Русский язык
статья по русскому языку по теме

Мельникова Наталья Игоревна

Текст и его строение 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Текст и его строение77 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕКСТ И ЕГО СТРОЕНИЕ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              1.СРЕДСТВА  СВЯЗИ  МЕЖДУ  ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ

1. Лексические:

Повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, а также слов одной тематической группы (например: стадион, трибуны, болельщики, судья, вратарь и т.п.)

 2.  Морфологические:

Замена существительных и других частей речи местоимениями, использование глаголов в единой форме (вид, время), наречий места и времени, вводных слов и предложений, союзов, частиц и т. п.

3. Синтаксические:

Наличие вопросно-ответной формы, синтаксического параллелизма, определенного порядка слов в предложении, неполных предложений и т.п.

4. Стилистические:

Использование слов, принадлежащих одному стилю (например, термины в учебных пособиях), тропов и стилистических фигур и т.п.

5. Интонационные:

Длина фразы, темп речи, интонация ит.п.

6. Графические:

Знаки препинания, красная строка, шрифты и шрифтовые выделения.

                     

2. ВИДЫ   СВЯЗИ  МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ В ТЕКСТЕ

               Цепная связь

                Параллельная связь

1. Повтор ключевого слова.

2. Замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением или однокоренным словом.

3. Повтор того или иного члена предложения.

4. Семантические или ассоциативные связи.

1. Одинаковый порядок слов.

2. Одинаковые грамматические формы слов.

3. Анафоры.

4. Риторические вопросы.

5. Вводные слова, наречия места и времени.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ И ТИПЫ ТЕКСТА

  1. ТИПЫ РЕЧИ

         ОПИСАНИЕ

       ПОВЕСТВОВАНИЕ

  РАССУЖДЕНИЕ

 Преобладают существительные и прилагательные. Глаголы (обычно несов. вида) передают действия (состояния), характеризующие лицо или предмет.

 Преобладают простые предложения.

Преобладают глаголы (обычно сов. вида), передающие сменяющие друг друга действия, динамику событий.

 Используются наречия места и времени.

Используются все типы предложений.

Преобладает абстрактная лексика. Используются вводные слова (во-первых, следовательно), производные предлоги и составные союзы (вследствие, благодаря тому что). Преобладают сложноподчиненные предложения и простые осложненные предложения.


                                                                                             2. СТИЛИ         РЕЧИ

 Научный

Публицистический

Официально-деловой

Художественный

Разговорный

Сфера использования

Наука, техника, образование

Средства массовой информации, публичные выступления

Законодательство, делопроизводство

Искусство, художественная литература

 Повседневное общение

Основная цель речи

Сообщение, фиксация знаний

 Сообщение и воздействие

Сообщение, констатация факта, установление административно-правовых отношений

Воздействие через образное моделирование мира

 Установление межличностных контактов

Характер

ные черты стиля

Строгая логичность изложения, доказательность, смысловая точность, обобщенность

Образность, эмоциональность, оценочность

Точность, стандартизованность, отсутствие средств выразительности

Образность, широкое  использование средств других стилей, средств выразительности

Непринужденность, минимальная забота о форме изложения мысли, особая роль жестов, мимики, интонации

Жанры

Монография, диссертация, научная статья, учебник, реферат, доклад, курсовая работа и др.

Очерк, статья, интервью, фельетон, репортаж, эссе, выступление по радио (телевидению), дискуссия и др.

Законодательные документы (конституция, устав, кодекс), деловые бумаги (приказ, протокол, договор, справка и т.п.)

Роман, повесть, рассказ, поэма, лирическое стихотворение и т.д.

Бытовая беседа, просьба, извинение, комплимент и др.

Языковые средства

Однозначные слова, термины, абстрактная лексика; причастия и деепричастия, указательные и определительные местоимения; вводные конструкции, сложные и простые осложненные предложения, прямой порядок слов; минимум средств выразительности (сравнение, реже метафора)

Общественно-политическая лексика, слова в переносном значении, эмоционально-экспрессивная, оценочная лексика, фразеологизмы; неполные предложения, вводные конструкции, восклицательные предложения; разнообразие средств выразительности

Официальная и канцелярская лексика и фразеология, использование аббревиатур; преобладание существительных над глаголами, стандартные обороты, страдательные конструкции, неопределенно-личные и безличные предложения

Возможно использование любых лексических единиц (синонимы, антонимы, архаизмы, историзмы, просторечные и разговорные слова, диалектизмы и др.); разнообразие синтаксических конструкций; широкое употребление тропов и стилистических фигур

Бытовая. Разговорная и просторечная лексика, эмоционально-экспрессивная лексика; обилие частиц. Вводных слов, междометий; бессоюзные, неполные предложения


ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ      СРЕДСТВА     ТЕКСТА

1. Лексические средства языка, или тропы (в ед. ч. троп), - обороты речи, состоящие в употреблении слова или выражения в переносном значении    

ПРОСТЕЙШИЕ ВИДЫ ТРОПОВ

СЛОЖНЫЕ      ВИДЫ ТРОПОВ

          Сравнение – сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность. Сравнение может быть выражено:

1)сущ. в тв. падеже ;

2)оборотами со сравнительными союзами;

3)формой сравнительной или превосходной степени прилагательного или наречия

4) с помощью слов похож, подобен, напоминает.

