Тексты изложений ГИА 9 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Суворова Галина Константиновна

Подборка текстов к аудиозаписям . Могут быть использованы для подготовки и учащимися, и педагогами. Тексты подобраны с сайта "Открытые задания ГИА"ФИПИ, сборников под ред. И.П. Цыбулько и сборника под ред. И.П. Васильевых, Ю. Н. Гостава, Г.Т. Егораева. Тексты собраны в один файл для удобства использования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_izlozheniy2014.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.

         Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, - он допускает роковую ошибку.

           Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение; не успел купить марку для своей коллекции – огорчение; у кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение. Еще какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

         Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная. Она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной. (По Д. Лихачеву.)

172 слова.

 №2

         Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

        Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим «пожалуйста». Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание. И в то же время – умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

             Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель в жизни. Добро слагается из малого. И каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее. (По Д. Лихачеву.) 157 слов.

 №3            Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.

           Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.

         Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств. (По Д.С. Лихачёву.)

173 слова.

4.           Время меняет людей. Но, кроме времени, есть ещё одна категория, воздействующая на тебя, может, даже посильнее, чем время. Это образ жизни, отношение к ней, сострадание к другим. Существует соображение. Что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Я верю, что сострадание – это особый талант, и без него трудно оставаться человеком.

              Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них и дети. Да, несчастья и беды –это неизбежность. Но жизнь устроена так, что несчастье счастливому кажется чаще всего далёким, порой даже нереальным. Если у тебя всё хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками, несчастье кажется нетипичным. А типичным- счастье. Счастье не будет счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе.

                 Собственные беды оставляют в душе рубцы и учат человека важным истинам. Но если человек запоминает только такие уроки, у него заниженная  чувствительность. Плакать от собственной боли нетрудно.  Трудней плакать от боли чужой. Знаменитый мыслитель прошлого сказал: «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия – наши добродетели.

 №5

  Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории.           Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой. 
          Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить. 
            Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам. 

6.

Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.

Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек. Забывать о важной, а может быть, важнейшей части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам и прежде всего – к собственным действиям.

Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всём правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их. (По С. Львову.)

7.Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде — очень распространенное явление, и свидетельствует оно о незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, — человеческой жизни. И сильный человек, понимая все это, как раз и силен своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно — это нужно, действительно нужно! Наша речь — важнейшаят часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

 (По Д.С. Лихачеву)

136 слов

8.

136 слов

. Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.

В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.

 (По А. Никонову)

135 слов

9.             Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, учитель – это профессия. Специальность. Но это особенная, не сравнимая ни с каким  другим делом , профессия.

               Объект труда учителя – духовная жизнь формирующегося человека – ум. Чувства, воля, убеждённость, самосознание. Важнейшие инструменты воздействия учителя на духовный мир школьника – слово, красота окружающего мира и искусства, создание обстоятельств, в которых наиболее ярко выражаются чувства -  весь эмоциональный спектр человеческих отношений. Поэтому учительская профессия – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека.

           Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сразу, не сегодня, не завтра, а  через очень продолжительное время. То, что учитель сделал, сказал, сумел внушить ребёнку, иногда сказывается через пять, десять лет. От учителя, от его умения , мастерства , искусства, мудрости зависит здоровье, разум, характер, воля, патриотизм, интеллект человека. Иными словами, зависит настоящее и будущее ученика. Поэтому очень важно верить в возможность успешного воспитания каждого ребёнка. Безграничная вера в человека, в его будущее – вот что должно жить в душе человека, который  решил  посвятить свою жизнь благородному учительскому труду.

                                                                            (По В.А. Сухомлинскому)

171 слово

10.     Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим будильником».  От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком. С ночёвкой в лесу…

          Нет нужды перечислять всё. Что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая , человек

 Умом постигать должен, как сложно всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть

            И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью.

 

11. Были ли у человеческого искусства два пути с самого начала, или оно раздвоилось гораздо позже? Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на то ему было излиться: на полезные орудия труда или просто подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы?

          Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озёра и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека , потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведёрко либо первобытную глиняную тарелку.  Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька…

                Потом искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчемного рисунка на скале до рисунка Рембрандта , оперы  Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского , стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой…

                                                                                              (По В.А. Солоухину)

191 слово

12. Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни оставались школьные подруги. То же и моего отца: все его друзья были друзьями молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его лучших друзей- самых близких, самых нужных.

       В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче  переносить горе и радость. Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой счастливой, самой долгой и прочной. Чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека ещё более щедрым.

     Храните молодость до самой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретённых в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в  своей молодой открытости людям, непосредственности. Храните её во всём и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным2 и будете жить в другом мире.

                                                                                                                        (По Д.С. Лихасёву)

.13.

                Все люди хотят быть счастливыми. Но как понимать счастье? В чём оно? Для некоторых счастье – это богатство, деньги. Но ведь настоящего счастья, например, верной дружбы ,  за деньги не купишь. Если, скажем, человек знает, что добыл деньги нечестно, обделил кого-то. отнял у других. А людям вокруг живётся плохо, то как ни богат человек, а ему немножко не по себе. Совесть точит. А от совести никакими деньгами не откупишься.

                Конечно, очень важно быть здоровым, сильным, справляться с любым делом. Но вот как быть, если не может найти человек себе дела? Значит , не в силе счастье! Ошибаются и те, кто считает, что счастье достаётся без разбору тем. Кому просто, как говорят, везёт в жизни. Ведь это же непрочное счастье. Сегодня случайно удалось что-то человеку, но, если он вслепую набрёл на удачу, завтра счастье может изменить ему…

               По-настоящему счастлив тот, кто любит людей и кого они уважают и любят, что чувствует, что у него хватает сил, знаний и умений, чтобы вместе со всеми людьми делать жизнь лучше. Радуется жизни тот, кто знает и любит своё дело, чувствует себя  нужным другим людям и отдаёт им все свои силы. Тот только и счастлив по-настоящему, кто может сказать людям: «Моё счастье- частичка нашего большого общего счастья».

                 

14. Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но если ему не удаётся расти ровно. То оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх.   Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить  свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.

         Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознанная тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

           Командовать и управлять людьми- это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность

 За поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека. И окружающих.

                                                          (По М.Литваку)

164 слова

15.          Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема- ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние  годы в человеке семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом обществу будет немало хлопот с этим гражданином.

              Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями, это тоже следствие  ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла, и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опеки и материальными благами.

                Мир изменился, становится другим, но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации,  то не стоит удивляться, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.

                                                    (По Ю. Нагибину)

16.

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

               Нравственность -  это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

              Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте  добро и знайте , что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните6 творят добро возвышенные натуры.

150 слов.

17

                Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них – изменившийся уклад, перемены в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни , со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени.  Раньше невозможно было представить , например, чтобы хозяева тяготились  гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство часто перестают быть значимыми. Встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы в  силу того, что живём в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.

               Но вот парадокс. Раньше круг общения был ограничен. Сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки. Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должно свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её неактивной.

              Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу  уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.

18. Универсального рецепта..

19. меня предал лучший друг

20.Мы часто говорим о сложностях

21. Можно ли одной фразой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи Тема"Изложение с творческим заданием по тексту "Колокол". 7 класс

Урок развития речи по русскому языку  (7 класс) с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»...

Текст изложения "Булочная Филиппова" 9 класс

Текст для сжатого изложения...

ФИПИ. Русский язык. 9 класс. Открытый банк заданий. Тексты изложений.

Данный материал поможет учащимся в подготовке к ГИА по русскому языку....

Тексты изложений и варианты сжатых изложений.

Тексты изложений из открытого банка и варианты сжатых изложений по текстам помогут при подготовке к ОГЭ в 9 классе....