Подготовка к ОГЭ. Тексты изложений из сайта ФИПИ. Сжатое изложение
консультация по русскому языку (9 класс)

Чернова Энзе Асгатовна

Тексты изложений + сжатые изложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teksty_izlozheniy_i_szhatye_varianty.docx64.69 КБ

Предварительный просмотр:

№ 1

      Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу », то они нередко и сами превращаются в тиранов.

          Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

             Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих. 

   

Микротемы.

1

Сущность власти заключается в том, что один человек заставляет другого делать то, тот по своей воле не сделал бы. Выйдя из повиновения, покорные люди сами нередко превращаются в тиранов.

2

Люди, которые любят командовать везде и всеми, всегда одиноки, ведь они не умеют общаться на равных, поэтому они и сами несчастны, и плодят несчастье.

3

Командовать и управлять - это разные понятия: управлять людьми - значит брать ответственность за поступки на себя.

      Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать всё.  Но когда-нибудь человек захочет выйти из повиновения. Выйдя из повиновения, покорные люди сами нередко превращаются в тиранов.
     
Людей, любящих командовать, ждёт одиночество, так как не умеют общаться на равных. Они чувствуют себя спокойно тогда, когда выполняют их распоряжения. Командиры, если даже  добиваются неплохих результатов, несчастные люди.

       Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя.

№ 2

    Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

     Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

     Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.

      Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием ребёнка. Основная проблема - ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи.  Если в детстве семья не обратила внимания на нравственное воспитание ребёнка, то потом будет немало хлопот.

    Чрезмерная опека ребёнка родителями - следствие ослабления семейного начала. Если родители недодали ребёнку должного душевного тепла, то потом стремятся оплатить свой долг деньгами.

       Мир изменяется. Родители перекладывают основные заботы на других, и в результате теряется контакт с ребёнком, и он рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие. Жизнь у него становится неинтересной.


№3

      Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть.

         Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы всё-таки принимаем в юности. Как считают учёные, вторая половина второго десятилетия жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.

      Понятно, что такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.

            Универсального рецепта того, как выбрать правильный путь в жизни, нет. Человек сам выбирает свою дорогу.
        Этот выбор мы делаем уже в детстве, но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы принимаем в юности. По мнению ученых, вторая половина второго десятилетия жизни - самый ответственный период, потому что тогда человек выбирает самые главные решения.    

         Такой выбор – дело ответственное, потому что не все ошибки можно будет исправить в жизни. Неверные решения оставят свой след. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет и верит в себя. и упорно достигает

намеченных целей.


 

№ 4

        Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.

        Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.

       Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.

    Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня - изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением её темпа, пришло понимание значимости времени. Встречи друзей становятся редкими, так как мы живём в разных ритмах.
     Парадокс нынешнего времени состоит в избыточности вынужденного общения, особенно в крупных городах. Мы ищем уединенное место везде.

     
Несмотря на избыток общения и стремление к уединённости, дружба всегда остаётся на первом месте. С друзьями можно поделиться радостью и обратиться к ним за помощью в трудную минуту.


№ 5

      Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.

          Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

         Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.

        Можно ли одной формулой определить, что такое искусство? Нет. Искусство - это мораль и безнравственность, это познание мира и человека.  В искусстве человек создаёт свой образ, способный существовать без него.
         Момент обращения человека к творчеству, является величайшим открытием. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свою жизнь, своё место в мире и видит прошлое. Оно объединяет людей.
       Вот почему с
 древности сформировалось отношение к искусству   как к могучей силе, способной  запечатлеть образ времени и человека, передать его потомкам.


№ 6

    Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

          Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

         Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.

     

         

        Война была для детей жестокой школой. Они сидели не за партами, а в мерзлых окопах, вместо тетрадей у них были пулеметные ленты и снаряды. У ребят за плечами не было жизненного опыта и понимания истинной ценности самых простых вещей. 
      Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать от ненависти, радоваться самым простым вещам. Вернувшиеся с войны сумели сохранить в себе веру и надежду,  и стали справедливее и добрее.  
       Война стала историей, но память о ней должна жить, потому что это память о людях и о времени.  


