Рабочая программа по русскому языку 8 класс
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 8 класса составлена на основе: • Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановой, Л.А.Тростенцовой и других.5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений- 12 изд., - М.: Просвещение, 2011. • Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. /Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский/. -9- изд. М.: Просвещение,2012. • примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений Государственного стандарта общего образования (2004);

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_8_kl_russkiy_yazyk.doc267.5 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska_8_klass.docx40.82 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

(заочная форма обучения)

п/п

№ урока в теме,

разделе

Тема раздела, урока

Кол-во

часов

Планируемый результат

Вид контроля

Дата проведения

план.

факт.

1

1

Русский язык в современном мире.

1

Знать функции русского языка в современном мире. Понимать статус русского языка как государственного, знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри Российской Федерации, понимать его функции интеграции (объединения) народов России, причины потребности в общении на русском языке.

Уметь  составить устное высказывание по опорному конспекту

Фронтальный опрос

Повторение изученного в V–VII классах

4+1

2

1

Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в сложном предложении.

Знать  основные признаки простых и сложных предложений, особенности подчинительной, сочинительной и бессоюзной связи; основные средства связи простых предложений в составе сложных.

Уметь отличать простое предложение от сложного; разделять запятой и выделять запятыми на письме простое предложение  от сложного.

Комментированное письмо, фронтальный опрос

3

2

Орфография. Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

Знать основные орфографические нормы.

Уметь  опознавать языковые единицы, соблюдать в практике письма основные правила орфографии. Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, сопоставляя изученные части речи, употреблять их в речи.

Комментированное письмо, выборочная проверка.

4

3

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Знать основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка.

Уметь соблюдать основные правила орфографии и   пунктуации в письменной речи.

Уметь безошибочно писать НЕ: 1) с глаголами и деепричастиями; 2) с причастиями; 3) с существительными, прилагательными и наречиями на -О; аргументировать такую группировку частей речи в связи со слитным и раздельным написанием с НЕ

Работа по карточкам.

5

4

Входная контрольная работа по теме «Повторение изученного в 7 классе».

Уметь на письме соблюдать орфографические  и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, постоянные и непостоянные признаки, выявлять смысловые отношения между словами в предложениях.

Текущий контроль

6

5

Р/р Сочинение-рассуждение  по исходному тексту

Уметь анализировать текст (определять его тему, основную мысль, композицию, стиль), уметь находить более точные и выразительные средства передачи собственных мыслей.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

4+1

7

1

Основные единицы синтаксиса.

Знать основные разделы русского языка.

Уметь использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в синтаксисе. Уметь определять границы предложения, выделять словосочетания, использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений.

Фронтальный опрос.

8

2

Р/р Текст как единица синтаксиса.

Знать основные признаки текста.

Уметь определять тему текста, основную мысль, анализировать языковые средства, определять тип и средства грамматической связи предложений в тексте. Уметь определять смысловую связь частей текста, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов; создавать текст с учетом речевой ситуации, характера адресата речи, выбирать способы воздействия на адресата, языковые средства

Фронтальный опрос, индивидуальная проверка.

9

3

Предложение как единица синтаксиса

Знать основные единицы синтаксиса.

Знать основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц.

Уметь осознавать предложение как основную единицу синтаксиса, уметь употреблять в речи разные предложения по цели высказывания. Уметь опознавать и характеризовать предложения по эмоциональной окраске, по характеру выражения отношения к действительности, определять границы предложений и способы передачи их в устной (интонация) и в письменной речи (знаки препинания конца предложения), использовать вопросительные слова и частицы в вопросительных предложениях для точного формулирования мысли и воздействия на собеседника, риторические вопросы и риторические восклицания как экспрессивно-стилистические средства, способы выражения разных смысловых оттенков побуждения, речевые этикетные формулы, средства выражения значения утверждения и отрицания.

Комментированное письмо, фронтальный опрос.

10

4

Словосочетание как единица синтаксиса.

Виды словосочетаний.

Знать, что в языке существуют строгие правила сочетаемости слов различных частей речи. Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные; признаки словосочетания, уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов.

Уметь вычленять словосочетание из предложения, подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи,

определять вид словосочетания по морфологическим свойствам главного слова, правильно строить словосочетания и употреблять их в речи.

Проверка с комментированным чтением..

11

5

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний

Уметь определять тип связи по морфологическим свойствам  зависимого слова, производить синтаксический разбор словосочетаний, использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки,  соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов,

Знать типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания, уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи.

Взаимопроверка.

Простое предложение

2+1

12

1

Грамматическая основа предложения.

Знать и понимать структуру простого и сложного предложений.

Уметь находить грамматическую основу предложения. Уметь  производить  синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы   в   простом   и   сложном предложении, использовать служебные слова,  порядок слов в предложении,    интонацию    для смысловой     и     грамматической связи слов в предложении.

Схематический диктант.

13

2

Порядок слов в предложении. Интонация.

Знать основные виды простых предложений  по цели высказывания и интонации.

Уметь  интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, использовать  в текстах прямой и обратный порядок слов для реализации коммуникативного намерения, оценивать свою и чужую речь.

Индивидуальный опрос, фронтальная проверка.

16.10

14

3

Р/р.Описание памятника культуры.

Уметь делать сопоставительный анализ репродукций картин одного и того же памятника архитектуры, составлять текст с учетом выбора языковых средств.

Знать структуру текста-описания, его языковые особенности, уметь делать   сравнительный    анализ картин, составлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать     изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме.

Индивидуальная проверка.

17.10

        Зачет №1

 "Функции русского языка в современном мире. Синтаксис, пунктуация, культура речи, простое предложение"

Двусоставные предложения

4+1

15

1

 Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.

Уметь определять способы выражения подлежащего, сказуемого, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Знать и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенным словом

Взаимопроверка.

23.10

16

2

Простое и составное глагольные сказуемые.

Знать виды сказуемого, структуру составного глагольного сказуемого, опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и составное глагольное сказуемое.

Уметь опознавать и характеризовать сказуемое в предложении, определять  способы выражения простого глагольного сказуемого.

 Словарный диктант, ответы на вопросы учебника

24.10

17

3

Составное именное сказуемое

Знать структуру составного именного  сказуемого,  различать  составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы     выражения     именной части составного именного сказуемого,   сопоставлять   предложения с синонимичными сказуемыми разных видов.

Уметь определять морфологический способ выражения именной части составного именного сказуемого

Индивидуальная проверка, работа по карточкам.

30.10

18

4

Тире между подлежащим и сказуемым.

Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения.

Уметь определять морфологический способ выражения подлежащих и сказуемых,  интонационно правильно произносить предложения.

Индивидуальная проверка.

31.10

19

5

Р/р  Работа с текстом. Определение стилей речи.

Уметь различать разговорную речь, научный, публицистический официально-деловой стили, язык  художественной литературы, определять их жанры, тему, основную мысль. Создавать собственное высказывание. Учитывая ситуацию общения, адресата, используя характерные для каждого стиля речи выразительные средства языка

Составить план учебной статьи, анализ статьи газеты. Работа с таблицей «Стили языка»

06.11

Второстепенные члены предложения.

4+1

20

1

Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение. Определение.

Знать роль второстепенных членов предложения, основные признаки и функции дополнения и определения.

Уметь определять роль второстепенных членов предложения, различать прямое и косвенное дополнение, прямое дополнение и подлежащее;

Уметь   различать   определения согласованные  и   несогласованные, определять способы их выражения.

Составление таблицы по теме урока.

07.11

21

2

Приложение. Знаки препинания при нём.

Знать основные признаки и функции приложения.

Уметь распознавать приложения, использовать приложения как средство выразительности речи.

Объяснительный диктант.

13.11

22

3

Обстоятельство.

Знать основные признаки и функции обстоятельства.

Уметь  различать  виды  обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания   речи   точности,   ясности, выразительности,    использовать как средство связи предложений в повествовательных текстах

Синтаксический разбор предложений.

14.11

23

4

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

Знать основные признаки и функции всех членов предложения.

Уметь производить полный синтаксический разбор двусоставного предложения

Выборочное списывание, синтаксический разбор предложений.

20.11

24

5

Р/р Изложение «Характеристика человека»

Понимать    особенности    такого вида текста как характеристика человека, уметь составлять текст такого вида,  использовать языковые  средства,   соблюдать  на письме литературные нормы

Написание изложения

21.11

Односоставные предложения

7+1

25

1

Главный член односоставного предложения.

Знать структурные особенности односоставных предложений.

Уметь различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения.

Работа с учебником, запись под диктовку.

27.11

26

2

Назывные предложения.

Знать структурные особенности и особенности   употребления   назывных предложений.

Уметь опознавать их в тексте, употреблять в    собственных    высказываниях как средство лаконичного изображения    фактов    окружающей действительности,   характеризовать сферу употребления назывных предложений.

Словарный диктант, ответы на вопросы учебника,  работа по карточкам.

28.11

27

3

Определённо-личные предложения.

Знать структурно-грамматические особенности определенно-личных предложений.

Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям, использовать определенно-личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определенно-личные предложения.

Объяснительный  диктант, работа над теоретическим материалом, комментированное письмо,

04.12

28

4

Неопределённо-личные предложения

Знать структурно-грамматические особенности        неопределенно-личных     предложений,     сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях, опознавать их в тексте и в структуре   сложного   предложении.

 Уметь   их   использовать   в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными

Запись предложений под диктовку, комментированное письмо, беседа.

05.12

29

5

Р/р. Инструкция. Составление текста-рассуждения..

Знать синтаксические особенности официально-делового стиля, основные признаки публицистического стиля..

Уметь составить текст-инструкцию для бытовой ситуации общения, создавать    собственные высказывания, , отбирать нужные аргументы, высказывать   свое   мнение.

Беседа по теме урока, работа с записями на доске,  тренировочные упражнения

11.12

30

6

Безличные предложения.

Знать  структурные  особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления  в речи.

 Уметь     опознавать    безличные предложения в тексте, и умело употреблять в собственной речи.

Работа с теоретическим материалом, выборочный диктант.

12.12

31

7

Неполные предложения.

Знать структурные особенности и функции неполных предложений.

Знать общее понятие неполных предложений,   понимать   назначение неполных предложений в общем, опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять     в     собственных     высказываниях, наблюдать за употреблением неполных предложений в разговорной речи и в письменном   тексте,    пунктуационно оформлять неполные предложения   на   письме.

Уметь употреблять предложения  для создания экспрессии речи, различать неполные и односоставные предложения.

Работа с таблицей, словарный диктант

18.12

32

8

Синтаксический разбор односоставного предложения

Знать особенности и функции односоставных предложений.

Уметь проводить устный и письменный    синтаксический    разбор односоставных предложений, производить сопоставительный  анализ   и   использовать   синонимию двусоставных и односоставных предложений; односоставные предложения в обобщенном значении и в пословицах, афоризмах, крылатых выражениях.

Изучение плана разбора, практикум, работа с учебником.

19.12

Зачёт №2

 «Двусоставные предложения: главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения»

Простое осложнённое предложениё.

1

33

1

Понятие об осложнённом предложении.

Уметь находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать их выбор и расставлять знаки препинания в   соответствии   с   изученными правилами.

Орфографическая работа.

25.12

Однородные члены предложения.

9+1

34

1

Понятие об однородных членах.

Знать  особенности и функции однородных членов предложения.

Уметь   опознавать   однородные члены   (распространенные,   нераспространенные,   выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях   с   однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов

Составление схем предложений, сравнительный анализ предложений.

26.12

35

2

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

Знать однородные члены, связанные только перечислительной интонацией.

Уметь   опознавать   однородные члены   (распространенные,   нераспространенные,   выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях   с   однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов.

Работа со схемами предложений, выборочное списывание.

36

3

Однородные и неоднородные определения.

Знать и понимать особенности однородных и неоднородных определений.

Уметь различать однородные и неоднородные   определения   на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями.

