Урок-путешествие "По бушующему морю причастий" (урок- обобщение по теме "Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Аношина Вера Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx36.79 КБ
Office presentation icon prichastie_7_klass.ppt703.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе.

Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»

Цель  урока: повторить, обобщить, закрепить  и систематизировать  полученные знания  учащихся  по  теме «Причастие».

Задачи:

1. образовательные: систематизировать знания о причастии как о самостоятельной     части речи; закрепить навыки правописания причастий и постановки запятой при причастном обороте; обучаться правильному употреблению в речи причастий и причастных оборотов.

  1. развивающие: развитие  орфографической  и  пунктуационной  зоркости, развитие логического мышления,  развитие  навыков  устной  речи  учащихся.
  2. воспитательные:  воспитать  любовь  к  родному  языку,

уважение  к  одноклассникам,  понимание  взаимной  ответственности.

Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.

Форма урока: урок – путешествие

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, маршрутные листы.

Ход урока.

  1. Этап.  Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя.

- Ребята, на протяжении нескольких уроков мы изучали причастия.                                     Сегодня у нас урок - обобщение по теме «Причастие» (слайд № 1),                                                             и я вас приглашаю совершить путешествие по БУШУЮЩЕМУ МОРЮ ПРИЧАСТИЙ     (слайд № 2).

Цель нашего путешествия: обобщить все полученные знания о причастии как о части речи. А задачи наши следующие: принимая участие в самых разных видах работы, правильно определять в текстах причастия, отличать их от других частей речи. Кроме того, мы будем продолжать развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, закрепляя навыки правописания   причастий и постановки запятой при причастном обороте. Предложенные задания помогут вам не только закрепить полученные знания, но и развивать зрительную, слуховую память, логическое мышление, внимание, а также наблюдать языковые факты, сравнивать и делать соответствующие выводы. И, конечно же, мы будем на уроке вести работу по развитию речи, обучаться правильному употреблению в речи причастий и причастных оборотов.  Словом, нам предстоит трудное, но увлекательное путешествие, и я каждому из вас желаю успехов и попутного ветра.

2 этап.  Закрепление и обобщение знаний по теме «Причастие»

Учитель:  В море Причастий есть различные острова. К ним мы и будем причаливать и пополнять запасы наших знаний. Но вначале мы должны получить маршрутный лист, в котором будет указан наш путь.( учитель раздает каждому ученику маршрутный лист).

 ( слайд 3). Отправиться в путешествие сможет тот, кто отгадает загадку:

Вот свойство моё обязательное.

Склоняюсь я, как прилагательное,

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

Учитель: Ребята, о чём эта загадка? Правильно, о причастии. Итак, отправляемся в путь! По курсу нашего судна – остров « Морфологические признаки причастия».

Остров  «Морфологических признаков причастий» (слайд 4)

Учитель:

-Что обозначает причастие?

Обратимся к словам В.И. Даля «Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного» (слайд №5)

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

- А что вам известно о В. И. Дале?  

- Чем он знаменит в области языкознания?

- Какие морфологические признаки глагола заключает в себе причастие?

- А какие морфологические признаки прилагательного?

С целью повторения морфологических признаков причастия выполним ряд заданий. Напомню, что выполнять задания вы должны в маршрутном листе.

  1. ( слайд 6) Выборочный диктант. Из стихотворения Н.Рубцова выпишите причастия с определяемым словом. Определите род, число, падеж.

Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!

В деревне празднуют дожинки,
И на гармонь летят снежинки.
И весь в светящемся снегу,
Лось замирает на бегу
На отдаленном берегу.

Зачем ты держишь кнут в ладони?
Легко в упряжке скачут кони,
И по дорогам меж полей,
Как стаи белых голубей,
Взлетает снег из-под саней...

Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!

  1. Следующее задание поможет вам пополнить запасы знаний и отправиться в дальнейший путь.

Автобиография  причастия. ( слайд 7) Выберите из отрывка любое причастие и напишите его биографию.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

                                    М.Ю. Лермонтов 

(Слайд 8)               Я, причастие _________________________, происхожу из семьи ___________________ и _____________________________.

