Урок русского языка в 9 классе. Тема урока "Изобразительно-выразительные средства языка".
методическая разработка по русскому языку по теме

Мехоношина Елена Владимировна

Тип урока – урок-практикум по выработке навыка лингвистического анализа текста с элементами интеграции.

Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентированного, дифференцированного обучения,  исследовательской, ИКТ.

Цели урока:

Образовательные: создать условия для

  • повторения и обобщения основных видов изобразительно-выразительных средств языка
  • совершенствования навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы
  • подготовки к сдаче ГИА.

Развивающие:

  • продолжение работы по совершенствованию языкового чутья
  • развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения

Воспитательные:

  • формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе

Тема урока: Изобразительно-выразительные средства языка.

Тип урока – урок-практикум по выработке навыка лингвистического анализа текста с элементами интеграции.

Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентированного, дифференцированного обучения,  исследовательской, ИКТ.

Цели урока:

Образовательные: создать условия для

  • повторения и обобщения основных видов изобразительно-выразительных средств языка
  • совершенствования навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы
  • подготовки к сдаче ГИА.

Развивающие:

  • продолжение работы по совершенствованию языкового чутья
  • развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения

Воспитательные:

  • формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи.

Ход урока:

  1. Введение в тему урока

Актуализация знаний.  Эпиграф к уроку:

С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком.
Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.

К. Паустовский

Ребята, что же это за волшебные понятия, которые превращают обычные слова в завораживающие звуки, заставляющие нас плакать и наслаждаться, любить и ненавидеть, страдать и чувствовать себя счастливым?

( тропы, изобразительные выразительные средства)

Тема нашего урока: «Использование изобразительных выразительных средств».

Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

(находить в тексте и определять выразительные средства)

Правильно, а с какой целью мы будем это делать?

( Решать тесты ГИА, готовиться к экзамену)

Почему же этот вид работы включён в ГИА?

(очень важно уметь точно, образно, красиво и ярко выражать свои мысли)

  1. Итак, сегодня на уроке мы будем работать с изобразительными выразительными средствами. Давайте вспомним, что это за понятия. Вы можете воспользоваться материалом, который у вас лежит на столах.

Как называются лексические средства выразительности? (тропы). Какие тропы вы знаете?

А синтаксические средства какие? Назовите фигуры.

Вы правильно перечислили выразительные средства. Давайте проверим, насколько точно вы знаете их функции. Вам предлагается тест.

Инструктаж: поставьте в тетради цифры от 1-10, каждому понятию подберите правильно определение, напротив поставьте соответствующую букву.

Самопроверка и самооценка. Занесите количество баллов и оценку в лист оценивания.

  1. Углубление, анализ текста.

Итак, мы проверили знание теории, каждый увидел свои ошибки и взял на заметку, что ему нужно повторить. Скажите, где чаще всего мы встречаемся с изобр. Выраз. Средствами?

(в художественной лит-ре)

Да, сегодня на уроке мы с вами проведём исследование, посмотрим, как работает со словом непревзойдённый Мастер Иван Алексеевич Бунин.

Посмотрите на портрет Бунина. Что вы знаете об этом удивительном писателе?

(Мастер новеллы в современной русской литературе и выдающийся поэт.

Писатель и поэт.

Переводил Байрона.

Бунину была присуждена Российской Академией наук Пушкинская премия (позже, в 1909 он был избран почётным членом Академии наук.

Картины природы в бунинской поэзии- это запахи, краски, звуки.

В 1933 он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии.

Произведения писателя переведены на все европейские языки и на некоторые восточные).

Ученик читает стихотворение

Тропами потаёнными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими,

Леса молчат - осенней ночи ждут.

Вот крикнул сыч в пустынном буераке...

Вот тёмный лист свалился, чуть шурша...

Ночь близится: уж реет в полумраке

Её немая, скорбная душа.

4. Погружение в рассказ Бунина

1. Задание (до чтения рассказа).

— Попытайтесь представить, что нарисовал словами автор.