№7

     Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство.  В таких ситуациях вспоминается высказывание Виктора Гюго: " Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга".

     Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть - функция души, а у предателя ее нет. Предатель обычно объясняет  свой поступок интересами дела, но для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности.

         Предательство полностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Кто-то отстаивает свое поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается все забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае, жизнь предателя становится пустой, никчемной и бессмысленной.

            Меня предал лучший друг. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу, и чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких ситуациях вспоминается высказывание Гюго о предательстве друга.
           Многие верят, что у предателя проснется совесть, но совесть – функция души, а у предателя ее нет. Он обычно объясняет  свой поступок интересами дела и предает до бесконечности.

           Предательство разрушает достоинство человека, в результате они ведут себя по-разному. Как бы  предатель не пытался оправдать содеянное, в любом случае жизнь его становится бессмысленной.

 


№ 8

       Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком.
     Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

    И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками,  -  и есть любовь, приближающая человека к счастью.

       Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик “Животные-герои”. Я считаю её своим “будильником”. И у каждого человека есть свой “будильник” чувства природы.
     Многое может разбудить в человеческом детстве интерес и хорошее отношение к тайнам жизни.  Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено и взаимосвязано. Эта школа должна быть обязательно.
     И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она помогает познать мир. Любовь ко всему – это любовь, приближающая человека к счастью.      


№ 9

      Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных  выражениях. «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался
с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

      Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

      Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю Вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть Вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных  выражениях. Этот человек воскликнул, что  ничего хорошего  для него не сделал. Это алгоритм чёрной неблагодарности, и  происходит, когда люди не понимают смысл нравственности. 
      Нравственность – это путеводитель по жизни. Если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе относиться  к тебе так же. 
      К этому явлению надо относиться  философски. Совершайте добро, и вы получите  наслаждение. Это есть счастье, цель жизни человека. И помните: творят добро возвышенные натуры. 

 


№ 10

      Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.

        Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.

          Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство– отличительная черта настоящей дружбы. 

Микротемы

1.Одной из вечных ценностей, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур, является дружба.

2.Дружба – это взаимоотношения, основанные на открытости, доверии и готовности прийти друг другу на помощь.

3.У друзей одинаковые жизненные ценности, духовные ориентиры. Постоянство –отличительная черта настоящей дружбы.

       

              Есть ценности, которые со временем теряются, пропадают. Но остаются вечные ценности, имеющие большое значение для людей всех поколений и культур. Например, дружба.

        Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, но мало кто может сформулировать, что это такое. Дружба – это полное доверие и постоянная готовность прийти на помощь.

        У друзей должны быть одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры. Настоящая дружба не боится времени и расстояния. Близкими друзьями можно быть, не встречаясь годами и разговаривая изредка. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы.


№11

          Неуверенность в себе - проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно - в середине XX века. Именно тогда стало понятно: всё усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей - вплоть до серьёзных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах.

       А проблемы психологические? Ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый: чужие оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми, чем собственные; каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих. А главное, ему хочется одобрения ото всех, начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненную ситуацию,

         Как же преодолеть неуверенность в себе? Одни учёные ищут ответ на этот вопрос, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Ясно одно: преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты. 

Микротемы

1.Неуверенность в себе может стать причиной многих неприятностей.

2.Человек, не уверенный в себе, постоянно зависит от чужого мнения, ипоэтому   он   становится   нерешительным   и   не   может   использовать жизненные ситуации в своих интересах.

3.Существует несколько мнений на вопрос: как преодолеть неуверенность в себе. Но все сходятся   в   одном:   только человек, способный позитивно оценивать свои результаты, способен преодолеть неуверенность в себе.

 

     

    Неуверенность в себе - проблема древняя, но она привлекла к себе внимание ученых недавно. Нарастающая неуверенность может стать причиной многих неприятностей – заболеваний, житейских проблем.

