописание суффиксов.

1

Изучение теоретического материала, решение тестовых заданий.

8.

Задание В1.Синонимы.

1

Работа с текстом, изучение теоретического материала, решение тестовых заданий.

9.

Задание В2.Словосочетание.

1

Изучение теоретического материала, решение тестовых заданий.

10.

Задания В3 и В6. Грамматическая основа предложения.

1

Работа  с текстом, изучение теоретического материала, решение тестовых заданий.

11.

Задание В4. Обособленные члены предложения.

1

Работа  с текстом, изучение теоретического материала, решение тестовых заданий.

12.

Задание В5. Вводные слова и конструкции.

1

Изучение теоретического материала, решение тестовых заданий

13.

Задание В7. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1

Изучение теоретического материала, решение тестовых заданий.

14.

Задание В7. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

1

Изучение теоретического материала, решение тестовых заданий.

15.

Задание В8. Виды соподчинения.

1

Изучение теоретического материала, решение тестовых заданий.

16.

Задание В9. Сложные предложения с разными видами связи.

1

Изучение теоретического материала, решение тестовых заданий

17.

Итоговое тестирование.

1

Решение КИМов.

Содержание программы

(17 часов)

Задание А1. Понимание текста(1 ч.)

Теория. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста. Аналитическое прочтение текста.

Практика. Решение тестовых заданий.

Задание А2. Лексическое значение слова(1 ч.)

Теория. Лексическое значение слов. Однозначные и многозначные слова.

Практика. Решение тестовых заданий.

Задание А3. Изобразительно-выразительные средства русского языка(1 ч.)

Теория. Тропы: эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, гипербола, литота. Фразеологизмы.

Практика. Решение тестовых заданий.

Задание А4. Фонетика(1 ч.)

Теория. Звонкие и глухие согласные звуки. Оглушение и озвончение согласных звуков. Твердые и мягкие согласные звуки. Способы обозначения мягкости согласных на письме. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Сочетания букв, имеющие непроизносимый согласный звук. Особенности произношения некоторых сочетаний согласных. Особенности произношения некоторых грамматических норм. Специфика букв ъ и ь.

Практика. Решение тестовых заданий.

Задание А5. Правописание корней (1 ч.)

Теория. Правописание корней с проверяемой безударной гласной. Правописание корней с чередующейся гласной. Словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, требующими запоминания.

Практика. Решение тестовых заданий.

Задание А6. Правописание приставок (1 ч.)

Теория. Приставки, оканчивающиеся на З и С .Приставки ПРЕ и ПРИ.

Практика. Решение тестовых заданий.

Задание А7. Правописание суффиксов(1 ч.)

Теория. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных, образованных от имен существительных. Правописание Н и НН в отглагольных именах прилагательных и полных страдательных причастиях. Правописание Н в кратких страдательных причастиях. Правописание Н и НН в именах существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных.

Практика. Решение тестовых заданий.

Задание В1. Синонимы (1 ч.)

Теория.  Лексика и фразеология. Синонимы. Группы слов по происхождению и употреблению.

Практика. Решение тестовых заданий.

Задание В2. Словосочетание (1 ч.)

Теория.  Виды подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Самостоятельные части речи.

Практика. Решение тестовых заданий.

Задание В3, В6. Грамматическая основа предложения (1 ч.)

Теория.  Способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Способы выражения именной части.

Практика. Решение тестовых заданий.

Задание В4. Обособленные члены предложения (1 ч.)

Теория. Простое предложение, осложненное однородными членами, знаки препинания при них. Простое предложение, осложненное обособленными членами: обособленным определением, обстоятельством, приложением, дополнением.

Практика. Решение тестовых заданий.

Задание В5. Вводные слова и конструкции (1 ч.)

Теория.  Вводные слова и знаки препинания при них. Вводные слова и схожие с ними по звучанию члены предложения. Слова, которые не являются  вводными.

Практика. Решение тестовых заданий.

Задание В7. Сложносочиненные предложения (1 ч.)

Теория. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сочинительные союзы и их группы.

Практика. Решение тестовых заданий.

Сложноподчиненные предложения (1 ч.)

