Рабочая программа по русскому языку 8 класс
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_8_kl_russkiy_yazyk.doc | 267.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_8_klass.docx | 40.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
(заочная форма обучения)
№ п/п | № урока в теме, разделе | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Планируемый результат | Вид контроля | Дата проведения | |
план. | факт. | ||||||
1 | 1 | Русский язык в современном мире. | 1 | Знать функции русского языка в современном мире. Понимать статус русского языка как государственного, знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри Российской Федерации, понимать его функции интеграции (объединения) народов России, причины потребности в общении на русском языке. Уметь составить устное высказывание по опорному конспекту | Фронтальный опрос | ||
Повторение изученного в V–VII классах | 4+1 | ||||||
2 | 1 | Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в сложном предложении. | Знать основные признаки простых и сложных предложений, особенности подчинительной, сочинительной и бессоюзной связи; основные средства связи простых предложений в составе сложных. Уметь отличать простое предложение от сложного; разделять запятой и выделять запятыми на письме простое предложение от сложного. | Комментированное письмо, фронтальный опрос | |||
3 | 2 | Орфография. Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. | Знать основные орфографические нормы. Уметь опознавать языковые единицы, соблюдать в практике письма основные правила орфографии. Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, сопоставляя изученные части речи, употреблять их в речи. | Комментированное письмо, выборочная проверка. | |||
4 | 3 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. | Знать основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка. Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в письменной речи. Уметь безошибочно писать НЕ: 1) с глаголами и деепричастиями; 2) с причастиями; 3) с существительными, прилагательными и наречиями на -О; аргументировать такую группировку частей речи в связи со слитным и раздельным написанием с НЕ | Работа по карточкам. | |||
5 | 4 | Входная контрольная работа по теме «Повторение изученного в 7 классе». | Уметь на письме соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, постоянные и непостоянные признаки, выявлять смысловые отношения между словами в предложениях. | Текущий контроль | |||
6 | 5 | Р/р Сочинение-рассуждение по исходному тексту | Уметь анализировать текст (определять его тему, основную мысль, композицию, стиль), уметь находить более точные и выразительные средства передачи собственных мыслей. | ||||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 4+1 | ||||||
7 | 1 | Основные единицы синтаксиса. | Знать основные разделы русского языка. Уметь использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в синтаксисе. Уметь определять границы предложения, выделять словосочетания, использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений. | Фронтальный опрос. | |||
8 | 2 | Р/р Текст как единица синтаксиса. | Знать основные признаки текста. Уметь определять тему текста, основную мысль, анализировать языковые средства, определять тип и средства грамматической связи предложений в тексте. Уметь определять смысловую связь частей текста, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов; создавать текст с учетом речевой ситуации, характера адресата речи, выбирать способы воздействия на адресата, языковые средства | Фронтальный опрос, индивидуальная проверка. | |||
9 | 3 | Предложение как единица синтаксиса | Знать основные единицы синтаксиса. Знать основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Уметь осознавать предложение как основную единицу синтаксиса, уметь употреблять в речи разные предложения по цели высказывания. Уметь опознавать и характеризовать предложения по эмоциональной окраске, по характеру выражения отношения к действительности, определять границы предложений и способы передачи их в устной (интонация) и в письменной речи (знаки препинания конца предложения), использовать вопросительные слова и частицы в вопросительных предложениях для точного формулирования мысли и воздействия на собеседника, риторические вопросы и риторические восклицания как экспрессивно-стилистические средства, способы выражения разных смысловых оттенков побуждения, речевые этикетные формулы, средства выражения значения утверждения и отрицания. | Комментированное письмо, фронтальный опрос. | |||
10 | 4 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. | Знать, что в языке существуют строгие правила сочетаемости слов различных частей речи. Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные; признаки словосочетания, уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов. Уметь вычленять словосочетание из предложения, подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи, определять вид словосочетания по морфологическим свойствам главного слова, правильно строить словосочетания и употреблять их в речи. | Проверка с комментированным чтением.. | |||
11 | 5 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний | Уметь определять тип связи по морфологическим свойствам зависимого слова, производить синтаксический разбор словосочетаний, использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки, соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, Знать типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания, уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи. | Взаимопроверка. | |||
Простое предложение | 2+1 | ||||||
12 | 1 | Грамматическая основа предложения. | Знать и понимать структуру простого и сложного предложений. Уметь находить грамматическую основу предложения. Уметь производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении. | Схематический диктант. | |||
13 | 2 | Порядок слов в предложении. Интонация. | Знать основные виды простых предложений по цели высказывания и интонации. Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, использовать в текстах прямой и обратный порядок слов для реализации коммуникативного намерения, оценивать свою и чужую речь. | Индивидуальный опрос, фронтальная проверка. | 16.10 | ||
14 | 3 | Р/р.Описание памятника культуры. | Уметь делать сопоставительный анализ репродукций картин одного и того же памятника архитектуры, составлять текст с учетом выбора языковых средств. Знать структуру текста-описания, его языковые особенности, уметь делать сравнительный анализ картин, составлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме. | Индивидуальная проверка. | 17.10 | ||
Зачет №1 "Функции русского языка в современном мире. Синтаксис, пунктуация, культура речи, простое предложение" | |||||||
Двусоставные предложения | 4+1 | ||||||
15 | 1 | Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. | Уметь определять способы выражения подлежащего, сказуемого, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Знать и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенным словом | Взаимопроверка. | 23.10 | ||
16 | 2 | Простое и составное глагольные сказуемые. | Знать виды сказуемого, структуру составного глагольного сказуемого, опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и составное глагольное сказуемое. Уметь опознавать и характеризовать сказуемое в предложении, определять способы выражения простого глагольного сказуемого. | Словарный диктант, ответы на вопросы учебника | 24.10 | ||
17 | 3 | Составное именное сказуемое | Знать структуру составного именного сказуемого, различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов. Уметь определять морфологический способ выражения именной части составного именного сказуемого | Индивидуальная проверка, работа по карточкам. | 30.10 | ||
18 | 4 | Тире между подлежащим и сказуемым. | Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения. Уметь определять морфологический способ выражения подлежащих и сказуемых, интонационно правильно произносить предложения. | Индивидуальная проверка. | 31.10 | ||
19 | 5 | Р/р Работа с текстом. Определение стилей речи. | Уметь различать разговорную речь, научный, публицистический официально-деловой стили, язык художественной литературы, определять их жанры, тему, основную мысль. Создавать собственное высказывание. Учитывая ситуацию общения, адресата, используя характерные для каждого стиля речи выразительные средства языка | Составить план учебной статьи, анализ статьи газеты. Работа с таблицей «Стили языка» | 06.11 | ||
Второстепенные члены предложения. | 4+1 | ||||||
20 | 1 | Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение. Определение. | Знать роль второстепенных членов предложения, основные признаки и функции дополнения и определения. Уметь определять роль второстепенных членов предложения, различать прямое и косвенное дополнение, прямое дополнение и подлежащее; Уметь различать определения согласованные и несогласованные, определять способы их выражения. | Составление таблицы по теме урока. | 07.11 | ||
21 | 2 | Приложение. Знаки препинания при нём. | Знать основные признаки и функции приложения. Уметь распознавать приложения, использовать приложения как средство выразительности речи. | Объяснительный диктант. | 13.11 | ||
22 | 3 | Обстоятельство. | Знать основные признаки и функции обстоятельства. Уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности, использовать как средство связи предложений в повествовательных текстах | Синтаксический разбор предложений. | 14.11 | ||
23 | 4 | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | Знать основные признаки и функции всех членов предложения. Уметь производить полный синтаксический разбор двусоставного предложения | Выборочное списывание, синтаксический разбор предложений. | 20.11 | ||
24 | 5 | Р/р Изложение «Характеристика человека» | Понимать особенности такого вида текста как характеристика человека, уметь составлять текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы | Написание изложения | 21.11 | ||
Односоставные предложения | 7+1 | ||||||
25 | 1 | Главный член односоставного предложения. | Знать структурные особенности односоставных предложений. Уметь различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения. | Работа с учебником, запись под диктовку. | 27.11 | ||
26 | 2 | Назывные предложения. | Знать структурные особенности и особенности употребления назывных предложений. Уметь опознавать их в тексте, употреблять в собственных высказываниях как средство лаконичного изображения фактов окружающей действительности, характеризовать сферу употребления назывных предложений. | Словарный диктант, ответы на вопросы учебника, работа по карточкам. | 28.11 | ||
27 | 3 | Определённо-личные предложения. | Знать структурно-грамматические особенности определенно-личных предложений. Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям, использовать определенно-личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определенно-личные предложения. | Объяснительный диктант, работа над теоретическим материалом, комментированное письмо, | 04.12 | ||
28 | 4 | Неопределённо-личные предложения | Знать структурно-грамматические особенности неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях, опознавать их в тексте и в структуре сложного предложении. Уметь их использовать в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными | Запись предложений под диктовку, комментированное письмо, беседа. | 05.12 | ||
29 | 5 | Р/р. Инструкция. Составление текста-рассуждения.. | Знать синтаксические особенности официально-делового стиля, основные признаки публицистического стиля.. Уметь составить текст-инструкцию для бытовой ситуации общения, создавать собственные высказывания, , отбирать нужные аргументы, высказывать свое мнение. | Беседа по теме урока, работа с записями на доске, тренировочные упражнения | 11.12 | ||
30 | 6 | Безличные предложения. | Знать структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи. Уметь опознавать безличные предложения в тексте, и умело употреблять в собственной речи. | Работа с теоретическим материалом, выборочный диктант. | 12.12 | ||
31 | 7 | Неполные предложения. | Знать структурные особенности и функции неполных предложений. Знать общее понятие неполных предложений, понимать назначение неполных предложений в общем, опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях, наблюдать за употреблением неполных предложений в разговорной речи и в письменном тексте, пунктуационно оформлять неполные предложения на письме. Уметь употреблять предложения для создания экспрессии речи, различать неполные и односоставные предложения. | Работа с таблицей, словарный диктант | 18.12 | ||
32 | 8 | Синтаксический разбор односоставного предложения | Знать особенности и функции односоставных предложений. Уметь проводить устный и письменный синтаксический разбор односоставных предложений, производить сопоставительный анализ и использовать синонимию двусоставных и односоставных предложений; односоставные предложения в обобщенном значении и в пословицах, афоризмах, крылатых выражениях. | Изучение плана разбора, практикум, работа с учебником. | 19.12 | ||
Зачёт №2 «Двусоставные предложения: главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения» | |||||||
Простое осложнённое предложениё. | 1 | ||||||
33 | 1 | Понятие об осложнённом предложении. | Уметь находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать их выбор и расставлять знаки препинания в соответствии с изученными правилами. | Орфографическая работа. | 25.12 | ||
Однородные члены предложения. | 9+1 | ||||||
34 | 1 | Понятие об однородных членах. | Знать особенности и функции однородных членов предложения. Уметь опознавать однородные члены (распространенные, нераспространенные, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов | Составление схем предложений, сравнительный анализ предложений. | 26.12 | ||
35 | 2 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. | Знать однородные члены, связанные только перечислительной интонацией. Уметь опознавать однородные члены (распространенные, нераспространенные, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов. | Работа со схемами предложений, выборочное списывание. | |||
36 | 3 | Однородные и неоднородные определения. | Знать и понимать особенности однородных и неоднородных определений. Уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями. | Комментированное письмо, работа по карточкам. | |||
37 | 4 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них. | Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами; определять оттенки противопоставления, контрастности, уступительности и несоответствия, выражаемые противительными союзами; чередование или неопределенность оценки явлений, выражаемые разделительными союзами, расставлять знаки препинания. | Составление таблицы в тетради, анализ схем. | |||
38 | 5 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них. | Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами; определять оттенки противопоставления, контрастности, уступительности и несоответствия, выражаемые противительными союзами; чередование или неопределенность оценки явлений, выражаемые разделительными союзами, расставлять знаки препинания. | Записи предложений под диктовку, составление схем. | |||
39 | 6 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах | Выборочное письмо. | |||
