Тема: Лексикография. Урок русского языка в 10 классе
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Барышникова Наталья Владимировна

Цели: познакомить с различными видами словарей;

совершенствовать навыки работы со словарями; продолжать работу по  развитию речи и  творческих способностей уча­щихся.

Круг рассматриваемых вопросов: нормированная речь, лексика общеупотребительная и ограниченная в употреблении, лексикография, основные типы словарей русского языка, фразеология

 Эпиграфы к занятию: «Словарь-это целый мир, рас­положенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, тру­ды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова дело плоти, крови и души родимы и человечества» (А. Франс); «Определите точно каждое СЛОВО, и вы избавитесь от ПОЛОВИНЫ заблуждений» (Декарт).

 

Методические приемы: фронтальный опрос, защита проекта, работа со сло­варями, работа в группах, индивидуальные задания, игровые формы, работа с текстом параграфа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_leksikografiya.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Охрозаводская СОШ»

Тема: Лексикография.

                                                    Урок русского языка в 10 классе

                                                     учитель Барышникова Н. В.

2009 год

Цели: познакомить с различными видами словарей;

совершенствовать навыки работы со словарями; продолжать работу по  развитию речи и  творческих способностей учащихся.

Круг рассматриваемых вопросов: нормированная речь, лексика общеупотребительная и ограниченная в употреблении, лексикография, основные типы словарей русского языка, фразеология

 Эпиграфы к занятию: «Словарь-это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова дело плоти, крови и души родимы и человечества» (А. Франс); «Определите точно каждое СЛОВО, и вы избавитесь от ПОЛОВИНЫ заблуждений» (Декарт).

Методические приемы: фронтальный опрос, защита проекта, работа со словарями, работа в группах, индивидуальные задания, игровые формы, работа с текстом параграфа.

Ход занятия.

  1. Вступительное слово учителя.

- Мы изучили темы  «Происхождение лексики русского языка.  Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления», давайте вспомним некоторые понятия из этого раздела.

II. Фронтальный опрос по изученной теме:

- Какой пласт слов по происхождению в русском языке является древнейшим?

- Что такое старославянизмы и  каковы их основные признаки?

- Как называются слова, вышедшие из активного употребления?

- В чём заключается основное отличие историзмов от архаизмов?

- Какие слова получили название неологизмов?

- Что называется фразеологическим оборотом?

- Об общеупотребительной лексике и лексике ограниченной в употреблении нам расскажут ребята, работавшие над проектом «Лексикон учащихся 8 – 11 классов моей школы»

III. Защита проекта по теме «Лексикон учащихся 8 – 11 классов Охрозаводской средней школы».

IV . Слово учителя.  Мы с вами изучили раздел «Лексика и фразеология», рассмотрели лексические явления  речи. Скажите, где отражен словарный состав языка и явления речи?  

(Словарный состав языка и языковые явления отражены в различных словарях ).  

-  Однажды молодой (а впоследствии знаменитый) французский поэт Шарль Бодлер пришел к другому поэту, маститому Теофилю Готье. Готье спросил его, читает ли он словари.

Бодлер ответил, что да, читает охотно. И Готье стал говорить ему, как необходимо это занятие писателю, сколько полезного можно почерпнуть из чтения словарей.

Читать словари? Что за странность! Ведь это не роман, не детективная повесть. Как же можно их читать?

И все-таки Готье был прав: без постоянной работы со словарями у писателя не может быть подлинной филологической культуры. И такая работа необходима не только писателю: каждый культурный человек постоянно обращается к словарю.

Создание словарей - задача особой отрасли лингвистической науки лексикографии (от греч. lexis - «слово» и grapho - «пишу»). Лексикография обычно определяется как теория и практика составления словарей.

IV. Запись темы урока . «Лексикография.  Виды словарей».

Работа со статьёй учебника, беседа по тексту параграфа.

- Какие два типа словарей вам известны? (Энциклопедические и лингвистические)

- Что вы узнали о лингвистических словарях?

- Чем отличаются толковые словари от аспектных?

- Задача нашего урока – более тщательно познакомиться с содержанием лингвистических словарей и научиться с ними работать.

Знакомству с различными типами словарей нам поможет  самое достойное слово, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит, в воде не тонет», «суда не боится», «с ложью не дружит», «всегда живет с хорошими людьми».

- Что это за слово?

- Это слово правда. Итак, все о слове правда мы сможем узнать, работая в группах с различными словарями. Задача – узнать всё о слове правда.

I пара – работа с толковым словарём.

Правда - слово многозначное. Каковы же его основные значения?

1.  То, что соответствует действительности, истина (Правду говорит).

