Подготовка учащихся 9-х классов к написанию сжатого изложения
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Гисматуллина (Шадрина)Ирина Сергеевна

Подготовка учащихся 9-х классов к написанию сжатого изложения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Подготовка учащихся 9-х классов к написанию сжатого изложения в формате ОГЭ: работа над содержанием и приемами сжатия исходного текста»

Готовимся к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста и практическая работа

Приемы сжатия

  1. Исключение — приём, при котором сначала необходимо выделить важные смысловые элементы, а затем исключить несущественное.

Исключить можно:

  • повторы;
  • часть однородных членов;
  • подробности, уточняющие члены предложения, пояснения;
  • вводные слова;
  • причастные и деепричастные обороты, не несущие главного смысла;
  • целые предложения, дублирующие информацию из предыдущего фрагмента текста.

Например:

Настоящий друг придет на помощь всегда, при любых жизненных ситуациях. — Настоящий друг придет на помощь всегда.

  1. Обобщение — приём сжатия, при котором мелкие, единичные факты объединяются на основе общего. Подбирается какое-то слово (словосочетание), которое можно использовать вместо более объемного фрагмента предложения.

Обобщать можно:

1) Однородные члены предложения обобщающим словом.

Например:

На витрине лежали яблоки, апельсины, мандарины, груши. – На витрине лежали фрукты.

2) Фрагмент текста синонимичным выражением.

Например:

Андрей занимается волейболом. Миша ходит на теннис. Марина увлекается плаванием. Катя играет в бадминтон. Олег состоит в футбольной команде. — Ребята занимаются разными видами спорта.

  1. Замещение — приём, при котором длинная синтаксическая конструкция (предложение или его часть) заменяется по смыслу на более короткий смысловой отрезок.

Замещать можно:

1) Сложное предложение простым.

Например:

Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. — Яшка проснулся очень рано.

2) Придаточное предложение деепричастным оборотом.

Например:

Когда ребята вышли из дома, они направились в лес. — Выйдя из дома, ребята направились в лес.

3) Придаточное предложение причастным оборотом.

Например:

Мы подошли к дому, который стоял на берегу озера. — Мы подошли к дому, стоящему на берегу озера.

4) Предложение или его часть определительным или отрицательным местоимением.

Учителя, ученики, родители, гости вышли на школьную линейку. — На школьную линейку вышли все.

Ни учителя, ни ученики, ни родители не проголосовали за отмену школьной формы. — Никто не проголосовал за отмену школьной формы.

5) Придаточное предложение второстепенным членом (дополнением, определением или обстоятельством).

Например:

Когда наступил вечер, ребята отправились на каток. — Вечером ребята отправились на каток.

В одноэтажном здании находится фирма, которая предлагает своим клиентам туры в различные страны. — В одноэтажном здании находится туристическая фирма.

Практическая работа

  • Прочитайте текст.
  • Озаглавьте каждую микротему.
  • Используя различные приемы компрессии, произведите сжатие текста.

Солнце жгло немилосердно. Едва поднявшись над горизонтом, оно обдавало землю своим горячим дыханием, а к полудню степь превращалась в раскалённую печь. От невыносимой жары никла каждая травинка. Звери рвали когтями сухую, неподатливую землю, заваливались набок, тяжело дышали…

Лишь иногда ненадолго в степи появлялся ветер. Он пробегал по низинам, шевелил увядающие травы, и травы отзывались жёстким жестяным шелестом. Но однажды перед рассветом с востока подул ровный, сухой ветер. Он не ослабевал и, казалось, не крепчал, дул утром и днём, вечером и ночью с тоскливым, зловещим однообразием. Никакой прохлады не было в этом душном, горячем ветре, никакого облегчения он не приносил. На четвёртые сутки ветер усилился, стал нести с собой резкие песчинки и почти незаметную мелкую пыль.

Как раз в эти дни у балки ярко и молодо зацвёл подсолнух. Он расцветал наперекор всему, словно его не касалось то, что происходило в степи: жаркое дыхание суховея, безвременное увядание трав, неутолённая, смертная жажда пересохшей земли.

План текста

  1. Невыносимая жара.
  2. Ветер.
  3. Подсолнух.

Сжатие текста

  1. Невыносимая жара.

1) Исключение

Солнце жгло немилосердно. Едва поднявшись над горизонтом, оно обдавало землю своим горячим дыханием, а к полудню степь превращалась в раскалённую печь. От невыносимой жары никла каждая травинка.

2) Замещение

Звери рвали когтями сухую, неподатливую землю, заваливались набок, тяжело дышали… (= страдали)

Получившийся текст (1 абзац)

Солнце жгло немилосердно. К полудню степь превращалась в раскалённую печь. От невыносимой жары никли травы, страдали звери.

  1. Ветер.

1) Исключение + замещение

Лишь иногда ненадолго в степи появлялся ветер. Он пробегал по низинам, шевелил увядающие травы, и травы отзывались жёстким жестяным шелестом. Но однажды перед рассветом с востока подул ровный, сухой ветер.

2) Исключение + обобщение

Он не ослабевал и, казалось, не крепчал, дул утром и днём, вечером и ночью (= беспрестанно) с тоскливым, зловещим однообразием. Никакой прохлады не было в этом душном, горячем ветре, никакого облегчения он не приносил (= не давая прохлады). На четвёртые сутки ветер усилился, стал нести с собой резкие песчинки и почти незаметную мелкую пыль.

Получившийся текст (2 абзац)

Ненадолго появлялся ветер, шевелил увядающие травы. Однажды с востока подул ровный, сухой ветер. Он дул беспрестанно, с тоскливым однообразием, не давая прохлады. На четвёртые сутки ветер усилился, стал нести с собой резкие песчинки и мелкую пыль.

  1. Подсолнух.

Исключение + замещение

Как раз в эти дни у балки ярко и молодо зацвёл подсолнух. Он расцветал наперекор всему, словно его не касалось то, что происходило в степи: жаркое дыхание суховея, безвременное увядание трав, неутолённая, смертная жажда пересохшей земли.

Получившийся текст (3 абзац)

В эти дни наперекор всему у балки ярко и молодо зацвёл подсолнух, словно его не касалось жаркое дыхание суховея.

Сжатый текст (целиком)

Солнце жгло немилосердно. К полудню степь превращалась в раскалённую печь. От невыносимой жары никли травы, страдали звери.

Ненадолго появлялся ветер, шевелил увядающие травы. Однажды с востока подул ровный, сухой ветер. Он дул беспрестанно, с тоскливым однообразием, не давая прохлады. На четвёртые сутки ветер усилился, стал нести с собой резкие песчинки и мелкую пыль.

В эти дни наперекор всему у балки ярко и молодо зацвёл подсолнух, словно его не касалось жаркое дыхание суховея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Обучение написанию сжатого изложения"

Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Обучение написанию сжатого изложения". Тип урока: Развитие речи...

«Текст как вершина речевой культуры» (дополнительный курс для подготовки учащихся 10-х классов к написанию итогового сочинения)

Курс обеспечивает развитие у обучающихся интерпретационных способностей, то есть способностей понимания текста на основе анализа, осмысления содержательной и формальной стороны текста, выделения...

Рекомендации для подготовки обучающихся 9 класса к написанию сжатого изложения и сочинения

Все школьники, которые оканчивают 9 классов, должны обязательно сдать Основной Государственный экзамен (ОГЭ) по русскому языку, поскольку сегодня это является главным требованием при получении аттеста...

мастер - класс на тему "Подготовка учащихся 9-ых классов к написанию сочинения - рассуждения на ОГЭ по русскому языку", то есть обучение выполнению задания 15.3.

мастер - класс позволит учителю русского языка подготовить учащихся девятых классов к написанию задания15.3. В презентации есть ссылки на линию учебников, по которым работает педагог (Т.А. Ладыженская...

Практическое занятие с учащимися 9-ого класса «Подготовка к написанию сжатого изложения».

Цель занятия: Подготовить учащихся к написанию сжатого изложения, используя основные способы компрессии....

Методические рекомендации по подготовке учащихся 11-х классов к написанию итогового сочинения.

Для подготовки к написанию сочинения предлагаю практический  материал, который может быть полезен для проведения  занятий со старшеклассниками, а именно разные формы вступления....

Подготовка обучающихся 8 класса к написанию сжатого изложения

Формирование читательской грамотности через обучение сжатому изложению...