Практическое занятие с учащимися 9-ого класса «Подготовка к написанию сжатого изложения».
план-конспект урока по русскому языку (8, 9 класс) на тему

Львова Галина Владимировна

Цель занятия: Подготовить учащихся к написанию сжатого изложения, используя основные способы компрессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое занятие с учащимися 9-ого класса «Подготовка к написанию сжатого изложения».

Цель занятия: Подготовить учащихся к написанию сжатого изложения, используя основные способы компрессии.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • формировать структурированное восприятие и содержание текста,
  • формировать умение видеть логику рассуждения,
  • формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста.

Развивающие:

  • продолжить отрабатывать навыки сжатия текста в рамках подготовки к ГИА,
  • уметь выделять микротемы текста,
  • расширять словарный запас.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету,
  • содействовать развитию умения учащихся общаться между собой,
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности,
  • формировать умение видеть прекрасное в обыкновенном, обыденном;
  • воспитывать любовь к природе

Используемые технологии: информационно-коммуникационная технология.

Оборудование: персональный компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, самостоятельная.

Методы соответствуют задачам занятия и его цели, а также характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.

Ход занятия

1. Организационный момент (2 минуты).                                               СЛАЙД 1

2. Памятка «Как писать изложение?» (5 минут)

-Вспомним последовательность работы с текстом при написании сжатого изложения.

                                                                                                                          СЛАЙД 2

Повторение способов компрессии текста (приемов сжатия)                 СЛАЙД 3

3. Работа с исходным текстом (35 минут):

  • рассказ о любви писателя К.Г.Паустовского к Мещёрскому краю

Константин Паустовский вспоминал, что любовь к природе «завладела им с детских лет».

Уже в первых его произведениях чувствуется особое авторское внимание к живому миру. Но, как он сам признавал, далеко не всегда удавалось «видеть и понимать прекрасное». Это неповторимое авторское чутье пришло к писателю после встречи с Рязанским краем. «После Мещеры я стал писать по-другому – проще, сдержаннее, стал избегать броских вещей и понял силу и поэзию самых непритязательных душ и самых невзрачных вещей...» – так говорил писатель.                                 СЛАЙДЫ 4,5,6

Писатель не мог остаться равнодушным к бескрайним мещерским лесам. Бывало, он целыми днями бродил по «километрам тишины и безветрия», прислушиваясь к лесным звукам, вдыхая ароматы грибов и ягод. «Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру», – писал он.                                                                                                                  СЛАЙД 7

Созерцание каждой минуты лесной жизни, начиная с робкого мгновения, когда «наливается тихим светом заря», и заканчивая «настороженной тишиной» ночи, навевало Паустовского на мысли о месте человека в мире, о роли природы в современной жизни.                                                                                          СЛАЙДЫ 8,9

  • знакомство с текстом К.Г.Паустовского

ОБЫКНОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ


      В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.
      Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шел холодный дождь и ветер налетал косыми ударами.

В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.

Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам - разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.
      Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу.

  • беседа по вопросам (определение темы, идеи, структуры и абзацного членения текста)
  • второе чтение текста
  • определение микротем исходного текста (работа в группах) составление плана изложения                                                                                          СЛАЙД 10
  • работа над сжатием исходного текста (коллективная работа)   СЛАЙДЫ 11-22

Читается исходный текст, выделяется главное, второстепенное, принимается решение, как правильно сжать, записывается эта микротема.

  • итоги работы над исходным текстом                                             СЛАЙДЫ 23-24

Зачитывается несколько готовых  работ сжатого изложения

4. Итоги занятия (5 минут).

Таким образом, мы сумели передать основное содержание исходного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы; правильно применить не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение); сохранить смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения.

Кроме того мы познакомились с текстом, который учит видеть прекрасное в обыкновенном, обыденном и воспитывает любовь к природе.                    СЛАЙД 25


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Слайд 2

Как писать изложение 1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли. 2. Найдите среди них главную мысль. 3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. 4. Озаглавьте каждую часть и составьте план. 5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. 6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста? 7. Обдумайте средства связи между частями. 8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык. 9. Запишите этот сокращённый текст на черновике.

Слайд 3

Способы сжатия текста Исключение лишних второстепенных предложений. Сокращение ряда однородных членов. Составление из нескольких предложений одного предложения обобщенного смысла. Исключение повторов мыслей автора.

Слайд 4

К.Г. Паустовский «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в Мещерском крае. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России – и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей.» ( К.Паустовский )

Слайд 5

Мещерский край

Слайд 6

Мещерский край

Слайд 7

Утро в Мещерском краю

Слайд 8

В краю Мещерских озер

Слайд 9

В краю Мещерских озер

Слайд 10

ПЛАН В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств. Что можно увидеть в Мещерском крае? Что можно услышать в Мещерском крае? С каждым днем край делается богаче, разнообразнее и милее сердцу.

Слайд 11

В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но всё же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен – так же, как картины Левитана. Но в нём, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

Слайд 12

В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха . Но всё же край этот обладает большой притягательной силой . Он очень скромен – так же, как картины Левитана. Но в нём, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

Слайд 13

Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, лесные озёра, стога, пахнущие сухим и тёплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.

Слайд 14

Что можно увидеть в Мещёрском крае ? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, лесные озёра, стога , пахнущие сухим и тёплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.

Слайд 15

В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик заблудшей коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским шумом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

Слайд 16

В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры , где так торжественно и тихо, что бубенчик заблудшей коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским шумом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

Слайд 17

В Мещёрском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звёзды.

Слайд 18

В Мещёрском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие избы лесников, пески, можжевельник , вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звёзды.

Слайд 19

Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.

Слайд 20

Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов (птиц), свист иволги, суетливый стук дятлов , вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке , а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.

Слайд 21

Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днём край этот делается всё богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории.

Слайд 22

Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днём край этот делается всё богаче , разнообразнее, милее сердцу . И, наконец, наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории.

Слайд 23

«Обыкновенная земля»

Слайд 24

«Обыкновенная земля»

Слайд 25

«И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к своей стороне». К. Паустовский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

Методическая разработка урока в 9 классе «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Урок вошел в систему уроков по развитию речи и подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов задан...

Развитие речи. 8 класс. Подготовка к написанию сжатого изложения (ГИА)

 Как подготовить выпускников 9 класса к написанию сжатого изложения? Есть определённая система такой подготовки. Не торопитесь давать учащимся прослушивать текст и писать по нему изложение...

Дидактические материалы для учащихся к урокам по подготовке к написанию сжатого изложения.

Данная работа представляет собой подборку заданий для обучающихся разных классов (с 5 по 9) по  подготовке к важному виду проверки знаний, умений и навыков – сжатому изложению текста....

Конспект урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе"

Урок развития речи в 9 классе.Тема: Подготовка к написанию сжатого изложенияОсновная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.Образовательная:формироват...