Урок развития речи русский язык (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку по теме

Балашова Лариса Олеговна

Сочинение - одно из средств развития речи и раскрытия творческих возможностей каждого ученика. Для этого на данном уроке предусмотренны такие задания, с которыми справятся все дети: вставить в предложения недостающие слова, выбрать из предложенных вариантов тот, который понравится ребенку, составить из слов красивое предложение. Выполнив все эти задания, ребенок почувствует себя успешным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_razvitie_rechi.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык.

Урок развития речи.

Сочинение.

«Художник Мороз».

Провела                                                      Л.О. Балашова

Цели и задачи урока:

- учить детей писать сочинение, используя готовые образцы;

- учить детей рассуждать, сравнивать, находить образные выражения;

- развивать и обогащать устную речь уч-ся;

- наблюдать за картинами природы;

- развивать художественный вкус;

- воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: репродукция картин русских художников с зимними пейзажами, мультимедийная техника, аудиозаписи, фотопейзажи, карточки с заданиями, дополнительный литературный материал.

Ход урока.

  1. Мотивация.

Учитель. – Ребята, расположитесь удобно за партами, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.

  1. Самоопределение к деятельности.

У. – Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы попали в заснеженное царство. (Открывается разворот доски, вывешены репродукции картин русских художников и фотопейзажи о зиме)

У. – Дети, откройте глазки и внимательно посмотрите на доску. Что вы видите? (Деревья, крыши домов, земля засыпаны пушистым белым снегом )

У. – А, что объединяет эти картины? (Они все о зиме)

У. – Ребята, послушайте внимательно отрывок из стихотворения Н. Некрасова «Мороз Красный нос» (чтение отрывка учителем или прослушивание аудиозаписи)

У. – О ком это стихотворение. (О Морозе, который обходит свои владения)

У. – Кто запомнил его название. (Мороз красный нос)

У. – Каким вы представляете себе Мороза? (Дети дают словесное описание Мороза)

У. – Дети, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Ответы детей)

У. – Сегодня мы будем учиться писать сочинение на тему «Художник Мороз». Внимательно всматриваться в картины, нарисованные им, подбирать выразительные слова для описания.

Запишем в тетрадях:

Число.

Сочинение.

Художник Мороз.

У. – Почему слово Мороз написано с большой буквы. (Это собственное имя существительное)

III. Работа над сочинением.

У. – «Ходит Мороз по горам, по долинам,

Ходит в больших валенках, ступает тихо, неслышно.

А сам все посматривает по сторонам,

То там, то тут свою волшебную картину поправляет».  

(по Г. Скребицкому)

 

  У. – К нам Мороз не сумел заглянуть. Его срочно вызвали в командировку на юг нашей страны, но картины, написанные им, мы постараемся внимательно рассмотреть.

Слайд 1.

1. Художник Мороз преобразил__________________________________ (поля, леса, луга, сады, холмы).

У. – Как вы думаете, что надо вставить в наше предложение. (Недостающие слова)

У. – Выберете три слова, которые вам понравились, и вставьте в предложение. (Можно подобрать слова с опорой на репродукции картин и фотопейзажи)

У. – Это вступление к нашему сочинению. Предложение надо писать с красной строки. (Запись предложения)

У. – Ребята, а чем расписывает Мороз оконные стекла, когда на улице холодно? (Узорами)

У. – Какие узоры по цвету? (Белые)

У. – Что они напоминают? (Деревья, кружево, замки, листья и т.д.)

У. – Об этом удивительном мастере есть загадка. Отгадайте её.

«Какой это мастер на стекла нанес,

И листья, и травы, и заросли роз»            (Мороз)

У. – Все эти узоры не простые, а сказочные. А как еще можно сказать об узорах. (Волшебные, чудесные, неповторимые, удивительные)

У. – И во второй части нашего сочинения мы будим писать об этих узорах на оконных стеклах.

Слайд 2.

2. Окна волшебник расписал

 ________листьями, _________замками, _________снежинками.

У. – Дети, обратите внимание, чтобы не повторять слово художник Мороз, мы можем заменить их другими, близкими по смыслу словами. (Художник, волшебник, кудесник, мастер, Мороз)

У. – Как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы наше предложение звучало красиво? (Добавить недостающие слова).

У. – Посмотрите у всех на столах карточки с заданием. (Дети читают задание на карточке)

Карточка с заданием.

Подберите более точные определения к словам, подчеркните их.

Снежинки (какие?) – большие, серебристые, искристые.

Листья (какие?) – желтые, резные, ажурные.

Замки (какие?) – старые, сказочные, волшебные.

У. – Добавьте понравившиеся вам слова в предложение и запишите его, обратите внимание на окончания слов. Может быть, кто-то из вас придумает свои слова и запишет с ними предложение. Если вам трудно справиться с заданием, обращайтесь за помощью к учителю.

Релаксация.

У. – Встанем, рассмотрим еще раз узоры на окне. А теперь подуем на стекло, согреем его своим дыханием. Вдохнули и медленно, не торопясь, выдыхаем. На стекле появилось маленькое круглое пятнышко. Потрем его сначала правой, а потом левой ладошкой. У нас появилось маленькое оконце. Выглянем во двор. Что мы увидим? (Снег укрыл землю)

У. – Почитаем стихотворения русских поэтов о снеге, укрывшем землю. (Дети читают отрывки и находят образные выражения о снеге. Работают в парах, помогая друг другу)

 – Чем укрыл Мороз землю в стихотворении Я. Акима? (Платком пуховым)

– А во втором отрывке Н. Лисича? (Шубою пушистой)

– В третьем А. Пушкина. (Великолепными коврами)

У. – Так о чем же мы будем писать в третьем предложение. (О снежном покрывале укрывшем землю)

У. – Посмотрите на наше предложение.    

                                     

Слайд 3.

3. Землю Мороз

У. – Как вы думаете, что мы должны сделать? (1. Добавить недостающие слова из предложенных стихов; 2. Из трех вариантов выбрать понравившийся вариант предложения)

Чтение предложений и запись в тетрадь.

У. – Но художник Мороз не только преобразил землю, он околдовал и деревья.

У. – Посмотрите внимательно на фотопейзажи.

У. – Чем осыпал мороз березки? (Пушистым инеем)

У. – А сосны, ели? (Шапками снега)

У. – Прочитайте, как об этом сказано у поэтов и писателей. Подчеркните наиболее яркие слова в этих описаниях:

1. Чтение первого отрывка.

У. – Что такое арка? (Это проём в виде дуги)

У. – Почему М. Пришвин сравнивает деревья с кружевными арками? (Под тяжестью снега они согнулись до земли)

2. Чтение второго отрывка.

У. – Чем украшены ветки берез? (Каймой)

У. – На что она похожа? (На кисти белой бахромы – тесьма с висящими одной стороны нитями)

3. Чтение 3 отрывка.

У. – Чем укутана сосна? (Белой косынкой)

У. – О чем мы будем писать в четвёртом предложении. (О деревьях, украшенных Морозом)

Слайд 4.

4. Не забыл художник

Работа над предложением и запись одного варианта в тетрадь.

У. – Какие же картины получились у художника Мороза? (Замечательные, удивительные, чудесные)

У. – Мы заканчиваем наше сочинение. Нам осталось составить из слов последнее красивое предложение и записать его.

Слайд 5.

5. Мороза, картина, получилась, у, чудесная, художника!

У. – Какой знак поставим в конце предложения? (Восклицательный)

IV. Чтение детьми своих сочинений.

Варианты:

Художник Мороз преобразил поля, сады, дома.

Окна волшебник расписал ажурными листьями, сказочными замками, искристыми снежинками.

Землю Мороз укрыл великолепным ковром.

Не забыл художник накинуть шапки и шубки на сосны и ели.

Чудесная картина получилась у художника Мороза!

  1. Рефлексия.

У. - Дети, какое чувство вы испытали, когда написали сочинение?

У. – Как вы думаете, понравятся ваши работы художнику Морозу? (Высказывания детей)

У. – Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».

  1. Домашнее задание.

Представьте, что вы художник Мороз. С помощью красок, кистей нарисуйте зимние картины. Это будет вашим домашним заданием.

 

  1. Итог урока.

У. – Чему мы научились сегодня на уроке? (Ответы детей)

У. – Вы все молодцы, хорошо потрудились на уроке. У вас получились красивые сочинения. Я думаю, художник Мороз будет доволен вашей работой.

1 слайд.

Художник Мороз преобразил __________________.

2 слайд.

Окна волшебник расписал ________ листьями, _________ замками, _________снежинками.

3 слайд.

Землю Мороз

Землю Мороз

4 слайд.

Не забыл художник

5 слайд.

Мороза, картина, получилась, у, чудесная, художника!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Русский язык 7 класс.

Данный ресурс содержит конспект урока развития речи в 7 классе по заданию упражнения № 402. Он предназначен учителям, работающим по учебнику М.Т. Баранова....

Конспект урока по развитию речи; русский язык пятый класс "Первый снег"

Изложение по отрывку из произведения К. Паустовского. Цель урока: обучать лингвистическому и содержательному анализу текста; учить школьников определять и анализировать стилевые и композиционные ...

Урок развития речи. Русский язык 5 класс. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

Данная разработка содержит поэтапный материал подготовки к домашнему сочинению сочинению и образец сочинения....

Основная мысль текста. Урок развития речи. Русский язык 7 класс

Урок развития речи по русскому языку 7 класс. На основе сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть"....

Сочинение-рассуждение. Урок развития речи. Русский язык. 6 класс.Программа Баранов М.Т. и др.

Урок с применением АМО технологии. Задача учителя создать условия для успешной деятельности обучающихся по закреплению знаний по теме «Рассуждение», для развития у них речевой культуры,...