2.  То, что исполнено истины; правдивость (Люблю тебя за правду).

3.  Справедливость, порядок, основанный на справедливости (//aw правду не найти).

4.  В составе средневековых названий сводов законов (Русская Правда).

5. В значении наречия: «верно, справедливо, в самом деле».

6. В значении вводного слова: «действительно, в самом деле».   -

7. В значении уступительного союза хотя.

II. пара. -  Толковый словарь живого великого русского языка В. Даля. Что вы узнали о содержании словаря и слове правда?

 Кроме толкования значения слов словарь Даля включает в себя 30 тысяч пословиц. Среди них есть огромное количество пословиц и со словом правда. Вот некоторые из них.

Вез правды жить легче, да помирать тяжело. Над правдой не мудруй. От правды отстать - куда пристать. Правда сама себя очистит. У Быа правда одна. Правда - свет разума. Все минется – одна правда останется.  Доброе дело - правду говорить смело. Дело знай, а правду помни. Кто правдой живет, тот правду наживет. Правда со дня моря выносит. Правда что шило: в мешке не утаишь. Не то все правда, что говорится. Не ищи правду в других, коли в тебе ее нет.

 

III.пара. – Работа со словарём синонимов. Вспомните пословицу, которую можно применить к слову правда.

Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». О друзьях слова правда нам помог поведать словарь синонимов.

Синонимом слова правда является слово истина. Но синонимы являются синонимами только до тех пор, пока они находятся в словаре. «В контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы все равно. Вот, что об этом пишет М. Пришвин: «Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться, истину надо искать». Правда и истина являются контекстуальными синонимами.

IV. пара. -  Словарь антонимов. Для чего антонимы нужны в речи?

Случается, что и враг даст полезный совет. С врагами, противниками слова правда знакомит нас словарь антонимов.

Антонимы слова правда - ложь, неправда, обман, вранье (разг.), кривда (народно-поэтическое).

Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают ее нагляднее, выразительнее, образнее. Вот почему многие мастера художественного слова часто прибегают к этому выразительному средству для создания контраста:

У кривды тысяча дорог. У правды лишь одна.

Она порой полна тревог И горечи полна.

На противопоставлении антонимов построены многие пословицы:

Лучше горькая правда, чем утешительная ложь.

Маленькая правда победит большую неправду.

Правда с обманом рука об руку не ходят.

V пара. – работа со словообразовательным словарём. Что вам «рассказал» словообразовательный словарь о слове правда?

Слово «правда» непроизводное, оно состоит из корня  правд- и окончания –а. Его словообразовательное гнездо включает около 40 слов: правдивый, правдоискатель, взаправду, правдоподобность и т. д.

VI. Пара. – Этимологический словарь и орфографический словарь.

Этимология – наука о происхождении слова, его первоначальном значении и развитии этого значения. Слово правда общеславянское по происхождению, образовано от слова правый (истинный) с помощью суффикса –вд. Слолво правый, в свою очередь, образовано с помощью суффикса –в от исчезнувшего в качестве самостоятельного слова – пра-  со значением - «такой, какой должен быть». В далёком прошлом слово правда состояло в родстве со словами справедливый, праведник, оправдать, правило, исправить. Слово правда не требует справки в орфографическом словаре. Оно пишется так , как слышится.

VII. – фразеологический словарь.

Во фразеологическом словаре со словом правда представлены следующие фразеологизмы:

- В каком словаре мы не найдём слова правда? (В словаре иностранных слов, т. к. слово является общеславянским, т. е. исконно русским по происхождению).

- Спасибо слову правда, оно помогло нам раскрыть назначение лингвистических словарей. А теперь  обратимся к другим словам и другим видам работы.

III. Работа со словарями.

  1. Фронтальная работа. Выберите слово, соответствующее лексическому значению. (Лексические значения слов проецируются на экран)

 Колорит,   компонент,   комфорт,   компромисс  («составная часть чего-либо»).

Констатировать, конспирировать, конкурировать, консолидировать («сплотить кого-либо для усиления деятельности).

Коалиция, коллегия, коллектив, коллекция («объединение, соглашение, союз государств, партий и др. для достижения общих целей»).

Записать слово и его толкование.

2.  Индивидуально. Определите, в каких значениях употребляется в тексте слово угол.

 «Хочется перечислить несколько наиболее острых углов, куда меня загоняли. Мать говорила «Марш в угол!» Я шел, становился и думал. ( Место, где сходятся, пересекаются два предмета или две стороны чего–н. ) После войны я снимал углы, в самые худшие годы. (Часть комнаты, сдаваемая в наём. Вообще пристанище, место, где можно жить.)  Угол зрения. В этот угол меня загоняли неоднократно. (Взгляд, точка зрения на что–н.)  Вдруг в углу газеты (плоская фигура, образованная двумя лучами), обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадающий с правым и верным» (Б. Слуцкий).

