"Ахиллесова пята", или кое-что о фразеологизмах.
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Исаева Лиана Вахтанговна

Мастер-класс  "Ахиллесова пята, или кое-что о фразеологизмах" проводилась  учителем и участниками кружка "В мире фразеологизмов" для учащихся 3-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-klass.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

              МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа

            Ртищевского района Саратовской области» в с. Малиновка

          «АХИЛЛЕСОВА ПЯТА»,        

  или  кое-что о фразеологии.

                           

                                             МАСТЕР -  КЛАСС

                ( РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ)

                                                Учитель  -  Исаева  Л.В.

                                                   

                             

                                                            -1-

        Мастер – класс проводится для учащихся  3-4 классов  учителем  вместе  с участниками кружка  «В мире фразеологизмов».

 Реквизит: плакат  с высказыванием  И.С.Тургенева, таблички   для  фразеологического лото,          

                  детские рисунки,  табличка  для  игры «Подскажи словечко!»

Цель проведения:  формировать у учащихся умение использовать  полученные знания в нестандартной ситуации

Учитель : Ребята, сегодняшнюю встречу мне хочется начать с незабываемых слов            

                 замечательного русского писателя  И. С. Тургенева: « Берегите наш                       

                 язык, наш прекрасный русский язык…Обращайтесь почтительно с  

                 этим  могущественным оружием: в руках умелых оно в состоянии

                 совершить  чудеса!»

Ученик:   Вот именно: в руках умелых!

Ученица: Любой первоклассник скажет, что наша речь состоит из предложений, а            

                 предложения – из слов. Если нам непонятны значения отдельных слов,  

                 нам не понять, о чём говорится  и  в предложении.

Ученик:   (обращается  к  учащимся  3-4 классов)  Ребята, вам понятно

                 предложение  Отец намылил сыну голову? (беседа с детьми)

Ученица:  Это предложение можно понять и совсем по-другому: отец отругал              

                  сына.

Учитель:  Удивлены? Дело в том, что  есть в русском языке  устойчивые

                 словосочетания, которые называются фразеологизмами. В них слова

                 отделять друг от друга нельзя – иначе потеряется смысл.

                  Одни  фразеологизмы  пришли к нам из мифов Древней Греции

                  (ахиллесова пята),  другие – из Библии (нести свой крест), третьи –

                  из произведений  (мартышкин труд), четвёртые связаны с работой

                  наших предков, с их обычаями (без сучка  без задоринки).

                  Но  сегодня  ребята  из моего  кружка  расскажут вам о фразеологизмах,            

                  происхождение  которых  связано  с  мифами  Древней  Греции.

                   (ребята из кружка рассказывают о фразеологизмах «ахиллесова   пята»,      

                    «дамоклов меч», «прокрустово ложе», сизифов  труд»,  «яблоко раздора»)

Учитель:  Я предложила своим ученикам  сделать рисунки к фразеологизмам, о

                которых они  так много узнали. И вот что у них получилось.

                       

                                                       (вывешиваются рисунки)

                   Какие  фразеологизмы  вы вспомнили, глядя на эти рисунки?

             

Учитель: Ребята,  вы хорошо слушали? Всё запомнили?

                                                              -2-

Ученик:  А мы сейчас проверим!  Кто  играл в домино?  Все!  Тогда давайте

                поиграем!  Я  хочу  предложить вам  не простое, а  фразеологическое

            домино.  Нужно установить соответствие.

                                              Материал для справок:

Яблоко  раздора --                         тяжёлый напрасный труд

Прокрустово  ложе  --                   повод, причина для  разногласий

Сизифов  труд   --                           мерка, под которую насильственно подгоняют

                                                         что- нибудь, для неё не  подходящее

Дамоклов меч--                            единственное  уязвимое место у кого-либо или

                                                       чего –либо

 Ахиллесова пята -                      постоянная   угроза, опасность, нависшая над кем–      

                                                      либо                  

Учитель:   Предлагаю вам, ребята, интересное  задание  под названием «Подскажи

                  словечко!»

                                   Чтобы  жить,  расти, дружить,

                                    Надо  нам  его зарыть;

                                    Чтобы нас не жгло  позором

                                     Это  ____________________!

                                             (яблоко раздора)

                                                                             

Учитель:  Вот на этой  оптимистической  ноте  мы и закончим нашу встречу !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.

Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....

Программа работы с учениками пятого класса "Первый раз в пятый класс"

Программа работы с учениками пятого класса " Первый раз в пятый класс".Цель: Помочь пятиклассникам благополучно адаптироваться к новым условиям обучения....

Ахиллесова пята

В «Иллиаде» Гомера воспет мужественный и сильный герой Ахиллес. По преданию, мать его, морская богиня Фетида, чтобы сделать сына неуязвимым, в детстве окунула его в воды священной реки Стинс. При этом...

Открытый урок по тема "Соотнесение числа с количеством предметов в пределах пяти. Счёт прямой и обратный в пределах пяти"

Открытый урок по тема "Соотнесение числа с количеством предметов в пределах пяти. Счёт прямой и обратный в пределах пяти"Цели: 1. Продолжить учить порядковому счёту от 1 до 5 и обратному счё...

Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...

Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"

  Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы.   Источники фразеологизмов.Фразеологичес...