Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику М.Т.Баранова
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Маркевичус Людмила Фёдоровна

Развёрнутое тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_8_klass.markevichus.l.f.docx77.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 8 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику 8 класс под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. (М.: Просвещение), рекомендована Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, 2013 год.

                        ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

      Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

      В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

     Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

 - Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

 - Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

 - Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

     Курс русского языка для VIII класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

                                            ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

         Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности.

      Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.

       Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.

       Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия в сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

        Применение знаний и умений в жизни.

                                   ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА.

Количество часов в год – 102 час.

Количество часов в неделю – 3 час.

Контрольные работы – 10 часов.

                             ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА.

 Уровень - базовый.

Направленность - основное общее образование.

Место предмета «Русский язык» в Базисном учебном плане:

В год – 102   часа.

Контрольные работы – 10 час.

Развитие речи -17 ч.

В неделю - 3 ч., не менее 34 недель


                                          КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС – 102 ЧАСА.

         Тема урока

Кол.-во час.

часов

            Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

   Вид контроля

             Дата проведения

  1

                 2

    3

                 4

                               5

             6

   План

    Факт

 Корр-ка

Русский язык в современном мире.

1

 Вводный урок.

Знать: роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского языка в современном мире.

Уметь: объяснять термины, называющие функции языка; составлять опорные конспекты и пересказывать тексты; составлять сочинение-миниатюру «Что значит любить русский язык?»

Лекция, беседа, работа с учебником.

2

Пунктуация и орфография. Знаки препинания.

1

Урок повторение.

Знать: основные нормы русского языка (грамматические и орфографические); назначение знаков препинания.

Уметь: составлять вопросный план текста, расставлять пропущенные знаки препинания и графически обозначать синтаксические конструкции, употребление которых определяет необходимость знаков препинания.

Работа с учебником, выполнение упражнений.

3

Знаки препинания в сложном предложении.

1

Урок повторение.

Знать: типы сложных предложений и средства связи в них; функции знаков препинания в сложном предложении.

Уметь: определять тип сложного предложения, границы простых предложений в составе сложного; расставлять пропущенные запятые, строить схемы сложных предложений.

Работа                                   с  учебником,                          выполнение упражнений.

4

Буквы Н – НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1

Урок повторение.

Знать: правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, условия выбора орфограммы.

Уметь: формулировать правило по схеме, самостоятельно строить схемы предложений, расставлять пропущенные знаки препинания.

Работа с учебником, выполнение упражнений, изложение от 3-го лица.

5

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

1

Урок повторения.

Знать и уметь: объяснять условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи; графически обосновывать свой выбор, самостоятельно строить схемы предложений, расставлять пропущенные знаки препинания.

Работа с учебником, выполнение упражнений, тест.

6

Контрольная работа № 1 по теме: « Обобщение  изученного в 5-7 классах»

1

Урок контроля.

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии.

Написание контрольного диктанта.

7

Анализ и работа над ошибками.

1

Урок коррекции знаний.

Знать: объяснение орфограмм и пунктограмм, на которые допустили ошибки учащиеся.

Уметь: объяснять орфограммы и пунктограммы, выделять орфограммы и графически объяснять пунктограммы.

Работа над ошибками.

8

Основные единицы синтаксиса.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: основные разделы языка.

Уметь: определять основные разделы языка; коммуникативные единицы – текст и предложение, служащие для общения, обмена мыслями, чувствами; отмечать языковые средства, которые обеспечивают связность текста; делить текст на абзацы; находить предложения, в которых раскрывается основная мысль.

Работа                                   с  учебником,                          выполнение упражнений.

9

Р.Р. Текст как единица синтаксиса.

1

Урок развития речи.

Знать: основные разделы языка.

Уметь: определять основные разделы языка; коммуникативные единицы – текст и предложение, служащие для общения, обмена мыслями, чувствами; отмечать языковые средства, которые обеспечивают связность текста; делить текст на абзацы; находить предложения, в которых раскрывается основная мысль.

Работа с текстами, беседа, ответы на вопросы.

10

Предложение как единица синтаксиса.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: особое свойство предложения (соотнесённость с фрагментами окружающей действительности), коммуникативную функцию предложения.

