Статья "Некоторые вопросы организации разновозрастного обучения в начальном звене"
статья по русскому языку на тему

Нелин Надежда Александровна

Данная статья освещает некоторые основные вопросы организации разновозрастного обучения в начальной школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые вопросы организации разновозрастного обучения

в начальном звене

Нелин Надежда Александровна,  учитель русского языка и литературы МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-Образовательный комплекс»

Обучение в школе - это значительная часть жизни ребёнка, когда он не только получает знания, образование, но и приобретает жизненно важные умения и навыки, осваивает способы различных видов деятельности, которые обеспечат успешность в семейной и профессиональной жизни, конкурентоспособность и востребованность в обществе. Поскольку во взрослой жизни человек преимущественно взаимодействует с разновозрастными коллективами, то имеет смысл обучать ребенка такому сотрудничеству с ранних лет.

Рассмотрим разновозрастное обучение, при котором объединяются учащиеся трех начальных классов и возникает группа, где дети отличаются возрастом и обучаются по одинаковым образовательным программам. «Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение «….» образовательных и воспитательных задач», - так считает Л.В.Байбородова, профессор Ярославского педагогического университета им. К.Ушинского. В нашей системе обучения мы придерживаемся данного мнения.

Ниже представлена краткая характеристика занятий в разновозрастных группах начальной ступени обучения в МАОУ «ЭЛ«НОК»:

- занятия проводятся с постоянным составом учащихся, когда в течение всего года  дети занимаются в одном составе. В учебном заведении сформированы класс-комплекты учащихся 2-3-4 классов,  которые в течение года не меняются;

- на разновозрастных занятиях можно использовать широкий спектр различных форм и методов для организации обучения в диалоге, которые учат работать с информацией, взаимодействовать, отстаивать свою точку зрения, развивают речь, способность  адаптироваться к новой ситуации;

- все занятия по всем предметам проводятся в составе разновозрастных групп;

- занятия по математике и русскому языку проводятся в режиме погружения (при этой системе каждую неделю происходит обучение разному предмету). По всем остальным предметам занятия проводятся в обычном режиме;

- при разновозрастном обучении учащимся предоставляется свобода в определении темпа, траектории продвижения, в выборе предмета изучения, поэтому только при такой организации можно наиболее полно реализовать личностно-ориентированное обучение. Пропустив материал через себя, ребенок более глубоко усвоит курс предмета, приобретет хорошие коммуникативные навыки, обучая других тому, чему научился сам. В условиях разновозрастной группы ученик имеет возможность продвигаться вперед в меру своих сил и возможностей (продвинуться вперед, усваивая материал курса следующего класса, или оставаться на своем уровне до полного усвоения материала);

- обучение в разновозрастной группе позволяет более эффективно осуществить важнейший принцип обучения - коммуникативности. Занятия  в таких группах формируют навыки общения ученика и учителя, речевую активность учащихся на каждом этапе занятия. В контакте с учениками учитель сообщает им новую информацию или учащиеся сами получают ее из различных источников, затем, общаясь друг с другом, усваивают ее, овладевая речевой деятельностью;

- взаимодействие старших и младших учащихся осуществляется на протяжении всего занятия, на всех его этапах (например, в разновозрастных парах, микрогруппах, как соревнование разновозрастных команд и др.).

Работа учителя при подготовке к разновозрастному обучению достаточно сложна и многогранна. Педагогу необходимо чётко понимать и осознавать отличительные особенности  занятий в разновозрастных группах. Для успешной работы на занятиях в разновозрастных группах учителю необходимы хорошие знания методики обучения, предмета, возрастной психологии и психофизических особенностей ребёнка, умение реализовывать приоритетные развивающие задачи, высокая культура педагогического общения, умение организовывать равноправный диалог между учащимися разных возрастов, умение регулировать процесс обучения при коллективном общении.

Некоторые цели организации разновозрастного обучения:

  • развитие мотивации к учению;
  • усвоение необходимых знаний, умений, навыков;
  • создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи;
  • развитие коммуникативных качеств личности;
  • формирование организаторских умений и  навыков;
  • развитие самостоятельности;
  • овладение способами самоорганизации;
  • развитие способности быстро адаптироваться в новой ситуации и др..