Теория. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы. Слова, которые всегда являются союзными словами. Слова, которые всегда являются союзами. Слова, которые выступают то как союз, то как союзное слово.

Практика. Решение тестовых заданий.

Задание В8. Виды соподчинения(1 ч.)

Теория. Последовательное, параллельное и однородное соподчинения.

Практика. Решение тестовых заданий.

Задание В9. Сложные предложения с разными видами связи (1 ч.)

Теория. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Бессоюзные сложные предложения. Запятая, точка с запятой, двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.

Практика. Решение тестовых заданий.

Контроль знаний. Итоговое тестирование (1 ч.)

Использованная литература:

  1. Большой толковый словарь русского языка :ок.60 000 слов / под ред. Д.Н.Ушакова. – М.: АСТ: Астрель, 2008
  2. Распутин В.Г. Повести и рассказы. Т.2. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 400 с. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы).
  3. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. Пособие для учащихся / М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; Под ред. Н.М.Шанского. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1987. – 288

Литература для учащихся:

  1. Большой толковый словарь русского языка :ок.60 000 слов / под ред. Д.Н.Ушакова. – М.: АСТ: Астрель, 2008

2.ГИА 2012. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 110 с. (Серия «ГИА. 9 кл. Типовые тестовые задания»).

3.ГИА 2012. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме).  Практикум по выполнению типовых тестовых  заданий / Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 110 с. (Серия «ГИА. 9 кл. Типовые тестовые задания).

4. Распутин В.Г. Повести и рассказы. Т.2. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 400 с. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы.

                                                                                                                  Приложение

КИМы  для  контроля знаний

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на бланке ответов №2. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

Нравственность состоит из конкретных вещей – из определенных чувств, свойств, понятий. Одно из таких чувств – чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам.«Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как устаревшие понятия. В Лениграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия. Сочли это название устаревшим, переименовали в лицу Текстилей.

Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство, свойственное всему живому сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни.

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что чувство это врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

( Д.Гранин)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1- А7; В1- В9; С2

(1)Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. (2)Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр.(3) За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, т я буду квартировать у нее, а в последний день августа дядя Ваня, шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, одобряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил.(4) Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь.

(5)Голод в тот год еще не отступил, а нас у матери было трое, я самый старший. (6)Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе,  -  тогда не придется все время думать о еде. (7)Все лето мы старательно поливали  свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не дождались или он был настолько мал, что мы его не почувствовали. (8)Впрочем, я думаю, что затея эта не совсем бесполезная и человеку когда-нибудь еще пригодится, а мы  о неопытности что-то там делали неверно.

(9)Трудно сказать, как решилась мать отпустить меня в район (райцентр у нас называли районом). (10)Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет – некуда. (11)Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя. (12)Но особенно в меня верили, когда дело касалось облигаций. (13)Их за войну у людей скопилось много, таблицы выигрышей приходили часто, и тогда облигации несли ко мне. (14)Считалось, что у меня счастливый глаз. (15)Выигрыши и правда случались, чаще всего мелкие, но колхозник в те годы был рад любой копейке, а тут из моих рук сваливалась и совсем нечаянная удача. (16)Радость от нее невольно перепадала и мне. (17)Меня выделяли из деревенской ребятни, даже подкармливали; однажды дядя Илья, в общем-то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки – под весну это было немалое богатство.

(18)И все потому же, что я разбирался в номерах облигаций, матери говорили:

- (19)Башковитый у тебя парень растет. (20)Ты это… давай учи его. (21)Грамота зря не пропадет.

(22)И мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился. (23)Я был первый. (24)Да я и не понимал как следует, что мне предстоит, какие испытания ждут меня, голубчика, на новом месте.

(25) Учился я и тут хорошо. (26) Что мне оставалось? – за тем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. (27) Едва ли я осмеливался бы пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки.

(28) С французским у меня не ладилось из-за произношения. (29) Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало все мое ангарское происхождение вплоть до седьмого колена, где никто сроду не выговаривал иностранных слов, если вообще подозревал об их существовании. (30) Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая, а вторую половину выпаливая короткими лающими очередями. (31)Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза. (32) Ничего подобного она, конечно, не слыхивала. (33)Снова и снова показывала, как произносятся носовые, сочетания гласных, просила повторить – я терялся, язык у меня во рту деревенел и не двигался.  (34) Все было впустую.

