«За морем царевна есть…»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Конограй Ольга Валентиновна

 

 (Сочинение по картине Врубеля «Царевна-Лебедь»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx948.99 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. «За морем царевна есть…»

 (Сочинение по картине Врубеля «Царевна-Лебедь»)

Цели урока

  • обучение написанию сочинения по картине
  • развитие речи, образного и логического мышления
  • воспитание художественного вкуса, любви к родному слову и к литературе
  • обучение работе со словарями
  • обучение работе в группе

Оборудование

Мультимедийная доска

Учебники

Приложение к учебнику «Русский язык» 5 класс

Презентация

Видеоматериалы

Музыкальное сопровождение (фрагменты из оперы «Царевна-лебедь»

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Слово учителя (на фоне музыки)

Ребята, когда вы выполняли домашнее задание, вспоминали замечательную сказку Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане…», которую знает каждый.

К столетию великого поэта композитор Н.А.Римский-Корсаков написал одноименную оперу.

Вслушайтесь в звучание музыки. Этот фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане», который  называется «Три чуда». Кто догадался, о каких чудесах идёт речь?

Какое  из чудес, на ваш взгляд, было самое чудесное, принесло князю  настоящее Гвидону счастье?

Вы абсолютно правы. Это Царевна-Лебедь. Именно она была чудесной исполнительницей его желаний. Именно она была тем существом, которое понимало тоску князя Гвидона. Именно она в конце сказки подарила ему счастье взаимной любви. Именно о ней мы и поведем беседу.

На экране фрагмент арии Царевны-Лебедь в исполнении К.Кадинской. Вам понравилась Царевна-Лебедь?

Первая постановка оперы была необычайно красивой. Посудите сами: на гениальные стихи Пушкина написал музыку великий композитор, а декорации и эскизы костюмов к спектаклю были созданы знаменитым художником Врубелем.

Презентация слайд 1

Работа над постановкой оперы вдохновила художника на создание еще одного шедевра – картины «Царевна-Лебедь», на которой была изображена первая исполнительница сказочной героини  волшебная муза Врубеля, его супруга  Надежда Забела.

Слайд 2.

Слайд 3

Беседа с учащимися

  • Как художнику удалось создать сказочный образ?
  • В какой момент изображена царевна?
  • Что восхищает в её облике?
  • На каком фоне она изображена?

Слово учителя

Композитор М.Ф. Гнесин так отзывался об исполнительнице партии красавицы-царевны: «Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные сказочные глаза, пленительно женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные длинные руки». Грациозность, хрупкость и трогательность в сочетании с необыкновенным голосом покоряли всех.

Фантастические и литературные образы, воплощённые Врубелем в картинах, немыслимы без изображения природы. Она гармонирует с обликом персонажей, раскрывая их сущность. Вдалеке багряными отсветами горит замок на волшебном чудо-острове. Морской пейзаж в густых сине-лиловых сумерках на картине «Царевна-Лебедь» тоже проникнут волшебством. Светлая полоска неба над горизонтом  бросает отблеск на морскую гладь. Розовым светом вечерней зари окрашены гребни волн и полувоздушное оперенье Царевны-Лебеди.

Врубель создал образ Царевны  с помощью красок. Мы тоже сегодня постараемся стать художниками, но только художниками слова, и с помощью слов создать картину, похожую на творение  мастера.

Беседа с классом

  • Как вы думаете, с чего начинает работу художник, приступая к картине? ( Он продумывает композицию)
  • Первый шаг на пути написания сочинения… (Продумывание плана работы)

В ходе обсуждения плана сочинения на слайде презентации появляются пункты плана

  • Во вступлении мы должны сказать о …(Мы можем рассказать о поэте А. С. Пушкине, композиторе Н. А. Римском-Корсакове, художнике М. А. Врубеле, об изображении сказочного образа Царевны-Лебеди в произведениях разных жанрах искусства.)
  • Вторым пунктом плана станет описание картины. С чего можно начать…(Можно начать с настроения, которое передает картина.)
  • По свидетельству современников, Врубель писал многие свои полотна особенным образом: он начинал творить, заполняя пространство с краёв, и только на последнем этапе начинал проступать тот замысел, который стремился выразить художник. Что изображено на заднем плане картины? (пейзаж) значит, и нам следующим пунктом плана надо выбрать описание фона, на котором изображена царевна.
  • Теперь начнем описывать саму Царевну-Лебедь. На что мы обратим внимание в первую очередь? (На лицо царевны)
  •  Чтение текста упражнения №18

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

  • Внимательно посмотрите на текст стихотворения, найдите в нем слова, которые сейчас не употребляются. Как вы думает, почему автор их использует? Запишем эти слова в тетрадь. Попробуем перевести их на современный язык.
  • Что мы будем описывать дальше в образе Царевны-Лебеди (позу, наряд)
  • Заключительный пункт нашего сочинения. Что мы расскажем в нем?  (Настроение, которое создаёт картина.Мастерство художника)

Словарная работа

Вернемся вновь к пушкинским строчкам. Какие словосочетания можно использовать при описании царевны. Подчеркните их.

Работа в группах

        Поэт Владимир Маяковский писал:

                        Поэзия – та же добыча радия,

                        В грамм добыча, в годы труды.

Изводишь единого слова ради

Тысячи тонн словесной руды.

Как вы поняли эти слова?... значит, и нам, чтобы наше сочинение было красивым и интересным, нужно немало слов перебрать, чтобы выбрать наиболее точные.

        Что же нам поможет в этой работе? … конечно, словари: толковый, синонимов и эпитетов. Они есть у вас на столах. Сейчас каждая группа займется очень ответственной работой: кто-то выберет синонимы к предложенным словам, кто-то даст толкование устаревшим, кто-то поработает со словариком эпитетов.

Класс в начале урока поделен на группы, у каждой на столе задание:

1 группа. Дать толкование словам поднизь, кокошник, скатный, яхонт

2 группа. Подобрать синонимы к словам: Врубель, картина

3 группа.  Подобрать синонимы к словам: Царевна-Лебедь, создать (картину)

4 группа.  Подобрать яркие глаголы для рассказа о впечатлении от картины.

5 группа.  Подобрать эпитеты, яркие глаголы, существительные для описания царевны

6 группа.  Подобрать наиболее подходящие слова для описания пейзажа.

Представитель каждой группы делает запись на доске

  • Как вы думаете, мы все предусмотрели, чтобы наша работа была интересной? А о чем еще нужно помнить, чтобы наша словесная картина была не только красивой, но и легко читаемой? Правильно, нужно не забывать о соблюдении красных строк и орфографических правил.

Кажется, все готово. Посмотрим еще раз на картину и притупим к работе.

Показ видеоматериалов в музыкальном сопровождении по картине Врубеля.

Написание сочинения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- «Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского» в 5 классе

Этот урок даёт возможность учителю обобщить, повторить и закрепить изученный материал по двум изученным сказкам - "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина и сказке "Спящая царевна" В.А...

Технологическая карта урока «Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского»

Данная технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС и позволяет организовать деятельность детей по исследовательской работе, анализу и сравнению полученных знаний о фольклорных ...

Литературная композиция «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Родная природа в творчестве русских поэтов 19 века)

Стихотворения о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Русские поэты всегда думали о главном - своей Родине....

Классный час "«Есть такая профессия – защищать моря и океаны! Знакомство с профессией эколога»"

Цель: дать обучающимся представление о профессии эколога. Способствовать осознанию учащимися важности и необходимости сохранения морей и океанов....