40 | 7 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами. | Уметь производить синтаксический разбор предложений с однородными членами, использовать разные типы сочетаний однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами, с составными союзами) как средство выразительности, выбирать форму сказуемого при однородных подлежащих, соблюдать нормы сочетания однородных членов. | Работа над планом и образцом разбора, распределительный диктант. | |||
41 | 8 | Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. | Знать грамматические и пунктуационные нормы. Уметь производить пунктуационный разбор предложений с однородными членами, использовать разные типы сочетаний однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами, с составными союзами) как средство выразительности, выбирать форму сказуемого при однородных подлежащих, соблюдать нормы сочетания однородных членов | Проверка с объяснением пунктуационных знаков, комментированное письмо, работа по карточкам. | |||
42 | 9 | Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» | Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений. | Самостоятельная работа по карточкам, объяснительный диктант. | |||
43 | 10 | Р/р Сравнительная характеристика человека как вид текста. | Понимать особенности такого вида текста как характеристика человека, уметь составлять текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы | ||||
Обособленные члены предложения. | 11+1 | ||||||
44 | 1 | Понятие об обособлении. | Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании; Уметь характеризовать разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные; уметь опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами | Составление предложения по схемам. | |||
45 | 2 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. | Знать условия обособления и функции согласованных определений. Уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, а также согласованные одиночные определения, относящиеся к существительным, интонационно правильно их произносить, ставить знаки препинания при пунктуационном оформлении письменного текста | Выборочный диктант. | |||
46 | 3 | Р/р Рассуждение на дискуссионную тему. | Уметь создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы (тезис, доказательства, вывод), ориентируясь на определенного читателя или слушателя, отобрать аргументы с целью обогащения речи, умело вплетать цитаты из художественного текста, обосновывать свое мнение. | Анализ текста, составление плана работы. | |||
47 | 4 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. | Знать основные условия обособления приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений | Комментированное письмо, работа по карточкам. | |||
48 | 5 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. | Объяснительный диктант. | ||||
49 | 6 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | Знать условия обособления и функции обстоятельств. Уметь определять условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, использовать в речи деепричастный оборот, правильно строить предложения с ними, уметь заменять их синонимичными конструкциями. | Проверка с объяснением пунктуационных знаков. | |||
50 | 7 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | Синтаксический разбор предложений. | ||||
51 | 8 | Обособленные уточняющие члены предложения. | Знать основные признаки и функции уточняющих членов предложения. Уметь опознавать уточняющие члены предложения, интонационно выделять в устной речи. | Составление предложений по тексту. | |||
52 | 9 | Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | Уметь правильно ставить выделительные знаки препинания., производить смысловой анализ предложений с уточняющими, присоединительными, поясняющими членами предложения, соблюдать интонацию уточнении. | Комментированное письмо. | |||
53 | 10 | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. | Знать основные признаки и функции поясняющих, присоединительных членов предложения. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами. | Работа с учебником, фронтальный опрос, лингвистический разбор | |||
54 | 11 | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | Знать основные признаки и функции поясняющих, присоединительных членов предложения. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами | Составление предложений по схемам. | |||
55 | 12 | Повторение и обобщение по теме «Уточняющие и обособленные члены предложения» | Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, определять сходство и различие между обособлением согласованных и несогласованных определений, отличие в обособлении согласованных определений и приложений, различие в обособлении определений, выраженных причастным оборотом, и обособлении обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом, создавать тексты с включением различных случаев обособления, обосновывать синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами и выразительно читать их. | Фронтальный опрос, работа с записями на доске, мини-диктант. | |||
Зачёт №3 «Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения» | |||||||
Слова, грамматически не связанные с членами предложения | |||||||
Обращение. | 3 | ||||||
56 | 1 | Назначение обращения. | Иметь представление об обращении за счет осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функция обращения), уметь характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. | Работа с учебником, анализ таблицы, подготовка связного рассказа об обращении, | |||
57 | 2 | Распространённые обращения, выделительные знаки препинания при обращении | Знать способы выражения обращений в речи, условия выделения обращений в письменной речи. Уметь интонационно правильно произносить предложения, употреблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения. | Объяснительный диктант. | |||
58 | 3 | Употребление обращений. | Знать особенности употребления обращений в речи. Уметь интонационно правильно произносить предложения, употреблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения | Комментированное письмо. | |||
Вводные и вставные конструкции. | 5 | ||||||
59 | 1 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания. Уметь выражать определенные отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения. Знать группы вводных слов и словосочетаний по значению, их стилистические функции. Уметь употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, соблюдать интонацию при чтении предложений, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей, производить синонимическую замену вводных слов. | Заполнение таблицы. | |||
60 | 2 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложений. | Знать значения вводных слов, их стилистические функции. Уметь употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расширения описания предмета; правильно строить, выразительно читать предложения с вводными конструкциями | Орфографический практикум, работа с учебником, практикум (комментированное письмо) | |||
61 | 3 | Вставные слова, словосочетания и предложения | Знать особенности употребления вставных конструкций, их стилистические функции. Уметь опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме. | Составление предложений, выделение вводных конструкций) | |||
62 | 4 | Междометия в предложении. | Иметь представление о междометиях, уметь опознавать междометия, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме. | Работа по карточкам. | |||
63 | 5 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора предложений. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с вводными и вставными конструкциями | Самост. работа. | |||
Чужая речь. | 4+1 | ||||||
64 | 1 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. | Знать основные способы передачи чужой речи. Уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку. | Коммент. письмо. | |||
65 | 2 | Прямая и косвенная речь. | Знать понятие «прямая речь», уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при прямой речи . Знать понятие «косвенная речь», уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи. Уметь опознавать чужую речь и комментирующее высказывание, интонационно выделять в речи. Уметь различать прямую и косвенную речь, определять в предложении с косвенной речью чужую речь и комментирующее высказывание, правильно ставить разделительные знаки препинания в сложноподчиненном предложении | Трансформация предложений по заданию. | |||
66 | 3 | Диалог | Знать понятие «диалог», обосновывать постановку знаков препинания при диалоге. Уметь выразительно читать предложения с прямой речью (воспроизводить в речи особенности языка говорящего), правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и при диалоге. | Выполнение задания(устно) по схемам, записанным на доске. | |||
67 | 4 | Цитата | Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании. | Составление предложений с представленными цитатами. | |||
68 | 5 | Р/р Рассказ по данному началу. | Знать типологические особенности текста повествовательного характера. Уметь составить рассказ по данному началу с включением диалога, правильно ставить знаки препинания при диалоге. Уметь создать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности, включать в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы. | Работа с учебником с выполнение творческой части (418,419,420) | |||
Зачёт №4 «Слова, грамматически не связанные с членами предложения: обращения, вводные и вставные конструкции. Чужая речь» | |||||||
Повторение и систематизация изученного в 8 классе. | 3+1 | ||||||
69 | 1 | Синтаксис. Морфология. Пунктуация. | Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения, с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания | Словарный диктант. | |||
70 | 2 | Синтаксис. Орфография. Культура речи. | Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения | Объяснительный диктант. | |||
71 | 3 | Итоговая контрольная работа | Проверка уровня освоения учащимися тем всего курса русского языка за 8 класс. | диктант | |||
72 | 4 | Анализ контрольной работы | Уметь анализировать допущенные ошибки | Работа над ошибками. |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 8 класса составлена на основе:
- Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановой, Л.А.Тростенцовой и других.5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений- 12 изд., - М.: Просвещение, 2011.
- Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. /Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский/. -9- изд. М.: Просвещение,2012.
- примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений Государственного стандарта общего образования (2004);
Так как действующая программа рассчитана на очную форму обучения, то я корректирую её для заочной формы обучения в сторону уменьшения следующим образом:
Класс | По программе в год | По программе в неделю | По учебному плану школы в год | По учебному плану в неделю | Количество зачётов в год |
8 | 105 | 3 | 70 | 2 | 4 (2- I полугод, 2- II полуг. ) |
Тематическое планирование скорректировано в сторону уменьшения следующим образом:
П/№ | Наименование раздела | По программе | По учебному плану |
1 | Русский язык в современном мире | 1 | 1 |
2 | Повторение изученного в 5-7 классах | 5+2 | 4+1 |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 7+1 | 4+1 |
4 | Простое предложение. | 2+1 | 1+1 |
5 | Двусоставные предложения. Главные члены предложения. | 6+2 | 4+1 |
6 | Двусоставные предложения. Второстепенные члены предложения. | 6+2 | 4+1 |
7 | Односоставные предложения. | 9+2 | 7+1 |
8 | Простое осложненное предложение | 1 | 1 |
9 | Однородные члены предложения. | 12+2 | 9+1 |
10 | Обособленные члены предложения | 18+2 | 11+1 |
11 | Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение. | 4 | 3 |
12 | Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Вводные и вставные конструкции. | 5+2 | 5 |
13 | Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Чужая речь. | 6+1 | 4+1 |
14 | Повторение и систематизация изученного в 8 классе. | 5+1 | 3+1 |
ИТОГО: | 105 | 72 |
В течение учебного года проводится 4 зачета (2 зачета в I полугодии и 2 зачета во II полугодии)
Программа выполняется за счет самостоятельной работы учащихся под руководством учителя.
Согласно Уставу образовательного учреждения промежуточная аттестация проводится в форме самостоятельных работ, входных и итоговых работ, основная форма контроля-зачёт.
II. Цели и задачи курса.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
. Федеральный компонент государственного стандарта определяет следующие цели преподавания курса русского языка:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Основные задачи обучения русскому языку в основной школе состоят в том, чтобы обеспечить формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса в 8 классе сводятся к следующему:
- Научить производить синтаксический разбор простого предложения с обособленными, уточняющими членами предложения, вводными и вставными конструкциями, обращениями, односоставных предложений, словосочетаний с разными видами подчинительной связи.
- Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, находить в словах изученные орфограммы и обосновывать их выбор, выделять обособленные, уточняющие члены предложения, вводные и вставные конструкции, обращения.
- Развивать и совершенствовать способность понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего; воспринимать на слух информацию художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, устанавливать смысловые части текста, определять их связи.
- Формировать и развивать умения:
- адекватно воспринимать тексты различных функциональных стилей и разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций;
- создавать собственные письменные тексты на актуальные социально-культурные, нравственно-этические , социально-бытовые, учебные темы на основе отбора необходимой информации в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения;
- создавать устные и письменные тексты основных жанров публицистического стиля ( выступление, статья, интервью;
- подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
- писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
- собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
- грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
Д ля реализации программы использую различные формы учебных занятий: рассказ, репродуктивная беседа, воспроизведение текста, игра, викторина, чтение, пересказ; урок сообщения новых знаний, закрепления, контроля; практическое занятие, урок - игра, урок-практикум, урок развития речи, домашняя учебная работа и различные формы контроля: тестовая проверка, устный, письменный, фронтальный опрос, взаимоопрос, опрос с помощью дидактических карточек, сочинение на лингвистическую тему, контрольные и проверочные работы, обобщающая беседа по изученному материалу, индивидуальный устный опрос, опрос с помощью перфокарт; выборочная проверка упражнения; взаимопроверка; самоконтроль (по словарям, справочным пособиям); различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический); виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана); составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ); наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя, изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; написание сочинений; письмо под диктовку; комментирование орфограмм и пунктограмм, диктанты, тестирование, сочинения, изложения.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ:
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
- составление плана текста;
- пересказ текста по плану;
- продолжение текста;
- редактирование;
- конспектирование;
- участие в диалогах различных видов;
- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);
- создание собственных письменных текстов;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- составление опорных схем и таблиц;
- работа с учебно- научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы;
- работа с различными видами словарей.
III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны:
знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя
нужные примеры;
уметь:
Речевая деятельность:
аудирование:
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи;
- рецензировать устный ответ учащегося;
- для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства
воздействия на читателя;
Фонетика и орфоэпия:
- правильно задавать вопросы по прослушанному тексту;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- слушать информацию теле-и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.
Чтение:
- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста;
- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым
словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;
- при необходимости переходить на изучающее чтение;
читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
Говорение.
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- вести репортаж о школьной жизни;
- строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других
наглядных материалов; - создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме
текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; - составлять инструкции по применению того или иного правила;
- принимать участие в диалогах различных видов;
- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое
общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;
Письмо:
- пересказывать фрагмент прослушанного текста;
- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя
структуру и языковые особенности исходного текста;
- создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного
характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии; - писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные
предложения -- парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная
форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);
- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
Текст:
- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки,
определять их тему, основную мысль, заголовок;
- распознавать характерные произносить употребительные слова с учетом вариантов
- произношения
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
Морфемика и словообразование:
- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на
словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; - разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
Лексикология и фразеология:
разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их
определять;
пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов»,
«Словарь лингвистических терминов» и т. п.);
- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач
высказывания; - находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, осно-
ванные на лексических возможностях русского языка;
Морфология:
- распознавать части речи и их формы;
- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, поль-
зоваться словарем грамматических трудностей; - опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического,
пунктуационного и синтаксического анализа;
Орфография:
- применять орфографические правила;
- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение,
морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
Синтаксис и пунктуация:
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные пред-
ложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, одно-
родными и обособленными членами; - правильно строить предложения с обособленными членами;
- проводить интонационный анализ простого предложения;
- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при про-
ведении синтаксического и пунктуационного разбора; - использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления вырази-
тельности речи; - владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуа-
ции, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на
письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых
предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Формы промежуточной и итоговой аттестации в 8-ом классе следующие:
- диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, «Прове
ряю себя»;
- тест;
- проверочная работа с выборочным ответом;
- комплексный анализ текста;
- подробное и выборочное изложение;
- изложение с элементами сочинения-рассуждения;
- сочинение - описание памятника;
- сочинение на морально-этическую тему;
- публичное выступление по общественно-важным проблемам;
- сочинение-рассказ на свободную тему;
- устное высказывание на лингвистическую тему.
IV. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Методические пособия:
- Егорова.Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: универсальное пособие. – М.: ВАКО, 2012г.
Дидактические материалы:
1. Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е «Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 8-9 классы» - Метод. пособие - М.: «Дрофа», 1997.
2. Н.Г.Ткаченко. «300 диктантов» – М.:Ральф, 1997.
3. Ивчеков П.Ф «Обучающие изложения: 5-9 кл.» Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1993.
Комплект словарей и справочников по русскому языку:
1. Большой сборник словарей русского языка. 5-9 классы.- СПб.:
Издательский Дом "Литера", 2012г. - 768с.
2. Универсальный словарь русского языка / И.Мизинина. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 480с.
3. Большой справочник школьника. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 1998. - 1104с.
4. Школьный орфографический словарь. - М.: ВАКО, 2011. - 288с.
5. Школьный словарь образования слов русского языка/ М.Т.Баранов. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 384с.
6. Учебный словарь антонимов русского языка/ Л.А.Введенская. - 3-е изд. - Ростов-на-Дону.: Издательство центр "МарТ", Феникс, 2010. - 320с.
7. Фразеологический словарь русского языка для школьников/ Л.А.Субботина. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 318с. - (Карманная библиотека словарей)
8. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - СПб.: ООО "Виктория плюс", 2011, - 608с.
Комплект таблиц по русскому языку:
Таблицы по русскому языку
- Основные значения приставок ПРЕ- и ПРИ-
- Знаки препинания при обращении
- О- Ё после шипящих и Ц
- Е-И в корнях с чередованием
- Знаки препинания в СП
- Стили речи
- Запятая при однородных членах
- Обобщающие слова при однородных членах
Мультимедийное оборудование:
- Мультимедиапроектор.
- Интерактивная доска SMARTBORD
- Ноутбук
Электронные ресурсы:
1. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
3. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
4. Мир слова русского http://www.rusword.org
5. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
9. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....