Урок русского языка по теме "Орфография. Пунктуация"
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме


Данный урок поможет учителю организовать деятельность по обощению и систематизации изученного материала по теме "Орфография. Пунктуация".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx38.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 3

с углублённым изучением отдельных предметов имени Германа Панфилова»

для учителей русского языка

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ОРФОГРАФИЯ. ПУНКТУАЦИЯ».

ВЫПОЛНИЛА: учитель русского языка и литературы

Быданова Марина Васильевна

Анжеро-Судженск, 2013


СЦЕНАРИЙ УРОКА

Тема урока: ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ОРФОГРАФИЯ. ПУНКТУАЦИЯ».

Цели урока   

Образовательные:

  1. обобщение и расширение сведений о причастии как о части речи, повторение орфограмм, связанных  с  изучением причастий;
  2. повторение орфограмм в приставках, корнях слов;
  3. формирование умения ставить знаки препинания в причастном и деепричастном обороте;
  4.  продолжение  работы над подготовкой к ЕГЭ, формирование орфографической  и  грамматической зоркости.

Воспитательная:

воспитание интереса к родному языку, любви к родному слову.

Развивающие:

1)  развитие способностей строить связные высказывания;

2)  развитие логического мышления;

3)  расширение лексического запаса учащихся.

Оборудование:  учебник, проектор, компьютер, тестовые задания, карточки с заданиями.

Тип урока: урок развивающего контроля.

Технологии: здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, развития творческих способностей, информационно-коммуникационные, самокоррекции и самодиагностики результатов обучения, развитие навыков обобщения и систематизации знаний.

Решаемые проблемы: как научиться использовать алгоритм проведения самопроверки и взаимопроверки?

Виды деятельности: формировать у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания;

групповая работа;

коллективная работа;

самостоятельная работа;

выполнение задания по алгоритму при консультативной помощи с последующей взаимопроверкой;

коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания;

комментированное выставление оценок.

Ход урока.

  1. Повторим правописание –н, -нн в прилагательных. Задание выполняется при консультативной помощи учащегося. Повторение происходит с опорой на таблицу.

Выводим формулу правила:

  1. Повторим правописание –н, -нн в отглагольных прилагательных.

Для выполнения данного задания используется материал, который учащиеся группы самостоятельно готовили дома.

Формулируем вывод, затем открываем учебник и сравниваем с ним. Корректируем. (Страница 89, 90). Если эта тема вызывает затруднения, можно обратиться к упражнению 236 страница 93.

  1. Повторим чередования гласных и согласных в морфемах.

Для выполнения данного задания используется материал, которых учащиеся группы самостоятельно готовили дома. Возможно использование презентации, раздаточного материала. Проверяется способность учащихся самостоятельно подготовить необходимый материал, используя различные образовательные ресурсы.

Динамическая пауза (2 мин.)

Слитное – раздельное написание НЕ

При слитном написании  - хлопаем в ладоши, при раздельном написании - топаем ногами.

Книга не прочитана

Недоумевающий взгляд

Не скошенная, а срезанная трава

Не отправленное мною письмо

Неотправленное письмо

Не озаренная лучами солнца долина

Незащищенный дом

Нераспечатанное письмо.

  1. Повторим выделение причастных и деепричастных оборотов на письме.

Для выполнения данного задания используется материал, которых учащиеся группы самостоятельно готовили дома. Разбираем несколько предложений, затем продолжаем коллективную работу с текстом.

Групповая работа с текстом (У каждого на парте текст без обособления причастных оборотов)

                                                     

Лес  осенью.

                 Помните, каким был лес весной и летом? Теперь он, застывший в какой-то таинственной  тиши, стоит перед нами.

                  Зеленеют ели, тяжело распустившие свои ветки.

Кругом видны чернеющие берёзы и осины, лишённые листвы. Возвышающиеся кое-где сосны  выделяются буро-красными  стволами и раскидистой  длинной хвоей.

                   От деревьев, освещённых косыми холодными  лучами, ложатся  длинные тени.                                                                    (по С.Огнёву)

Вопросы к  тексту:

                                                                                                                                             

1.  В тексте  сколько всего  причастных  оборота? (5)

2. Сколько всего  обособленных  причастных оборота?(4)

3. Сколько страдательных причастий?(2)

4. Сколько причастий совершенного  вида?

5.Здесь два предложения с однородными дополнениями? (1)

6.Определить тип речи (описание).

7.Стиль речи (книжный, художественной литературы).

По ходу работы рассказывают   о правописании гласных в суффиксах  –ащ-, -ящ-, -ущ-,-ющ-; гласных перед –вш-, -вши, -н(нн)-; о правописании одной  и двух буквах  в суффиксах: -ен(н)-, -ан(н)-,-ян(н)-.

  1. Учимся составлять и использовать алгоритмы выполнения тестовых заданий.

Задание выполняется коллективно. Предлагается совместный разбор тестового задания, в котором встречаются задания на все виды разобранных орфограмм и пунктограмм.  

Тест 3. Орфография и пунктуация.  См. Приложение.

  1. Комментированное выставление оценок.
  2. Рефлексия деятельности

Цель – подвести  итоги урока.

- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока? 

- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? 

- Выберете любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия) 

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • У меня получилось…

Я смог…

Домашнее задание дифференцированное:

Подготовить связный ответ на вопрос: «орфограммы в причастиях, прилагательных, отглагольных прилагательных». Заполнить предложенную таблицу.

1 вариант: упражнение  272 (1).

2 вариант: Составить текст на тему «Знаки препинания в причастном и деепричастном обороте»

Напоминаю, что следующий урок контрольный. Готовимся к тесту по теме «Орфография и пунктуация».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Разделы лингвистики... Пунктуация». 7 класс

Цели: - систематизировать знания обучающихся о пунктуации, повторить теоретический материал о  разделах лингвистики, закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения, составлят...

Урок русского языка "УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-ОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»

Материал данного урока можно использовать для подготовки открытого урока по теме "Синтаксис и Пунктуация" по учебному комплексу В.В. Бабайцевой....

Тест к уроку русского языка "Синтаксис и пунктуация" 5 класс c использованием системы голосования "PROCLasse"

Тест к уроку русского языка "Синтаксис и пунктуация" 5 класс с использованием системы PROCLasse...

Тест к уроку русского языка "Синтаксис и пунктуация 1", 5 класс с использованием системы голосования "PROCLasse"

Тест к уроку русского языка "Синтаксис и пунктуация 1", 5 класс с использованием системы  голосования "PROCLasse"...

Презентация к уроку русского языка "Синтаксис и пунктуация"

Презентация к уроку русского языка "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе....

Презентация к уроку русского языка "Синтаксис и пунктуация"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Синтаксис и пунктуация"...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Пунктуация" 11 класс

Известно, что до  XV века в книгах не было знаков препинания. Об этом мы узнаем из работ академика Д.С.Лихачева, который перевел на современный язык «Слово о полку Игореве».О значении...