2. Чтение рассказа И. Бунина «Первая любовь» учителем. (Приложение 1) (Желательно наизусть)

3. Вопросы классу:

— Что вы представили, слушая это произведение?

— Какие картины нарисовал писатель?

— К какому стилю принадлежит текст? Почему?

(Рассказ полон зримых картин, образов, создаёт определённое настроение, поэтому данный текст относится к художественному стилю речи.)

— Определите тип речи. (Описание)

5. Исследовательская работа по тексту

  1. Перечитайте рассказ. Разделите его на смысловые части. Сколько их?

(В тексте 3 смысловые части: 1 часть – описание дождя; 2 часть – описание бора; 3 часть – описание гуляющих людей.)

1 группа. Найдите выразительные средства (лексические и грамматические), при помощи которых Бунин рисует картину дождя.

2 группа. Найдите выразительные средства (лексические и грамматические), при помощи которых Бунин рисует картину бора.

3 группа. Найдите выразительные средства (лексические и грамматические), при помощи которых Бунин рисует гуляющих людей.

( Эпитеты в 1-ой части притихший дом, свежий дождь, покорно никнут, тревожно торчит и т.д. помогают автору ярко, образно нарисовать картину дождя.

В последнем предложении автор использует повтор и риторическое восклицание, таким способом показывая, какой сильный ливень обрушился на всех обитателей леса.

Эпитеты и метафоры во 2-ой части рассказа (дороги влажны, бор душист, дивно отдаётся, бор величаво-громаден; бор стоит темно, тесно, мхи, лишаи образуют некую русскую древность, радует юная сосновая поросль) позволяют читателю представить величие бора, его вечную, незыблемую красоту и передать авторский замысел: бор вечен, так как рядом с дебрями, корявыми мачтами юная поросль, которую охраняют старые деревья. Природа вечна.

Предложения связаны параллельной связью, так как перед нами текст-описание. Параллельная связь предложений усилена анафорой: "Бор душист…". "Бор вдоль них…" и "В просеках бора… ". "Просеки кажутся…".

Милое пальтишко – сравнение, показывает доброе отношение к девочке.

Инверсия – переключает наше внимание с природы на подростков, гуляющих в лесу. Эпитеты небрежно, брезгливо рассказывают о том, что первая любовь приходит и уходит. Человеческие отношения хрупкие, их нужно беречь. Автор учит нас бережно (вопреки слову «небрежно»!) относиться к первой влюблённости).

  1. Вы хорошо поработали. Наверное, каждый хочет получить отметку. Оцените себя, выполнив тесты А-3. Проверка (тесты). 

С какими группами средств выразительности мы сейчас работали? ( грамматическими и лексическими)

В каком виде задания, кроме А3 мы можем встретиться с ними? ( задание С написание сочинения).

Эту работы мы проводили неоднократно.

  1. Сейчас нам предстоит написать аргументы  сочинения-рассуждения, раскрывая смысл известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Какие еще лексические и грамматические явления, кроме выразительных средств, можем использовать в качестве аргументов? ( антонимы, синонимы, разговорные слова, устаревшие слова, однородные члены, риторический вопрос…). Пожалуйста, вы можете использовать и эти явления в качестве аргументов.

Кто испытывает затруднения, может воспользоваться клише.

Кто желает зачитать своё сочинение?

  1. Рефлексия

Оцените себя по следующей шкале:

  1. Вывод: написание синквейна

( например,

Изобразительные средства

Лексические  грамматические

Рисуют, звучат, чувствуют

Язык -  всем знаниям и всей природе ключ.

Как я люблю русский язык!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...

Презентация к уроку русского языка в 10 классе"Выразительные словообразовательные средства языка"

Презентация может быть использована на уроках русского языка в 10-11 классах при изучении темы"Выразительные средства языка"...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Урок русского языка в 10 классе "Изобразительно-художественные средства языка"

Урок-практикум по подготовке к ЕГЭЦель:повторить ранее изученный материал по теме “Художественный стиль речи”;расширить и обобщить знания по теме “Изобразительно-художественные средства языка”;показат...

Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...