Комментированное письмо, работа по карточкам.

37

4

Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них.

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами,      составлять      схемы предложений    с    однородными членами;    определять    оттенки противопоставления,     контрастности, уступительности и несоответствия, выражаемые противительными союзами; чередование или    неопределенность   оценки явлений, выражаемые   разделительными союзами, расставлять знаки препинания.

Составление таблицы в тетради, анализ схем.

38

5

Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них.

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами,      составлять      схемы предложений    с    однородными членами;    определять    оттенки противопоставления,     контрастности, уступительности и несоответствия, выражаемые противительными союзами; чередование или    неопределенность   оценки явлений, выражаемые   разделительными союзами, расставлять знаки препинания.

Записи предложений под диктовку, составление схем.

39

6

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

Уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах

Выборочное письмо.

40

7

Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

Уметь  производить  синтаксический   разбор предложений     с    однородными членами,   использовать   разные типы     сочетаний     однородных членов   (парное   соединение,   с повторяющимися союзами, с составными союзами) как средство выразительности,          выбирать форму сказуемого при однородных     подлежащих,     соблюдать нормы    сочетания    однородных членов.

Работа над планом и образцом разбора, распределительный диктант.

41

8

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

Знать грамматические и пунктуационные нормы.

Уметь  производить   пунктуационный   разбор предложений     с    однородными членами,   использовать   разные типы     сочетаний     однородных членов   (парное   соединение,   с повторяющимися союзами, с составными союзами) как средство выразительности,          выбирать форму сказуемого при однородных     подлежащих,     соблюдать нормы    сочетания    однородных членов

Проверка с объяснением пунктуационных знаков, комментированное письмо, работа по карточкам.

42

9

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»

Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений.

Самостоятельная работа по карточкам, объяснительный диктант.

43

10

Р/р Сравнительная характеристика человека как вид текста.

Понимать    особенности    такого вида текста как характеристика человека, уметь составлять текст такого вида,  использовать языковые  средства,   соблюдать  на письме литературные нормы

Обособленные члены предложения.

11+1

44

1

Понятие об обособлении.

Иметь   представление   об   обособлении   как  способе   придать второстепенным членам предложения   относительную   смысловую самостоятельность, особую значимость     в     высказывании;

Уметь   характеризовать   разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные; уметь опознавать обособленные члены,  выраженные причастными и деепричастными оборотами

Составление предложения по схемам.

45

2

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания  при них.

Знать условия обособления и функции согласованных определений.

Уметь находить грамматические условия обособления определений,   выраженных   причастными оборотами и прилагательными с зависимыми   словами,   а   также согласованные одиночные определения, относящиеся к существительным,   интонационно   правильно их произносить, ставить знаки препинания при пунктуационном оформлении письменного текста

Выборочный диктант.

46

3

Р/р Рассуждение на дискуссионную тему.

Уметь         создавать         текст-рассуждение, сохраняя его композиционные   элементы   (тезис, доказательства,   вывод),   ориентируясь на определенного читателя   или   слушателя,   отобрать аргументы с целью обогащения речи, умело вплетать цитаты из художественного текста, обосновывать свое мнение.

Анализ текста, составление плана работы.

47

4

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

Знать основные условия обособления приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями,   правильно   ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений

Комментированное письмо, работа по карточкам.

48

5

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

Объяснительный диктант.

49

6

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них

Знать условия обособления и функции  обстоятельств.

Уметь определять условия обособления  обстоятельств,   выраженных   деепричастным   оборотом  и одиночным деепричастием,     находить     деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств,   использовать   в   речи деепричастный оборот, правильно строить предложения с ними, уметь  заменять   их  синонимичными конструкциями.

Проверка с объяснением пунктуационных знаков.

50

7

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них

Синтаксический разбор предложений.

51

8

Обособленные уточняющие члены предложения.

Знать основные признаки и функции уточняющих членов предложения.

Уметь опознавать уточняющие члены предложения, интонационно выделять в устной речи.

Составление предложений по тексту.