( По В.Распутину)

Распутин Валентин Григорьевич (1937) – русский писатель. В 1973 появляется в печати один из лучших рассказов Распутина — «Уроки французского», посвященный Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга А.Вампилова. Сам писатель выделяет его среди своих произведений: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

Задания А1 – А7 выполните на основе анализа содержания  прочитанного текста. К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. В бланке ответов №1 поставьте знак «в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему герою рассказа не давался французский язык?»

  1. Учился он хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея.
  2. С французским у него не ладилось из-за произношения.
  3. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, морщилась и закрывала глаза.
  4. Он не понимал как следует, что ему предстоит, какие испытания ждут его на новом месте.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «прижимистый» (предложение 17).

  1. Щедрый
  2. Скаредный
  3. Маленький
  4. Озлобленный

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  1. Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет – некуда.
  2. Их за войну у людей скопилось много, таблицы выигрышей приходили часто, и тогда облигации несли ко мне.
  3. Считалось, что у меня счастливый глаз.
  4. И мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился.

А4. Укажите  ошибочное суждение.

  1. В слове ВПУСТУЮ первый звук – [ф]
  2. В слове СГОРЯЧА есть звук [з]
  3. В слове РАССКАЗЫВАЛ количество букв и звуков совпадает
  4. В слове ГРАМОТЕЯ звуков больше, чем букв.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в коне слова.

  1. Возлагалось
  2. Ангарский
  3. Сгоряча
  4. Держались

А6.  В каком слове  правописание приставки определяется правилом: «В приставках на З и С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими – С»?

  1. Бессильно
  2. Спрашивать
  3. Сделал
  4. Срывался

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных с основой на Н, пишется две буквы Н»?

  1. Иностранный
  2. Нечаянный
  3. Невыученный
  4. Единственный

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответом к этим заданиям являются слова и наборы цифр, которые следует записать в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами. Слова и числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

В1. Замените просторечное слово «башковитый»  из предложения  19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание «старательно поливал» (предложение 7), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью  управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 28.

В4. Среди предложений 1-4  найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Впрочем (1), я думаю (2), что затея эта не совсем бесполезная и человеку когда-нибудь еще пригодится (3), а мы по неопытности что-то там делали неверно.

Трудно сказать (5), как решилась мать отпустить меня в район (райцентр у нас называли районом).

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 29.

В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Но особенно в меня верили (1), когда дело касалось облигаций. Их за войну у людей скопилось много (2), таблицы выигрышей приходили часто (3), и тогда облигации несли ко мне. Считалось (4), что у меня счастливый глаз.

В8. Среди предложений 5-8  найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9. Среди предложений  28-33 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов №2 задание С2.

С2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы на задания второй части А и В

№ задания

Правильный ответ

А1

2

А2

2

А3

3

А4

3

А5

1

А6

1

А7

1

В1

умный

В2

поливал со старанием

В3

не ладилось

В4

4

В5

1

В6

4

В7

1, 4

В8

8

В9

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...

Рабочая программа элективного курса для подготовки к ЕГЭ в 10 классе

       Структуру элективного курсасоставляют теоретическая и практическая часть в области чтения, говорения, письма, грамматики и аудирования. Основными методическим достоин...

Программа элективного курса профильной подготовки учащихся 10-11 классов "Занимательная стенография" (34 часа)

«Занимательная стенография» является курсом по выбору учащихся. Данный курс обучения предназначен для школьников, которые хотели бы изучить и отработать на практике методы скоростного письма с ц...

Программа элективного курса «ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА И ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНИЯ».

Программа элективного курса «ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА И ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНИЯ»,  предназначена для учащихся 7 - 8 классов.Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и...

Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс"

Рабочая программа элективного курса  "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс" Включает календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 класс"

Рабочая программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ 10-11 класс. Включает календарно-тематическое планирование по каждому классу...

Программа Элективного курса по подготовке к ЕГЭ

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение математических задач по подготовке к ЕГЭ» (для обучающихся 10 — 11 классов)...