Уметь: отличать слова, словосочетания от предложения, обозначать границы предложений знаками завершения и расставлять знаки препинания внутри предложения.

Работа с учебником, сжатое изложение.

11

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: определение словосочетания; основные виды словосочетаний, строение, отношения между компонентами словосочетания, способы выражения, средства связи в словосочетании.

Уметь: вычленять словосочетание из предложения; определять вид словосочетания по главному слову, самостоятельно строить словосочетания, обозначать в них средства связи; грамотно употреблять в речи.

Работа с учебником, работа с текстом, словарный диктант.

12

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: виды подчинительной связи.

Уметь: определять способ подчинительной связи по вопросу; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.

Беседа, проблемные задания.

13

Синтаксический разбор словосочетаний.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: план синтаксического разбора словосочетания.

Уметь: делать разбор словосочетания; оценивать самостоятельную работу по словосочетаниям.

Работа с карточками, с текстами.

14

Контрольная работа № 2 по теме: «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

1

Урок контроля.

Знать: строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетания от слова и предложения; способы выражения.

Уметь: вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности; составлять словосочетания по заданным схемам.

Написание контрольного диктанта.

15

Анализ и работа над ошибками.

1

Урок коррекции знаний.

Знать: объяснение орфограмм и пунктограмм, на которые допустили ошибки учащиеся.

Уметь: объяснять орфограммы и пунктограммы, выделять орфограммы и графически объяснять пунктограммы.

Работа над ошибками.

16

Р.Р. Сочинение по теме: «Дом, в котором я живу»

1

Урок развития речи.

Знать: признаки текста, особенности сочинения-описания

Уметь: осуществлять выбор и организацию языковых средств  в  соответствии с темой и целями; правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать  и редактировать собственный текст.

Написание сочинений.

17

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: осознавать предложение как основную единицу языка, средство  выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; находить двусоставные и односоставные предложения в тексте.

Беседа, работа с учебником, с текстами.

18

Р.Р. Изложение по тексту К.Г.Паустовского.

1

Урок развития речи.

Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль.

Написание изложений.

19

Порядок слов в предложении. Интонация.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: с помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать текст; использовать поэтические тексты, работать со стихотворениями.

Беседа, работа с текстами, интонационный диктант.

20

Р.Р.Описание памятника культуры по картинам С.А.Баулина и С.В.Герасимова.

1

Урок развития речи.

Знать: признаки текста, особенности сочинения-описания

Уметь: осуществлять выбор и организацию языковых средств  в  соответствии с темой и целями; правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать  и редактировать собственный текст.

Написание сочинений.

21

Главные члены предложения. Подлежащее.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым; работать с текстами изучаемых художественных произведений; выписывать из них предложения с разными способами выражения подлежащего.

Беседа, работа с текстами, опорные схемы.

22

Р.Р.Сочинение по картине И.Шевандроновой «На террасе»

1

Урок развития речи.

Знать: историю создания картины, авторский замысел.

Уметь: описывать увиденное на картине, определять настроение картины, авторский замысел; создавать план сочинения, текст; редактировать написанное.

Написание сочинений.

23

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: основные способы выражения сказуемого.

Уметь: различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; находить сказуемое в тексте; грамотно согласовывать сказуемое с подлежащим.

Беседа, работа с текстами, таблица.

24

Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: основные признаки выражения сказуемого.

Уметь: различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.

Беседа, работа с текстами, таблица

25

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: основные нормы русского литературного языка(орфографические и пунктуационные)

Уметь: находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грамматическим заданием; писать сочинения-миниатюры с использованием тире (на тему « Наши великие соотечественники).

Беседа, работа с текстами, опорные схемы, диктант.

26

Контрольная работа № 3 по теме: «Главные члены предложения»

1

Урок контроля

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии.

Написание контрольного диктанта.

27

Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение.

1

Урок усвоения новых знаний.

Уметь: находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль дополнения в предложении; завершать предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или сочетаниями слов; находить ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения.

Беседа, работа с текстами, опорные схемы, диктант.

28

Определение.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: основные признаки согласованных и несогласованных определений.

Уметь: находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи для характеристики предмета, явления.

Беседа, работа с книгой, работа с СД «Фраза». Тест.