52

9

Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения

Уметь  правильно ставить выделительные знаки препинания., производить смысловой анализ предложений с уточняющими, присоединительными, поясняющими членами  предложения, соблюдать интонацию уточнении.

Комментированное письмо.

53

10

Синтаксический разбор предложения с обособленными  членами.

Знать основные признаки и функции поясняющих, присоединительных членов предложения.

Уметь  производить  синтаксический   и   пунктуационный   разбор предложений     с    обособленными  членами.

Работа с учебником, фронтальный опрос, лингвистический разбор

54

11

Пунктуационный разбор предложения с обособленными  членами.

Знать основные признаки и функции поясняющих, присоединительных членов предложения.

Уметь  производить  синтаксический   и   пунктуационный   разбор предложений     с    обособленными  членами

Составление предложений по схемам.

55

12

Повторение и обобщение по теме «Уточняющие и обособленные члены предложения»

Уметь определять и выделять на письме   обособленные   второстепенные члены, определять сходство и различие между обособлением согласованных и несогласованных определений,  отличие  в обособлении   согласованных   определений и приложений, различие в обособлении определений, выраженных   причастным   оборотом, и обособлении обстоятельства,  выраженного деепричастным оборотом,    создавать   тексты   с включением   различных   случаев обособления,  обосновывать  синтаксические    нормы    построения предложений   с   обособленными членами и выразительно читать их.

Фронтальный опрос, работа с записями на доске, мини-диктант.

      Зачёт №3

 «Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения»

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Обращение.

3

56

1

Назначение обращения.

Иметь представление об обращении за счет осмысления основного назначения   обращения   в   речи (звательная, оценочная и изобразительная   функция   обращения), уметь характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности  предложений с обращениями.

Работа с учебником,  анализ таблицы, подготовка связного рассказа об обращении,

57

2

Распространённые обращения, выделительные знаки препинания при обращении

Знать способы выражения обращений в речи, условия выделения обращений в письменной речи.

Уметь  интонационно  правильно произносить предложения, употреблять   формы   обращений   в различных   речевых   ситуациях, различать обращения  и  подлежащие двусоставного предложения.

Объяснительный диктант.

58

3

Употребление обращений.

Знать особенности употребления обращений в речи.

Уметь  интонационно  правильно произносить предложения, употреблять   формы   обращений   в различных   речевых   ситуациях, различать обращения  и  подлежащие двусоставного предложения

Комментированное письмо.

Вводные и вставные конструкции.

5

59

1

Вводные  конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения    субъективной    оценки высказывания.

Уметь   выражать определенные отношения к высказыванию с помощью вводных слов,   правильно  ставить  знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения.

Знать группы вводных слов и словосочетаний по значению, их стилистические функции.

Уметь употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации,   правильно   расставлять знаки  препинания  при  вводных словах,    соблюдать    интонацию при чтении предложений, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей, производить синонимическую   замену   вводных слов.

Заполнение таблицы.

60

2

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложений.

Знать значения вводных слов, их стилистические функции.

Уметь употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расширения описания предмета;  правильно   строить,    выразительно читать предложения с вводными конструкциями

Орфографический практикум, работа с учебником, практикум (комментированное письмо)

61

3

Вставные слова, словосочетания и предложения

Знать особенности употребления вставных конструкций, их стилистические функции.

Уметь опознавать вставные конструкции,  правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме.

Составление предложений, выделение вводных конструкций)

62

4

Междометия в предложении.

Иметь представление о междометиях, уметь опознавать междометия,  правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме.

Работа по карточкам.

63

5

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора предложений.

Уметь  производить  синтаксический   и   пунктуационный   разбор предложений     с    вводными и вставными конструкциями

Самост. работа.

Чужая речь.

4+1

64

1

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.

Знать основные  способы  передачи чужой речи.

 Уметь выразительно   читать   предложения   с прямой   речью,   правильно   ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку.

Коммент. письмо.

65

2

Прямая и косвенная речь.

Знать понятие «прямая речь», уметь различать прямую и косвенную  речь,  заменять  прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при прямой речи . Знать понятие «косвенная речь», уметь различать прямую и косвенную  речь,  заменять  прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи.