     А проблемы психологические? Ведь неуверенность в себе – это почва постоянной зависимости от чужого мнения. Для такого человека чужие оценки кажутся более важными, ему хочется одобрения ото всех. Он становится нерешительным.
    Как же преодолеть неуверенность в себе? Ученые объясняют по-разному.
Но все сходятся   в   одном:   только человек, способный позитивно оценивать свои результаты, способен преодолеть неуверенность в себе.  

 


№ 12

       Времена меняются, приходят новые поколения, у которых, казалось бы, всё не такое, как у прежних: вкусы, интересы, жизненные цели. Но трудноразрешимые личные вопросы между тем почему-то остаются неизменными. Нынешних подростков, как и их родителей в свое время, волнует все тоже: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви?

        Юношеская мечта о любви – это, чтобы ни говорили, прежде всего, мечта о взаимопонимании. Ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками: проявить свою способность к сочувствию, сопереживанию. Да и просто показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжелательно, кто готов его понять.

             Любовь - это безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие, которое раскрывает в каждом все то лучшее, на что только способна личность. Настоящая любовь непременно включает в себя дружеские отношения, но не ограничивается ими. Она всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы признаем за другим человеком полное право на все то, что составляет наш мир.

Информация о тексте для сжатого изложения

 

Микротема

1

Жизненные представления у разных поколений различны, но, поскольку психология человека меняется медленно,трудноразрешимые вопросы о любви остаются прежними.

2

Для подростка мечта о любви связана прежде всего с потребностью быть понятым сверстниками, проявить перед ними свои качества и способности.

3

Любовь больше дружбы, она предполагает полное взаимноедоверие, раскрывающее все лучшие свойства личности.

 

     Времена меняются, приходят новые поколения, у которых, казалось бы, всё не такое, как у прежних. Но трудноразрешимые вопросы остаются неизменными. И для нынешних подростков вопросы о любви являются самыми главными.
    Юношеская мечта о любви – это мечта о взаимопонимании. Ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками, проявить перед ними свои качества и способности.
      Любовь – это полное взаимное доверие, раскрывающее все лучшие свойства личности.  Настоящая любовь больше дружбы, поскольку только в любви мы признаем за другим человеком полное право на все то, что составляет наш мир.

 


 № 13

            У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

        В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого  внимания, как виртуальные. Но, несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка все-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде. Ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.

      Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесет в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрений. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.

 

    У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.
    В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но игрушка всё-таки остается незаменимой, потому что она учит, развивает ребёнка, помогает ему приобретать жизненный опыт.
    Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в ребёнке положительные качества, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности. (83 слова)


№ 14

        Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день открытие. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь.

     Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

    Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из  миллионов  поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь, формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.

 

   

   (Какой бы интересной)Если ребенок не прочитал  хороших книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. В детстве   каждый день – открытие.  Ранние впечатления влияют на всю жизнь, они  самые яркие  и остаются на всю жизнь.
    
Впечатления детства –  фундамент будущей духовной жизни. Биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве, но не все прорастут и расцветут.
      Жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков,  формирующих  характер человека.   Всякая черта характера взрослого человека, 
его  поступки были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш.


№ 15

      Слово мама – особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово, и на всех языках оно звучит нежно и ласково.

         Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиги. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму, и нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово мама становится равнозначным слову жизнь.

         Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о матери. «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своим мамам. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

    Слово «мама» — особое слово. Оно сопровождает нас в течение всей жизни. Это слово есть в языке любого народа и везде оно звучит нежно и ласково.
     Место матери в нашей жизни особое. Мы всегда делимся с ней радостью и горем и находим её понимание. Когда тяжело мы зовём её на помощь и верим, что она всегда поможет. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».
     Многие художники и композиторы посвящают свои произведения маме. К сожалению, мы поздно понимаем, что мало говорили добрых слов мамам. Нужно дарить им радость постоянно, потому что благодарные дети – лучший подарок для мам.


№16

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего... А на самом деле оказалось всё иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И всё же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только её подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделённая радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий...

Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят её и затруднят.

И ещё. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!


№16

           В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о таких вещах как взаимовыручка и взаимопомощь. А человеческое общество как раз сформировалось и продолжает существовать, благодаря общему делу и помощи слабым, благодаря тому, что каждый из нас дополняет друг друга. 
     И как теперь мы можем поддерживать совершенно противоположную точку зрения, гласящую о том, что нет иных интересов кроме наших собственных? И дело тут даже не в том, что это звучит эгоистично, дело в том, что именно в этом вопросе переплетаются личные  и общественные интересы. Понимаете насколько это глубже чем, кажется, ведь индивидуализм разрушает общество, а стало быть, и ослабляет каждого из нас. И только взаимная поддержка может сохранить и укрепить общество.
      И что же больше отвечает нашим общим интересам взаимная выручка или примитивный эгоизм? Здесь двух мнений быть не может. Мы должны помогать друг другу, если хотим все вместе жить хорошо и не от кого не зависеть. И помогая людям в трудную минуту не надо ждать благодарности, надо просто помогать, не ища для себя выгоды, и тогда и тебе в ответ помогут, обязательно.

Микротемы:

1. Общество существует благодаря тому, что есть взаимовыручка и взаимопомощь.

2. Индивидуализм разрушает общество.

3. Если мы хотим жить вместе, необходимо бескорыстно помогать друг другу.

    В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о взаимовыручке и взаимопомощи. Человеческое общество существует благодаря общему делу, благодаря тому, что каждый из нас дополняет друг друга.
   
Точка зрения, что нет иных интересов кроме наших собственных,  звучит эгоистично.  И именно в этом вопросе переплетаются личные  и общественные интересы. Индивидуализм разрушает общество,  и только взаимоподдержка может укрепить его.
    Мы должны помогать друг другу, если хотим все вместе жить хорошо и не от кого не зависеть. Надо помогать, не ища для себя выгоды. Тогда и тебе помогут обязательно.


№17

     В детстве человек счастлив, как сейчас говорят, по умолчанию.  По природе своей ребенок - существо, инстинктивно предрасположенное к счастью. Какой бы трудной и даже трагичной ни была его жизнь, он все равно радуется и постоянно находит для этого все новые и новые поводы. Возможно, потому, что ему пока не с чем сравнить свою жизнь, он еще не подозревает, что может быть как-то иначе. Но, скорее всего, все-таки потому, что детская душа еще не успела покрыться защитным панцирем и более открыта добру и надеждам, чем душа взрослого человека.
     А с возрастом все словно бы выворачивается наизнанку. Как бы спокойно и благополучно ни складывалась наша жизнь, мы не успокоимся, пока не найдем в ней некую занозу, нескладицу, неполадку, прицепимся к ней, и почувствуем себя глубоко несчастными. И мы верим в придуманную нами драму, искренне жалуемся на нее друзьям, тратим на переживания время, здоровье, душевные силы.
    … Лишь когда случается действительно настоящая трагедия мы понимаем, сколь нелепы выдуманные страдания и сколь пустячен повод для них. Тогда мы хватаемся за голову и говорим себе: «Господи, каким же я был глупцом, когда так страдал из-за какой-то ерунды. Нет чтобы жить в своё удовольствие и наслаждаться каждой минутой.

Микротемы:

 1. В детстве человек счастлив от природы, и несмотря ни на что, находит поводы быть счастливым.

2. Взрослые же пытаются найти повод, чтобы быть несчастными.

3. Перед лицом настоящей трагедии выдуманные проблемы становятся мелкими и мы жалеем, что не жили полноценной жизнью

       В детстве человек счастлив по умолчанию. По природе своей ребенок предрасположен к счастью. Какой бы трудной ни была его жизнь, он все равно радуется. Детская душа более открыта добру и надеждам, чем душа взрослого человека.

    С возрастом всё меняется. Как бы благополучно ни складывалась наша жизнь, мы стараемся найти что-то плохое, чтобы почувствовать себя несчастными. Мы верим в придуманную драму, жалуемся друзьям, тратим на переживания здоровье.
    Когда случается настоящая трагедия, мы понимаем, сколь нелепы выдуманные страдания. Тогда мы начинаем сожалеть о том, что не жили в своё удовольствие.


№18

Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал — добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца, невозможна душевная красота человека. 
    И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых — это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.
   Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и. Следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.
Микротемы

1.Без доброты невозможна душевная красота человека.

2.Воспитывать в ребёнке добрые чувства трудно, для этого ребёнок должен пройти эмоциональную школу.

3.Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путём человекА

     Я вспоминаю ответы на вопрос: каким  человеком тебе хочется стать. Мальчишки называли разные качества человека, но никто не назвал доброту. Но ведь без доброты невозможна душевная красота человека. 
   Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, так как они усваиваются одновременно с познанием важнейшей истины-  это ценность всякой жизни. Для этого ребёнок должен пройти эмоциональную школу.
 
Добрые чувства – это средоточие человечности. Сегодня в мире много зла, поэтому надо совершать  поступки во имя добра. Путь добра является единственным верным жизненным путём человека 


№ 19

Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – немецким фашизмом. 
   Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Но память человека со временем ослабевает, из неё по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое; а затем - и существенное. К тому же всё меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и в произведениях искусства не будут отражены самопожертвования и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить! 
    Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни и подвиге человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибших.

 

1

Как бы далеко ни уходила война, память о ней жива, ибо забыть о беспримерном подвиге народа нельзя.

2

Память о четырёх тяжелейших годах в нашей истории не должна стереться.

3

Для произведений искусства тема войны традиционна: тактичность и правдивость в изображении событий и героев военных лет являются их главными чертами.

     

   

    Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива. Невозможно забыть подвиг и жертвы, принесённые во имя победы над фашизмом.

    Четыре года войны – самые тяжёлые годы. Но память человека со временем ослабевает, и все меньше становится ветеранов. Если в документах и в произведениях искусства не будет отражена стойкость народа, то всё забудется.

    О войне сняты фильмы, созданы произведения литературы, рассказывающие о боли народа. Самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам.


№20

В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература.
     Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.
    Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Именно поэтому в трудные минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества.

     

     В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Значение искусства, прочно вошедшего в нашу жизнь, велико. Особенно сильно воздействует на человека художественная литература.
    Соприкосновение с миром искусства доставляет радость и наслаждение, но оно не только доставляют удовольствие. Искусство помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.

     Искусство сохраняет характерные черты эпохи, является хранилищем памяти для последующих поколений. Оно формирует вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Поэтому в трудные минуты люди обращаются к искусству, которые становятся источником духовной силы и мужества.


№21

В чем польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать, ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время?
       Польза чтения книг очевидна. Книги расширяет кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А еще важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышления. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьезных произведений, заставляет нас постоянно думать. Оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, Приключения Шерлока Холмса Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее, и вы поймете, что читать полезно и выгодно. 
        Еще полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону.
(По материалам Интернета) 

     В чём польза чтения?  Почему многие читают не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время?
      Польза чтения книг очевидна: книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, увеличивают словарный запас, вырабатывают ясное мышление. После прочтения классического произведения станет проще выражать мысли. Чтение серьёзных произведений заставляет постоянно думать, оно развивает логическое мышление. После прочтения детективного жанра вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее.
        Книги оказывают влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения классического произведения люди порой становятся лучше.


№22

Дружба это не что-то внешнее. Дружба лежит глубоко в сердце. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть твоим другом. 
     Для дружбы нужно очень многое. Прежде всего взаимное уважение. Что означает уважать своего друга? Это значит считаться с его мнением и признавать его положительные черты. Уважение проявляется в словах и делах. Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как личность, уважают его достоинство и помогают ему не только лишь из чувства долга. В дружбе важно доверие, то есть уверенность в искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет. Конечно, друг может совершать ошибки, но ведь все мы несовершенны. Это два основных и главных условия для дружбы. Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные ценности. Людям, которые по-разному смотрят на то, что есть добро, а что зло, будет тяжело быть друзьями. Причина простая: сможем ли мы проявлять к другу глубокое уважение и, возможно, доверие, если видим, что он совершает поступки недопустимые, по нашему мнению, и считает это нормой. Укрепляют дружбу и общие интересы или увлечения. Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем, это непринципиально. 
      Дружеские чувства не зависят от возраста. Они могут быть очень сильными и приносить человеку множество переживаний. Но без дружбы жизнь немыслима.
(По материалам Интернета)

     Дружба лежит глубоко в сердце. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть твоим другом. 
     Для дружбы нужно взаимное уважение. Это значит считаться с мнением друга и признавать его положительные черты, тогда он чувствует, что его ценят, уважают и помогают ему. В дружбе также важно доверие. Это два основных и главных условия для дружбы. Укрепляют дружбу общие нравственные ценности, интересы или увлечения. Однако для дружбы, проверенной временем, это не принципиально. 
    Дружеские чувства не зависят от возраста, могут быть сильными, но иногда приносят человеку множество переживаний. Но без дружбы жизнь немыслима. 


№23

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живем в этом будущем и сами становимся иными.
      Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение источник высоких чувств. Она не дает нам успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.
     Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно, нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного. 
(По К. Паустовскому)

    Если человек перестанет мечтать, то он лишится одной из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и исчезнет желание бороться во имя прекрасного будущего. Мечты должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живем в этом будущем.
     Мечта нужна всем. Ценность мечты в том, что она не дает нам успокоиться, показывает новые сверкающие дали и заставляет страстно желать этой жизни.

     Нельзя остановиться на достигнутом. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного. 


№24 

Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться.

Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. Отца дети уважали и слушались. Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья.
     Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. Все эти работы она делала не одна. Даже дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что-то полезное.

 Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям.  Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. Любовь и согласие между родственниками давали начало любви  за пределами дома. От человека не любящего и не уважающего своих родных трудно ждать уважения к другим людям.                                                                                                      (По В. Белову)

 

Микротемы к тексту «Иметь семью»

 

 

1. Иметь семью так же важно, как и работать. Традиционно главой в семье считается отец, сыновья растут, помогая отцу.

2. Женщина-мать занимается домашним хозяйством, привлекая к этому детей.

3. Умение прощать и любить в семье важно не только для семьи, но и для общества в целом.

Иметь семью так же необходимо, как и трудиться. Издавна отец считался главой, и дети уважали и слушались его. Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой дров, и ему помогали сыновья.
     Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. Она занималась домашним хозяйством.  Ей помогали даже маленькие дети, понемногу вместе с игрой начинали делать что-то полезное.

     Доброта, терпимость, прощение обид перерастали во взаимную любовь, и она давала начало любви  за пределами дома. От человека не уважающего своих родных трудно ждать уважения к другим.                                                                                                      


№25

Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определенном возрасте. Например, в 18 лет, когда он становится совершеннолетним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым?

Взрослость означает самостоятельность, то есть это умение обходиться без чьей-либо помощи, опеки. Человек, обладающий этим качеством, все делает сам и не ждет поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодолевать сам. Конечно, бывают ситуации, когда человеку одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у друзей, родственников и знакомых. Но в целом самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других. Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча.

Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, за свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чьё-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Быть взрослым -значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек.

Некоторые считают, что человек взрослеет в 18 лет. Но есть такие, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что значит быть взрослым?

Взрослость – это самостоятельность. Такой человек все делает сам и трудности преодолевает самостоятельно. Конечно, бывают ситуации, когда человеку приходится просить помощи у близких. Взрослому  свойственно надеяться на себя.

Самостоятельный человек отвечает за себя, за свои поступки, планирует свою жизнь и понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Только такие люди могут отвечать за кого-то ещё. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта и самостоятельности.


№26

Слово «культура» многогранно. Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура? Она несёт в себе понятие духовности, света, знание и истинную красоту. И если люди поймут это, то наша страна станет процветающей. И потому было бы очень хорошо, если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры, центр творчества не только для детей, но и для людей всех возрастов.

Истинная культура всегда направлена на воспитание и образование. И во главе таких центров должны стоять люди, хорошо понимающие, что такое настоящая культура, из чего она складывается, каково её значение. Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина, красота.

Было бы хорошо, если бы культурой занимались люди честные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу, уважающие друг друга. Культура – огромный океан творчества, места хватит всем, для каждого найдётся дело. И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то вся планета наша станет прекраснее.


Слово «культура» многогранно. Истинная культура несёт в себе понятие духовности. И если люди поймут это, то наша страна станет процветающей. И потому было бы очень хорошо, если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры для всех возрастов.

Истинная культура всегда направлена на воспитание и образование, потому во главе таких центров должны стоять люди, знающие настоящую культуру и понимающие её значение.
   Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина, красота. Культурой должны заниматься люди, преданные своему делу. И если все будут участвовать в развитии культуры, то планета наша станет прекраснее.


№27

Что значит быть культурным человеком? Культурным можно считать человека образованного, воспитанного, ответственного. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому, умение быть благодарным, любовь к природе и Родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.

Культурный человек никогда не солжет, он сохранит самообладание и достоинства в любых жизненных ситуациях. Он  имеет четко поставленную цель и добивается ее. Главная же цель такого человека – увеличивать добро в мире, стремиться к тому, чтобы все люди были счастливы. Идеалом культурного человека является подлинная человечность.

В наше время люди уделяют слишком мало внимания культуре, а многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни. Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре происходят с детства. Ребенок знакомится с традициями, переходящими из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и своей Родины, познаёт культурные ценности. Став взрослым, он сможет быть полезным обществу.                                                                                  (По материалам Интернета)

Микротемы к тексту «Что значит быть культурным человеком»

 

 

1. Какого человека можно считать культурным.

2. Главная цель культурного человека— увеличивать добро в мире.

3. В наше время культуре уделяется мало времени. Процесс приобщения к культуре должен идти с самого детства, чтобы человек взрослый был полезен обществу.

Что значит быть культурным человеком? Культурным можно считать человека образованного, воспитанного, ответственного, уважительного и умеющего сострадать. Его отличает также творческий труд, любовь к Родине.

Культурный человек сохранит самообладание и достоинства в любых ситуациях. Он  ставит цель и добивается ее. Главная цель – увеличивать добро в мире, стремиться к счастью других. Идеал - подлинная человечность.

     В наше время люди уделяют слишком мало внимания культуре. Хорошо, если человек приобщается к культуре  с детства, знает  традиции. Став взрослым, он сможет быть полезным обществу.                                                                                  


№28

Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей общей судьбы, одной профессии, общих помыслов. И всё же нельзя уверенно сказать, что подобная общность определяет дружбу. Ведь могут подружиться люди разных профессий.

Могут ли дружить два противоположных характера? Конечно.  Дружба – равенство  и сходство. Но в то же время дружба - это неравенство и несходство. Друзья всегда нужны друг другу, но не всегда друзья получают от дружбы поровну. Один дружит и дарит свой опыт, другой в дружбе обогащается опытом. Один, помогая слабому, неопытному, молодому другу, познаёт свою силу, зрелость; другой, слабый, познаёт в друге свой идеал, силу, опыт, зрелость. Так один в дружбе дарит, другой радуется подаркам. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах.

Друг тот, кто утверждает твою правоту, талант, заслуги. Друг тот, кто, любя, разоблачает тебя в твоих слабостях, недостатках и пороках.               (По В. Гроссману)

1. Как становятся друзьями? Дружить могут люди разных профессий.

2. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах. В дружбе один даёт, другой получает.

3. Друг — это тот, кто ценит за хорошее и разоблачает за плохое.

Что такое дружба и как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей общей судьбы, одной профессии, но могут дружить люди и разных профессий.

Могут дружить два противоположных характера.  Дружба – это равенство  и неравенство, сходство и несходство. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах. В дружбе один дарит свой опыт и тем познаёт свою силу, другой обогащается опытом и познаёт в друге свой идеал.

Друг — это тот, кто ценит за хорошее и, любя, разоблачает за плохое.


№29

Что такое хорошая книга? Во-первых, книга должна быть увлекательной и интересной. После прочтения первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку. Речь идёт о книгах,  заставляющие нас задуматься, выразить эмоции. Во-вторых, книга должна быть написана богатым языком. В-третьих, она должна нести глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной. 

Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром или родом литературы. Так, увлечение только лишь жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов, знающих дорогу в Авалон гораздо лучше, чем путь домой. Если вы не читали книг из школьной программы или читали их в сокращенном виде, следует начать именно с них. Классическая литература - это обязательная база для каждого человека. В великих произведениях есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия. Они научат вас быть чуткими, эмоциональными, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей. Естественно,  читайте научно-популярную литературу. Она расширит ваш кругозор,  сформирует знание о мире, поможет определить вам свой путь в жизни, даст возможность саморазвития.

Надеемся, что эти доводы, приведённые в пользу чтения, сделают книгу вашим лучшим другом.                                                                                       (По материалам Интернета)

1. Хорошая книга должна быть интересной, написанной богатым языком и иметь глубокий смысл.

2. Не стоит увлекаться одним жанром литературы.

3. Классическая и научно-популярная литература оказывает огромное влияние на развитие чувств и формирование взглядов человека, поэтому её непременно нужно читать.

Что такое хорошая книга? Она  должна быть  интересной, написанной богатым языком и иметь глубокий смысл. Книги должны заставлять нас задуматься, выразить эмоции.  Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной. 

Не стоит увлекаться только одним жанром литературы. Увлечение только жанром фэнтези может превратить детей в гоблинов.
    Классическая литература - это обязательная база для всех. Они научат быть чуткими, помогут увидеть красоту мира, понять жизнь. Научно-популярная литература даст возможность саморазвития.  Эти доводы сделают книгу вашим лучшим другом.    


№30

Чтобы оценить доброту и понять её значение, надо непременно самому испытать ее:  надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нём, надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

Чужая доброта — это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить (рано или поздно, уверенно или неуверенно) своею добротою.  

Это великое счастье — почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает «чужое», ибо оно становится «моим» и «мною».  И для вражды и ненависти не остаётся места в душе.                                   (По  И.  Ильину) 

1.Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее, пожить в лучах чужой доброты.

2. От чужой теплоты согревается сердце, и оно не может не ответить взаимностью.

3. Почувствовать огонь доброты— это великое счастье.

Чтобы оценить доброту и понять её значение, надо непременно самому испытать ее, пожить в лучах чужой доброты.  Доброта приходит не по обязанности, а как дар.

Чужая доброта —это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, испытавший доброту, не может не ответить своею добротою.  

Почувствовать в сердце огонь доброты - это великое счастье. В этот миг даже «чужое» становится «моим» и «мною», и для вражды не остаётся места в душе.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению в 9 классе.

В данной разработке содержатся рекомендации по подготовке девятиклассников к сдаче ГИА. Особую трудность для них представляет написание сжатого изложения. В работе представлены основные языковые прием...

Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению в 9 классе.

Данная презентация прилагается к разработке по теме "Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению"...

Тексты для обучения написанию сжатого изложения.

Данный материал может быть использован для подготовки к сжатому изложению учащихся 5-9-х классов, а также для различного вида проверочных и контрольных работ....

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста

Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем...

Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .

Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...

Подготовка учащихся 9-х классов к написанию сжатого изложения

Подготовка учащихся 9-х классов к написанию сжатого изложения...