Урок русского языка в 8 классе "Словарные слова"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Михалченкова Надежда Николаевна

Урок работы со словарными словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_raboty_so_slovarnymi_slovami_v_8_klasse.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

               

                                     Урок-обощение( такие уроки можно проводить

        в любом классе, хотя бы один в полугодие; видами работ        

        со словарными словами, если кого-то заинтересует с

        удовольствием поделюсь)

                                        Учитель: Михалченкова Н.Н.

                                              МБОУ Дубровская СОШ

Цели урока:

  1. Отрабатывать навык грамотного письма.
  2. Способствовать обогащению словарного запаса учащихся.
  3. формировать умение правильного употребления слов в речи.

План урока.

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Актуализация знаний.
  4. Работа со словарными словами.
  • Лексическое значение слов.
  • Заимствованные слова.
  • Употребление в речи.
  1. Словарный диктант с последующей самопроверкой.
  2. Подведение итогов урока.

Оборудование: словари, учебники, раздаточный материал.

                               Ход урока.

  1. Постановка целей и задач урока.
  2. Вступительное слово учителя.

- Необходимо ли быть грамотным человеком?(выслушать ответы учащихся).

- Необходимо, потому что иногда от нашей грамотности зависит жизнь человека.

        Знакомство с отрывком из книги Л.Успенского «Слово о словах».

«Вспоминается мне маленький, почти разбитый снарядами городок в дни Великой Отечественной войны, дорога от наших постов к его окраинам и столб возле дороги. На столбе стрела и странная надпись: «Оптека».

        Я и ещё несколько офицеров стояли перед этим столбом и крепко ругали чудака, который такую надпись сделал. Как нам теперь было понять: что находится там, за углом, на улицах городка, по которым уже свистели фашистские пули? Если там и верно «аптека» - дело одно: надо немедленно послать туда бойцов, не считаясь с опасностью, вынести все лекарства, какие там могли остаться, бинты, йод. Всё это было нам очень нужно. Если же «оптика» - так ни очки, ни фотоаппараты нас в тот момент не интересовали.

        «И как только грамотный человек может такое написать?» - ворчал майор.»

  1. Работа со словарными словами, записанными на доске.

      Инте…ектуальный, пр..т…тип, …рудиция, р…ликвия, м…нёвр, м…неврировать, п…н…рама, к…нсерватория, к…нцерт, бе…етристика, впеч…тление, впеч…тляющий.

  • Вставить орфограммы.
  • Подчеркните слово по его лексическому значению. Учитель зачитывает значения слов, а учащиеся по очереди подчёркивают слова.
  1. Публичное исполнение музыкальных произведений, или музыкальное произведение сложной формы.(концерт)
  2. Глубокие познания в какой-либо области знания или во многих областях.( эрудиция)
  3. Действительное лицо, послужившее автору основой для создания образа.(прототип)
  4. Духовный, умственный.(интеллектуальный)
  5. Свято хранимые как память о прошлом вещи, или предметы религиозного поклонения.(реликвия)
  6. Организованное и быстрое передвижение войск, или уловка, ловкий приём.(манёвр)
  7. Вид местности, простирающийся на далёкое пространство.(панорама)
  8. Художественная проза в отличии от поэзии и драматургии, или художественная литература.(беллетристика)
  9. Высшее музыкальное учебное заведение.(консерватория)
  10. След, оставленный в сознании, в душе чем-нибудь               пережитым, или мнение, оценка, сложившаяся после знакомства.(впечатление)

  • Далее возможна работа с текстами учебника или самостоятельно подобранными, в которых встречаются эти слова( 2-3 упр.)
  • Связь с литературой.

 - Кто послужил прототипом главного героя рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Ивана Васильевича?( брат Толстого – Сергей Николаевич).

  • Заимствованные слова.

   Установить без словаря, какое из записанных слов не является заимствованным (впечатление).

    - Остальные слова заимствованы из латинского, французского, греческого и итальянского языков. Посмотрите внимательно на слова и попробуйте определить, какие слова заимствованы из французского языка. Проверьте себя по словарю (манёвр, беллетристика).

  • Творческая работа.

- Выберите из списка слова для характеристики человека (интеллектуальный, эрудированный, впечатлительный).

- Каким способом мы образовали слова? Составьте  небольшой текст-рассуждение на тему: « Что значит быть интеллектуальным человеком?»

(заслушать 1-2 сочинения).

-Какое слово по орфограммам сходно со словом интеллектуальный? (беллетристика). В переводе с французского означает – изящная словесность. Где мы изучаем беллетристику? (на уроках литературы).

- Какие из записанных слов мы можем нарисовать? (реликвия, панорама, консерватория). Нарисуйте свою реликвию, подпишите.

  • Употребление слов в речи.

     - Почему нельзя сказать «музыкальная консерватория», «ловко маневрировать»?

     - Давайте посмотрим, как правильно употреблять слово маневрировать в составе словосочетаний, используя словарь «Управление в русском языке».

Составьте словосочетания.

  • Словарный диктант, самопроверка, запись слов, в которых допустили ошибки в листок «По следам ошибок».
  • Подведение итогов урока. Домашнее задание – составление кроссворда «Словарные слова»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)

Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....

Урок русского языка "Обратный порядок слов в речи"

Урок русского языка в 7 классе по УМК под ред. М. М. Разумовской...

Разработка урока русского языка по теме "Слова категории состояния"

План- конспект урока русского языка по теме "Слова категории состояния". К уроку разработана презентация, карточки для парной, индивидуальной работы, тест....

Урок русского языка "Отличие вводных слов от синтаксических омонимов"

Урок усвоения нового материала по теме "Вводные слова"...

Технологическая карта урока русского языка "Секреты художественного слова".

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС "Секреты художественного слова"....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Вводные слова и словосочетания"

Конспект (технологическая карта) урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.Урок обобщения и систематизации знаний по теме « Водные слова и словосочетания»Технология(-и) урока: элементы пробле...