Повторение изученного об имени прилагательном. Ярмарка знаний. 6 класс ( Два спаренных урока).
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Коробко Наталья Сергеевна

Два спаренных урока русского языка в 6 классе на повторение изученного об имени прилагательном построены в форме игры. В начале первого  урока учителем объявляется мораторий на плохие отметки, и учащиеся "продают" свои знания, как на ярмарке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_yarmarka.docx36.36 КБ
Файл prilozheniya.docx13.18 КБ
Файл zadaniya_na_smekalku.docx16.76 КБ
Файл 1.docx20.53 КБ
Файл 2.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта.

Тема урока:        Ярмарка знаний.

         Повторение изученного об имени прилагательном.(2 часа).

Цели  урока :

-повторить определение имени прилагательного как части речи;

-степени сравнения прилагательных;

-разряды прилагательных;

-морфологический разбор этой части речи;

-правописание НЕ с именами прилагательными;

-правописание Н и НН в суффиксах прилагательных;

-правописание букв О,Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных;

-правописание  суффиксов К и СК  в прилагательных;

-дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Тип урока: повторение и обобщение знаний.

Оборудование:

презентация, сигнальные карточки, учебник  русского языка для 6 класса

под редакцией Ладыженской Т.А., карточки с индивидуальными заданиями, песня В.Леонтьева «Ярмарка».

Литература:

Узорова О.В, Нефедова Е.А. «Сборник заданий и упражнений по русскому языку»;

 Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. «Дидактические материалы по русскому языку для 6 класса»;

Постникова И.И., Подгаецкая И.М. «Просто и занимательно о русском языке».

Ход урока

Содержание.

1.Слово учителя:

-Здравствуйте, ребята! Запишите в тетрадях дату и тему нашего урока (слайд №1).

Эпиграф к нашему уроку:

       -Я слово замечательное, -
      Сказало прилагательное, -
      Я равного себе не знаю:
      Я признаки обозначаю.
      Без признаков предмета нет-
      Об этом знает целый свет.
      Определяю я предметы,
      Они со мной весьма приметны.
      Я украшаю вашу речь,
      Меня вам надо знать, беречь.

Цель на  сегодня:

-повторить определение имени прилагательного как части речи;

-степени сравнения прилагательных;

-разряды прилагательных;

-морфологический разбор этой части речи;

-правописание НЕ с именами прилагательными;

-правописание Н и НН в суффиксах прилагательных;

-правописание букв О,Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных;

-правописание  суффиксов К и СК  в прилагательных;

- слитное и дефисное написание сложных прилагательных;

-определить функцию  имен  прилагательных в речи. (Слайд №2)

Наши спаренные уроки пройдут в форте деловой игры «Ярмарка знаний». На нашей ярмарке вы будете продавать свои знания по данной теме. Я объявляю сегодня мораторий на низкие оценки. А что же такое мораторий? Обратимся к толковому словарю. (Ученик ищет данное слово в словаре).

Морато́рий — (лат. moratorius — замедляющий, отсрочивающий)

  1. договоренность государств об отсрочке или воздержании от каких-либо действий на определенный или на неопределенный срок. Например, мораторий на смертную казнь;
  2. отсрочка платежей по долговым обязательствам на определенный срок либо до наступления соответствующего условия — официальный и объявленный мораторий.
  3. прекращение долговых платежей, не оговоренное сроком — фактический мораторий;
  4. документальное заявление заемщика в том, что он не в состоянии оплатить все свои долги или их часть; как правило, преднамеренное действие, имеющее целью пересмотр условий погашения неоплаченной задолженности.

Записали новое слово в тетради.

Время

2. «Наш товар самый качественный».

-Итак, мы на ярмарке , и наш товар самый качественный.

Охарактеризуйте имя прилагательное как часть речи.

Проверка домашнего задания. Упр. 339

-Какова основная мысль текста? ( 1 предложение текста).

-Сколько обзацев и микротем у вас получилось при делении текста на части? Прочитайте их. (3)

-Прокомментируем пропущенные буквы. От чего зависит окончание в прилагательном?

-В каких предложениях поставили свои знаки препинания? (Предложения  №3, 7)  Нарисуйте  их схемы .

3.Исправьте ошибки в предложениях и запишите их.

Мой рисунок более красивее Петиного. (Мой рисунок красивее Петиного).

Самую интереснейшую сказку написала Таня.( Самую интересную сказку написала Таня) , (Таня написала интересную сказку).

