Урок развития речи. Русский язык 7 класс.
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Данный ресурс содержит конспект урока развития речи в 7 классе по заданию упражнения № 402. Он предназначен учителям, работающим по учебнику М.Т. Баранова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi.russkiy_yazyk_7klass.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок развития речи в 7 классе

Тема урока: «Сочинение-рассказ по данному сюжету».

Цели:

  1.  Закрепить навыки написания сочинения-рассуждения по данному сюжету.
  2.  Продолжить работу по развитию умения редактировать текст, вносить поправки в устные и письменные высказывания определённого стиля, структуры, композиции.
  3.  Продолжить работу по воспитанию бережного отношения к природе, пониманию, что такое добро и зло.

Задачи урока:

  1. Повторить известные учащимся сведения о рассказе, его композиции.
  2. Отработать навыки переработки текста в соответствии с поставленной задачей.

  Оборудование:

  1. Русский язык : учеб. для 7 кл. общеобразоват. / учреждений [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский ]. - 30-е изд. - М. : Просвещение, 2009.
  2. Компьютер, проектор или интерактивная доска, экран, раздаточный материал (карточки).

                                                        Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели урока.
  3. Проверка домашнего задания и повторение известных учащимся сведений о рассказе, его композиции.

Учитель. Сегодня мы будем писать сочинение-рассказ по данному сюжету. Что такое рассказ?

Ученик. Рассказ – это один из видов повествования. В его основе лежит случай, эпизод, происшествие. Главное в рассказе – развивающееся в определённой последовательности действие, которому подчиняется описание героев, места, времени действия.

Учитель. Вспомните рассказы, изученные в этом учебном году.

Ученик. И.С. Тургенев «Бирюк», А.П. Чехов «Хамелеон», «Злоумыш-ленник», И.А. Бунин «Цифры», Л.Н. Андреев «Кусака», А.П. Платонов «Юшка» и другие.

Учитель. Что такое сюжет?

Ученик. Сюжет – это ход  событий, происходящих в художественном произведении.

Учитель. Сегодня вы должны написать художественный рассказ, развернув едва намеченные эпизоды в яркие картины, выразив свои чувства. В рассказ, если это необходимо, введите диалог, постарайтесь употребить предложения с разговорными частицами и частицами, усиливающими отрицание, используйте риторический вопрос.

Давайте вспомним, что такое композиция?

Ученик. Композиция – это построение художественного произведения.

 Учитель. Из скольких частей состоит рассказ? Как они называются?

Ученик. Рассказ состоит из трёх частей: завязки, развития действия, кульминации, развязки.

Учитель. Что такое завязка?

Ученик. Завязка – это событие, с которого начинается действие.

Учитель. Что такое развитие действия?

Ученик. Развитие действия – это цепь происходящих событий после завязки.

Учитель. Что такое кульминации?

Ученик. Кульминация – это самый напряжённый момент в повествовании.  

Учитель. Что такое развязка?

Ученик. Развязка – это заключительная часть произведения.

  1. Подготовка к сочинению-рассуждению по данному сюжету       (упражнение № 402).

Учитель. Прочитаем текст упражнения №.402. Можно ли его назвать рассказом?

Ученик. Нет, это схема рассказа, сюжет. Это лишь жизненные факты, нет подробностей, важных деталей.

Учитель. Что нужно добавить, чтобы получился рассказ?

Ученик. Нужно описать интерьер, портреты людей, «оживить» текст, заставить людей действовать, включить диалог.

Учитель. Надо ли подробно описывать ножик?

Ученик. Да, нужно, чтобы все могли убедиться в ценности ножа.

Учитель. Нужно ли перечислять, что предлагали ребята в обмен на ножик?

Ученик. Необходимо, чтобы читатель понял, насколько хорош был ножик и насколько Витя им дорожил.

Учитель. А стоит  ли передавать диалог Вити и мальчиков, которые предлагали обмен?

Ученик. Нет, ведь он ослабляет описание.

Учитель. А будем ли описывать снегиря?

Ученик. Да, особенно его страдания. Описание снегиря поможет понять, почему Витя решил выручить птицу сразу же.

Учитель. Будет ли уместен  диалог Вити и Петьки?

Ученик. Да, диалог поможет увидеть характеры мальчиков: доброту одного и жадность другого. Но диалог должен быть кратким.

Учитель. Итак, какой будет в рассказе завязка, развитие действия, кульминация, развязка?

Ученик. Завязка – это эпизод, в котором рассказывается о снегире, оказавшемся в руках у Петьки. Развитие действия -  мучения снегиря и отношение к этому ребят и Вити. Кульминация – предложение Вити  обменять снегиря на ножик. Развязка – Петька отдаёт Вите снегиря в обмен на нож.

Учитель. Нужна ли ещё одна развязка?

Ученик. Да, она поможет показать влияние поступка Вити  на Петьку.

Учитель. Действительно, вторая развязка нужна, ведь Петька должен исправиться, осознать свою ошибку.

Учитель. Определите основную мысль текста.

Ученик. Основная мысль рассказа состоит в том, что человек не должен быть жестоким по отношению к миру природы.

Учитель. Как можно озаглавить рассказ?

Ученик. «Обмен», «Доброта», «Освобождение».

Учитель. Какие нравственные проблемы поднимает автор рассказа?

Ученик. Автор поднимает проблему доброты, любви ко всему живому.

Учитель. В каких произведениях, прочитанных вами на уроках литературы и самостоятельно, поднимается такая же проблема?

Ученик. В рассказах Л.Н. Андреева «Кусака», И.С. Тургенева «Муму», повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» и других.

Учитель. Какой стиль речи будете использовать при написании сочинения?

Ученик. Рассказ надо написать в художественном стиле речи.

  1. Физкультминутка. 
  2. Работа в группах и обсуждение её результатов.  

Учитель. А сейчас будете работать в группах.

Задание для всех групп. Составьте план рассказа.

Коллективное обсуждение предложенных группами пунктов плана рассказа. 

План рассказа

  1. Подарок отца.
  2. Предложения ребят.
  3. Обмен состоялся.
  4. Раскаяние Петьки.

Учитель. А сейчас работа в группах.

Задание для группы № 1. Опишите подаренный отцом ножик. (Подсказка: постарайтесь использовать сравнения.)

Напишите о том, что предлагали ребята Вите в обмен на ножик. (Подсказка: это должны быть самые неожиданные предметы.)

Задание для группы № 2. Опишите измученного снегиря. (Подсказка: желательно использовать  эпитеты.)

Воспроизведите диалог  Вити и Петьки об обмене снегиря на ножик. (Подсказка: диалог должен быть кратким.)

 Придумайте вторую развязку. (Подсказка: Петька должен исправиться, осознать свою ошибку.)

Проверка выполненных группами заданий.

  1. Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Какие трудности пришлось преодолевать?

За работу на уроке я поставил(а) бы себе …

  1. Домашнее задание: написать сочинение-рассказ по данному сюжету (упражнение № 402).

Информационные источники

  1. Русский язык : учеб. для 7 кл. общеобразоват. / учреждений [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский  ]. - 30-е изд. - М. : Просвещение, 2009.
  2. Обучение русскому языку в 5-6 классах: Метод. указания к учеб. Пособие для учителя / М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Л.А. Тростенцова и др.; Сост. М.Т. Барапов. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1986.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи русский язык (2 класс)

Сочинение - одно из средств развития речи и раскрытия творческих возможностей каждого ученика. Для этого на данном уроке предусмотренны такие задания, с которыми справятся все дети: вставить в предлож...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Урок развития речи. Русский язык 5 класс. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

Данная разработка содержит поэтапный материал подготовки к домашнему сочинению сочинению и образец сочинения....

Основная мысль текста. Урок развития речи. Русский язык 7 класс

Урок развития речи по русскому языку 7 класс. На основе сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть"....

Сочинение-рассуждение. Урок развития речи. Русский язык. 6 класс.Программа Баранов М.Т. и др.

Урок с применением АМО технологии. Задача учителя создать условия для успешной деятельности обучающихся по закреплению знаний по теме «Рассуждение», для развития у них речевой культуры,...