29

Приложение. Знаки препинания при нём.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: понятие приложение.

Уметь: распознавать приложения среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при приложениях; выполнять выборочную работу с текстами художественных произведений.

Беседа, работа с книгой, работа с СД «Фраза». Тест.

30

Обстоятельство.

1

Урок усвоения новых знаний.

Уметь: находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль обстоятельства в предложении; составлять предложения на заданную тему, используя обстоятельства места, времени, образа действия, выраженными наречиями; определять, в каких второстепенных членах могут совмещаться разные значения ( дополнения и обстоятельства, определения и дополнения).

Беседа, работа с учебником, с карточками.

31

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: план разбора двусоставного предложения.

Уметь: выполнять синтаксический разбор предложения.

Тренинг.

32

Р.Р.Характеристика человека.

1

Урок развития речи.

Знать: признаки текста, особенности создания описания группового портрета, языковые особенности.

Уметь: отбирать материал, составлять план сочинения, определять тему и идею работы.

Составления плана, написание сочинений.

33

Р.Р.Сочинение по картине Ю.Ракши «Проводы ополчения»

1

Урок развития речи.

Знать: историю создания картины, авторский замысел.

Уметь: описывать увиденное на картине, определять настроение картины, авторский замысел; создавать план сочинения, текст; редактировать написанное.

Написание сочинений.

34

Обобщение  по теме: «Двусоставные предложения»

1

Урок повторения пройденного. Практикум.

Знать: основные нормы русского литературного языка ( грамматические, орфографические, пунктуационные).

Тест.

35

Контрольная работа №4 по теме: «Двусоставные предложения»

1

Урок контроля.

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии.

Написание диктанта.

36

Анализ и работа над ошибками.

1

Урок коррекции знаний.

Знать :объяснение орфограмм и пунктограмм, на которые допустили ошибки учащиеся.

Уметь: объяснять орфограммы и пунктограммы, выделять орфограммы и графически объяснять пунктограммы.

Работа над ошибками.

37

Главный член односоставного предложения. Назывные предложения.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: особенности  смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; признаки назывных предложений.

Уметь: проводить наблюдение; стилистические возможности односоставных предложений; находить назывные предложения в текстах художественных произведений.

Беседа, работа с книгой, работа с СД «Фраза».

38

Определённо – личные предложения.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: особенности смысловых значений односоставных  предложений в сопоставлении с двусоставными; признаки назывных предложений.

Уметь: проводить наблюдение; стилистические возможности односоставных предложений; находить определённо-личные  предложения в текстах художественных произведений.

Диктант, беседа, работа с учебником, тест.

39

Неопределённо - личные предложения.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: различия между односоставными предложениями и двусоставными; признаки неопределённо-личных предложений.

Уметь: находить неопределённо-личные предложения в тексте; использовать неопределённо-личные предложения в различных стилях речи;

Диктант, беседа, работа с учебником, тест.

40

Р.Р. Инструкция.

1

Урок развития речи.

Знать: особенности составления инструкции.

Уметь: составлять инструкцию, употребляя в ней односоставные предложения.

Упражнения, работа с учебником, тренинг.

41

Безличные предложения.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: различие между типами односоставных предложений, признаки безличного предложения.

Уметь: находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; писать сочинение-миниатюру «Осенний дождь» с использованием безличных предложений.

Упражнения, работа с учебником, сочинение – миниатюра «Осенний дождь».

42

Р.Р.Рассуждение.

1

Урок развития речи.

Знать: тип речи – рассуждение; отличительные признаки, особенности рассуждения.

Уметь: строить текст-рассуждение с использованием изучаемых языковых явлений, применяя прямой и обратный способы доказательств, риторические вопросы, выдвигая тезисы и антитезисы; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать текст.

Работа с текстами, опорный конспект,   диктант.

43

Р.Р. Сочинение по картине К.Юона «Новая планета»

1

Урок развития речи.

Знать: историю создания картины, авторский замысел.

Уметь: описывать увиденное на картине, определять настроение картины, авторский замысел; создавать план сочинения, текст; редактировать написанное.

Написание сочинений.

44

Неполные предложения.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: особенности и функции неполных предложений.