Петин рисунок аккуратен и красивый. (Петин рисунок аккуратен и красив),(У Пети красивый и аккуратный рисунок).

-Знание какого правила помогло нам справиться с заданием? (Знание степеней сравнения прилагательных).

4.Пока все работают над исправлением ошибок, 3 ученика получают карточки с индивидуальным заданием.

              Карточка №1

            О каком разряде прилагательных идет речь?

Мой знакомый старый дед знатный был языковед.
Самых разных слов немало дед в копилочке хранил.
Прилагательных – навалом! Очень их старик любил.
Раз коробочки упали - мы ужасно растерялись,
Потому что увидали, как слова перемешались.
В прилагательные влез я. Одно слово пробурчало:
“Отнеси меня на место, раньше я не здесь лежало”.
Куча слов зашевелилась, зафырчала, закричала:
“Я вот к месту относилась!” -
“Ну, а я – к материалу!” -
“Я ко времени имело отношение прямое!” -
“А теперь все вперемешку мы лежим между собою!” -
“К действию мы отношенье имеем!
Спрячьте в коробку нас! Мы заболеем!”

( Об относительных прилагательных).

-Расскажите правило об относительных прилагательных.

ОЦЕНКА.

Карточка №2.

Грамматическая шутка о качественных прилагательных.

Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи.
Кто в подъезде всех сильней: и знакомых, и друзей?
Дядьки во дворе пыхтят, силой меряться хотят.
Каждый так гордиться им, этим качеством своим.
Дядя Костя очень сильный, льется пот с него обильный:
Он легко одной рукой поднял штангу над собой.
Дядя Витя, тот сильнее, его штанга тяжелее.
Самый сильный – наш Антон. Он дворовый чемпион.
Он сильнейший. Он силен, сильный-сильный дядька он!

-Расскажите правило о качественных  прилагательных. Выпишите из текста качественные  прилагательные. (Всех сильней, сильный, обильный, сильнее, тяжелее, самый сильный, сильнейший, силен, сильный- сильный).

ОЦЕНКА.

Карточка №3.

Грамматическая шутка о притяжательных прилагательных.

Что кому принадлежит, тот за тем вослед бежит!
За своей старушкой бегает избушка.
С бабкой бабкина избушка так играет в притягушки.
Шапка папина была. С папой в офис побрела:
Притянулась она к папе, прямо к уху приросла.
Зато мамино пальто и пушистое манто
Притянулись к маме. Посмотрите сами!
Песья будка – вот дела! – с псом и ела, и спала.
А сегодня притянулась: с ним на улицу ушла.
Зайчик бедный так устал: от норы своей бежал.
Притянулась вдруг с утра к зайцу заячья нора.
 

-Расскажите правило о притяжательных  прилагательных. Выпишите  их из текста вместе с существительными, к которым они относятся). (Бабкина избушка, шапка папина, мамино пальто, песья будка, заячья нора).

ОЦЕНКА

5.ТЕСТ (Распечатан на столах)

1) Сколько существует степеней сравнения имен прилагательных?

А) одна
Б) две
В) три

2) Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?

А) притяжательные
Б) качественные
В) качественные, относительные, притяжательные.

3) Составная превосходная степень образуется с помощью слов:

А) самый, наиболее, наименее.
Б) самый.
В) наиболее, наименее.

4) Составная сравнительная степень образуется с помощью слов:

А) более, менее.
Б) самый.
В) наиболее, наименее.

5) Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов:

А) –ее, -е-
Б) –ше-
В) –ейш-, -айш-.

КЛЮЧ

1-б

2-б

3-а

4-а

5-в

Три первых работы учеников оцениваются.

  1. «Кладовая знаний».

Выпишите прилагательные, сделайте их морфологический разбор.

“…Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру…”

   Кто автор этих строк? Как называется произведение?

(Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством»).

Зимняя (ночь).Ночь (какая?) зимняя- прил.

1.Н.Ф.-зимний

2.Пост: отн.

    Непост: ед.ч., ж.р., Им.п.

3.Определение.

Ясная (ночь).Ночь (какая?) ясная- прил.

1.Н.Ф.-ясный

2.Пост: кач.

    Непост: ед.ч., ж.р., Им.п.

3.Определение

Добрым  (людям). Людям  (каким?) добрым- прил.

1.Н.Ф.- добрый

2.Пост: кач.

    Непост: мн.ч., Д.п.

3.Определение

ОЦЕНКИ

  1. «Наш товар интересный».

