5. Урок к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение по тексту Д.Лихачева
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Тостоганова Ирина Валерьевна

методическая разработка по литературе в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_k_ege.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сочинение – рассуждение на основе текста « Любовь. Уважение. Знание…» ( по Д.С.Лихачёву )

        (     урок – практикум )

Цели: развивать умение уч-ся анализировать прочитанный текст; аргументировать свою точку зрения  по поднятой в тексте проблеме; формировать умение самостоятельно мыслить; развивать творческие способности уч-ся.

Оборудование к уроку:

1.Памятки 1,2.

2. Распечатки заданий 2-10.

3.словари.

                   Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

- Сегодня мы будем работать с текстом Д.С.Лихачева «Любовь. Уважение. Знание…»

Что известно нам об этом человек? Литературовед, историк литературы. Академик, которого назвали своеобразным символом русской интеллигенции 20 века. Первый почетный гражданин Санкт-Петербурга.

Мамонтов С.П. в книге « Основы культурологи» так пишет о нем : « Будучи поборником культурного единства человечества, он выдвинул идею создания своеобразного Интернационала интеллигенции , сформулировав « десять заповедей гуманизма», во многом перекликающихся с десятью христианскими заповедями. (на столах памятка1 «Заповеди гуманизма» Д.С.Лихачёва )

30 сентября 1999 года его не стало. Его завещание живущим – сделать все, чтобы начинающийся 21 век был бы лучше века уходящего : нравственно лучше, чище.

Что же для этого нужно делать? Один из вариантов ответа можно найти в статье Д.С.Лихачева

3.Работа с текстом.

(выразительное чтение текста).

1.Словарная работа.

Архитектурный облик, вандализм, варварство, историческое и культурное наследие, патриотизм,реставратор, реконструкция, невиданное поругание святыни, монастырь, увертюра, невосполнимая потеря , уникальные памятники, рукотворные свидетельства прошлого.

2.- Какая, на ваш взгляд, «заповедь» Д.С.Лихачёва нашла отражение в данном тексте?

- На что сразу необходимо обратить внимание?(с объяснения роли заглавия )

- Почему с заглавия?-- Выберете правильный ответ.

А) оно называет тему текста;

Б) выражает идею;

В) формулирует основную проблему;

Г) отражает основной конфликт.

  1. В каких предложениях текста содержится авторский взгляд на вопрос: как относится к историческому  и  культурному наследию нашей страны?

А) 2, 4.

Б) 8-10.

В) 19-21.

Г) 2, 19-21.

  1. К какому разряду можно отнести данную проблему ?

А) философское;

Б) психологическая;

В) общественно- политическая ;

Г) нравственная.

  1. Напишите вступление, используя ряд вопросов, созвучных основной проблеме текста. Если вам сложно справиться с этим заданием, то воспользуйтесь предложенными языковыми клише.

Можно ли говорить о -------------------------- народа, уничтожающего свою историю? Почему утрата любого----------------------------- невосстановима? Что влечёт за собой идеология -------------------- культурного наследия? На эти вопросы------------------------------------------------------------------------

  1. Определите , в какой композиционной части сочинения  (вступление, заключение) можно использовать следующую цитату. Обоснуйте свой выбор.

И нельзя медлить. Бережного отношения требует всё: старинные постройки, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. Совершая дела великие, мы должны знать откуда пошли и как начинали.

                                                        ( В.М. Песков)

  1. Продолжите комментарий проблемы, сформулировав авторскую позицию.

Эта проблема вечна, как мир. В год с лица земли исчезает примерно пять памятников истории и архитектуры. А в нашей стране эта проблема особо остро встала после Октября 1917 года. Д.С. Лихачёв сам называет причины непреходящей важности этой проблемы.

Автор считает,что ---------------------------------------------------------

Д.С.Лихачёв  убеждён, что причина неуважительного отношения к Родине кроется прежде всего в том , что--------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Теперь необходимо высказать свое аргументированное мнение по данной проблеме. Выберете слова, чтобы изложить собственную позицию. Запишите.(памятка 2)

  1. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Используйте данную аргументацию в качестве подтверждения вашей точки зрения.

( на столах перед уч-ся текст с пропущенными буквами и знаками препинания)

Ключ к тексту:

Порой просто поражаешься тому, как бездумно, безответственно, мы , русские, относимся к бесценным памятникам нашей истории. Например, у Храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге очень интересная и трагическая судьба : он построен Александром 3 на месте гибели его отца . Здание благополучно просуществовало до Октября 1917 года, а потом как только его не использовали! Он был и овощехранилищем, и складом, и моргом, его пытались взорвать перед войной, считая, что этот Храм – напоминание о « проклятом царском режиме»…

  1. Неверное  построение предложений с деепричастным оборотом – одна  из основных ошибок на ЕГЭ.

Перестройте предложения и запишите правильные варианты.

- Преклоняясь перед патриотизмом американцев, досада переполняет мою душу : почему же мы не бережём свои памятники ?

- Путешествуя по России, моё удивление не имело предела

- Задумавшись над проблемой текста, возникло мое желание написать о нашем безответственном отношении к историческим памятникам.

-Гордясь культурным наследием страны, я задумываюсь об его сохранении.

11. Используя материалы заданий, напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 10 классеТема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С).

Цели урока: Обучающая:  подготовка  к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С, ЕГЭ); Развивающая: совершенствовать монологическую и диаллогическую речь, развивать аналитическое ...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

От анализа проблемы, от авторской позиции – к собственному тексту. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Урок развития речи в 10 классе.

Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность...

Подготовка к ЕГЭ. Урок 3 в системе уроков "Готовимся к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту". Тема: "Проблема текста""

Урок 3. Проблема текста. На данном уроке  даём информацию о том, как определить проблему текста, её отличие от темы, знакомим с типами проблем и их формулировками, работаем над недочётами в...

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: «Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (задание 9.2 ОГЭ)»

Методический материал поможет учителям русского языка и литературы в подготовке обучающихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку....

Технологическая карта урока. «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту»

Цели урока:Образовательная:подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-...