ОМОНИМИЯ СЛУЖЕБНЫХ И ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Супрун Ирина Викторовна

                                      КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА, 10 класс

Данный урок – этап в подготовке к ЕГЭ.  Для успешного выполнения задания А18, В2 необходимо отработать навык определения части речи внешне сходных слов, развить умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

Использование технологии критического мышления на уроке помогает в решении задач личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

                                      КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА, 10 класс

                               Автор: Супрун Ирина Викторовна

Тема:        «ОМОНИМИЯ СЛУЖЕБНЫХ И ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ» 

Цели:

  1. обучающие: формирование навыка различения омонимичных знаменательных и служебных частей  речи через осмысление предложенного материала и поиск правильных решений;
  2. развивающие: развитие умения правильного письма омонимичных частей  речи; активизация  ассоциативного  и критического мышления;
  3. воспитывающие: культура речевого поведения; нравственная и мировоззренческая направленность, эстетическое воздействие на обучающихся.

Оборудование: мультимедийная доска, раздаточный материал, сборник по подготовке к ЕГЭ под редакцией Сениной.

Аннотация к уроку:

данный урок – этап в подготовке к ЕГЭ.  Для успешного выполнения задания А18, В2 необходимо отработать навык определения части речи внешне сходных слов, развить умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

Использование технологии критического мышления на уроке помогает в решении задач личностно-ориентированного обучения и воспитания. 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учащиеся, мыслящие критически, вовлечённые в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить и правильно осознать себя в окружающем их мире. Основы методики критического мышления включают три стадии, три этапа урока: вызов, осмысление, размышление. На стадии ВЫЗОВ происходит актуализация по объявленной теме, ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала, для чего и был использован прием «Ассоциации».

Приём «Кластер» позволяет систематизировать информацию.

На этапе ОСМЫСЛЕНИЯ предполагается ввод новой информации. Работая с текстом, учащиеся устанавливают связь между языковыми явлениями. Используется прием «Мозговой штурм», который позволяет устанавливать ассоциации на основе личного опыта, а также аргументировать собственную позицию.

Этап РЕФЛЕКСИИ является значимым, т.к. здесь происходит творческое развитие ребенка, осознание им уже вновь обретенной информации. Прием «Кубик» позволяет учащимся реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, создает целостное представление об изучаемом материале.


 (В) течени…  всей ночи студент Ломоносов изучал изменения  (в) течени… реки Печоры. (В)следстви… этого он проспал и опоздал на экзамен. (В) следстви… по поводу его чудовищного опоздания принял участие весь ректорат  университета, (В)виду того, что студент  всегда был пунктуален  и  носил фамилию, говорящую о его  гениальности.

Ректор заявил, что под наказанием он имеет  (в)виду следующее: Ломоносов обязан перевести  (на)  счёт  университета «энную» сумму  в долларах в качестве штрафа. Студент объяснил, что (на) счёт  этого  он имеет  большие сомнения, так как денег у него нет. (Не)смотря на  все просьбы Ломоносова о помиловании, ректор не хотел идти  (на) встречу студенту и , (не) смотря ему в глаза, выгнал вон. Делать было нечего. Из  «Экономической газеты» он узнал об одной небольшой компании  вроде «МММ». Студент рискнул и пошёл  (на)встречу  с дельцами, но, вопреки его ожиданиям,  (не)взирая на рекламные обещания  о быстром получении денег, компания оказалась «мыльным пузырём».

     Денег заработать так и не удалось, и ректору  пришлось согласиться дать  возможность Ломоносову  сделать гениальное открытие, получить Нобелевскую премию и прославить университет, а  впоследствии  заплатить злосчастный штраф. Чем только не пожертвуешь ради сохранения доброго имени?!


Презентационный лист урока.

Формы обучения: применение технологии критического мышления.

№ п/п

Этапы урока

Используемые формы

Приёмы и методы

1.

Вызов

Индивидуальная (самостоятельная).

Фронтальная.

"Ассоциации"- развитие способности формулировать и аргументировать свою позицию.

2.

Осмысление

Индивидуальная (самостоятельная), фронтальная

"Мозговой штурм"-обсуждение проблемы, формирование своей точки зрения.

Кластер

3.

Рефлексия

Фронтальная

работа в группах

индивидуальная

Кубик- рассмотрение проблемы с разных точек.

 Синквейн «Частицы»- позволяет воспроизводить содержание знания в личностной, творческой форме.

4.

Дом. задание

Индивидуальная

Проектная деятельность

                                                         

                                                  ХОД УРОКА

  1. Оргмомент. Проблемная ситуация  на уровне ассоциаций.

Учитель читает эпиграф к уроку: слова К.Бальмонта.

1-ый слайд

                                                                   Слова – хамелеоны,

                                                                   Они живут спеша.

                                                                   У них свои законы,

                                                                   Особая душа.

                                                                   Они спешат меняться,

                                                                   Являя все цвета;

                                                                   Поблекнут – обновятся,

                                                                   И в том их красота.

                                                                                        К.Д.Бальмонт

Учитель:   ---Итак, хамелеоны. Кого или что мы называем так?

 --Мы можем только предположить, о каких именно словах идёт речь в стихотворении известного поэта, я, в свою очередь, выбирая эти 8 строк в качестве эпиграфа, имела в виду конкретный раздел языкознания. Я предлагаю вам определить тему сегодняшнего урока.

 ( Слова, меняющие стилистическую окраску,  междометия, лексические омонимы, субстантивированные части речи, контекстные синонимы, контекстные синонимы, морфологические омонимы).

Если не ответят сразу по морфолог.  омонимам, предложить найти слова-хамелеоны в  шуточном тексте о студенте Ломоносове. Если называют, предлагаю познакомиться с текстом, чтобы окончательно определиться с темой урока.

2-ой слайд

 

            (В) течени…  всей ночи студент Ломоносов изучал изменения  (в) течени… реки Печоры. (В)следстви… этого он проспал и опоздал на экзамен. (В) следстви… по поводу его чудовищного опоздания принял участие весь ректорат  университета, (В)виду того, что студент  всегда был пунктуален  и  носил фамилию, говорящую о его  гениальности.

              Ректор заявил, что под наказанием он имеет  (в)виду следующее: Ломоносов обязан перевести  (на)  счёт  университета «энную» сумму  в долларах в качестве штрафа. Студент объяснил, что (на) счёт  этого  он имеет  большие сомнения, так как денег у него нет.

(Не)смотря на  все просьбы Ломоносова о помиловании, ректор не хотел идти  (на) встречу студенту и , (не) смотря ему в глаза, выгнал вон.

       Делать было нечего. Из  «Экономической газеты» он узнал об одной небольшой компании  вроде «МММ». Студент рискнул и пошёл  (на)встречу  с дельцами, но, вопреки его ожиданиям,  (не)взирая на рекламные обещания  о быстром получении денег, компания оказалась «мыльным пузырём».

     Денег заработать так и не удалось, и ректору  пришлось согласиться дать  возможность Ломоносову  сделать гениальное открытие, получить Нобелевскую премию и прославить университет, а  впоследствии  заплатить злосчастный штраф.

      Чем только не пожертвуешь ради сохранения доброго имени?!

2.-- Подчеркнём на доске одинаково звучащие   слова  попарно..(! НЕ ВСТАВЛЯЯ, НЕ РАСКРЫВАЯ!)

Вы готовы сказать, о чём мы будем сегодня говорить?

 

  ТЕМА    3-ий слайд

( мы не говорим о переходе одной части речи в другую - субстантивации)

3. Учитель: Итак, казалось бы всё понятно. И сейчас самое время предложить вам изучить словарик морфологических омонимов и закончить урок. Увы, такого словаря нет!  А могла бы получиться прекрасная научная работа! Дарю идею на будущее!

А пока предлагаю вам поделиться тем, как вы различаете самостоятельные  и служебные части речи.

2 слайд (вновь обращаемся к тексту). Раскрывая скобки, определяем слитное или раздельное написание в выбранных парах слов, указать часть речи, аргументируя свой выбор.

Ответы: морфологические признаки, синтаксические признаки, пунктуационные подсказки (дееприч.оборот), замена на другие  ч.речи, предлог в вопросе.

!!!! Лупу навожу на предлог невзирая на (Учитель: какая это часть речи? Вы не подчеркнули это слово. Но вы уверены, что у него нет пары в тексте?)

Есть: предлог – несмотря на.

                    Учитель: Небольшой экскурс в историю.  4 слайд.

А вы знаете, что в первой  половине 19 века части речи в русском языке выделяли строго по набору  морфологических признаков. Затем появился  такой учёный, как Лев Владимирович Щерба(1880-1944) а  вслед за ним Виктор Владимирович Виноградов(1895-1969)      ПОРТРЕТЫ    . Они заявили, что части речи – это лексико-грамматический класс, а поэтому надо учитывать такие значения в контексте. Идея понравилась, но, как всегда, начались споры. Нам, современным учителям и школьникам, важно другое: наступила светлая эра ЕГЭ, и тема морфологической омонимии стала предметом заданий (каких?) А18,В2. В школьной программе эта тема детально не проработана, а составители ЕГЭ не разглашают теоретическую базу, на которую они опираются. Есть подозрения, что её просто нет.

-- КАКОЙ ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ ВЫВОД? Учиться, отрабатывать навыки определения частей речи. А для этого что нужно? (Как вариант: иметь теоретическую базу, знать хоть какой-то минимальный список «хамелеонов», знать, какие самостоятельные части речи могут «превратиться» в  служебные)

5 слайд. Составляем кластер

НА ДОСКЕ: (проведём нити омонимии)   То, что в скобках, пишут дети.

  Союзы --- (мест+част,

                     Мест.+предлог

                        Наречие + част)

     Частицы----- (позже ___ союз, сущ.,глаг.)

     Предлоги ----(наречия

                             Сущ+предлог

                             Деепричастие)

Ребятам предлагается начать составлять кластер. Заполняют только то, что знают.(Сенина, стр.67)

У: В процессе работы мы будем возвращаться к этой схеме.

4. Учитель: Студент Ломоносов, занимаясь поисками заработка, пропустил лекцию и вынужден был воспользоваться чужими записями. Поможем ему?

6 слайд

--- (ст.-сл.,В.п. ед.ч. МЕЖДА)< нар.МЕЖДУ< предлог

У: (???? В этой цепочке в одном месте не указана часть речи.Что можете сказать по этому поводу? А с точки зрения лексического значения?

---Сущ.  МЕЖДА – межа, граница)

ОКОЛО< (КОЛО-В.п.,ед.ч. + пр.О)

(?????? Что обозначало слово КОЛО)

-- Очень смутила Ломоносова следующая запись:

Благодаря отсутствия преподавателя студенты освободились на полтора часа раньше.

 А ВАС?(она смутила?)

( Д.п.; в процессе образования смысловая связь с глаголом благодарить не потеряна, поэтому необходимо употреблять только в тех случаях, когда речь идёт о положительных, желательных результатах)

Следующая страница конспекта:

(НА СЛАЙДЕ ЗАКРЫВАЕТСЯ «ШТОРКА» С Заголовком «СОЮЗЫ»)

                    СОЮЗЫ

7 слайд

     1.будто, будто бы(16-17вв.)< быти+то

    Посмотришь, будто бы в этой затее ничего особенного и нет, а                 какая польза для всех.

   2.что, как, будто, хотя, словно(13-14вв.) = и,а,но,да,ибо,лишь(до13в.)

                                Погода стояла жаркая, хотя и дождливая.

    3.Раз(?) не знаешь, не говори. Добро(?) бы я один был, а со мной ребёнок.

???? Что  вы поняли из этой записи?( О какой части речи написано?Какие это союзы?Как определили в последнем предложении? Происхождение?)

 НЕ появилась ли необходимость вернуться к кластеру?

( Раз –союз и сущ.; Добро – союз и сущ;)

Лишь (здесь союз)

5. Ломоносова очень заинтересовала эта тема и он обратился к словарю Даля. В его тетради появилась запись:

Слайд 8

АЩЕ – союз, церковное, встречается в поговорках и в речи…

              Аще бы не Богъ, кто бы намъ помогъ?

????Какой  союз является аналогом предложенному?(если, ежели,коли)

   А что помогло вам определиться?(пунктуация, построение предложения, вопрос)

--А вас не заинтересовало, как они  образовались? Последуйте примеру нашего студента и обратитесь к словарю.

6.  Предлагаю вам заполнить таблицу.(Последний столбец заполняют дети, демонстрируя навыки работы с доской)

9 слайд

  Справка о происхождении

частицы

1.

Баешь - говоришь

Бишь

2.

Повелительное наклонение от глагола видъти – вижь,

частицы – остатки этой формы

Вишь,ишь

3.

Указательное местоимение  он + в (ср. осмь-восемь)

Вон(«там»)

4.

В+ междометие «о»+ указательное местоимение тъ

Вот

5.

Сращение частицы де  и фонетически изменённой формы глагола сказать-скать

Дескать

6.

Сращение частицы ли и союза бо(ср. ибо); первоначально усилительная частица

Либо

7.

Сравнительная форма от лихой в значении «большой, лишний» - лише; безударное [е] отпало.

Лишь

8.

Возникла в результате сокращения глагола молвил

Мол

9.

Сращение словосочетания  не бойся

Небось

10.

Сращение частиц  не+у+же+ли

Неужели

11.

2-е л.ед.числа повелительного наклонения от глагола пускать

Пускай

12.

2-е л.ед.числа повелительного наклонения от глагола пустить

Пусть

13.

То+ частица ли+ суффиксальный элемент ко; утрата безударного [и]

Только

14.

Наречие яко(«как будто»)+бы

якобы

Учитель: какие из этих частиц имеют морфологические омонимы?

Либо – союз

Мол – сущ. ( Мол-сущ-плотина, насыпь перед гаванью, на молу- на мельнице)

Пускай – глагол

 Примеры.

Если есть необходимость, обращаемся к кластеру.

(частицы – сущ, глагол, союз)

7. Учитель: Безусловно, очень важно различать омонимичные части речи, но чаще всего мы это делаем для чего? (Чтобы правильно их писать).

Выполняем задание из сб.Сениной. Сдают листочки с ответами, а затем сверяют по сборнику.

Проверка: ответы на доске. Слайд 10. Просто улыбнитесь сейчас, если вы выполнили правильно не менее 7(из 9) заданий.

 Рисую на доске смайлик с настроением: Это то, что я увидела сейчас.

( если по времени пройдёт, - Сенина: В2 – стр.387,405,424,433,489.

11 слайд. 8. Задание на дом на выбор:

А)проект – контрольная работа по теме урока

Б)проект – памятка по выполнению заданий А18,В2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольное тестирование по разделу "Знаменательные и служебные части речи"

Тест по русскому языку для групп НПО среднего уровня сложности.Материал предназначен для рубежного контроля после прохождения разделов: "Знаменательные и служебные части речи"...

Урок русского языка в 10 классе. Тема урока: Способы словообразования знаменательных частей речи.

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Используется технология развития критического мышления. Сопровождается презентацией. Данный урок был представлен на муниципальном конкурсе "Учитель го...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Переход знаменательных частей речи в служебные части речи

Исследование особенностей перехода частей речи...

Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.

Цели:обобщить знания учащихся о само­стоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;ознакомить с производ­ными и н...


 

Комментарии

Шустова Наталья Владимировна

Красиво и полезно. Спасибо огромное.

Супрун Ирина Викторовна

Большое спасибо!