Уметь: находить неполные предложения в тексте; заменять неполные предложения синонимичными полными; различать неполные двусоставные предложения и односоставные назывные. Интеграция с уроком литературы: уметь проводить наблюдения (стилистические возможности неполных предложений).

Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания.

45

Синтаксический разбор односоставного предложения.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать и уметь: производить синтаксический разбор односоставного предложения.

Тренинг.

46

Обобщение  по теме: «Односоставные предложения»

1

Урок повторения пройденного. Практикум.

Знать: отличие между типами односоставных предложений, признаки каждого из них.

Уметь :определять тип односоставного предложения, находить в тексте, составлять предложения по схемам.

Тренинг, контрольные вопросы, тесты.

47

Контрольная работа №5 по теме: «Односоставные предложения»

1

Урок контроля.

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии.

Написание контрольного диктанта.

48

Анализ и работа над ошибками.

1

Урок коррекции знаний.

Знать: объяснение орфограмм и пунктограмм, на которые допустили ошибки учащиеся.

Уметь: объяснять орфограммы и пунктограммы, выделять орфограммы и графически объяснять пунктограммы.

Работа над ошибками.

49

Понятие об осложнённом предложении и однородных членах.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: об осложнённом предложении.

Уметь: находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении; соблюдать перечислительную интонацию.

Работа с текстами художественных произведений, упражнения, диктант.

50

Однородные члены связанные только перечислительной интонацией и пунктуация при них.

1

Урок усвоения новых знаний.

Уметь: находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении; соблюдать перечислительную  интонацию и графически обозначать её, уместно употреблять предложения с однородными членами.

Работа с текстами художественных произведений, упражнения.

51

Р.Р.Изложение по тексту О.Буданова.

1

Урок развития речи.

Уметь: составлять сравнительную характеристику, используя план, озаглавливать текст; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста собственного сочинения; излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме.

Написание изложений.

52

Однородные и неоднородные определения.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: правило постановки знаков препинания при однородных определениях и отсутствия знаков при неоднородных определениях.

Уметь: составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения.

Работа с текстами художественных произведений, упражнения, диктант.

53

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами.

Уметь: правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами.

Работа с текстами художественных произведений, упражнения, опорные схемы и таблицы.

54

Р.Р.Изложение по тексту Л.Толстого.

1

Урок развития речи.

Уметь: составлять сравнительную характеристику, используя план, озаглавливать текст; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста собственного сочинения; излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме.

Написание изложений.

55

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.

Уметь: правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами и предложения с именным составным сказуемым.

Работа с текстами художественных произведений, упражнения, опорные схемы и таблицы.

56

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать и уметь: выполнять синтаксический  и пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

Тренинг.

57

 Обобщение по теме: «Предложения с однородными членами»

1

 Урок повторения пройденного. Практикум.

Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Уметь: разбирать такие предложения по членам; составлять схемы; находить в тексте, уметь самостоятельно составлять предложения с однородными членами.

Тренинг, тесты, сочинение отзыв «Осенние дожди».

58

Контрольная работа №6 по теме: «Предложения с однородными членами»

1

Урок контроля.

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии.

Написание контрольного диктанта.

59

Анализ и работа над ошибками.

1

Урок коррекции знаний.

Уметь: анализировать контрольную работу и осуществлять работу над ошибками.

Работа над ошибками.

60

Р.Р.Сочинение по картине В.Е.Попкова «Осенние дожди»

1

Урок развития речи.

Знать: историю создания картины, авторский замысел.

Уметь: описывать увиденное на картине, определять настроение картины, авторский замысел; создавать план сочинения, текст; редактировать написанное.

Написание сочинений.

61

Понятие об обособлении. Обособленные определения и знаки препинания при них.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: Что такое обособление (термин).

Уметь: правильно выделять запятыми обособленные члены предложения, соблюдать правильную интонацию при обособлении; заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями; уместно использовать предложения с обособленными членами в тексте.

Упражнения, опорные схемы и таблицы. Находить примеры обособлений в художественном тексте.

62

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: правила обособления согласованных распространённых и нераспространённых определений.

Уметь: правильно обособлять определения интонационно и на письме; составлять план параграфа; выполнять выборочную работу из текстов художественной литературы.

Рассказ, беседа, работа с учебником, опорные записи, диктант.

63

Р.Р.Рассуждение на дискуссионную тему.

1

Урок развития речи.

Знать: о таком типе речи, как рассуждения.

Уметь: строить текст-рассуждение с использованием изучаемых языковых явлений, применяя прямой и обратный способы доказательств, риторические вопросы, выдвигая тезисы и антитезисы.

Беседа, творческая работа.

64

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: правила обособления приложений.

Уметь: находить приложения в тексте, определять условия их обособления; выразительно читать предложения с обособлением.

Упражнения, опорные схемы и таблицы.

65

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: правило обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и деепричастием.

Уметь: выявлять условия обособления обстоятельств; определять границы деепричастных оборотов; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств.

Тестирование по теме, упражнения, опорные схемы и таблицы.

66

Обособленные уточняющие члены предложения и знаки препинания при них.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: правило обособления уточняющих членов предложения.

Уметь: выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; находить обособленные уточняющие члены предложения в тексте.

Тестирование по теме, упражнения, опорные схемы и таблицы, мини-сочинение.

67

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать и уметь: производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами.

Тренинг.

68

Обобщение  по теме «Предложения с обособленными членами».

1

Урок повторения пройденного. Практикум.

Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами.

Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы.

Выборочная работа с текстами художественных произведений, упражнения, тестирование.

69

Контрольная работа №7 по теме: «Предложения с обособленными членами»

1

Урок контроля.

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки.

Написание контрольного диктанта.

70

Анализ и работа над ошибками.

1

Урок коррекции знаний.

Уметь: анализировать контрольную работу и осуществлять работу над ошибками.

Работа над ошибками.

71

Обращение. Назначение обращения.

1

Урок усвоения новых знаний.

Уметь: находить обращения в тексте; употреблять их с учётом речевой ситуации; выразительно читать предложения с обращениями; находить обращения в художественных текстах.

Упражнения, тренинг, практикум.

72

Распространённые обращения и выделительные знаки препинания при обращении.

1

Урок усвоения новых знаний.

Уметь: находить обращения в тексте; употреблять их с учётом речевой ситуации; выразительно читать предложения с обращениями; находить обращения в художественных текстах, расставлять выделительные знаки препинания при обращении.

Выборочная работа с текстами художественных произведений, упражнения.

73

Употребление обращений.

1

Урок усвоения новых знаний.

Уметь: находить обращения в тексте; употреблять их с учётом речевой ситуации; выразительно читать предложения с обращениями; находить обращения в художественных текстах.

Выборочная работа с текстами художественных произведений, упражнения, диктант, выборочный диктант.

74

Вводные конструкции. Группы вводных слов и сочетаний.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: понятие вводные слова как средство выражения субъективной оценки высказывания.

Уметь: выражать определённые отношения к высказываниям с помощью вводных слов и предложений; правильно ставить знаки препинания при вводных словах.

Упражнения, тренинг, практикум.

75

Выделительные знаки препинания при вводных словах, сочетаниях слов, вводных предложениях.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

Уметь: находить вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения в текстах художественных и публицистических произведений; правильно ставить выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

Выборочная работа с текстами художественных произведений, упражнения, диктант, выборочный диктант.

76

Вставные слова, словосочетания и предложения.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

Уметь: находить вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения в текстах художественных и публицистических произведений; правильно ставить выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

Упражнения, тренинг, практикум.

77

Междометия в предложении.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: выделительные знаки препинания при междометиях; особенности постановки запятой при условии употребления междометия вместе с обращением.

Уметь: различать вводные, вставные конструкции и междометия, правильно расставлять знаки препинания при них; осмысливать нормы и сферу использования данных слов.

Упражнения, тренинг, практикум.

78

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать и уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

Тренинг. Работа с текстами.

79

Обобщение по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Междометия в предложении»

1

 Урок повторения пройденного. Практикум.

Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.

Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы.

Выборочная работа с текстами художественных произведений, упражнения, диктант, выборочный диктант.

80

Контрольная работа №8 по теме: «Предложения с вводными словами и словосочетаниями»

1

Урок контроля

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки.

Написание контрольного диктанта.