  1. Индивидуально у доски.  Напишите правильно.

Стюард..а, гри..аса, инте..генция, а..ликация, су..огат, гa..epeя, а..улировать, ко..ерсант, а..логия,  ветер..нар,  м..лиорация. 

По группам:

4.   Раскройте значение выделенных слов.

Как музыка звучат сейчас полузабытые слова - милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть (В. Г. Костомаров).

5.   Расставьте ударения, произнесите правильно. Агент, баловать, диспансер, камбала, ломоть, ракушка, хаос, цемент, щавель, договор, тефтели, партер, револьвер.

6.  Подберите синонимы к словам:  грустить, известить, пугаться, есть.

V. Итог урока.

- Используя ключевые слова и выражения, обобщите тему урока.

Ключевые слова и выражения: лексикография; энциклопедические, лингвистические или филологические словари; аспектные и толковые словари.

Домашнее задание: написать сочинение-эссе по высказыванию Костомарова: «Как музыка звучат сейчас полузабытые слова - милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть», параграфы 11 – 12.

Описание результатов проектной деятельности учащихся по теме «Лексикон учащихся 8 – 11 классов Охрозаводской средней школы».

   Нa русском языке говорят свыше 250 млн человек,  в том числе в России 143,7 млн, по данным Всесоюзной переписи населения 1989 гола, а также 88,8 млн в других государствах, ранее входивших в СССР.

Лексика - это словарный состав языка. Раздел науки о языке, который изучает лексику, называется лексикология.

Современной наукой накоплен большой материал об употреблении учащимися слов отдельных тематических и лексико-семантических групп. Язык как развивающееся явление требует постоянного изучения, поэтому нами была предпринята попытка изучения тематических групп слов, употребляемых учащимися 8 – 11 классов современной общеобразовательной школы.

Объект исследования -  устная речь учащихся 8-11 классов.

Нами выдвинута гипотеза: мы предполагаем, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы - это часто употребляемая лексика молодежи, а диалектизмы и специальные слова - к сожалению, в речи современной молодежи  встречаются очень редко.

 Мы пользовались следующими методами и приемами: анализ научной и методической литературы, анкетирование, сбор лексики, математические расчеты.  

1. Диалектная лексика

   К диалектной лексике относятся слова, распространенность которых ограничена той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику. Каждый населенный пункт обладает своей частной диалектной системой.

    Например, возьмем диалектную лексику, нашего села. Сложившиеся вследствие территориальной близости к  Украине, наш говор настолько своеобразен по сравнению с простыми русскими диалектами, что скорее напоминают уникальный язык, способный обслуживать и русское, и украинское население и одинаково понятный ему.

    Но и в речь учащихся диалектизмы также проникают благодаря общению со старшими. В официальной ситуации подросток стремится говорить на литературном языке, а среди «своих» переходит на диалект. Вообще семья является наиболее сохранной сферой функционирования диалекта.

Пассивное владение диалектной лексикой не только количественно увеличивает словарь учащихся, но и качественно обогащает его: учащиеся, понимая значение диалектных слов, тем самым расширяют свое представление о системных связях в лексике и о выразительных возможностях слов, различных с точки зрения сферы употребления.

В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается редко в лексиконе учащихся 8-11 классов, проживающих на территории посёлка Охрозавод, и чаще в лексиконе учащихся из села Журавка.

2. Профессиональные слова в лексиконе учащихся

    К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы.

•  Профессионализмы - слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного какой-либо профессией.

•  Термин - это научное обозначение понятия, а профессионализм - полуофициальное слово, распространенное в разговорной речи людей определенной профессии.

    В речи родителей, занимающихся и сегодня разными видами деятельности, есть названия разных предметов. Многие слова, уйдя из сферы общественного производства, продолжают активно использоваться в индивидуальном хозяйстве.

    Из лексикона родителей подобные слова переходят в лексикон детей. В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова, которые знают и употребляют учащиеся 8—11 классов: медикаменты, педиатр, мировоззрение, дискуссия, лингвистика, шапка.

Профессионализм

Что означает

Медикаменты

Лекарства

Педиатр

Детский врач

Мировоззрение

Точка зрения

Дискуссия

Спор

Шапка

Заглавие

    Значение многих слов в процессе развития языка может существенно изменяться. Одни значения развиваются, другие утрачиваются. В связи с этим первоначальное значение может «забываться».

3. Русский молодежный сленг и жаргонная лексика

    Русский молодёжный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, который ограничен не только определенными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде  учащейся молодёжи и отдельных более или менее замкнутых референтных группах.  Он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве

    Поток этой лексики никогда не иссякает полностью, он только временами мелеет, а в другие периоды становится полноводным. Это связано, разумеется, с историческим фоном, на котором развивается русский язык. Молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.

    Жаргонная лексика является принадлежностью социальной или иной группы людей, объединенной общностью интересов, занятий.

Жаргонным словам учащихся присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому они легко могут переходить в разговорно-бытовую речь, в просторечие

.В данном исследовании рассмотрим школьный молодежный сленг  и жаргон учащихся 8-11 классов.

На основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого сленга и жаргонной лексики.

Молодёжный сленг

Что означает

Здорово

Здравствуй

Клава

Клавиатура

Зеньки

Глаза

Чувак

Человек

Супер, класс

Отлично

Чел

Человек

Краб

Рука

Бабло, капуста

Деньги

Перец

Юноша

Локаторы

Уши

Потеря потерь

Крах

Дискач

Дискотека

Жаргонная лексика

Что означает

Балдеж

Веселье

Башка

Голова

Дивидишка

Проигрыватель

Домашка

Домашняя работа

Комп

Компьютер

Малявка

Тот, кто младше

Мобила

Мобильный телефон

Музон

Музыка

Предки

Родители

Смыться

Удрать

Тачка

Машина

4. Классификация словарного состава

   

    Мы видим, что словарный состав классифицируется по следующим принципам: по происхождению, по степени употребления и по сфере употребления. Тем временем, по происхождению лексика бывает исконно-русская и заимствованная. По степени употребления: пассивная, активная. По сфере же употребления - общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально.

Заключение

    Учащиеся обычно знают слов больше, чем фактически используют в своей речи. Они узнают новые слова из многих источников: в результате чтения, из речи учителя, от взрослых. Необходимо всемерно расширять, обогащать свой словарь.

    Исследование необщеупотребительной лексики в речи учащихся доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектной, профессиональной, жаргонной лексики. Нужно учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения, знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния необщеупотребительной лексики, надо хорошо знать нормы русского литературного языка - нормы произношения, ударения, словоизменения, правописания.

    Мы хотели бы вновь вернуться к своей гипотезе. Она оказалась верна, потому что сленг занимает 1-е место по употреблению среди учащихся 8-11 классов Охрозаводской школы (38 человек); 2-е место, к сожалению, занимает жаргонная лексика (19 человек). И где-то позади них идут диалектизмы и профессионализмы (15). Все выводы представлены в диаграмме (см. Приложение).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Частота употребления сленга, жаргонизмов, профессионализмов, диалектизмов (отдельно)

Диаграмма 1

Из диаграммы 1 следует, что сленг как самостоятельная единица лексики употребляется гораздо чаще, чем профессионализмы и диалектизмы. Жаргон и другая лексика имеют почти одинаковые результаты по частоте их употребления.

Частота употребления диалектов и сленга (вместе), жаргона и другой лексики (вместе), профессионализмов и сленга (вместе), жаргона и сленга (вместе), все виды лексики

Из диаграммы 2 следует, что учащиеся 8-11 классов очень часто смешивают сленг и жаргон, чуть реже профессионализмы и сленг, еще реже жаргон и другую лексику, чаще всего встречается смесь диалектов и сленга, всей лексики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетная работа по теме "Сложноподчиненное предложение". Русский язык . 9 класс

Материал предназначен для итоговой проверки знаний девятиклассников по теме "Сложноподчиненное предложение", содержит пунктуационные и орфографические задания....

Зачетная работа по теме "Сложносочиненное предложение". Русский язык . 9 класс

Материалы предназначены для итоговой проверки знаний учащихся по теме "Сложносочиненное предложение", содержит пунктуационные задания разных видов: расстановка знаков препинания, составление схем, тес...

Дидактический материал по теме "Сложноподчиненное предложение" Русский язык. 9 класс.

Дидактический материал по теме "Сложноподчиненное предложение" содержит СПП с разными видами придаточных. Может быть использован для индивидуальной и групповой работы при освоении названной темы....

Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)

Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....

«Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное» (русский язык 6 класс, 2 часа)

Данный урок русского языка по теме «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное» (2 часа) ориентирован на работу по учебнику «Русский язык. 6 класс» авторов М.Т. Баранова, Т.А. Л...

Разработка урока по теме "Части речи", русский язык 5 класс.

Данная разработка урока включает занимательный материал по теме "Части речи" ( стихотворение, грамматическая сказка), а также таблицы, разнообразные задания....