Основная сложность при таком обучении состоит в том, чтобы  правильно организовать совместную деятельность детей разного возраста, распределить между ними работу так, чтобы обеспечить успешное решение образовательных задач. Взаимодействие детей может осуществляться на различных  этапах урока:

1. при работе над новым материалом: в этом случае старшие школьники могут обучить младших, дать сведения о различных фактах, могут совместно составить различные таблицы, выбрать необходимый для урока материал, работать со справочной литературой, словарями и т.п.

  1. при проверке домашнего задания ученики старших классов подбирают вопросы и задания для младших школьников, принимают участие в опросе, оценивают ответы товарищей (оценка, как правило, всегда бывает очень строгой и объективной);
  2. при закреплении изученного материала: составление и отгадывание ребусов и кроссвордов, организация различных учебных игр-соревнований, решение комбинированных задач, в которых используются знания, приобретенные ранее, индивидуальная помощь младшим в процессе закрепления;
  3. при контроле знаний может быть организовано проведение зачетов у младших учащихся старшими, проведение  самостоятельных работ, их оценивание и анализ.

При проведении разновозрастных занятий замечено, что ученик чувствует себя комфортнее тогда, когда работает в группе с учащимися разных возрастов. У него возникают дополнительные возможности утвердиться, показать свои знания и умения, получить признание (особенно если он оказывается в позиции старшего, выполняет некоторые педагогические функции). В разновозрастных группах становятся заметнее связи между учащимися, что требует от ребенка постоянного изменения своего ролевого участия. Важно включать школьников в систему отношений, где они приобретают опыт поведения взрослого человека, принимают самостоятельные решения, берут на себя ответственность как за свою работу, так и за работу всей группы в целом. Благодаря совместной деятельности детей разного возраста у учащихся заметно проявились такие индивидуальные качества как активность, ответственность, инициативность, заботливость.

Список литературы:

Байбородова, Л.В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся. Текст. /Л.В.Байбородова. Ярославль: Академия развития, 2007. - 336 с.

Батербиев, М.М. Разновозрастное обучение: от идеи до реализации (Библиотечка учителя разновозрастного обучения). Текст. /М.М.Батербиев; МО РФ. Институт образовательной политики «Эврика». Усть-Илимский экспериментальный лицей. Братск, 2001. - 142 с.

Гуляев, В.М. Концентрированное обучение как способ преодоления недостатков классно-урочной системы (Экспериментальный лицей г.Усть-Илимска Иркутской обл.) Текст. /В.М.Гуляев //Проблемы разновозрастного обучения. -Братск, 2002. С. 24.

Ипьюшкина, С.Л. Педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах общеобразовательной школы. Текст /С.Л.Ильюшкина. Ярославль, 1998. -176 с.

Леонтьева, О. Идея разновозрастного коллектива. Текст /О.Леонтьева //Первое сент. 1999. - № 53. - С.12-13.

Разновозрастное обучение: (Библиотечка учителя разновозрастного обучения). Текст /методические рекомендации. Братск, 2001. - 107 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу организации развивающего обучения на уроках музыкальной литературы в детской музыкальной школе

В статье автор рассматривает некоторые принципы технологии развивающего обучения: касается проблемного обучения, метода дифференциации и индивидуализации в процессе обучения, развития различных видов ...

Организация разновозрастного обучения иностранному языку в малокомплектной сельской школе.

Советы по проведению уроков английского языка в разновозрастных группах....

Обобщённый опыт работы по теме «Развитие речи у детей со сложными дефектами в период их обучения в начальном звене»

Описание обобщенного опыта работы по теме: «Развитие  речи у детей со сложными дефектами в период их обучения в начальном звене»...

Вопросы преемственности в обучении математики учащихся начальных классов и среднего звена.

Вопросы преемственности в обучении математики учащихся начальных классов и среднего звена....

СПРАВКА по результатам адаптации учащихся 1 классов к условиям обучения в начальном звене школы 2018-2019 учебном году

СПРАВКАпо результатам адаптации учащихся 1 классовк условиям обучения в начальном звене школы2018-2019 учебном году...

Преемственность в обучении между начальным звеном и средней школой

Актуальность. Адаптивность-способность  к  приспособлению, у  разных  людей  различна  и  отражает  уровень  как  врождённых,  так...