           Мой отец ( _____________________) оставил мне значение ___________________, _______________________, время, ______________________ вид.

           Мать (____________________________) оставила в наследство вопрос ___________________, свою синтаксическую роль ____________________________, научила изменяться по ________________, _________________, __________________.  

           Сейчас я стою в форме __________________ рода, _________________ числа и __________________ падежа.

           Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство – _______________________________.

Остров «Действительных и страдательных причастий».( слайд 9)

Учитель:

- Итак, ребята, вы правильно определили грамматическое значение причастий, указали морфологические признаки, сумели отличить их от других частей речи. И вот теперь у нас по курсу остров « Действительных и страдательных причастий». Жители острова – Действительные и страдательные причастия. Они вам приготовили задания. Вначале они хотят проверить ваши теоретические знания:

-  Чем отличаются действительные причастия от страдательных?

Причастия  живут в различных домах, но вот они перепутались и не могут разобраться, куда им идти. Помогите им найти дорогу домой.

Задание: «разобрать» действительные и страдательные причастия по «своим домикам» (слайд 10   )

Дующий ветер, пойманная птица, закрытая дверь, брошенный мяч, спящий ребенок, нескошенный луг, цветущий сад, протекающая река, притягивающий взор, совершивший перелет, расколотые дрова.

Остров  «Словообразование причастий». (слайд 11)

Учитель:

Мы причалили к острову «Словообразование причастий». Его жители- глаголы. Но они так любят менять свою одежду, что становятся неузнаваемы. Помогают им в этом слуги – суффиксы. Ваша задача- помочь глаголам «переодеться».

Задание: образуйте от глаголов все возможные формы причастия.( Слайд  12  )

Читать: читающий, читавший, прочитанный, читаемый.

Играть: играющий, игравший, проигранный, играемый

Внимание! По курсу остров « Кратких причастий».(слайд 13)

Учитель:  Жители острова объявляют нам условие, выполнив которое мы сможем плыть дальше.

Задание- физкультминутка: выполните действия (слайд 14)

Встаньте.

Голова приподнята, спина выпрямлена, руки на поясе.

Наклоны головы вправо, влево, вперёд, назад.

Руки разведены в стороны. Повороты туловища вправо, влево.

Поверните голову к окну. Взгляд устремлён вдаль.

Тихонько присядьте на свое рабочее место.

Учитель:

- Выпишите  причастия из данных предложений.

-Что это за формы причастий?

-Чем краткие причастия отличаются от полных?

- в какой речи, письменной или устной, чаще встречаются причастия? ( реализация Д\З: понаблюдайте над употреблением причастий в художественном тексте, ответьте на вопрос: Как причастия меняют текст?).

Учитель:

Действительно, употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и писатели, так как они придают речи образность, выразительность. О значимости причастий в речи говорил гениальный русский поэт А.С. Пушкин: «Причастие обыкновенно избегают в разговоре…Мы говорим, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом» (слайд 15)

Таким образом, мы убеждаемся ещё раз, что причастия в речи играют большую роль. Но всегда ли мы их правильно употребляем? На этот вопрос вы найдёте ответ на острове «Грамматические нормы»

Остров «Грамматических норм» (слайд 16)

Учитель: Нас встречают суровые жители- Грамматические нормы. Они не любят тех, кто нарушает их порядок.

Задание: Прочтите внимательно предложения, найдите ошибки и запишите  в исправленном виде.(слайд 17)

Уважаемые имеющие соседи собак!

 Просим вас гулять с животными в местах, отведенные для этой цели.

Не гуляйте с собаками на газонах, цветущихся вокруг нашего дома.

Не портите радуемые глаз зелень и цветы.

Особое внимание обратите на заботливо подметенные тротуары дворником.

Проверка работы.(слайд18)

Уважаемые соседи, имеющие собак!

Просим вас гулять с животными в местах, отведенных для этой цели.

 Не гуляйте с собаками на газонах, цветущих вокруг нашего дома.