81

Анализ и работа над ошибками.

1

Урок коррекции знаний.

Уметь: анализировать контрольную работу и осуществлять работу над ошибками.

Анализ и работа над ошибками.

82

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: понятия чужая речь, комментирующая часть; место комментирующей части в предложении; глаголы, обозначающие чужую речь.

Уметь: распространять комментирующую часть предложений с чужой речью на основе данных схем.

Упражнения, тренинг, практикум.

83

Прямая и косвенная речь.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: об отличии прямой речи от косвенной; о постановке  знаков  препинания в  предложениях с прямой речью.

Уметь: находить предложения с косвенной речью; преобразовывать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

Упражнения, тренинг, практикум.

84

Прямая и косвенная речь.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: об отличии прямой речи от косвенной; о постановке  знаков  препинания в  предложениях с прямой речью.

Уметь: находить предложения с косвенной речью; преобразовывать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

Выборочная работа с текстами художественных произведений, упражнения.

85

Диалог.

1

Урок усвоения новых знаний.

Уметь: составлять диалоги и записывать их; находить диалоги, соответствующие схемам; заменять глагол говорить глаголами, более точно обозначающими характер речи; выразительно читать диалоги, объяснять знаки препинания при них; перестраивать диалоги в прямую речь.

Выборочная работа с текстами художественных произведений, упражнения, творческая работа.

86

Р.Р.Рассказ.

1

Урок развития речи.

Знать: особенности текста в жанре рассказа.

Уметь: перерабатывать текст в рассказ с диалогом, используя выделенные глаголы; кратко передавать содержание диалогов и прямой речи, озаглавливать своё изложение так, чтобы в названии отражалась основная мысль текста.

Выборочная работа с текстами художественных произведений, упражнения.

87

Р.Р.Сжатое изложение по тексту К.Паустовского.

1

Урок развития речи.

Знать: понятия «заголовок текста», «основную мысль текста»; содержание текста изложения.

Уметь:  формулировать основную мысль  текста, подбирать оптимальный заголовок к тексту, сжимать текст.

Написание сжатого изложения.

88

Цитата.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать: о способах передачи чужой речи.

Уметь: составлять и записывать предложения с цитатами; находить цитаты в тексте.

Выборочная работа с текстами художественных произведений, упражнения, творческая работа.

89

Синтаксический и пунктуационный разбор с чужой речью.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать и уметь: выполнять устный и письменный разбор предложений с чужой речью.

Тренинг.

90

Обобщение по теме: «Чужая речь»

1

Урок повторения пройденного. Практикум.

Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы.

Выборочная работа с текстами художественных произведений, упражнения, тестирование.

91

Контрольная работа №9 по теме: «Чужая речь»

1

Урок контроля.

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки.

Написание контрольного диктанта.

92

Анализ и работа над ошибками.

1

Урок коррекции знаний.

Уметь: анализировать контрольную работу и осуществлять работу над ошибками.

Анализ и работа над ошибками.

93

Обобщение пройденного по теме: «Синтаксис и морфология»

1

Урок повторения пройденного. Практикум.

Знать: какова первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи.

Уметь: составлять предложения с данными словосочетаниями; определять в них роль инфинитива; выполнять полный и частичный разбор предложения; графически указывать члены предложения.

Контрольное тестирование.

94

Синтаксис и пунктуация.

1

Урок повторения пройденного. Практикум.

Знать: изученные языковые явления; условия постановки знаков препинания, пользоваться графическим условным обозначением.

Уметь: анализировать словосочетания и простые предложения; пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с целью и стилем высказывания; определять роль пунктуации в речи.

Беседа, упражнения, самостоятельная работа, орфографическая работа.

95

Синтаксис и культура речи.

1

Урок повторения пройденного. Практикум.

Знать: что основа культуры речи – соблюдение норм русского литературного языка.

Уметь: предупреждать синтаксические ошибки: в словосочетаниях с управлением, в употреблении деепричастных оборотов, в построении сложных предложений.

Беседа, упражнения, самостоятельная работа, орфографическая работа.

96

Синтаксис и орфография.

1

Урок повторения пройденного. Практикум.

Знать: основные нормы русского языка                         ( грамматические, орфографические, пунктуационные).

Уметь: применять изученные правила и приёмы; пользоваться определёнными способами их применения; делать вывод о связи синтаксиса и орфографии, составлять взаимодиктант по теме.

Беседа, упражнения, самостоятельная работа, орфографическая работа.

97

Итоговая контрольная работа № 10 по пройденному материалу.

1

Урок контроля.

Знать: нормы русского литературного  языка (орфографические,

пунктуационные).

Уметь: применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль.

Беседа, упражнения, самостоятельная работа, орфографическая работа.

98

Р\Р.Итоговая контрольная работа по развитию речи.

1

Урок развития речи.

Знать: признаки текста и его функционально - смысловых типов.

Уметь: осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями; анализировать структуру и языковые особенности текста; выполнять его комплексный анализ.

Написание итогового контрольного диктанта.

99

Анализ и работа над ошибками.

1

Урок коррекции знаний.

Уметь: анализировать контрольную работу и осуществлять работу над ошибками.

Работа над ошибками.

100

Резервный урок.

1

Урок повторения и закрепления пройденного материала.

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему / выполнять тестовые задания в формате ГИА

Проверочные тесты.

101

Резервный урок.

1

Урок повторения и закрепления пройденного материала.

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему / выполнять тестовые задания в формате ГИА

Проверочные тесты.

102

Резервный урок.

1

Урок повторения и закрепления пройденного материала.

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему / выполнять тестовые задания в формате ГИА

Проверочные тесты.

ОСТАВЛЯЮ ЗА СОБОЙ ПРАВО В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА ПРОИЗВОДИТЬ КОРРЕКТИРОВКУ ПРОГРАММЫ. МАРКЕВИЧУС.Л.Ф.__________________


                                   СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

Функции русского языка в современном мире.
Повторение пройденного в 5 - 7 классах .
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
 I. Основные единицы синтаксиса. Текст и предложение  как единица синтаксиса. Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение  

I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Двусоставные предложения:
Главные члены предложения

I. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения .

I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Односоставные предложения  

I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.

IV. Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Простое осложненное предложение:

Понятие об осложненном предложении  

Однородные члены предложения  

I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обособленные члены предложения.
I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения                  

Обращения, вводные и вставные конструкции.
I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Чужая речь.
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе.
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

Резервные уроки  повторения и закрепления пройденного.

                            ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Должны:

 знать/ понимать определения основных изучаемых в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

речевая деятельность:

АУДИРОВАНИЕ:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

-определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

-рецензировать устный ответ учащихся;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

ЧТЕНИЕ:

 -прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и  на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста;

-используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей;

- при необходимости переходить на изучающее чтение;

- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

ГОВОРЕНИЕ:

- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

-строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- составлять инструкцию по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов;

-адекватно реагировать на обобщенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

ПИСЬМО:

- пересказать фрагмент прослушанного текста;

- пересказать прочитанное публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

- создавать сочинение- описание архитектурного памятника, сочинение – сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные формы предложения – парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения. Ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

ТЕКСТ:

- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

- распознавать характерные для худ-ых и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять,

- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь лингвистических терминов» ит.д.);

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ;

- распознать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

- опираться на морфологический разбор слова при проведении, орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила;

- объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

- правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

    Формы промежуточной аттестации в 8 классе следующие:

 тест;

 диктант с грамматическим заданием;

 проверочная работа с выборочным ответом;

 комплексный анализ текста;

 подробное и выборочное изложение;

 изложение с элементами сочинения-рассуждения;

 сочинение-описание памятника;

Сочинение на морально-этическую тему;

публичное выступление по общественно-важным проблемам;

сочинение-рассказ на свободную тему;

Устное высказывание на лингвистическую тему.

На изучение программного материала 102 часа, из них на развитие речи 21 час.

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы  обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу; -индивидуальный устный опрос; -фронтальный опрос;  - опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;  - взаимопроверка; - самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;  - написание сочинений;  -письмо под диктовку;  -комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке:

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей  языка;

- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

продолжение текста;

редактирование;

конспектирование;

-участие в диалогах различных видов;

- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);

-создание собственных письменных текстов;

- составление орфографических и  пунктуационных упражнений самими учащимися;

- составление опорных схем и таблиц;

- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой  и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы,  ресурсы Интернета;

-работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;

                                                   Практическая деятельность:

  • осознание роли русского языка в жизни человека и общества;
  • развитие речевой культуры;
  • использование русского языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
  • находить нужную информацию в справочной литературе, ресурсах Интернета.