Отгадайте загадку, запишите её с отгадкой.

Поля стекля…ые,
Межи деревя…ые,
Ручки оловя…ые. (Оконная рама)

-Чем она интересна? Какое языковое явление мы наблюдаем? (Это слова- исключения).

  1. «Наш товар в применении».

Спишите, вставьте Н или НН.

От лебеди…ых криков, всю осе…юю ночь, ветре…ый день, чужестра…ый обычай, за ветря…ой мельницей, в полотня…ой палатке, безветре…ый день, ю…ый г(?)рой, лимо…ый сок, ледя…ой взгляд, о необыкнове…ом человеке, в регистрацио…ном листке.

-Какое правило помогло вам справится с заданием?

ОЦЕНКИ (2-3 человека + 1 у доски)

  1. «Товар лицом».

Упр.330  стр. 138 учебника.

Выполнять в 2 столбика. 1 ученик у доски + 1 тетрадь.

-Какое правило нам помогло?

ОЦЕНКИ

9.Упр. 328

1 ученик у доски.

-Какое правило мы вспомнили?

ОЦЕНКА.

10.Познавательный тир. Кто у нас самый меткий?

Работа с сигнальными карточками.

+ слитно пишется

-раздельно.

Не добрый, а злой

Небрежный

Невзрачный

Нелепый

Далеко не удачный ответ

Неряшливый

Не вежлив , а груб

Нелегкий

Не мелкий , а глубокий

Несчастливый.

ОЦЕНКИ

11.Выборочный диктант. Выписать из предложенных словосочетаний только те, у которых в суффиксе прилагательного пишется О.

Марш…вая  музыка           отц…вский  наказ

Образц…вая  школа          кольц…вое  шоссе

Сторож…вые огни            морж…вый клык

Холщ…вый мешок             реч…вые навыки

Перц…вая настойка         свинц…вые тучи

Замш…вая куртка         ландыш…вый    аромат

Душ…вая кабина                крестц…вая кость

                                                         (7 словосочетаний)

Какое правило вспомнили?

12.-Итак, что приобрели на ярмарке?

-Кому что- либо осталось непонятным?

-Кому все понятно?

-Кто уверен в своих знаниях?

А сейчас небольшой тест по этому материалу «Наш товар полезный».

13.Домашнее задание.

1)Упр. 337.;
2)Сочинить стихотворение об имени прилагательном (по желанию).



Предварительный просмотр:

О каком разряде прилагательных идет речь?

Мой знакомый старый дед знатный был языковед.
Самых разных слов немало дед в копилочке хранил.
Прилагательных – навалом! Очень их старик любил.
Раз коробочки упали - мы ужасно растерялись,
Потому что увидали, как слова перемешались.
В прилагательные влез я. Одно слово пробурчало:
“Отнеси меня на место, раньше я не здесь лежало”.
Куча слов зашевелилась, зафырчала, закричала:
“Я вот к месту относилась!” -
“Ну, а я – к материалу!” -
“Я ко времени имело отношение прямое!” -
“А теперь все вперемешку мы лежим между собою!” -
“К действию мы отношенье имеем!
Спрячьте в коробку нас! Мы заболеем!”

Расскажите правило об этом разряде  прилагательного.

Карточка №2.

Грамматическая шутка о качественных прилагательных.

Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи.
Кто в подъезде всех сильней: и знакомых, и друзей?
Дядьки во дворе пыхтят, силой меряться хотят.
Каждый так гордиться им, этим качеством своим.
Дядя Костя очень сильный, льется пот с него обильный:
Он легко одной рукой поднял штангу над собой.
Дядя Витя, тот сильнее, его штанга тяжелее.
Самый сильный – наш Антон. Он дворовый чемпион.
Он сильнейший. Он силен, сильный-сильный дядька он!

-Расскажите правило о качественных  прилагательных. Найди и подчеркни в  тексте качественные  прилагательные. (Всех сильней, сильный, обильный, сильнее, тяжелее, самый сильный, сильнейший, силен, сильный- сильный).

Карточка №3.

Грамматическая шутка о притяжательных прилагательных.

Что кому принадлежит, тот за тем вослед бежит!
За своей старушкой бегает избушка.
С бабкой бабкина избушка так играет в притягушки.
Шапка папина была. С папой в офис побрела:
Притянулась она к папе, прямо к уху приросла.
Зато мамино пальто и пушистое манто
Притянулись к маме. Посмотрите сами!
Песья будка – вот дела! – с псом и ела, и спала.
А сегодня притянулась: с ним на улицу ушла.
Зайчик бедный так устал: от норы своей бежал.
Притянулась вдруг с утра к зайцу заячья нора.
 