 Не портите зелень и цветы, радующие глаз.

Особое внимание обратите на тротуары, заботливо подметенные дворником.

Учитель:

-Молодцы, ребята, я надеюсь, что после сегодняшнего путешествия вы будете правильно употреблять в своей речи причастия и причастные обороты.

Остров «Орфограмм»

Учитель: Очень коварные жители встречают нас на острове. Они делают  жизнь ученика-лентяя невыносимой. Но  тех, кто дружен с ними, они награждают «5» и «4». Жители приготовили вам задание. Только выполнив его, каждый сможет возвратиться в порт и отдохнуть от тяжелого путешествия.

Задание:  вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте пропущенные знаки препинания.

Однажды, возвр…щаясь из Петровского, я заблудился в лесных оврагах. Б…рмотали под к…рнями ручьи, на дне оврага бл…стели маленькие озёра. (Не)подвижный воздух был красноват и горяч… .

Глухие, грохоч…щие (не)ослабева…щие звуки долетали (из)далека, и ветер вдруг прошумевший на поляне донёс брызги дождя.

Приглядевшись, я узнал (не)скоше(н,нн)ый луг над Соротью, песча(н,нн)ый косогор, тропинку ведущую в парк.

Это было Михайловское.

3 этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель:

Ребята, наше путешествие завершилось, и мы возвращаемся в порт.

- Понравилось ли вам путешествие?

- А что особенно понравилось?

- Вы активно работали?

- А кто был самым активным?

Вашу работу я оцениваю отметками (выставление отметок)

4 этап. Домашнее задание.

Учитель:

И продолжением нашего урока- путешествия будет ваше домашнее задание. Я вам предлагаю написать сочинение-сказку на лингвистическую тему «В удивительном царстве ПРИЧАСТИЙ».

Спасибо за урок.

Приложение.

Маршрутный лист

Участника путешествия по БУШУЮЩЕМУ МОРЮ ПРИЧАСТИЙ: Ф.И._____________________________________________________________

Остров МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ.

  1. ) Выборочный диктант. Из стихотворения Н.Рубцова выпишите причастия с определяемым словом. Определите род, число, падеж.

Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!

В деревне празднуют дожинки,
И на гармонь летят снежинки.
И весь в светящемся снегу,
Лось замирает на бегу
На отдаленном берегу.

Зачем ты держишь кнут в ладони?
Легко в упряжке скачут кони,
И по дорогам меж полей,
Как стаи белых голубей,
Взлетает снег из-под саней...

Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.Автобиография  причастия.  Выберите из отрывка любое причастие и напишите его биографию.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

                                    М.Ю. Лермонтов 

 Я, причастие _________________________, происхожу из семьи ___________________ и _____________________________.

           Мой отец ( _____________________) оставил мне значение ___________________, _______________________, время, ______________________ вид.

           Мать (____________________________) оставила в наследство вопрос ___________________, свою синтаксическую роль ____________________________, научила изменяться по ________________, _________________, __________________.  

           Сейчас я стою в форме __________________ рода, _________________ числа и __________________ падежа.

           Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство – _______________________________.

Остров «Действительных и страдательных причастий».

Задание: «разобрать» действительные и страдательные причастия по «своим домикам»

Дующий ветер, пойманная птица, закрытая дверь, брошенный мяч, спящий ребенок, нескошенный луг, цветущий сад, протекающая река, притягивающий взор, совершивший перелет, расколотые дрова.

Действительные                                                     Страдательные

___________________                                    __________________________

___________________                                   __________________________

___________________                                   __________________________

___________________                                   __________________________

____________________                                 __________________________

Остров  «Словообразование причастий».

Задание: образуйте от глаголов все возможные формы причастия.

Читать: ______________________________________________________________________

Играть: ______________________________________________________________________

остров « Кратких причастий».

Голова приподнята, спина выпрямлена, руки на поясе.

Наклоны головы вправо, влево, вперёд, назад.

Руки разведены в стороны. Повороты туловища вправо, влево.

Поверните голову к окну. Взгляд устремлён вдаль.