                         МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Название документа

                    Автор

  год                    

1

Государственный стандарт основного общего образования.

2013

2

Учебник

Л.А.Тростенцова., Т.А.Ладыженская.,А.Д.Дейкина., О.М.Александрова.,«Русский язык» 8 класс. М.:«Просвещение»

2012

3

Методическое пособие

Н.В.Егорова. 2-е издание – М.: Вако.

2013

4

Программа по русскому языку для 5 класса.

Т.Н.Трунцева. – М.: Вако.

2013

 

                                УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Русский язык. Рабочая программа к учебнику 8 класс. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.,  М.: Вако – 2013 год.

 - Поурочные разработки 8 класс.    Автор: Н.В.Егорова М.: Вако – 2013 год.

 - Открытые уроки русского языка 5 – 9 классы. Автор: Н.С.Раилко М.: Вако – 2010 год.

 - Занимательные упражнения по русскому языку 5 – 9 классы. М.Г.Бройде. М.: Вако 2012 год.

 - Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А.      

Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.

 - Горшкова В. Н. Морфология. Словообразование. Орфография:  упражнения с выборочным ответом / В. Н. Горшкова. - М., 1983.

 - Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.

 - Дейкина   А. Д.   Универсальные   дидактические   материалы   по   русскому   языку: 5-6 классы / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.

 - Ивченков П. Ф. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 1994.

А.В. Канафьева, В.В. Леденева Русский язык: Имя существительное. – М.: Дрофа, 2003.

 - Капинос    В. И.    Развитие    речи:    теория    и    практика    обучения:    5-7    классы / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. Н. Соловейчик. - М., 1991.

 - Костяева    Т. А.    Проверочные    и    контрольные    работы    по    русскому   языку: 8 класс/ Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2005.

 - Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990.

 - Ладыженская Т. А. Практическая методика русского языка: 8 кл.: Книга для учителя / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М.: Просвещение, 1992.

 - Панов М. В. Занимательная орфография. - М., 1984.

 - Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 8 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2004.

                                       ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

 - С.В. Антонова, Т.И. Гулякова Русский язык: 8 класс: контрольные работы тестовой формы – М.: Вентана-Граф, 2012

 - Кодухов В. И. Рассказы о синонимах/ В. И. Кодухов. - М., 198

 - Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому язык: 5 класс/А. Б. Малюшкин. - М., 2006.

 - Малюшкин       А. Б.       Комплексный       анализ      текста:       Рабочая       тетрадь: 8 класс/ А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

 - Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2006.

 - Олимпиады по русскому языку / Сост. О. Н. Белявская. - Минск, 1995.

 - Русский     язык:     Учебник     для     8     кл.      общеобразовательных     учреждений /Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. - 33-е издание, доработанное. - М.: Просвещение, 2006.

 - С.В. Савченкова Рабочая тетрадь по русскому языку: 8-й кл.: к учебнику Т.А. Ладыженской- М.: АСТ, 2012.

 - Соловьева Н. Н. Русский язык: Тетрадь для контрольных и самостоятельных    работ: 8 класс/ Н. Н. Соловьева. - М.: Просвещение, 2005.

                                                                                                                                                                                           

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Рабочая программа по русскому языку. 5класс к учебнику Т. Ладыженской

Рабочая программа по русскому языку 5класс к учебнику Т. Ладыженской, рассчитан на 238  часов....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

5 класс рабочая программа по русскому языку ФГОС к учебнику Ладыженской...

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, расписаны предметный, метапредметные и личностные цели - результаты. Автор рабочей программы Дубовик Н.В. ...

Рабочая программа по русскому языку (ФГОС) К учебнику Е.А. Быстровой (5 класс)

Рабочая программа разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), Примерной программы «Русский язык» 5—9классы» и Программ...

Рабочая программа ФГОС с УУД по русскому языку класс по учебнику М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыж...