Урок русского языка и литературы в 8 классе "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Пирогов Юрий Александрович

Обобщение и закрепление знаний по теме

«Односоставные предложения»

Цель урока: систематизация знаний учащихся об односоставных предложениях.

Задачи:

·       закрепить знания учащихся, приобретенные при изучении темы «Односоставные предложения»;

·       совершенствовать умения находить и отличать односоставные предложения, при этом аргументировано доказывать принадлежность к тому или иному типу;

·       закрепить навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях, в состав которого входят односоставные предложения;

·       совершенствовать орфографические,  пунктуационные навыки; воспитывать интерес к предмету, любовь к природе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Обобщение и закрепление знаний по теме

«Односоставные предложения»

Цель урока: систематизация знаний учащихся об односоставных предложениях.

Задачи:

  • закрепить знания учащихся, приобретенные при изучении темы «Односоставные предложения»;
  • совершенствовать умения находить и отличать односоставные предложения, при этом аргументировано доказывать принадлежность к тому или иному типу;
  • закрепить навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях, в состав которого входят односоставные предложения;
  • совершенствовать орфографические,  пунктуационные навыки; воспитывать интерес к предмету, любовь к природе.

Ход урока

  1. Организационный момент; тема и цели урока.(2м.)
  2. Опрос учащихся по теоретическим вопросам.(6м.)
  • Что такое односоставные предложения и в чем их особенности?
  • Какие виды односоставных предложений вы знаете?
  • Что такое определенно-личные предложения и чем в них обычно выражается сказуемое? Привести примеры.
  • Каковы особенности неопределенно-личных предложений? Примеры.
  • Охарактеризуйте безличные предложения. Привести примеры.
  • Охарактеризуйте  назывные  предложения. Примеры.
  1. «Верно ли это утверждение?», отвечаем дружно либо «ДА», либо «НЕТ» (5м.)

 1.  В односоставном предложении 2 грамматические основы. (нет)

2.  В определенно-личном предложении главный член предложения выражен именем

существительным. (нет)

3.  Назывное предложение -  это односоставное предложение с главным членом - подлежащим. (да)

4.  «Смеркалось» — это безличное предложение. (да)

5.  Правда ли, что в односоставном предложении грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого? (нет)

6.  Простое предложение может быть односоставным и двусоставным. (да)

7.  Неопределенно - личное предложение — односоставное (да)

8.  Односоставное предложение может быть распространенным. (да)

  1. Разминка. Цифровой диктант. (5м.)

А) Найти односоставное определенно-личное предложение:

  1. Люблю дымок спаленной жнивы.
  2. На небе нет ни облачка.
  3. Ночь прошла.

Б) Найти односоставное неопределенно-личное предложение:

  1. Степь и дали.
  2.  От него ждали чуда.
  3. Я люблю землю своих предков.

В) Найти односоставное безличное предложение:

  1. Травы скашивают рано утром.
  2. Узнаю перекличку скворцов и синиц.
  3. Крепко пахнет в оврагах сыростью грибной.

Г) Найти односоставное назывное предложение:

  1. Бурей выбросило на берег много ракушек.
  2. Становится светлее.
  3. Небо да море.

Д) Найти двусоставное предложение:

  1. После дождя стало теплее.
  2. Море в это утро было теплое и приятное.
  3. В комнатах запахло елкой.

Ответ: 12332

  1. Синтаксический разбор и анализ предложения. (3м.)

Увидишь в багрец одетую осину, и сердце встрепенется. – (В. Солоухин)

(повеств., невоскл, ССП, 1 ч. односост. опред.-лич., распр, необособл.прич. оборот;  2 ч. двусост., нераспр.)

  1. Запись предложений под диктовку. Нужно выделить грамматические основы предложений, определить тип предложения по наличию главных членов. (каждому по предложению по 1б.) (10м.)
  1. Уже совсем рассвело. (Л. Толстой) – одн. безлич.
  2. Иногда под ногами скользкий лед. (В. Катаев) -  одн. наз.
  3. Зимняя ясная ночь наступила. (М. Горький)  - двусост.
  4. Морозило сильнее, чем с утра. (М. Горький) – одн. безлич.
  5. Бензина запах и сирени, насторожившийся покой. (А. Ахматова) – одн. наз.
  6. Целый букет роз принесут из оранжереи. (А. Ахматова) – одн. неопр.– лич.
  7. Сядем здесь, у этой ивы. (А. Фет) – одн. опр.-лич.
  1. Русский язык, как известно, богат синонимами. Но синонимами могут быть не только слова, но и предложения: одну и ту же мысль можно выразить по-разному. Для предложений, записанных на доске, нужно подобрать синонимичные, при этом обязательно односоставные, определить их тип.(10м.)
  1. Сладко пахнет резеда.   – Сладко пахнет резедой. (безл.)
  2. Начинался рассвет.    – Начинало рассветать. (безл.)
  3. Стукнул мороз.    –     Морозит. Морозно. (безл.) – Мороз. (наз.)
  4. Я любуюсь одинокой звездой.   -  Любуюсь одинокой звездой. (опр.-лич.)
  5. В летнюю пору крестьяне выгоняют лошадей на ночь в поле. -  В летнюю пору лошадей выгоняют на ночь в поле. (неопр.–лич.)
  1. Шутке – минутка. Какие типы  предложений  выбирает  автор? Назовите 2-3 слова, где количество  букв и звуков  не совпадает.(5м)

Прошу вас: не надо съезжать по перилам,

Вы можете  в  зубы попасть крокодилам.

Они  притаились  на  каждой  площадке

И  тех,  кто съезжает, хватают  за  пятки.

И тащат  на дно  африканского Нила.

 Прошу  вас: не  надо  съезжать  по  перилам.

                                                                (И.Токмакова)

10. Домашнее  задание:  П.21-24, подготовка к контрольной  работе. (2м.)

11. Итоги урока, оценки.

Приложение 1

                    Таблица учёта  знаний

Фамилия

Опрос. (1-2б.)

Верно ли утверж. (1б.)

Цифров.

(5б)

Синтакс. раб.

(1-3б.)

6. Граммат.

осн. Тип  предл. (1-2б.)

Синонимы

(5б.)

Шутка

(1б)

итог

1

2

3

4

5

6

7

18-19б. –«5»

15-17б. –«4»

12-14б. –«3»

11 и менее – «2»

 Приложение 2

Проверочная работа

«Виды предложений»

 №1                              

Учись у них – у дуба, у берёзы.

Кругом зима. Жестокая пора!

№2

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.

№3

Вечерний  час. В долину  тень  сползла.

Как  тихо… Каждый звук  и  шорох  слышу.

Осенний скучный день.

                                         ( А.Фет)

№4.

Зима. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях  обновляет  путь.

                                            (А.Пушкин)

 Ответы: 1) определённо-личное, назывные; 2) двусоставное, назывное, безличное, двусоставное; 3) назывные. 4) односоставное назывное, двусоставное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...

Технологическая карта интегрированного урока (русский язык и литература) в 9 классе « Сложные предложения и знаки препинания в них. Обобщение. С.А. Есенин. Анализ лирического произведения».

Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки анализа стихотворения, используя ИКТ компетенции....

Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения, 9 класс (интегрированный урок русского языка и литературы)»

Интегрированный урок – особый урок, для проведения которого привлекаются знания, умения и результаты анализа материала из других наук, учебных предметов. Опора на межпредметные связи уроков лите...