Тихонько присядьте на свое рабочее место.

Задание: выпишите из предложений краткие причастия

____________________________________________________________________________

Остров «Грамматических норм»

Задание: Прочтите внимательно предложения, найдите ошибки и запишите  в исправленном виде.

Уважаемые имеющие соседи собак!

 Просим вас гулять с животными в местах, отведенные для этой цели.

Не гуляйте с собаками на газонах, цветущихся вокруг нашего дома.

Не портите радуемые глаз зелень и цветы.

Особое внимание обратите на заботливо подметенные тротуары дворником.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Остров «Орфограмм»

Задание:  вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте пропущенные знаки препинания.( задание выполняйте в тексте, не переписывая его!)

Однажды, возвр…щаясь из Петровского, я заблудился в лесных оврагах. Б…рмотали под к…рнями ручьи, на дне оврага бл…стели маленькие озёра. (Не)подвижный воздух был красноват и горяч… .

Глухие, грохоч…щие (не)ослабева…щие звуки долетали (из)далека, и ветер вдруг прошумевший на поляне донёс брызги дождя.

Приглядевшись, я узнал (не)скоше(н,нн)ый луг над Соротью, песча(н,нн)ый косогор, тропинку ведущую в парк.

Это было Михайловское.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-путешествие «По бушующему морю Причастий» Разработка урока русского языка в 7 классе. Тема: Обобщение и повторение по теме «Причастие».

Слайд 2

Задачи урока: 1. образовательные: систематизировать знания о причастии как о самостоятельной части речи; закрепить навыки правописания причастий и постановки запятой при причастном обороте; обучаться правильному употреблению в речи причастий и причастных оборотов. развивающие: развитие орфографической и пунктуационной зоркости, развитие логического мышления, развитие навыков устной речи учащихся. воспитательные: воспитать любовь к родному языку, уважение к одноклассникам, понимание взаимной ответственности.

Слайд 3

Остров Действительных И страдательных причастий Остров Кратких причастий Остров словообразования Бушующее море Причастий Остров Морфологических признаков Остров Грамматических норм Остров Орфограмм

Слайд 4

Причастие Вот свойство моё обязательное. Склоняюсь я, как прилагательное, На все вопросы его отвечаю, Глагол по значению напоминаю.

Слайд 5

Остров Действительных И страдательных причастий Остров Кратких причастий Остров словообразования Бушующее море Причастий Остров Морфологических признаков Остров Грамматических норм Остров Орфограмм

Слайд 6

В.И. Даль «Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного» - Как вы понимаете смысл этого высказывания? - А что вам известно о В. И. Дале? - Чем он знаменит в области языкознания? - Какие морфологические признаки глагола заключает в себе причастие? - А какие морфологические признаки прилагательного?

Слайд 7

Выборочный диктант. Выпишите причастия с определяемым словом, определите род, число, падеж причастий. Николай Рубцов «Первый снег» Ах, кто не любит первый снег В замерзших руслах тихих рек, В полях, в селеньях и в бору, Слегка гудящем на ветру! В деревне празднуют дожинки, И на гармонь летят снежинки. И весь в светящемся снегу, Лось замирает на бегу На отдаленном берегу. Зачем ты держишь кнут в ладони? Легко в упряжке скачут кони, И по дорогам меж полей, Как стаи белых голубей, Взлетает снег из-под саней... Ах, кто не любит первый снег В замерзших руслах тихих рек, В полях, в селеньях и в бору, Слегка гудящем на ветру!

Слайд 8

Автобиография причастия. Выберите одно причастие. Напишите автобиографию. Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. М.Ю. Лермонтов

Слайд 9

Я, причастие _________________________, происхожу из семьи ___________________ и _____________________________. Мой отец ( _____________________) оставил мне значение ___________________, _______________________, время, ______________________ вид. Мать (____________________________) оставила в наследство вопрос ___________________, свою синтаксическую роль ____________________________, научила изменяться по ________________, _________________, __________________. Сейчас я стою в форме __________________ рода, _________________ числа и __________________ падежа. Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство – _______________________________. Автобиография причастия

Слайд 10

Остров Морфологических признаков Остров словообразования Остров Действительных И страдательных причастий Бушующее море причастий Остров Кратких причастий Остров Грамматических норм Остров орфограмм

Слайд 11

Помоги жителям попасть в свои «домики». Дующий ветер, пойманная птица, закрытая дверь, брошенный мяч, спящий ребенок, нескошенный луг, цветущий сад, протекающая река, притягивающий взор, совершивший перелет, расколотые дрова. Дующий Спящий Цветущий Протекающая Притягивающий Совершивший. Пойманная Закрытая Брошенный Нескошенный Расколотые. Действитель-ные Страдатель-ные

Слайд 12

Остров Морфологические признаки Остров словообразования Остров Действительные И страдательные причастия Бушующее море Причастий Остров Кратких причастий Остров Грамматических норм Остров орфограмм

Слайд 13

Переодень глаголы -ущ- -ющ- -ащ- -ящ- -ем- -им- -ом- -енн- -нн- -т- играть Играющий Игравший сыгранный играемый читать Читающий Читавший Прочитанный читаемый

Слайд 14

Остров Морфологических признаков Остров словообразования Остров Действительных И страдательных причастий Бушующее море Причастий Остров Кратких причастий Остров Грамматических норм Остров орфограмм

Слайд 15

Физкультминутка Встаньте. Голова приподнята, спина выпрямлена, руки на поясе. Наклоны головы вправо, влево, вперёд, назад. Руки разведены в стороны. Повороты туловища вправо, влево. Поверните голову к окну. Взгляд устремлён вдаль. Тихонько присядьте на свое рабочее место.

Слайд 16

А.С. Пушкин: «Причастие обыкновенно избегают в разговоре…Мы говорим, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом»

Слайд 17

Остров Морфологических признаков Остров словообразования Остров Действительных И страдательных причастий Бушующее море Причастий Остров Кратких причастий Остров Грамматических нормы Остров орфограмм

Слайд 18

Уважаемые имеющие соседи собак. Просим вас гулять с животными в местах, отведенные для этой цели. Не гуляйте с собаками на газонах, цветущихся вокруг нашего дома. Не портите радуемые глаз зелень и цветы. Особое внимание обратите на заботливо подметенные тротуары дворником .

Слайд 19

Уважаемые соседи, имеющие собак! Просим вас гулять с животными в местах, отведенных для этой цели. Не гуляйте с собаками на газонах, цветущих вокруг нашего дома. Не портите зелень и цветы, радующие глаз. Особое внимание обратите на тротуары, заботливо подметенные дворником.

Слайд 20

Остров Морфологических признаков Остров словообразования Остров Действительных И страдательных причастий Бушующее море Причастий Остров Кратких причастий Остров Грамматических нормы Остров Орфограмм

Слайд 21

Задание: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте пропущенные знаки препинания. Однажды, возвр…щаясь из Петровского, я заблудился в лесных оврагах. Б…рмотали под к…рнями ручьи, на дне оврага бл…стели маленькие озёра. (Не)подвижный воздух был красноват и горяч… . Глухие, грохоч…щие (не)ослабева…щие звуки долетали (из)далека, и ветер вдруг прошумевший на поляне донёс брызги дождя. Приглядевшись, я узнал (не)скоше(н,нн)ый луг над Соротью, песча(н,нн)ый косогор, тропинку ведущую в парк. Это было Михайловское.

Слайд 22

Домашнее задание написать сочинение-сказку на лингвистическую тему «В удивительном царстве ПРИЧАСТИЙ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" (урок-презентация)

Методическая разработка урока-презентации по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями". Третий урок по теме....

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...

Осенние причастия. Урок обобщения по теме "Причастие"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Причастие"....

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ» УРОК - ПРАКТИКУМ

Цели:Систематизировать знания о причастии;Продолжить работу по обработке орфографических и пунктуационных навыков правописания причастий;Развивать умения пользоваться теоретическим материалом на...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...