"Ярмарка знаний"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Интеллектуально - познавательная игра "Ярмарка знаний" для учащихся 7-8 классов. Цель: способствовать воспитанию чувства уважения к родному языку, к литературе, друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению коллектива, развивать творческую активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yarmarka_znaniy.docx | 25.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА
«ЯРМАРКА ЗНАНИЙ»
для 7-8 классов
Составитель: Морозова Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» Кашира – 8, Московская область.
Идентификатор автора №217-733-522.
Русский язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. (П.Меримэ).
ЦЕЛИ: способствовать воспитанию чувства уважения к родному языку, к
литературе, друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению
коллектива, развивать творческую активность.
ОФОРМЛЕНИЕ: эпиграф на доске, на доске прикреплены творческие
работы учащихся по теме «Мой любимый литературный герой» или «Моя
любимая литературная героиня».
ХОД ИГРЫ.
(Учителю русского языка и литературы помогают учащиеся старших классов,
которые входят в состав жюри).
Ведущий. Добрый вечер, дорогие друзья.
Ведущая. Добрый вечер, уважаемые любители русского языка и литературы.
Ведущий. Хотелось бы вспомнить слова Степана Шаумяна: «Литература- это храм, куда
можно входить лишь с чистой совестью и благородными стремлениями.
Ведущая. А мне хотелось бы вспомнить СТРОЧКИ из СТИХОТВОРЕНИЯ И.С.Тургенева «Русский язык»:
Берегите наш язык,
Наш прекрасный русский язык,-
Это клад, это достояние,
Переданное нам нашими предшественниками!
Ведущий. И сегодня мы войдем в храм литературы и русского языка.
Ведущая. Храм, который несет свет души авторов, мудрость народа, красоту и
богатство. Итак, мы начинаем нашу интеллектуально-познавательную игру
«Ярмарка знаний».
1 конкурс. «Как вы шхуну назовете, так она и поплывет…»
(домашнее задание).
Учащиеся 7 класса произносят название, девиз, показывают эмблему своей команды.
Учащиеся 8 класса произносят название, девиз, показывают эмблему своей команды.
(Жюри оценивает первый конкурс по ПЯТИБАЛЛЬНОЙ системе).
2 конкурс. «Кто кого…»
(каждой команде задаются вопросы, на которые участники должны ответить. Каждый
правильный ответ оценивается в 1 балл. Побеждает та команда, которая даст большее
количество правильных ответов).
Вопросы 1 команде (8 классу).
- Назовите автора произведения «Кавказский пленник». (Лев Николаевич
Толстой).
- Слова какой части речи указывают на предметы, признаки и количества, но не
называют их. (Местоимение).
- Кому принадлежит известная реплика: «Спокойствие, только спокойствие…».
(Карлсон).
- Слова какой части речи представлены в ряду: делая, будучи, задыхаясь.
(Деепричастия).
- Как пишется слово «спартакиада». Четко произнесите.
- Сколько букв Н пишется в слове «ветреный». (Одна).
- Определите спряжение у глагола «стелить». (Первое).
- К какому разряду относится местоимение в словосочетании «вижу ЕГО».
(Личное местоимение).
- Назовите типы связи слов в словосочетании. (Согласование, управление,
примыкание).
- О чем идет речь: это песни- сказания о богатырях, об их подвигах во славу
Родины. (О былине).
- Из какого произведения данные строчки: «Раз в крещенский вечерок девушки
гадали…». (Баллада «Светлана» В.А.Жуковский).
- Назовите количество склонений в русском языке. (Три).
- Признаки каких частей речи имеет причастие. (Глагол и прилагательное).
- Какая буква пишется в словах – исключениях: цыган, цыплёнок, цыпочки,
цыкнуть. (Ы).
- Нужен ли мягкий знак в словах тысяч, луж, передач. (Нет).
Вопросы 2 команде (7 классу).
- Назовите автора произведения «Аэлита». (Алексей Николаевич Толстой).
- Слова какой части речи обозначают количество предметов, число, порядок
предметов при счете. (Числительное).
- Кому принадлежит известная реплика: «Давайте жить дружно…». (кот
Леопольд).
- Слова какой части речи представлены в ряду: застекленный, связанный,
отремонтированный. (Причастия).
- Как пишется слово «палисадник». Четко произнесите.
- Сколько букв Н пишется в слове «безветренный». (Две).
- Определите спряжение глагола «ненавидеть». (Второе).
- К какому разряду относится местоимение в словосочетании «ЕГО игрушки».
(Притяжательное местоимение).
- На какие группы делятся количественные числительные. (Целые, дробные,
собирательные).
- О чем идет речь: это исторические произведения, в которых повествование
велось последовательно, по летам. (О летописи).
- Из какого произведения данные строчки: «Из мертвой главы гробовая змея
шипя между тем выползала…». (А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».)
- Назовите количество падежей в русском языке. (Шесть).
- Признаки, каких частей речи имеет деепричастие. (Глагол и наречие).
- Какая буква пишется в словах-исключениях: шов, шорох, капюшон, крыжовник. (О).
- Нужен ли мягкий знак в словах отрежь, намажь, семьсот. (Да).
3 конкурс. «А как это будет по-русски…»
(Каждой команде задается по два вопроса, после небольшого обсуждения участники дают ответ.
За каждый правильный ответ команда получает ПО 5 БАЛЛОВ).
Вопросы 1 команде.
- Этот хорошо известный всем овощ в Италии называют «золотое яблоко», а во
Франции - «яблоко любви». А как у нас называется этот овощ? (Помидор).
- Итальянское название этого блюда можно перевести на русский язык словом
«тесто». А как его называем мы? (Макароны).
Вопросы 2 команде.
- Именно это подадут вам в Вене, если вы закажете «меланж», «кипфель» или чашку
«золота». (Кофе).
- Это легкое воздушное пирожное получило название от французского слова
«поцелуй». (Безе).
4 конкурс. «В мире недосказанного…».
(Каждой команде дается по 5 незавершенных пословиц. Необходимо правильно завершить
каждую пословицу. За каждый правильный ответ команда получает по 1 БАЛЛУ.
Вопросы 1 команде.
- Дома стены… помогают.
- Родимая сторона-мать, а чужая- … мачеха.
- Береги платье снову, а честь… смолоду.
- Труд человека кормит, а … лень портит.
- За двумя зайцами погонишься - и … одного не поймаешь.
Вопросы 2 команде.
- Правда глаза … колет.
- От добра добра… не ищут.
- Не место красит человека, а… человек место.
- Глаза страшат, а… руки делают.
- Готовь летом сани, а зимой - … телегу.
5 конкурс. «Сказочный ларец…»
( В волшебном ларце лежат вещи. Капитаны подходят к ларцу и вынимают по одной вещице.
Необходимо назвать литературного персонажа, которому она принадлежит. За каждый правильный ответ капитан приносит ПО 1 БАЛЛУ своей команде.)
- Туфелька. (Золушка).
- Банка варенья. (Карлсон).
- Зонтик. (Мери Поппинс).
- Горошина. (Принцесса).
- Скорлупа грецкого ореха. (Дюймовочка).
- Иголка. (Кощей Бессмертный).
- Мяч. (Таня).
- Гномы. (Белоснежка).
- Золотой ключик. (Буратино).
- Сапоги. (Кот).
- Яйцо. (Курочка Ряба).
- Щука. (Емеля).
- Мука. (Колобок).
- Льдинка. (Снежная Королева).
- Дудочка. (Свинопас).
- Крапива. (Дикие лебеди, Элиза).
6 конкурс. «Литературная математика».
Каждая команда поочередно называет литературное произведение, в названии которого имеется любое числительное. За каждое название жюри присуждает по одному баллу.
Например: «Три толстяка», «Три поросёнка», «Три мушкетера», «12 стульев», «Три орешка для Золушки», «Волк и 7 козлят», «15-летний капитан», «12 месяцев», «7 подземных королей», «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях», «Три медведя», «Три перышка», «Десять негритят», «Два капитана», «Два веселых гуся», «41-вый»…
7 конкурс. «Давайте познакомимся…»
Поочередно каждой команде зачитывается отрывок или портрет литературного героя, необходимо назвать имя героя и автора произведения. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу).
1 команде (для 8 класса).
- «И приходит он в свой дом,
…Не встречает его молодая жена,
Не накрыт дубовый стол белой скатертью…»
(Купец Калашников. М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).
- «…Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый».
(Остап, Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»).
- «Он стар. Он удручен годами,
Войной, заботами, трудами;
Но чувства в нем кипят, и вновь
… ведает любовь».
(Мазепа, А.С.Пушкин «Полтава»).
2 команде (для 7 класса).
- «…воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания…. Играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту. Мечту бедной молодости…»
(Владимир Дубровский. А.С.Пушкин «Дубровский»).
- «…Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и апчхи!!!... Я вас обрызгал, ваше-ство.… Простите… Я ведь… нетто чтобы.… В животе у… что-то оторвалось… он лег на диван и… помер».
(Иван Дмитриевич Червяков, А.П.Чехов «Смерть чиновника»).
3. «…Моя мать умерла. Когда мне было шесть лет. Отец… как будто забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру Соню и по- своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос как дикое деревце в поле…»
(Вася, В.Г.Короленко «Дети подземелья», или «В дурном обществе»).
ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ ИГРЫ, ВРУЧАЕТ ПРИЗЫ.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- Старинные русские пословицы и поговорки/Вступ. Статья. сост.,
Примеч. В.П.Аникина. 2-е доп. изд.-М.: Детская литература, 1984.
- Интеллектуально-познавательные игры, викторины. Тафинцева И.В.,
Волгоград, 2009г.
- Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных
учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., М.: Просвещение, 2002г.
- Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., М.: Просвещение, 2002г.
- Литература. 6 класс: учебник- хрестоматия/авт.-сост.: М.А.Снежневская, О.М.Хренова, под ред. Г.И.Беленького, - М.: Мнемозина, 2009г.
- Литература. Начальный курс. 7 класс: учебник-хрестоматия/ под ред. Г.И.Беленького,- М.: Мнемозина, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс
«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс...
Повторение изученного об имени прилагательном. Ярмарка знаний. 6 класс ( Два спаренных урока).
Два спаренных урока русского языка в 6 классе на повторение изученного об имени прилагательном построены в форме игры. В начале первого урока учителем объявляется мораторий на плохие отметки, и ...
экологический урок "Ярмарка знаний"
экологический урок "Ярмарка знаний" организован в виде командной игры.Оборудование:- мультимедийный проектор- карточки красного, желтого и зеленого цвета (для конкурса "Светофор")- раздаточный материа...
Урок-ярмарка знаний по ПДД «Красный. Желтый. Зеленый.»
Урок-ярмарка знаний по ПДД«Красный. Желтый. Зеленый.»...
Викторина по биологии "Ярмарка знаний"
Викторина предназначена для закрепления материала по биологии за курс 6-7 классов или в качестве игрового материала для внеурочной деятельности....
Ярмарка знаний. Профессии
Цель: Расширить знания детей о мире профессий. Формирование у детей любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий.Зада...
Внеклассное мероприятие по физике "Ярмарка знаний"
Внеклассное мероприятие "Ярмарка знаний" расчитано на обучающихся 1 курса СПО....