Конспект урока развития речи "Лицо: загадки, тайны..." в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Харина Лидия Владимировна

Урок  развития речи  по теме "Описание внешности" создан как урок-диалог  в технологии "Диалог культур" на основе анализа текстов коми культуры, древнегреческого, древнеримского и славянского мифов с применением многоаспектного анализа слова ЛИЦО и материала притчи. С целью развития как устной, так и письменной речи учащихся использовано много заданий творческого характера. Прилагается дидактическое обоснование урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_litso_7_klass.doc137 КБ
Microsoft Office document icon did._obosn._uroka_litso.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Конспект урока развития речи

                                       по  русскому  языку   в  7  классе

         Тема –   «Описание  внешности человека».

         Имя урока – «Лицо:  загадки, тайны…»

         Цель урока:  формирование  диалогового  мышления и поликультурной компетентности на основе сопоставительного  анализа  текстов славянской, римской, греческой,  русской  и коми культуры.

Задачи урока:

  1. Познавательный аспект:

- способствовать осознанию содержания текстов разных культур;

- способствовать формированию представлений об образах многоликих божеств, об истинной красоте человеческих лиц;

- способствовать обучению умениям вступать в диалог,  решать проблемы,  участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- способствовать формированию коммуникативных навыков (работать в группе);

- обучать умению проводить многоаспектный анализ ключевого слова (значение, словообразование, этимология, синонимия, фразеология).

 2)  Развивающий аспект:

-  развивать  умения отвечать на вопросы,  выражать мысли ясно и точно;

-  развивать умения выделять главную мысль текста, сравнивать, обобщать, делать выводы;

-  способствовать развитию эмоциональной сферы  школьников;

-  способствовать  развитию речи  и  творческих способностей учащихся.

  3) Воспитательный аспект:

- воспитывать толерантность по отношению к другой культуре и другому народу;

- воспитывать терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь;

 - воспитывать отрицательное отношение к такому человеческому пороку как лицемерие.

Форма урока – урок-диалог.

Средства обучения:  текст  стихотворения А.Л.Барто  «В зеркале»;  

                                    текст стихотворения Н.Заболоцкого «О  

                                    красоте человеческих лиц» с толкованием непонятных  

                                    слов;  тексты о древних многоликих божествах  

                                    (Двуликий Янус, Световид, Геката, Войпель); текст

                                    притчи о половинках людей;  карточки с  

                                    высказываниями о лицемерии; иллюстрации с

                                    изображением многоликих божеств, человеческих лиц

                                    и масок;  толковый словарь, словарь синонимов;  

                                    элементы костюма для чтения по ролям; цветные  

                                    карандаши, фломастеры, бумага.

ТСО:    мультимедийная  презентация  урока,  музыкальная запись рондо    

        Бетховена  «Ярость по поводу утерянного гроша».      

              

                         

                         

                          Имя урока – « Лицо:  загадки, тайны…»

                                  (Сначала  «имя урока»  закрыто)       

                             

                               I.      Мотивационное начало.

          - Что самое загадочное на земле? Почему?

          - Прочтите начало афоризма Г.Х.Лихтенберга  «Самая занимательная  

            поверхность на земле – это …».  Продолжите афоризм и  Слайд №

            аргументируйте его окончание. (Версии учащихся с обоснованием)

          - Сравните своё окончание с авторским завершением фразы («… это  

             человеческое лицо»). Почему Г.Х.Лихтенберг именно так закончил  

             свою мысль? Прав ли автор?                                                 Клик

          - Видеоряд самых разнообразных лиц. Так что же занимательного,  

             загадочного есть  в  человеческом лице?                             Слайд №

                                            (Открывается  «имя урока»)                   Клик

           - Сегодня  мы  попытаемся  прикоснуться к тайнам  удивительного  

             понятия – лицо,  ибо  разгадать все его загадки вряд ли удастся.

II.    Многоаспектный анализ слова.

           1).  Лексическое значение слова.                                             Слайд №

           Лик – 1. Лицо, облик, обличие, выражение лица, портрет, изображение,  

                          образ.

                      2. Собор святых, ангелов, бесплотных духов.

                      3. Счёт, число.

          Лицо – харя, рожа (бран.); физиономия.

                             (В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка)

         Лицо -  1. Передняя часть головы человека.

                      2. (перен.) Индивидуальный облик, отличительные черты.

                      3. Человек как член общества.

                      4. Наружная, передняя, верхняя сторона предмета.

                      5. Грамматическая категория (например, глагола).

        Лицезреть – (устар. и  ирон.) – созерцать, видеть кого-нибудь  

                               непосредственно, своими глазами.

       Лицеприятие (устар.) – пристрастное отношение к кому-либо  или    

                                                 чему-либо.

       Личина* – 1. Маска. 2. (перен.) притворная внешность.

       Личина** – металлическая пластинка с замочной скважиной у дверей и  

                            ящиков с внутренними замками.

                               (С.И.Ожегов. Словарь русского языка)

             -  Как  связаны  между собой замочная скважина, маска и лицо  

                человека?  Вот вам и первая загадка.

         

          2).  Словообразование.                                           Слайд №

                                              лицедей                      лицеприятие            

                                              лицемер                      лицемерие

                      ЛикЪ               личный                       двуличный

                                              лицо                            лицезреть

                                              личина                        личико

          3).  Синонимия.

          Лицо - 1. Физиономия, личность (прост.); морда, рожа, рыло, мурло,  

                          харя, ряха (грубо-прост.); лик (устар. и традиц.-поэтич.).

                      2. Лицевая сторона, правая сторона (разг.).

                      3. Человек, личность, особа, персона (устар.).

         Лицедей – актёр, комедиант (устар.), притворщик.

        Лицемер – фарисей, ханжа, иезуит, волк в овечьей шкуре; Тартюф,  

                           двуликий Янус (книжн.); ипокрит (устар.); притворщик.

        Лицемерие – неискренность, фальшивость, лживость, двуличие,  

                              двоедушие, криводушие (устар.).

                             (З.Е.Александрова. Словарь синонимов русского языка)

         4).  Этимология.                                                         Слайд №

        Лик – общеслав., имеет соответствия в герм. и балт. языках (лит. lygust -  «равный»,  нем.  gleich  -  «ровный», готск.  leik – «тело, мясо, труп»).  Первоначальное значение -  «точное изображение лица» (ср.  «сличать» -  «сравнивать»).

     - Почему общеславянское лик соответствует литовскому  «равный» (кому? чему?) и немецкому  «ровный»?

     - Как объяснить значение слова лик в готском языке («тело, мясо, труп»)?

/Ещё одна тайна./

       Лицедей (актёр – устар.).  Заимствовано из ст.- слав. языка, в котором оно, вероятно, является калькой греч. prosopoleptos. Буквально значит  «изображающий лицо кого-нибудь другого».

      Лицемер – заимствовано из ст.- слав. языка, в котором оно является калькой греч. prosopoleptos, образованной сложением слов лице и  мЪрити (ср.  др.- рус.  не мЪрите лица -  «не лицемерьте»).

     - По словарю С.И.Ожегова, мерить – значит  «определять величину, протяжённость чего-либо мерой». Почему надо  «мерить»  лицо, и как это сделать?  / И эту загадку попробуем разгадать./

      Личина (маска).  Заимствовано из ст.- слав. языка, где личина – суффиксальное производное от ликъ -  «изображение лица».        Слайд №

     - Связаны ли по смыслу слова личина  и   личинка? Почему?

                              (Н.М.Шанский, В.В.Иванов, Т.В.Шанская. Краткий  

                               этимологический словарь русского языка)

      Лик – общеслав. Суффиксальное производное (суффикс –к- ) от литии-  «лить, формовать литьём». Исходное -  «форма, образ»     «вид»,  затем – «лицо», ср. польск. twarz – от  tvoriti – «делать».

      - Как связаны слова лик и польское его значение делать?

      - Лик  и   лить – что в них общего?                                

    Лицо – общеслав. Исходное  лико, параллельное – ликъ      лице по третьей палатализации К в Ц  и изменения под ударением Е после отвердения Ц в О в лицо.

   Личина. Заимствовано из ст.- слав. языка, где оно – суффиксальное производное от  ликъ – «изображение лица» (маска, обманная видимость)

                              (Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. Школьный этимологический  

                               словарь русского языка. Значение и происхождение слов.  

                               М.,  «Дрофа», 1997)

      - Что нового в значении слова ликъ появилось в этом этимологическом словаре? / Ещё одна загадка /.

         5).  Фразеология                                                                        Слайд №

       - Объясните значение фразеологизмов:

     Невзирая на лица (беспристрастно), стереть с лица земли (искоренить),

на лице написано (ясно видно по выражению лица), знать в лицо (по  

внешнему облику), на одно лицо (очень похожи), лицом к лицу (совсем  

рядом, вплотную), к лицу (подходит, идёт кому-либо; соответствует  

положению), в лице кого (в ком-нибудь), от лица кого-либо (от имени кого-нибудь), перед лицом кого-либо (в присутствии кого-либо), надевать личину (скрывать подлинное лицо).

         6).  Работа с пословицами.                                                       Слайд №

       - Найдите конец каждой пословицы.  

    А) Непригож лицом, …                         а) … умела бы пироги печь.

    Б) Не к лицу пироги разбирать, …       б) …а гляди на обычай.

    В) Личико беленько, …                         в) … коль хлеба нет.

    Г) Не гляди на лицо, …                         г) … да хорош умом.

    Д) С лица не воду пить, …                    д) … да разума маленько.

       - Объясните  значение  пословиц.

       - Что, судя по пословицам, народная мудрость ценила в человеке больше  

         всего?

         7).  Работа с однокоренными словами.

       - Образуйте от слова  лик однокоренной глагол.      (Сличить)

       - Какое значение имеет этот глагол?  (Сравнить)

       - Составьте словосочетание с глаголом сличить в значении сравнить. 

                                                      (Сличить решение с ответом)

       - А какое ещё значение может иметь глагол сличить?  Подскажу: вспомните третье значение однокоренного слова лик. (Лик = счёт. Считать)

       - Может быть, поэтому есть существа не с одним, а с несколькими лицами? Знаете ли вы  о многоликих существах? Попробуем разобраться в этом, анализируя тексты нескольких культур.

                                     

                                     III. Диалог с текстом.

                             (Работа в 4 группах  по 6 человек)                     Слайд №

  Каждая группа работает с текстом по предложенным вопросам.

           

                  1 группа.  «Двуликий Янус» (древнеримское божество).

  ЯНУС ДВУЛИКИЙ (Ianua - "Двери, ворота") - в древнеримской мифологии бог дверей, ворот, входов и выходов, бог договоров и союзов, бог всякого начала и конца, бог перемен, движения, а возможно, и бог сотворения Мира и Времени, знающий все события прошлого и будущего. Он изображался с двумя лицами, молодым и старым, которые были обращены в разные стороны: молодое – вперёд, в будущее, старое – назад, в прошлое.

Янус обычно представлялся существом с руками, на которых было 365 пальцев (по числу дней в году), на которых были связки ключей. Считалось, что именно он научил земных людей кораблестроению и земледелию. Праздник Януса ("агонии") справляется 9 января. В ХХ веке имя Двуликого ЯНУСА  как правило отождествляется с пророчествами и с

превратностями судьбы,  у ученых - ассоциируется с физическим Временем и с  его странными свойствами.

     В переносном смысле - "двуликий Янус" - лицемерный… ... Janusgesicht — голова Януса; перен. двуликий Янус, двуличный человек; двуличность, двуличие…

                                Вопросы для анализа текста

        - Почему у Януса два лица?

        - Что символизируют лица древнеримского божества?

        - Почему у Януса на руках 365 пальцев? С каким названием связано имя  

          Януса?

        - С чем ассоциируется у учёных имя Двуликого Януса?

        - Когда справляется праздник Януса? Почему он называется «агонии»?

        - Что означает выражение  «двуликий Янус» в переносном смысле?

             2 группа.  «Геката» (древнегреческая  трёхликая богиня).

     В греческой мифологии ГЕКАТА - богиня мрака, ночных видений и чародейств, покровительница магии и волшебства.

     Геката - богиня всех перекрестков, она смотрит сразу в трех направлениях. В древние времена ее трехглавые статуи были установлены на многих пересечениях, и при полной луне проводились тайные ритуалы, чтобы умилостивить ее.  Когда-то  она получила от Зевса  власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой.

     Геката - древнее божество, которое было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она  дает путникам легкую дорогу; помогает покинутым возлюбленным.

     Геката - подательница материнского благополучия, помогает рождению и воспитанию детей. Трехликая Богиня является моделью женской природы в ее девичестве, материнстве и старости.  

     Постепенно Геката теряет своей привлекательный облик и притягательные черты. Теперь это зловещая змееволосая и трехликая богиня, появляющаяся на поверхности земли лишь при лунном свете, с двумя пылающими факелами в руках, в сопровождении черных, как ночь, собак и чудовищ подземного мира. Именно такой представлена богиня на памятниках изобразительного искусства, начиная с V века  до  н.э.

                                    Вопросы для анализа текста

         - Почему Геката считается покровительницей магии и волшебства?

         - Какие дары эта греческая богиня получила от Зевса и Урана?

         - Почему Геката глубоко чтилась Зевсом?

         - Зачем этому древнему божеству три лица?

         - Какое отношение Геката имеет к женщинам и материнству?

         - Как со временем изменилась Геката? Каким её образ представлен

           на памятниках изобразительного искусства?

         - Какую героиню  греческих мифов она  теперь напоминает?

           3 группа.  «Световид» (славянское четырёхликое божество).

    СВЕТОВИД – божество, бывшее у славян в великом почитании. Он имел на Севере два славных храма.

    Истукан его был сделан из дерева величины огромной. Световид имел четыре лица: на каждую сторону света по одному. Бороды не имел; кудри у него были завитые; одежда на нём короткая. В левой руке был лук, а в правой – рог, выкованный из металла. При бедре  имел превеликий меч в серебряных ножнах. В стороне висели седло и узда коня его, тоже непомерной величины                                                  

                                 Вопросы для анализа текста

         - У какого народа Световид  «в великом почитании»?

         - Сколько храмов было у Световида на Севере?

         - Из чего был сделан истукан Световида? Почему?

         - Как  выглядело это славянское божество?

         - Зачем Световиду четыре лица?

         - Почему его так назвали? В чём тайна его имени?

         

         4 группа.  «Войпель» (коми-пермяцкое четырёхликое божество).

    ВОЙПЕЛЬ – древнее коми – пермяцкое божество. Считалось, что в русской записи слово искажено, и предполагалось, что его буквальный перевод -  «северное ухо» или  «ночное ухо». Но вряд ли так могло именоваться божество. Поэтому наиболее распространённым стало прочтение имени Войпель  как  «северный ветер»: ведь к функции Войпель относили власть над северным ветром, пургой, непогодой.

     О Войпель в легендах говорится, что это было могущественное божество, благосклонно относящееся к  людям.  К нему обращались с просьбой беречь людей от болезней, порчи, отводить от них оружие врагов.

      Изображение Войпель находилось на священном месте на вершине холма. Оно стояло под могучей берёзой в окружении других богов, среди которых идол Войпель был самым высоким. Со всех сторон идол был обложен камешками и раковинами, принесёнными со всех рек и речушек, где жили люди, поклонявшиеся Войпель.  В фольклорных источниках идол Войпель описывается как изображение четырёхликой женщины. Об этом же свидетельствует и древнепермское культовое литьё, в котором имеется изображение многоликой богини.

                             Вопросы для анализа текста

       -  Что входило в функции Войпель?

       -  Как это коми-пермяцкое  божество относилось к людям?

       -  С какими просьбами обращались люди к Войпель?

       -  Где находилось изображение божества?

       -  Как вы думаете, почему идол Войпель был самым высоким?

       -  Сколько лиц у Войпель? Почему?

  1. Диалог героев текста.                           Слайд №

                          (Творческое задание для работы в группах)

         Задание: составить  диалог «лиц»  героев  анализируемого  в группе  текста (4 – 6 реплик).

       -  Сколько лиц будет участвовать в диалоге?

       -  Определите характер героев диалога.

       -  Как должны выглядеть герои? Где они будут разговаривать?

       -  О чём будут говорить герои диалога?

       -  Придумайте элементы костюма героев и  прочитайте  этот диалог  по ролям.

  1. Диалог текстов.                                     Слайд №

                                         (Работа в группах)

  1. Составление вопросов для сравнения текстов.

 -  Чем похожи герои прочитанных текстов?

 -  Найдите черты отличия героев друг от друга.

 -  В чём сходство четырёхликих божеств?

 -  Чем  различаются  четырёхликие божества?

 -  Кто из героев – идолы, а кто – бог? Почему?

 -  Чем Геката существенно отличается от других героев?

2.  Выбор наиболее интересных вопросов.

3.  Ответы групп на вопросы.

     -  Зачем  божествам  так много лиц?

            -  Может ли у человека быть много лиц?

                     

  1. Диалог  с  надтекстовыми

        источниками.

      1.  Отгадайте загадку.

                                  Загадка                                                          Слайд №

                       (К.И.Чуковский)      

                    Мудрец в нём видел мудреца,

                    Глупец – глупца,

                    Баран – барана,

                    Овцу в нём видела овца,

                    И обезьяну – обезьяна.

                    Но вот подвели к нему Федю Баратова,

                    И Федя неряху  увидел лохматого.                      (Зеркало)

     

    2.  Прочитайте стихотворение  А.Л.Барто  «В  зеркале».         Слайд №

                         Не смотрюсь я в зеркала,

                     Поважнее есть дела!

                     Я не красавец, не урод,

                     Обыкновенный парень:

                     Обычный нос, обычный рот.

                     Глаза какие?  Карие…

                     …В хоккей играл я во дворе,

                     Столкнулся со старушкой.

                     Ну что ж, встречается в игре –

                     Её задели клюшкой.

                     Взялась ругать старушка

                     Всё наше поколенье,

                     Я спорил со старушкой

                     До белого каленья.

                     Она словцо, и я словцо –

                     Война у нас в разгаре.

                     Вдруг вижу в зеркале лицо:

                     Губастый, злющий парень.

                     Несли к соседям зеркало,

                     И вот средь бела дня

                     Оно так исковеркало

                     Меня!

                     Обычный нос, обычный рот,

                     Но оказалось – я  урод!

                     Стал в зеркало посматривать

                     Я вечером и днём.

                     Но каждый раз по-разному

                     Себя я вижу в нём.

                     Хромую кошку приласкал

                     Случайно на бульваре,

                     Иду домой мимо зеркал,

                     Смотрю:  красивый парень!

                     Обычный нос, обычный рот,

                     То я пригож, то я урод!

                     Нет, отражают зеркала

                     Не только наши лица –

                     И наши мысли, и дела

                     В них могут

                     Отразиться.

     

       3.  Ответьте на вопросы:  

      -  Каким видит себя в зеркале наш герой? Выполните  рисунки к стихотворению (по  желанию).

      -  Попробуйте  объяснить смысл мимики героя, отразившейся в зеркале.

      -  Так одно или два лица у нашего героя? Почему?

      -  Какое поведение (грубое, невежливое  или  приветливое, доброе)      

         делает нас более  симпатичными и привлекательными?

      -  Что ещё делает человеческие лица красивыми?

      4.  Прочитайте стихотворение Н.Заболоцкого   «О красоте человеческих    

           лиц».                                                                                 Слайд №

                     Есть лица, подобные пышным порталам*,

                     Где всюду великое чудится в малом.

                     Есть лица – подобия жалких лачуг*,

                     Где варится печень и мокнет сычуг*.

                     Иные холодные, мёртвые лица

                     Закрыты  решётками, словно темница.

                     Другие – как башни, в которых давно

                     Никто не живёт и не смотрит в окно.

                     Но малую хижинку* знал я когда-то,

                     Была неказиста* она, небогата,

                     Зато из окошка её на меня

                     Струилось дыханье весеннего дня.

                     Поистине мир и велик и чудесен!

                     Есть лица – подобья ликующих песен!

                     Из этих, как солнце, сияющих нот

                     Составлена песня небесных высот.

*Портал – главный вход большого здания, архитектурно оформленный.

*Лачуга –  небольшая, плохая хижина.

*Сычуг –  один из отделов желудка жвачных животных.

ижина –  небольшой сельский домик, избушка.

*Неказистый – (разг.) – некрасивый, неважный с виду. 

       -  Какие лица изобразил поэт?

       -  «Нарисуйте» словами  лица,  «подобные пышным порталам».

       -  Какие лица похожи на жалкие лачуги? на башни?

       -  Какие лица автор называет  «мёртвыми» и  почему сравнивает их с  

          темницами?

       -  «Есть лица – подобья ликующих песен».  Как выглядят такие лица?

       -  Что для поэта самое главное в лице человека? Почему стихотворение

           так называется?

       -  Могут ли все эти лица  «соединиться» в одном человеке? Почему?

 5.  Вопросы – парадоксы.                                                    Слайд №

       А)  «Лицо коня прекрасней и умней…» (Н.Заболоцкий).  Почему лицо, а не морда? Представьте, каким должно быть лицо коня.

       Б)  «И лицо с внимательными  глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь, - улыбнулось…» (Л.Н.Толстой.  «Война и мир»). Интересно, как  выглядит лицо, которое сравнивают с заржавевшей дверью?

       В)  «Когда веселится сердце,  расцветает лицо», - сказал кто-то из древних мудрецов. Почему?

       Г)  «Лицо человека – представитель высших духовных даров: лоб – небесная любовь; глаза – разуменье, разумное созерцанье; уши – понимание и послушанье; нос – постиженье добра; щёки – постиженье духовных истин; рот – мысль и ученье; губы – духовная хвала и пр.   Лицо - образ Божий».

(В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка).            Слайд №

      -  Почему В.И.Даль именно так объясняет высшие духовные дары человека?

      -  В чём парадоксальность объяснения носа  и  щёк как духовных даров?

      -  Почему  лицо – образ Божий?

      -  Всегда ли лицо – подобие образа Божия?  Давайте вернёмся к героям прочитанных текстов.

  1. Диалог  с  произведениями живописи.

  1.  Беседа.                                                                                                Слайд №

       -  Вам предлагаются изображения  этих героев.  Такими  ли  вы представляли многоликих  божеств?

       -  Какими словами из текста вы подписали бы эти картины?

       -  В чём особенность изображения  коми-пермяцкого божества?

          Опишите словами внешний облик Войпель.

       -  Взгляните на иконы. Знаете ли вы, кто на них изображён?

       -  На иконах лица  или  лики? Почему?                             Слайд №

       -  Чем  иконописный  лик отличается от  человеческого  лица?

                                             (Лик в иконе — самое главное. Глаза  всегда    

                                              выделены на лике, особенно в ранних иконах.  

                                              «Глаза — зеркало души» — известное выражение,  

                                              и родилось оно в системе христианского  

                                              мировоззрения. В Нагорной проповеди Иисус  

                                              говорит так: «Светильник для тела око, и если око 

                                              твое будет чисто, то все тело твое будет светло;  

                                              если же око твое будет худо, то все тело твое  

                                              будет темно» (Мф. 6.22). Таким образом, глаза

                                              определяют лик)  

       -  Посмотрите на маски. Почему они называются личинами?

       -  В чём отличие личины  от  человеческого лица?

                            (Информация   учителя.                                           

       В Библии говорится об образе и подобии Божием. Церковное предание разъясняет, что первое - это дар Божий, духовная основа каждого человека, а второе - способность духовного совершенства, то есть возможность образ Божий воплотить в жизни, в личности. И если это удается, в лице проступает лик. Полная противоположность лику - личина. Первоначальное значение этого слова - маска, нечто выдающее себя за лицо и принимаемое за него, но пустое внутри.                                                                                   Слайд №

   Отец Павел Флоренский в своей статье "Иконостас" напоминал, что слово "ларва" (маска) получило у римлян значение астрального трупа, "пустой" оболочки, оставшейся от умершего, т.е. темной, безличной силы, ищущей себе для поддержки и оживления свежей крови и живого лица, которое она могла бы облечь, присосавшись и выдавая это лицо за свою сущность.
      По Флоренскому, «
лицо - это свет, смешанный с тьмою, это тело, местами изъеденное язвами. По мере того как грех овладевает личностью и лицо перестает быть окном, откуда сияет свет Божий и показывает все определеннее грязные пятна на собственных своих стеклах, лицо отщепляется от личности, ее творческого начала, теряет жизнь и цепенеет маской овладевшей страсти. Напротив, высокое духовное восхождение осиявает лицо светоносным ликом, изгоняя всякую тьму, все недоконченное в лице, и тогда лицо делается художественным портретом себя самого, идеальным портретом, проработанным из живого материала высочайшим из искусств, "художеством художеств".

     "Тако да просветится свет ваш перед человеки, яко да видят ваши добрые дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех" (Мф. 5:16). "Ваши добрые дела" - это прекрасные дела, светоносные и гармонические проявления духовной личности, прежде всего светлое, прекрасное лицо, красотою которого распространяется во вне "внутренний свет" человека, и тогда преображенные неотразимостью этого света "человеки" прославят Отца Небесного, Чей образ на земле столь светел»).

  2.  Создание синквейна (работа в парах).                             Слайд №

       Каждая группа  (6 человек) делится на 3 пары.  Представитель пары выбирает одну из карточек, разложенных на столе лицевой стороной вниз,

со словами:  «Лицо»,  «Лик»,  «Личина».

      Задание:  составить синквейн на указанное слово.

(Примеры  синквейнов, составленных учащимися:

                            

                            Лицо.                                                             Лик.

                    Счастливое,  доброе.                                 Святой, ангельский.

           Привлекает, радует, удивляет.             Завораживает, восхищает, успокаивает.                  

        Самая загадочная вещь на земле.                Светлый  образ Божий на полотне.

                           Тайна.                                                     Совершенство.

 

                                               Личина (маска).

                                              Необычная, загадочная.

                                      Прикрывает, интригует, страшит.

                                   Нечто скрытное, непонятное и тайное.

                                                           Обман.)

                             VIII.    Выход  в  контекст  «вечных»  проблем.

   1.  Беседа.

      -  Как личина (маска) связана с человеком?

      -  Какое  переносное значение имеет слово  личина?

                                                 (Обманная внешность)

      -  Что обозначает омоним слова личина?

                                                 (Металлическая пластинка…)

      -  Почему металлическую пластинку с замочной скважиной у дверей и   ящиков с внутренними замками, с одной стороны, маску и обманную внешность человека, с другой стороны,  назвали одинаково – личина?  Есть ли что-то общее в значении таких разных предметов?

                                (Да,  нечто скрытое, будто под замком, неискреннее)

      -  Как называется такое качество человека, когда он неискренен, фальшив, кривит душой?

                                                 (Лицемерие)

      -  Каково главное качество лицемера?                 (Притворство, двуличие)

      -  Имя  какого божества часто используют для определения лицемера? Почему?                                                                         (Двуликий Янус)

    2.  Что такое лицемерие?                                                              Слайд №

      -  Прочитайте высказывания известных людей о лицемерии и попробуйте объяснить особенности этого человеческого порока.

       А) «Лицемерие – это дань, которую порок платит добродетели». Как вы понимаете высказывание  Ф.Ларошфуко?

       Б) «Лицемерие – нетрудное ремесло, всякий  негодяй  горазд в нём, но говорить откровенно, искренне, от всей души могут и смеют только благородные люди».   Прав ли  Ш.Петефи,  что  лицемерить легко?  Всякий ли лицемер – негодяй?

       В) «Лицемерие – мерить поступки не перед своей совестью, а перед лицом других».  Как вы понимаете слова  М.М.Пришвина?

       Г) «Лицемер – всегда раб».  Прав ли Р.Роллан? В чём проявляется рабство лицемера?

       Д) «Большое зло – лицемерие, угодничество, приспособленчество. Умей распознавать это многоликое зло, будь нетерпим и непримирим к нему». Почему В.А.Сухомлинский поставил в один ряд лицемерие, угодничество и  приспособленчество?   Как распознать это  «многоликое зло»?

 

   3.  Создание образа лицемерия (индивидуальная работа):          Слайд №

       -  цветовое решение образа (чёрно-белое, серое, чёрно-красное и т.д.)

       -  условное изображение (с помощью значков, например, маска)

   

   4.  Стихотворение по названию (творческая работа в группах). Слайд №

       Это нерифмованное стихотворение из 6 строк, каждая из которых хотя бы на одно слово длиннее предыдущей. В начало каждой строки выносится название произведения, а затем по строкам идут ассоциации:

                                - по цвету,

                                - по вкусу,

                                - по запаху,

                                - по звуку,

                                - по внешности,

                                - по переживанию.

       

        (Пример стихотворения, составленного учащимися:

                                 Лицемерие.

  1. Лицемерие чёрное, как вороново крыло.
  2. Лицемерие очень горькое, словно степная полынь.
  3. Лицемерие мерзко пахнет, будто фальшивые чувства  человека.
  4. Лицемерие похоже даже не на двуликого Януса, а на  страшную змееволосую Гекату.
  5. Лицемерие звучит, точно пение сладкоголосой птицы, а слышатся удары молота.
  6. Лицемерие – нетрудное для негодяев ремесло, но как  противно  это  ужасное многоликое зло! )

  1.  Диалог с музыкальным произведением                       Слайд №

    Заслушиваются стихотворения по названию (выступает представитель от группы) на фоне музыки Бетховена (Рондо  «Ярость по поводу утерянного гроша»)

-  Соответствует ли содержанию стихотворения о лицемерии музыка Бетховена?  Почему?

                           

                                 IX.   Обобщение.

       - Сегодня мы говорили о многоликих божествах. Пришли к выводу, что и  люди бывают двуликими. Двуличие в людях – это хорошо или плохо? Послушайте интересную притчу.                                              Слайд №

                                                           Притча.

       Когда-то люди были двулики, их половинки спинами прижимались друг к другу, при этом каждая очень чутко улавливала душевные устремления другой. Эта взаимная уверенность сделала людей непобедимыми, чем разгневала богов. Молния, пущенная Зевсом, разобщила людские лики и разлучила их на бесконечно долгий срок. С тех пор каждый из нас ищет свою половинку по всему свету.

      - Что скрыто в этой красивой притче?

                                                 (Много разных смыслов, но один смысл лежит      

                                                  на  поверхности – та божественная суть, что  

                                                  заложена  в каждом человеке,  раскрывается    

                                                  через общение, через поиск себе подобных)

      -  Получается, что двуликим быть не так уж плохо?

      -  Чем двуликость людей из этой удивительной притчи отличается от  

         двуличия лицемеров?

                                                  (У лицемера два лица: истинное, которое он  

                                                   скрывает,  и притворное, т.е. личина, маска,  

                                                   которую он  надевает и  выставляет напоказ)

      -  Так почему же  лицемерие – страшный порок человечества?

                                                  (У человека не лицо, а личина, маска, и страшно  

                                                   то,   что он думает, а не то, что говорит)

                                       

                                          X.   Рефлексия.                                     Слайд №

             Коллективное составление диаманты. Диаманта – это семистрочие, составленное на  понятия - антонимы:

        1 строка.  Тема (1 существительное).

        2 строка.  Определение (2 прилагательных).

        3 строка.  Действие (3 причастия).

        4 строка.  Ассоциации (4 существительных).

        5 строка.  Действие (3 причастия).

        6 строка.  Определение (2 прилагательных).

        7 строка.  Новое звучание темы (1 существительное – антоним 1 строке).

     

       (Пример диаманты на понятия «Лицо - личина», составленной учащимися:

                                Диаманта  « Превращение».

          Лицо.

                                        Доброе, светлое.

                      Понимающее, радующееся, улыбающееся.

                             Смех, издёвка, пакость, обман.

                     Скрывающая, унижающая, оскорбляющая.

                                     Грубая, безобразная.

                                              Личина.)

                                           XI.  Выводы.

      -  Так каковы  же загадки человеческого  лица?

                                                ( Лицо – образ Божий.

                                                  Лицо привлекательное и отталкивающее.                                                

                                                  Лик – лицо – личина.

                                                  Многоликое зло – лицемерие.)

                                                 

                              XII.   Домашнее задание (на выбор).              Слайд №

         1).  Эссе  «Человеческое лицо – самая занимательная поверхность на  

                земле».  

         2).  Эссе  «Лицемерие – многоликое зло».

         3).  Сочинение – рассуждение  «Чем страшны лицемеры?»

         4).  Творческая работа  «Сочини…»- на выбор:

                   - сказку о приключениях Гекаты во тьме ночи;  

                   - оду великану Световиду;

                   - разговор  «по душам» лиц двуликого Януса;

                   - письмо покровительнице северного ветра  Войпель.



Предварительный просмотр:

                                Дидактическое   обоснование

                                     урока   развития  речи  

                             по  русскому  языку  в  7  классе

Программа – под  ред. Т.А.Ладыженской.

     

Класс –  7 класс.

Время -  2 часа развития речи: 1 час – по теме  «Описание внешности человека»,  1 час – вместо выборочного изложения – описания внешности  (по теме  «Отец»  или  «Сын»).

Место урока в тематическом планировании – урок проводится после изучения  темы  «Причастный оборот.  Выделение запятыми причастного оборота»  и  как реализация национально-регионального компонента  филологического образования школьников.

Тема урока –    «Описание внешности  человека».

Имя урока -    «Лицо: загадки, тайны».  

Тип урока – комбинированный.

Технология – «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов). Цель - формирование диалогического мышления; обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных культур. Диалог культур разворачивается вокруг основных точек зрения, обучение строится на сквозном диалоге: учитель – ученик, ученик - ученик, ученик – группа, ученик – текст, внутренний диалог, диалог героев, диалог текстов. Для диалога текстов использованы тексты разных культур: греческой (о богине Гекате),  римской (Двуликий Янус),  славянской (о  Световиде) и коми (о четырёхликой богине Войпель).  Для диалога с надтекстовыми источниками  -  притча о половинках людей; стихи  А.Л. Барто  «В зеркале» и  Н.Заболоцкого  «О красоте человеческих лиц». Точка удивления – загадка слова (многоаспектный анализ слова  лицо). Игровые средоточия: словесные игры,  художественный образ, элементы драматизации.

Форма урока – урок – диалог. Создание ситуации диалога предполагает:

- поиск, волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может формироваться собственный смысл изучаемого материала;  

- переопределение общей учебной проблемы каждым учащимся, порождение им своего вопроса как загадки;

- переработка учебного материала в систему проблемно- конфликтных вопросов и задач, постоянное воспроизведение ситуации незнания,  сгущение своего видения проблемы, своего вопроса, парадокса;  

- многоаспектный анализ слова (лицо, лик, личина);

- слово в контексте художественных произведений разных культур;

- выход в контекст вечных человеческих проблем (лицемерие как большой человеческий порок);

- проектирование способов взаимодействия участников диалога, их возможных ролей и условий их принятия учащимися;

- выявление зон импровизации, при которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников.

Формы организации познавательной деятельности учащихся – фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Приёмы мотивации познавательной деятельности  –  создание проблемной ситуации, показ недостаточности имеющихся знаний, использование произведений смежных искусств (живопись, музыка),  экскурсы в этимологию слов, использование сравнений, игровых ситуаций, привлечение афоризмов, парадоксов, возможность выбора заданий.

Продуктивные методы обучения – проблемные, частично – поисковые, диалог, самостоятельная работа по составлению вопросов для сравнения текстов, творческие работы (сочинение синквейна, диаманты, стихотворения по названию, словесное рисование, составление воображаемого диалога героев).  Такое многообразие творческих работ на уроке развития речи вполне оправдано.

Экспозиция урока – дети рассажены по 4 группам.

Средства обучения – мультимедийная презентация урока, иллюстрации, иконы, тексты произведений, дополнительные источники информации, аудиозапись  рондо  Бетховена  «Ярость по поводу утерянного гроша».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока к УМК "Enjoy English 9 класс" Биболетовой М.З. по теме "Путешествия. Загадки планеты"

коспект содержит разнообразные разноуровневые упражнения к уроку, а так же карточку-опору для учащихся....

Конспект урока развития речи для 5 глухого класса на тему "Рассказ по закрытой картинке"

Конспект урока может быть полезен учителям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1и 2 видов. Технология составления рассказа по закрытой картинке очень эффективна при обучении глухих шк...

Конспект урока развития устной речи для 2 класса по теме "Насекомые"

Задачи:1.Образовательные:Расширить и уточнить представления о предметах окружающего мира через изучения насекомых.Повторить ;2.Коррекционно-развивающие:Корригировать познавательные процессы на о...

Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС) Тема урока: Ловля и передача мяча в движении, в треугольнике. Ведение на месте правой (левой) рукой. Развитие координационных способностей

Цель урока: Овладение способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий баскетболом.Задачи:1. образовательная: познакомить учащихся с рациональным питанием школьников; ф...

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...

Конспект урока развития речи в 6 классе "Нескучный урок в стране Фантазии"

Путешествие в страну фантазию с элементами творческой мастерской...