Уметь опознавать чужую речь и комментирующее высказывание, интонационно выделять в речи.

 Уметь различать прямую и косвенную речь, определять в предложении с косвенной речью чужую речь и комментирующее высказывание, правильно ставить разделительные знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Трансформация предложений по заданию.

66

3

Диалог

Знать понятие «диалог», обосновывать постановку знаков препинания при диалоге.

Уметь выразительно читать предложения с прямой речью (воспроизводить в речи особенности языка говорящего), правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и при диалоге.

Выполнение задания(устно) по схемам, записанным на доске.

67

4

Цитата

Знать правила оформления цитат,   уметь   вводить   цитаты   в речь,   правильно  ставить  знаки препинания при цитировании.
Уметь опознавать чужую речь в форме цитаты в тексте, использовать цитаты в устной и письменной речи, правильно ставить знаки препинания при них.

Составление предложений с представленными цитатами.

68

5

Р/р Рассказ по данному началу.

Знать типологические особенности текста повествовательного характера.

Уметь  составить рассказ по данному началу с включением диалога, правильно ставить знаки препинания при диалоге. Уметь создать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности, включать в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы.        

Работа с учебником с выполнение творческой части (418,419,420)

    Зачёт №4

 «Слова, грамматически не связанные с членами предложения: обращения, вводные и вставные конструкции. Чужая речь»

Повторение и систематизация изученного в 8 классе.

3+1

69

1

Синтаксис. Морфология. Пунктуация.

Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения, с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания

Словарный диктант.

70

2

Синтаксис. Орфография. Культура речи.

Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения

Объяснительный диктант.

71

3

Итоговая контрольная работа

Проверка уровня освоения учащимися тем всего курса русского языка за 8 класс.

диктант

72

4

Анализ контрольной работы

Уметь анализировать допущенные ошибки

Работа над ошибками.



Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 8 класса составлена на основе:

  • Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия  учебников Т.А. Ладыженской,  М.Т. Барановой, Л.А.Тростенцовой и других.5-9  классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений- 12 изд., - М.: Просвещение, 2011.
  • Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений.   /Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский/.  -9- изд.  М.: Просвещение,2012.  
  • примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений Государственного стандарта общего образования (2004);

        Так как действующая программа рассчитана на  очную форму обучения, то я корректирую её для заочной формы обучения в сторону уменьшения следующим образом:

Класс

По программе в год

По программе в неделю

По учебному плану школы в год

По учебному плану в неделю

Количество

зачётов

в год

8

105

 3

70

2

4 (2- I полугод, 2- II полуг. )

        Тематическое планирование скорректировано в сторону уменьшения следующим образом:

П/№

Наименование раздела

По программе

По учебному плану

1

Русский язык в современном мире

1

1

2

Повторение  изученного в 5-7 классах

5+2

4+1

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

7+1

4+1

4

Простое предложение.

2+1

1+1

5

Двусоставные предложения. Главные члены предложения.

6+2

4+1

6

Двусоставные предложения. Второстепенные члены предложения.

6+2

4+1

7

Односоставные предложения.

9+2

7+1

8

 Простое осложненное предложение

1

1

9

Однородные члены предложения.

12+2

9+1

10

Обособленные члены предложения

18+2

11+1

11

Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение.

4

3

12

Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Вводные и вставные конструкции.

5+2

5

13

Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Чужая речь.

6+1

4+1

14

Повторение и систематизация изученного в 8 классе.

5+1

3+1

ИТОГО:

105

72

В течение учебного года проводится 4 зачета (2 зачета в I полугодии и 2 зачета во II полугодии)

Программа выполняется за счет самостоятельной работы учащихся под руководством учителя.

Согласно Уставу образовательного учреждения промежуточная аттестация проводится в форме самостоятельных работ, входных и итоговых работ, основная форма контроля-зачёт. 

II. Цели и задачи курса.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,

. Федеральный компонент государственного стандарта определяет  следующие  цели преподавания  курса  русского языка:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Основные задачи обучения русскому языку в основной школе состоят в том, чтобы обеспечить формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса в 8 классе сводятся к следующему:

  1. Научить производить синтаксический разбор простого предложения с обособленными, уточняющими членами предложения, вводными и вставными конструкциями, обращениями, односоставных предложений, словосочетаний с разными видами подчинительной связи.
  2. Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, находить в словах изученные орфограммы и обосновывать их выбор, выделять обособленные, уточняющие члены предложения, вводные и вставные конструкции, обращения.
  3. Развивать и совершенствовать способность понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего; воспринимать  на слух информацию художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов,  устанавливать смысловые части текста, определять их связи.
  4. Формировать и развивать умения:
  • адекватно воспринимать тексты различных функциональных стилей и разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций;
  • создавать собственные письменные  тексты на актуальные социально-культурные, нравственно-этические , социально-бытовые, учебные темы на основе отбора необходимой информации в соответствии  со сферой, ситуацией и условиями речевого общения;
  • создавать устные и письменные тексты основных жанров публицистического стиля ( выступление, статья, интервью;
  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
  • писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
  • собирать и систематизировать материал к сочинению  с учётом темы и основной мысли;
  • грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы;
  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.  

Д ля реализации программы использую различные формы учебных  занятий: рассказ, репродуктивная беседа, воспроизведение текста, игра, викторина, чтение, пересказ; урок сообщения новых знаний, закрепления, контроля; практическое занятие, урок - игра, урок-практикум, урок развития речи, домашняя учебная работа и различные формы контроля: тестовая проверка, устный, письменный, фронтальный опрос, взаимоопрос, опрос с помощью дидактических карточек, сочинение на лингвистическую тему, контрольные и проверочные работы, обобщающая беседа по изученному материалу, индивидуальный устный опрос,  опрос с помощью перфокарт; выборочная проверка упражнения; взаимопроверка; самоконтроль (по словарям, справочным пособиям); различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический); виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана); составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание  творческих работ); наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя, изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; написание сочинений; письмо под диктовку; комментирование орфограмм и пунктограмм, диктанты, тестирование, сочинения, изложения.

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ:

  • анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
  • лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей  языка;
  • смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
  1. составление плана текста;
  2. пересказ текста по плану;
  3. продолжение текста;
  4. редактирование;
  5. конспектирование;
  • участие в диалогах различных видов;
  • аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);
  • создание собственных письменных текстов;
  • составление орфографических и  пунктуационных упражнений самими учащимися;
  • составление опорных схем и таблиц;
  • работа с учебно- научными текстами, справочной литературой  и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы;
  • работа с различными видами словарей.

III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны:

знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя

нужные примеры;

уметь:

Речевая  деятельность:

аудирование:

         - дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

         - фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

       -  определять принадлежность аудируемого текста к типу речи;

       -  рецензировать устный ответ учащегося;

  • для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства
               воздействия на читателя;

Фонетика и орфоэпия:

  • правильно задавать вопросы по прослушанному тексту;
  • отвечать на вопросы по содержанию текста;

- слушать информацию теле-и радиопередачи с установкой на  определение темы и основной мысли сообщения.

Чтение:

- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания   эпиграфа и знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста;

   - используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым
словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;

- при необходимости переходить на изучающее чтение;

 читать   и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

               Говорение.

  • пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
  • вести репортаж о школьной жизни;
  • строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других
    наглядных материалов;
  • создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме
    текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
  • составлять инструкции по применению того или иного правила;
  • принимать участие в диалогах различных видов;
  • адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое
    общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

Письмо:        

-        пересказывать фрагмент прослушанного текста;

-        пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя
структуру и языковые особенности исходного текста;

  • создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного
    характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
  • писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные
    предложения -- парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная
    форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);

-        составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
Текст:

  • находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки,
    определять их тему, основную мысль, заголовок;
  • распознавать характерные произносить употребительные слова с учетом вариантов      
  • произношения
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
    Морфемика  и  словообразование:
  • разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на
    словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
  • разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

