Урок русского языка в 6 классе по теме "Имя прилагательное".
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Коробко Наталья Сергеевна

Первый урок по теме "Имя прилагательное" . Учащиеся не только повторяют изученное в 5 классе об имени прилагательном, но и учатся быть толерантными, терпимыми к другим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_pril.docx26.97 КБ
Файл imya_prilag.pptx278.92 КБ
Файл prilozhenie.docx13.35 КБ

Предварительный просмотр:

              Имя прилагательное как часть речи. 6 класс.

Цели:

-дать понятие имени прилагательного как части речи;

-вспомнить изученное об имени прилагательном в 5 классе;

-нравственное воспитание детей.

Оборудование: презентация, толковые словари, фразеологические  словари.

                                             Ход урока.

  1. Приветствие учащихся.

2. Проверка домашней работы. (Подготовленный словарный диктант). Рейс, рейка, рельс, резерв, рейд, спортсмен, деталь, академия, агрессия, сессия, договоренность, намерение, добыча, троллейбус, депо, плато, кафе, шимпанзе, реле, тире, бензопровод, газопровод, нефтепровод, путепровод, фанера, непоседа, егоза, насмехаться, копировать, профессия, арматура, бетон, агент.

3. Запись в тетради даты, эпиграфа к уроку.

                                      Пусть добрым будет ум у вас,

                                      а сердце умным будет.

                                      С.Я.Маршак.

-Ребята! Как вы понимаете слова детского поэта? Прокомментируйте их.

4. Переход к новой теме.

Чтобы узнать, о какой части речи мы с вами будем сегодня говорить, нужно отгадать загадку.

                                               Определяю я предметы,

                                               Они со мной весьма приметны.

                                               Я украшаю вашу речь,

                                               Меня вам надо знать, беречь.

                                                      (Имя прилагательное).

5.Постановка учебных задач.

-Какие учебные задачи мы должны сегодня поставить и решить? (Повторить все, что мы изучили об имени прилагательном в 5 классе).

6.- Ребята! А в словах Маршака есть прилагательные? (Добрым, умным). Докажите.(Обозначают признак предмета, отвечают на вопрос: какой?)

Запишите тему урока в тетради.

          Имя прилагательное как часть речи.

7.-Вспомните, что вы знаете об имени прилагательном?

(Самостоятельная часть речи, отвечает на вопрос: какой? какая? какое? какие? Обозначает признак предмета. Изменяется по падежам, числам, может быть муж., женск.  или среднего рода. В предложении является определением, может быть сказуемым.) Заполнение кластера.

8.-Выпишите из предложения  словосочетание УМНОЕ СЕРДЦЕ. Какое это  изобразительно - выразительное средство? (Эпитет).

-А что такое эпитет? (Определение, содержащее авторскую оценку).

9.-Дайте определение слову сердце.

-А теперь сравним со словарем. Ученик читает словарную статью о слове сердце).

10.- В словаре эпитетов К.С.Горбачевича и Е.А.Хабло более 100 прилагательных к слову сердце. Подберите и запишите  за 1 минуту 6 прилагательных-эпитетов к слову сердце. (Доброе, ангельское, беспокойное, благородное, большое, великолепное, горячее, жалостливое, гуманное, золотое, кроткое, мягкое, огромное, великодушное и т.п.)

11.-А теперь подберите фразеологизмы с этим словом из Фразеологического словаря. (Сердце разрывается, с открытым сердцем, сердце не на месте, с чистым сердцем и т.п.)

-О каких людях здесь говорится? (о добрых, о тех, кто любит людей, чувствует боль других).

12.-А теперь запишите  за 1 минуту антонимы к нашим эпитетам. Кстати, что такое антонимы? (Слова одной части речи с противоположным лексическим значением). (Бездушное, бесчувственное, глухое, железное, жестокое, ледяное, злое, каменное- повторить попутно правописание приставок на З,С, непроизносимые согласные).

13.-Найдите фразеологизм с этим значением. (Сердце обросло мхом.)

14.-Назовите героев, имевших «ледяное сердце», тех, кому осколки попали прямо в сердце, и сердце превратилось в кусок льда.(«Снежная королева», «Три толстяка» и т.д.)

15.-Итак, сначала мы говорили, о добром сердце, потом о злом, существительное одно, а прилагательные разные. Какова же функция прилагательного? (Описательная, украшение речи)

 

                           Я украшаю вашу речь…

ФИЗМИНУТКА. Нарисуйте глазами 5 сердечек.

15.- А что значит железное сердце? Кто из известных вам героев хотел заменить сердце другим? (Дровосек из сказки Волкова «Волшебник изумрудного города»).

(Отрывок из текста сказки распечатан на каждого).

Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ.

-Прочитайте текст. Какова тема текста (о чем?). Тема текста- проблема, которую ставит автор. -Железный дровосек хотел иметь сердце, которое  способно любить.

-Актуальна ли проблема в наши дни?

Работа в парах.

Вставьте пропущенные буквы, объясните.

Укажите род, число, падеж прилагательных. Поменяйтесь работами, взаимопроверка, выставление оценок.

1 кадет у доски, его проверяет сильный ученик).

Гудвин пробил в груди Дровосека небольш… отверстие и показал ему красив… шелков… сердце.

-Нравится ли оно вам?

-Оно прелестно! Но доброе ли оно, это красивое сердце, и сможет ли любить?

-О, не беспокойтесь!- ответил Гудвин.- С этим сердцем вы будете самым чувствительн… человеком на земле.

Сердце было вставлено, дыра запаяна, и Железный Дровосек, ликуя, поспешил к друзьям.

-О,  как я счастлив, милые друзья мои!- громко заявил Дровосек.- Сердце бьется в моей груди, как прежде. Даже сильнее, чем прежде. И знаете что? Оно гораздо нежнее того, которое было у меня прежде. Меня переполняют любовь и нежность.

-Найдите краткие прилагательные в тексте. Докажите. (Прелестно, счастлив- отвечают на вопросы: каково? каков? В предложении являются сказуемыми).

-Найдите в первом предложении прилагательные, укажите их синтаксическую роль.(Определения).

PS –Найдите слова с непроизносимыми согласными.(Сердце, чувствительным)

-Найдите обращение. Объясните знаки препинания при нем.

16.-Напишите небольшую миниатюру на тему: «Памятник Доброму человеку», «Меня переполняют любовь и нежность», используя прилагательные. Работы собираются, оценки на следующий урок.

17. Рефлексия.

–Что на уроке было интересным?

 -Что показалось сложным?

18.Домашнее задание.

На «5»  Написать сказку об имени прилагательном.

На «4» упражнение №269.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пятое ноября. Классная работа . Пусть будет добрым ум у вас, А сердце умным будет. С.Я.Маршак.

Слайд 2

Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь.

Слайд 3

Имя прилагательное как часть речи.

Слайд 5

Эпитет - определение, содержащее авторскую оценку.

Слайд 7

Гудвин пробил в груди Дровосека небольш … отверстие и показал ему красив… шелков… сердце. -Нравится ли оно вам? -Оно прелестно! Но доброе ли оно, это красив… сердце, и сможет ли любить? -О, не беспокойтесь!- ответил Гудвин.- С этим сердцем вы будете самым чувствительн … человеком на земле. Сердце было вставлено, дыра запаяна, и Железн … Дровосек, ликуя, поспешил к друзьям. -О, как я счастлив, мил… друзья мои!- громко заявил Дровосек.- Сердце бьется в моей груди, как прежде. Даже сильнее, чем прежде. И знаете что? Оно гораздо нежнее того, которое было у меня прежде. Меня переполняют любовь и нежность.

Слайд 8

«Памятник Доброму человеку», «Меня переполняют любовь и нежность». Используйте прилагательные!

Слайд 9

Домашнее задание. На «5» Написать сказку об имени прилагательном. На «4» упражнение №269.



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя.

Вставьте пропущенные буквы, объясните. Укажите род, число, падеж прилагательных.

Гудвин пробил в груди Дровосека небольш… отверстие и показал ему красив… шелков… сердце.

-Нравится ли оно вам?

-Оно прелестно! Но добр… ли оно, это красив… сердце, и сможет ли любить?

-О, не беспокойтесь!- ответил Гудвин.- С этим сердцем вы будете самым чувствительн… человеком на земле.

Сердце было вставлено, дыра запаяна, и Железн… Дровосек, ликуя, поспешил к друзьям.

-О,  как я счастлив, мил… друзья мои!- громко заявил Дровосек.- Сердце бьется в моей груди, как прежде. Даже сильнее, чем прежде. И знаете что? Оно гораздо нежнее того, которое было у меня прежде. Меня переполняют любовь и нежность.

Фамилия, имя.

Вставьте пропущенные буквы, объясните. Укажите род, число, падеж прилагательных.

. Гудвин пробил в груди Дровосека небольш… отверстие и показал ему красив… шелков… сердце.

-Нравится ли оно вам?

-Оно прелестно! Но добр… ли оно, это красив… сердце, и сможет ли любить?

-О, не беспокойтесь!- ответил Гудвин.- С этим сердцем вы будете самым чувствительн… человеком на земле.

Сердце было вставлено, дыра запаяна, и Железн… Дровосек, ликуя, поспешил к друзьям.

-О,  как я счастлив, мил… друзья мои!- громко заявил Дровосек.- Сердце бьется в моей груди, как прежде. Даже сильнее, чем прежде. И знаете что? Оно гораздо нежнее того, которое было у меня прежде. Меня переполняют любовь и нежность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя прилагательное" урок русского языка 5 класс

Урок русского языка по теме: "Имя прилагательное" для 5 класса с учетом требований  ФГОС...

урок русского языка 5 класс полные и краткие прилагательные

Конспект  урока  русского  языка  в 5 классе "Полные  и краткие  прилагательные". Урок - изучение  нового материала, учащиеся самостоятельно выявляют такую группу...

Урок по русскому языку 6 класс "Написание сложных прилагательных"

Урок – путешествие с использованием репродукций картин русских художников .Использованы элементы контекстуального изучения, элементы технологии адаптивной школы. К уроку прилагается презентация, ...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка. 6 класс. Степени сравнения имён прилагательных.

Конспект урока, презентация, рабочий лист. Урок предполагает самостоятельную работу учащихся....

открытый урок русский язык 6 класс "Не с прилагательными"

Урок открытия новых знаний, предполагающий знакомство с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными....