Текст. Функционально-смысловые типы текста.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Данная разработка конспекта урока по дисциплине "Русский язык и культура речи" для студентов, обучающихся по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) может быть использована на уроке русского языка в 10-11 классе по теме "Текст. Типы текста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

По дисциплине  Русский язык и культура речи

Специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) курс  2 семестр 1

ВИД  ЗАНЯТИЯ:  урок

ТИП  УРОКА: комбинированный

ТЕМА УРОКА: Текст. Функционально-смысловые типы текста.

ЦЕЛИ  УРОКА:  

  1. обучающие:
  • формирование комплексного представления о функциональной специфике типов речи.

  1. воспитательные:
  • формирование творческого начала у обучающихся, активной жизненной позиции;
  • ориентирование на успех;
  • воспитание инициативы, самостоятельности в учебной деятельности.

  1. развивающие:
  • развитие критического мышления (умения анализировать готовые тексты, определять типы речи, давать оценку, корректировать тексты);
  • развитие речи (умение формулировать аргументированные ответы, создавать готовый речевой продукт);
  • развитие умения применять теоретические знания в жизненной практике (моделирование собственных текстов в зависимости от поставленной коммуникативной задачи).

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА УРОКА:

  • формирование коммуникативных умений обучающихся.

ОСНАЩЕННОСТЬ УРОКА: компьютер, проектор, экран, тетради, раздаточный материал, доска.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

  1. Организационный момент: организация группы на учебную деятельность (1мин.)
  2. Мотивация учебной деятельности обучающихся (4 мин)

Обсуждение темы и целей урока.        

  1. Актуализация опорных знаний (5 мин.)
  1. Вспомним то, что вы уже знаете по теме «Текст». Посмотрите на экран. Прочитайте утверждения, согласны ли вы с ними? Аргументируйте свой ответ.
  • Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически (да)
  • Грамматически предложения в тексте связаны при помощи местоимений (этот, те, он), наречий (там, здесь, тут), синонимов (художник, живописец, автор картины) (да)
  • Текстом можно назвать сложное предложение, части которого сильно осложнены (нет, одно предложение не может быть текстом)
  • В любом тексте есть тема, основная мысль и заголовок (нет, заголовок может отсутствовать, однако любой текст можно озаглавить)
  • Все предложения в тексте стоят в определенном порядке, который нарушать нельзя (да)
  • Текст неделим, его нельзя разделить на части (нет, можно разделить на тома, главы, абзацы)
  1. Словарная работа (10 мин) В русском языке есть слово «текстильный», в котором выделяется корень ТЕКСТИЛЬ, что оно обозначает? Составьте словосочетания с этим словом

(текстильная фабрика, текстильное производство).

Как вы думаете, случайно ли в этом слове просматривается слово ТЕКСТ? Есть ли  что-нибудь общее между словом ткань и текст? Докажите свою мысль.

(В тексте все предложения, как нити в ткани, связаны между собой в единое целое.)

В любой ткани есть основная нить. Если ее убрать, то ткань рассыплется на нитки. Какую параллель можно провести с текстом?

(Текст не может существовать без основной мысли)

Итак, текст – это словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.

- Обратимся к словарю и, запишем определение в тетрадь:

ТЕКСТ (лат. texus – «ткань», «связь», «соединение») – речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных в целое единством темы, основной мысли, с помощью различных языковых средств.

  1. Сообщение новых знаний (40 мин)

 Вопросы для изложения:

  1. Определение понятия «Текст»
  2. Разновидности типов речи (в форме сообщений обучающихся)
  3. Основные типы речи (работа с «метафорой»).
  4. Особенности типов речи: повествование, описание, рассуждение (работа с текстами, заполнение таблицы)

 - Итак, мы вспомнили, что такое текст. Но вы знаете, что тексты бывают разные. В зависимости от коммуникативной задачи различают несколько типов. Какие 3 типа текста вы знаете?  (описание, повествование, рассуждение)

Кроме основных трёх типов текста ученые лингвисты выделяют ещё несколько: определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (разновидность повествования). Прослушаем доклады, сделаем записи в тетрадь.

  1. Разновидность описания в нехудожественной прозе - характеристика, частным случаем которой является техническое описание. 
  2. Сообщение как разновидность повествования - главным образом сфера газетной речи.
  3. Определение как функционально-смысловой тип речи распространено преимущественно в научной литературе.
  4. Определение раскрывается, развивается в объяснении.

Однако основные функционально-смысловые типы речи – это описание, повествование, рассуждение, поэтому более подробно рассмотрим их.

 - В жизни, так или иначе, каждый человек (субъект) выполняет определенные роли, занимает ту или иную субъектную позицию. Просмотрим 3 видеоролика, выявим 3 позиции, которые может занимать человек в игре «Хоккей»

Роль

Позиция

Болельщик

Наблюдатель

Игрок

 Реализатор

Судья

Критик

 Соотнесите эти три позиции с тремя известными вам типами речи. В каком типе речи позиция говорящего – наблюдатель? реализатор? критик?

Наблюдатель (статичность) – описание

Реализатор (динамичность) – повествование

Критик (мета-позиция, т.е. взгляд со стороны, оценка) – рассуждение

 - Запишем основные положения в тетрадь в виде таблицы, чтобы вам легче было определять тип текста и моделировать собственные тексты в зависимости от речевой задачи.

Особенности типов речи

Описание

Повествование

Рассуждение

Субъектная

позиция

Наблюдатель (статика)

Реализатор

(динамика)

Критик

(мета-позиция)

Цель

Композиция

Языковые

средства

Приём фотографирования

 

- Исследуйте предложенные тексты. Определите типы речи.

Какую коммуникативную задачу выполняет автор каждого текста?

(Создать образ; рассказать историю; дать оценку, высказать точку зрения)

Как строится текст - описание, повествование, рассуждение? Какова композиция каждого типа?

(описание: общее впечатление-раскрытие признаков - оценка;

повествование: завязка-развитие действия-кульминация-развязка,

рассуждение: тезис-аргументы-вывод)

Какие языковые средства (части речи, синтаксические конструкции) использует автор, чтоб описать предмет, рассказать о событии или высказать точку зрения?

(О: много прилагательных, глаголы состояния, глаголы несов. вида, обстоятельства места

П: глаголы движения, глаголы сов. вида, обстоятельства времени

Р: вопрос-ответ, вводные слова и выражения (степень уверенности, организация высказывания)

- Чтобы легче было определить тип речи, можно использовать «приём фотографирования». Сколько кадров сделал бы фотограф, чтобы проиллюстрировать текст – описание? (один). Образно говоря, текст-описание – это один «слайд»

Сколько для текста повествования? (много кадров) Это целый фильм.

Можно ли проиллюстрировать текст – рассуждение? Почему?

 (Нет, поскольку это умозаключения, цепочка аргументов в доказательство или опровержение основной мысли - тезиса)

  1. Самостоятельная работа обучающихся (Закрепление изученного материала) (15 мин.)

Как использовать средства языка для достижения жизненного успеха? Попробуем себя в ролевой игре «Интервью из будущего» (3 группы)

Познакомьтесь с содержанием игровой ситуации.

Определите, какой тип речи наиболее эффективен для решения коммуникативной задачи. Дайте обоснование своему выбору.

Используя характерные для данного типа речи языковые элементы, составьте мини-текст (3-5 предложений)

ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ № 1.
Вы добились определённого успеха в жизни. Ваша личность вызывает интерес. Корреспондент международного издания берёт у Вас интервью. Вопрос:
“Вы — успешный человек. Опишите, в чём состоит Ваш успех?
Какими возможностями и личными качествами Вы обладаете?”

ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ № 2.
Вы добились определённого успеха в жизни. Ваша личность вызывает интерес. Корреспондент международного издания берёт у Вас интервью. Вопрос:
“Вы — успешный человек. Расскажите, как Вы этого достигли? Как Вы пришли к своему успеху?”

ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ № 3.
Вы добились определённого успеха в жизни. Ваша личность вызывает интерес. Корреспондент международного издания берёт у Вас интервью. Вопрос:
“Вы — успешный человек.
Поделитесь мнением: какие шаги являются наиболее важными для достижения успеха в жизни? Почему?
А что — не очень важно? Почему?”

  1.  Обсуждение выполненной работы, коррекция ошибок (3 мин.)

Демонстрация  коллективного творчества каждой команды; выявление затруднений.

Оценивание учебных достижений.

  1. Домашнее  задание (10 мин.)

Повторить тему «Стили речи»

Напишите синквейн по каждому типу текста: описание, повествование, рассуждение

Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение из 4 слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Первый напишем вместе.

Описание

Статичный, образный

Наблюдает, рисует, описывает

Помогает раскрыть признаки предмета

Слайд

  1. Рефлексия (2 мин.)

Выявление затруднений, возникших в процессе работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Функционально-смысловые типы речи. Повествование»

Разработка урока по русскому языку, 10 класс...

Функционально-смысловые типы речи. Повествование.

Цель:  показать особенность текстов по типу речи повествование. Задачи: - воспитательная: содействовать воспитанию активной жизненной позиции - образовательная: показать особенность типа речи ...

Подготовка к ЕГЭ. Функционально - смысловые типы речи

Задание А29 проверяет умение определять типы текста...

Самостоятельная работа. Позиционное чередование гласных и согласных.Тестовые задания по тексту. Синтаксис. Типы текста. Словарные слова.

Для учащихся задержкой психического развития наибольшую трудность вызывают самостоятельные работы, в которых несколько видов заданий из разных разделов русского языка. Поэтому систематически пред...

Методическая разработка урока "Функционально-смысловые типы речи. Соединение в тексте различных типов речи"

Урок  предназначен для  студентов  СПО 2 курса, обучающихся  профессии "Повар,кондитер" .  ...

Урок - практикум "Готовимся к итоговому собеседованию". Технологическая карта урока на тему"Описание как функционально-смысловой тип речи. Описание фотографии. Синтаксические конструкции для создания текста-описания"

Материал для подготовки к устному собеседованию. Данный урок построен по ФГОС и содержит алгоритм создания устного высказывания - описания фотографии...