-  пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
Лексикология и фразеология:

   разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их

   определять;
  пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов»,
«Словарь лингвистических терминов» и т. п.);

  • оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач
    высказывания;
  • находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, осно-
    ванные на лексических возможностях русского языка;

Морфология:

  • распознавать части речи и их формы;
  • соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, поль-
    зоваться словарем грамматических трудностей;
  • опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического,
    пунктуационного и синтаксического анализа;

Орфография:

-        применять орфографические правила;

-        объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение,
морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

Синтаксис  и   пунктуация:

  • опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
  • различать простые предложения разных видов, использовать односоставные пред-
    ложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
  • правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, одно-
    родными и обособленными членами;
  • правильно строить предложения с обособленными членами;
  • проводить интонационный анализ простого предложения;
  • выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
  • проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при про-
    ведении синтаксического и пунктуационного разбора;
  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления вырази-
    тельности речи;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуа-
    ции, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на
    письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых
    предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

Формы промежуточной и итоговой аттестации в 8-ом классе следующие:

  • диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, «Прове
    ряю себя»;
  • тест;
  • проверочная работа с выборочным ответом;
  • комплексный анализ текста;
  • подробное и выборочное изложение;
  • изложение с элементами сочинения-рассуждения;
  • сочинение - описание памятника;
  • сочинение на морально-этическую тему;
  • публичное выступление по общественно-важным проблемам;
  • сочинение-рассказ на свободную тему;
  • устное высказывание на лингвистическую тему.

IV. ПЕРЕЧЕНЬ  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Методические пособия:

  1. Егорова.Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: универсальное пособие. – М.: ВАКО, 2012г.

   

Дидактические материалы:

1. Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е «Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 8-9 классы» - Метод.  пособие  - М.: «Дрофа», 1997.

2. Н.Г.Ткаченко. «300 диктантов» – М.:Ральф, 1997.

3. Ивчеков П.Ф «Обучающие изложения: 5-9 кл.»  Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1993.

Комплект словарей и справочников по русскому языку:

1. Большой сборник словарей русского языка. 5-9 классы.- СПб.:

      Издательский Дом "Литера",  2012г. - 768с.

2.  Универсальный словарь русского языка / И.Мизинина. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. -  480с.

3.  Большой справочник школьника. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 1998. - 1104с.

4.  Школьный орфографический словарь. - М.: ВАКО, 2011. - 288с.

5.  Школьный словарь образования слов русского языка/ М.Т.Баранов. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 384с.

6.  Учебный словарь антонимов русского языка/ Л.А.Введенская. - 3-е изд. - Ростов-на-Дону.: Издательство центр "МарТ", Феникс, 2010. - 320с.

7.  Фразеологический словарь русского языка для школьников/ Л.А.Субботина. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 318с. - (Карманная библиотека словарей)

8.  Школьный словообразовательный словарь русского языка. - СПб.: ООО "Виктория плюс", 2011, - 608с.

Комплект таблиц по русскому языку:

Таблицы по русскому языку

  1. Основные значения приставок ПРЕ- и ПРИ-
  2. Знаки препинания при обращении
  3. О- Ё после шипящих и Ц
  4. Е-И в корнях с чередованием
  5. Знаки препинания в СП
  6. Стили речи
  7. Запятая при однородных членах
  8. Обобщающие слова при однородных членах

Мультимедийное оборудование:

  1. Мультимедиапроектор.
  2. Интерактивная доска SMARTBORD
  3. Ноутбук

Электронные ресурсы:

1. Культура письменной речи   http://www.gramma.ru

2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях   http://www.imena.org

3. Крылатые слова и выражения   http://slova.ndo.ru

4. Мир слова русского   http://www.rusword.org

5. Рукописные памятники Древней Руси  http://www.lrc-lib.ru

6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку  http://www.svetozar.ru

9. Электронные пособия по русскому языку для школьников    http://learning-russian.gramota.ru

10. http://rusolimp.kopeisk.ru/ 

11. http://www.svetozar.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....