-Расскажите правило о притяжательных  прилагательных. Найди и подчеркни их в  тексте.

ТЕСТ

1) Сколько существует степеней сравнения имен прилагательных?

А) одна
Б) две
В) три

2) Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?

А) притяжательные
Б) качественные
В) качественные, относительные, притяжательные.

3) Составная превосходная степень образуется с помощью слов:

А) самый, наиболее, наименее.
Б) самый.
В) наиболее, наименее.

4) Составная сравнительная степень образуется с помощью слов:

А) более, менее.
Б) самый.
В) наиболее, наименее.

5) Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов:

А) –ее, -е-
Б) –ше-
В) –ейш-, -айш-.



Предварительный просмотр:

Шуточные вопросы:

За правильный ответ карточку, при подсчете либо хорошая оценка, либо +.

I. 1. Что нужно сделать с существительным жаркОе, чтобы оно стало прилагательным? (Надо изменить ударение).

2. Из какого полотна нельзя сшить костюма? (Из железнодорожного полотна).

3. Из какой посуды люди не станут есть и пить? (Из дырявой посуды).

4. Какой болезнью не болеют на земле? (Морской болезнью на земле не болеют).

5. По каким полям нельзя ни проехать, ни пройти? (По тетрадным полям).

6. Каких камней не найдешь в море? (Сухих).

7. Какой лошадь бывает, когда ее покупают? (Мокрой).

8. «О чем ведется разговор?»

– Это черная!

– Нет, это красная!

– А почему она белая?

– Потому что еще зеленая.

(О смородине).

9. Какой год продолжается всего один день? (Новый год).

10. Под каким деревом спит заяц во время дождя? (Под мокрым).

11. Каким гребнем не расчешешь волосы? (Петушиным).

II. 1.Какие прилагательные тремя буквами на конце слова бьют по биллиардному шару? (Скольз – кий, низ – кий, дерз – кий и др.).

2. Какие прилагательные женского рода жалуются на свой рост? (Длин-на – я, высока – я, низка – я, коротка – я).

3. Каким поясом не подпояшешься? (Климатическим).

4. В каких лесах не водится дичь? (В строительных).

5. В какие ворота не забьешь гол? (В Карские ворота (пролив)).

6. У какого горного хребта фруктовое название? (Яблоневый хребет).

7. Какие четыре моря носят название цвета? (Черное, Белое, Красное, Желтое).

8. Какую воду унесешь в решете? (Мерзлую).

9. Как записать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено).

     10. То рыжая, то серая, а прозваньем – белая. (Белка).

11. В баню идет черным, а из бани – красным. (Рак).

12. В воду идет красный, а из воды – черный. (Уголь или металл).



Предварительный просмотр:

Тест по теме «Имя прилагательное»

Вариант 1

А1. В каком словосочетании есть относительное прилагательное?

  1. приморский бульвар
  2. солёный огурец
  3. мамина шаль
  4. точный ответ

А2. В каком предложении НЕ с прилагательным пишется слитно?

  1. Потолок (не)деревянный.
  2. Яичко (не)простое, а золотое.
  3. Список магазинов далеко (не)полный.
  4. Этот рисунок очень (не)плох.

A3. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

1)белич..я

2) строч..ная

3) хорош..

4) сливоч..ный

А4. В каком прилагательном пишется одна буква Н?

1) клюкве..ый

2) гуси..ый

3) оловя..ый

4) были..ый

А5. В каком прилагательном пишется суффикс -СК-?

1) казац..ий

2) вяз..ий

3) белорус..ий

4) немец..ий

А6. Какое прилагательное пишется слитно?

1) (средне)вековый

2) (северо)западный

3) (бледно)жёлтый

4) (плодово)ягодный

А7. В каком ряду перечислены грамматические признаки прилагательного?

  1. не имеет форм изменения
  2. изменяется по родам и падежам
  3. изменяется по лицам, числам и временам
  4. изменяется по родам, числам и падежам

А8. В каком словосочетании пишется и?

  1. о завтрашн…м дне;
  2. на син…м небе;.
  3. о старш…х товарищах;
  4. по прежн…му обычаю.

A9. В каком из кратких прилагательных пишется н?

1)утро тума…о

2местность пусты...а

3) мысли его ветре...ы

4) решение зако…о

А10. Какое прилагательное является качественным?

1) деревянный дом

2) глиняный кувшин

3) сизый туман

4) приморский край.

Прочитайте текст и выполните задания В1—ВЗ .

(1)Эрмитаж, безусловно, является наиболее значительным художественным музеем России. (2)Величественные дворцы XVIII—XIX веков, в которых размещены его коллекции, располагаются на левом берегу Невы. (З)Они представляют собой роскошную «шкатулку», где хранится одно из самых богатых в мире собраний произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

В1. Из предложения (1) выпишите прилагательное в форме составной превосходной степени.

 _________________________________________________________

В2. Из предложения (3) выпишите прилагательное, образованное сложением основ.

__________________________________________________________

ВЗ. Напишите разряд по значению прилагательного «величественные» из предложения (2).

__________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Тест по теме «Имя прилагательное»

Вариант 2

А1. В каком словосочетании есть относительное прилагательное?

1) чёткая речь

2) дядина шляпа

3) ровные отношения

4) греческие мифы

А2. В каком предложении НЕ с прилагательным пишется слитно?

1) Платок вовсе (не)свеж.

2) У собаки был (не)счастный вид.

3) Погода стояла (не)зимняя.

4) Он (не)внимателен, а рассеян.

A3. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

1) муч..ной

2) жгуч..

3) собач..я

4)январ..ский

А4. В каком прилагательном пишется одна буква Н?

1) ю…а

2) карто..ый

3) соломе..ый

4) огне..ый

А5. В каком прилагательном пишется суффикс -СК-?

1) кавказ..ий

2) низ..ий

3) ткац..ий

4) дерз..ий

А6. Какое прилагательное пишется слитно?

1) (темно)синий

2) (юго)западный

3) (западно)европейский

4) (шахматно)шашечный

А7. В каком ряду перечислены грамматические признаки прилагательного?

  1. не имеет форм изменения
  2. изменяется по родам и падежам
  3. изменяется по лицам, числам и временам
  4. изменяется по родам, числам и падежам

А8. В каком словосочетании пишется е?

  1. звонк…ми голосами;
  2. осенн…м вечером;
  3. о давн… друге;
  4. о летн…х закатах.

A9. В каком из кратких прилагательных пишется нн?

1)лес еще зеле…ый

2)яблоко румя...о

3) вещь це...а

4) погода ветре…а

А10. Какое прилагательное является относительным?

1) удивительный вид

2) грубый голос

3) чугунная решетка

4) тяжелый день.

Прочитайте текст и выполните задания В1—ВЗ .

1)Великолепный альбом знакомит читателя с самыми красивыми садами мира. (2)В альбоме представлены 80 наиболее интересных садовых комплексов. (З)Читатель совершит кругосветное путешествие, побывает в императорских садах Китая и Японии, заглянет в классические парки Европы, познакомится с творениями садово-паркового искусства Америки и Индии.

В1. Из предложения (1) выпишите прилагательное в форме составной превосходной степени.

 _________________________________________________________

В2. Из предложения (3) выпишите сложные прилагательные.

__________________________________________________________

ВЗ. Из предложения (2) выпишите качественное прилагательное.

__________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе".

Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены  новые технологии и указаны планируемые результаты....

Урок "Повторение изученного об имени существительном" (урок - путешествие) 6 класс

Тема урока «Повторение изученного об имени существительном» (6 класс)Данная тема занимает  №84 в общей системе уроков русского языка в 6 классе и стоит последней в разделе изучения  им...

Повторение изученного об имени прилагательном на исторических материалах о Ледовом побоище.5 класс.

Заключительный урок по теме "Имя прилагательное" в 5 классе. Прослеживаются межпредметные связи с историей, т.к. занятие построено на исторических материалах о Ледовом побоище. Урок очень понравился д...

Коспект урока "Повторение изученного об имени существительном в 5 классе"

Урок-путешествие в 6 классе перед изучением темы "Имя существительное"...

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 6-й класс. «Систематизация и обобщение изученного об имени прилагательном».

Данный урок нацелен на закрепление умений распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, определять грамматические признаки имени прилагательн...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Повторение и обобщение изученного об имени прилагательном"

Технологическая карта урока с элементами исследовательской работы, мини-проекта, работы с текстом, самостоятельной работы и др. формами....

Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное. Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе»

Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, полученных в 5 классе....