Осенние причастия. Урок обобщения по теме "Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Фролова Ольга Филипповна

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Причастие". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osenniye_prichastiya_.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Осенние причастия"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Причастие».

Автор: Фролова Ольга Филипповна, учитель МБОУ Ляльшурская СОШ Шарканского района Удмуртской Республики

Цель урока: Систематизация знаний и умений по теме «Причастие».

Воспитание чувства любви к природе.

1.Конкурс «Теоретический». Вместо пустых строчек вставить нужные слова.

Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы ... . Причастие, как и глагол, имеют ... и … . Бывают … и ….

Причастие, как и прилагательное, изменяются по …, …, … .  Причастие отличается от глагола тем, что не имеет … .

Причастие не может употребляться в … времени. Причастия, обозначающие признак того предмета, который сам выполняет действие, называются … . Причастия, обозначающие признак того предмета, который ………., называются страдательными.

Только … причастия имеют краткую форму. Краткие  причастия в предложении являются … .

Причастия настоящего времени образуются только от глаголов … вида.

Причастный оборот – это причастие с … словами. Причастный оборот …  запятыми, если стоит после определяемого слова.

2.Конкурс «Объявлен розыск!» Выразительно прочитайте текст и выпишите  словосочетания «прич. + сущ.», выделите суффиксы.

1. Неповторимое.

        Я приносил из леса сувениры, которые осень дарила на память, и перья разных птиц, и листья всех цветов, и редкие цветы и травы, и корзину с поздними груздьями или   подслащенной  холодком брусникой. Но хотелось найти какую-нибудь диковинку. В поисках необыкновенного я исходил много километров по    посветлевшим    просекам, подолгу бродил на вырубках с летящей паутиной. И понял, что вот это осенние тропинки и есть лучшее, что могла подарить осень.

2. Пора листопада.

        Эту тропинку летом не было видно, ее закрывал молодой лесок. Я несколько раз проходил мимо и не знал, что можно было по ней спрямить путь в мою сторону. За занавесью листвы лес многое скрывает от постороннего взгляда. Мне пришлось побывать в этих местах и осенью стояла пора листопада. Ветер все дальше проникал в чащи. Пахло листвой и          травами. На лесных полянах было светло и уютно. На ветках качались                        гнезда, в которых уже лежали  полинявшие  листья. Из леса уходило все: зелень, пестрота, шелест. Оставались только тишина и эта  бегущая                тропинка.

3.Конкурс «Четвертый лишний»

  1. а) увид?нный

      б) сброш?нный

      в) обвенч?нный

      г) просмотр?нный

  1. а) озаря?мый

      б) слыш?мый

      в) вид?мый

      г) гон?мый

3. а) тучи рассеяны

   б) решенный вопрос

   в) избалованный ребенок

    г) некрашеный пол

4.а) тронутый утренником осенний лист

 б) пожелтевшие листья

в) опаленный дыханием осени

 г)кружащиеся на ветру листья

5.а) птица испуга(н,нн)а

   б) созда(н,нн)ый природой

   в) работа выполне(н,нн)а

   г) выписа(н,нн)а газета

4.  Докажите, что умение различать части речи, знать их морфологические признаки часто помогает выбрать правильное написание орфограмм в слове

. Обвенчать               обвенч… нный

Сброс ить              сброш…нный

 Увидеть                   увид…нный

Озаря…мый           озарять (           )

Слыш…мый           слышать (           )

5. Конкурс «Портной». Образуй причастия, если известны составные части.

  1. Приставка как в слове заиграть; корень, как в слове смотреть.
  2. Приставка, как в слове проговорить; корень, как в слове шуршать.
  3. Приставка, как в слове размышлять; корень, как в слове гадать.
  4. Приставка, как в слове срисовать; корень, как в слове комкать.
  5. Приставка, как в слове сделать; корень, как в слове лететь.

6. Восстановите словообразовательную цепочку

Шуршать - ………….- прошуршавший

Смотреть - ………….- засмотревшийся

  …………-  срисовать      -     срисованный

Гадать  -   разгадать - ……………………

10.Комкать   -  скомкать -…………………..

7. Конкурс «Поменяй-ка!»

Замените выделенные слова причастиями. Объясните знаки.

  1. Гулко раздавался гомон птиц в воздухе, который застыл.
  2. Аллея, которая усыпана листьями, рождала в душе легкую грусть по лету, которое ушло.
  3. Утренник, который тронул осенние листья, медленно сползал в овраг.
  4. Пахнуло рябиной, которую расклевали дрозды.
  5. Елки, которые слились с курчавым березняком и синеватой листвою дубов, выделялись лишь заносистыми своими вершинами.

8. Буквенный диктант. С – слитно; р – раздельно.

  1. Тишина, ничем (не)нарушаемая;
  2. (не)сжата полоска одна;
  3. (не)греющее солнце;
  4. (не)засеянное еще поле;
  5. (не)покрытая снегом земля;
  6. (не)засеянные поля;
  7. (не)замерзшая, а по-прежнему бегущая речка;
  8. (не)умолкающий гул;
  9. (не)окрепший лед;
  10. (не)слышно птиц.

9. Домашнее задание. 

Написать сочинение-миниатюру об осени ( темы на выбор): 1) Первый утренник.

                         2) В гостях у осени.

                         3) Осенние причуды.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Обобщение изученного по теме "Причастие" в 7-ом классе.

В разработку урока входит конспект, составленный с учетом новых требований по развитию УУД. ...

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Причастие" "Путешествие с препятствиями через лес причастий"

Урок построен в форме путешествия (по карте Леса Причастий). Каждый ученик,преодолевая очередное препятствие , получает индивидуальное задание....

Презентация к уроку обобщения "Это интересное причастие".

Данный материал представляет собой занимательные игры по теме " Причастие". Можно использовать как на уроке русского языка, так и во время проведения внеклассных мероприятий....

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Урок-путешествие "По бушующему морю причастий" (урок- обобщение по теме "Причастие"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13294049","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]...

Презентация к уроку «Урок-обобщение «Причастие. Деепричастие. Наречия»

История в текстах, посвящённых Дню воинской славы России — Дню снятия Блокады города Ленинграда...