            Эпитет – образное определение, выраженное именем прилагательным.

       Метафора – скрытое сравнение, образное переосмысление значения имени существительного или глагола.    

Метонимия - перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. (Я три тарелки съел.)

Синекдоха – замена множественного числа единственным, употребление названия части вместо целого.

 Ирония – слово или высказывание обретают в тексте значение, противоположное буквальному или подвергающее его сомнению.

Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.

Литота – образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, красоту описываемого.(Обратная гипербола)

Оксюморон – соединение слов, обозначающих обычно несовместимые понятия.

 Перифраз -  описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или   выражения.

 Олицетворение – наделение  неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Олицетворение обычно построено на сочетании неодушевленных существительных и глаголов, обозначающих действия человека или живого существа вообще

Аллегория – выражение отвлеченных понятий  в конкретных художественных образах.

  2.  Синтаксические средства, или стилистические фигуры, - необычные обороты речи, особое ее синтаксическое построение, к которому прибегает писатель для усиления выразительности.

  1. Инверсия
  2. Синтаксический параллелизм
  3. Градация – последовательное расположение слов или частей фраз в порядке их  возрастающего (реже убывающего) значения.
  4. Риторический вопрос (Наличие риторического вопроса можно проверить методом трансформации вопросительного предложения в повествовательное: Кто же не знает Ивана? – Все знают Ивана .)
  5. Риторическое восклицание
  6. Эллипсис
  7. Умолчание
  8. Различные виды повторов
  9. Бессоюзие
  10. Многосоюзие
  11. Вопросно-ответная форма изложения и др.( Такая форма изложения создает некое подобие диалога: автор ставит перед читателем  вопрос, на который  тут же отвечает).
  12. Анафора
  13. Парцелляция – особое членение  высказывания, при котором  возникают неполные, следующие за основным: Как только не определяли идею «Медного всадника». Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные ученые. И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки. Аргументированны. И разные. Компоненты неполных предложений (парцелляты) можно включить в состав первого предложения в качестве однородных сказуемых.
  14.  Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.

                                  3. Фонетические средства выразительности

1.   Ассонанс – повторение в художественном тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа.

2. Аллитерация – повторение в художественном тексте согласных, создающих звуковой образ.

3. Звукоподражание – передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание природных явлений или звуки, издаваемые животными.

Упражнения на построение текста.

  1. Восстановление логических связей и разнообразных синтаксических конструкций.

Упр. 1. Устраните ненужные повторы, употребив предложения с однородными сказуемыми. Объедините, где нужно, простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы: и, и, которого, но, и, чтобы (5 кл.)  

          В этот вечер путешественники шли долго. Путешественники остановились ночевать под развесистым деревом. Железный Дровосек нарубил дров. Железный Дровосек развёл большой костёр. Около костра Элли почувствовала себя очень уютно. Элли и друзей пригласила разделить это удовольствие. Страшила решительно отказался. Страшила ушёл от костра подальше. Страшила внимательно следил. Ни одна искорка не попала на его костюм.

Упр. 2. Устраните ненужные повторы: замените сущ. местоимениями; употребите предложения с однородными сказуемыми и деепричастным оборотом; объедините ПП в сложные. Используйте для  связи союзы: и, и, затем, а, и, который (6 кл.).

          Жевуны ушли. Элли осталась одна. Элли нашла в домике кусок хлеба. Элли съела его на берегу ручья. Запивала прозрачной холодной водой. Элли стала собираться в далёкий путь. Тотошка бегал под деревом. Тотошка старался схватить крикливого пёстрого попугая. Попугай всё время дразнил его.

Упр. 3. Устраните ненужные повторы: ПП превратите в сложные с деепричастным оборотом; употребите предложения с однородными сказуемыми; объедините, где нужно, ПП в сложные. Используйте для связи союзы: чтобы, и, а (6 кл.).

          Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым склонам. Цезарь и Ганнибал предупреждали седоков. Седоки крепко держались в сёдлах. Цезарь и Ганнибал спускались с горы. Цезарь и Ганнибал поджимали задние ноги. Цезарь и Ганнибал почти ползли на брюхе. Цезарь и Ганнибал поднимались. Цезарь и Ганнибал цеплялись за скалы передними копытами.

Упр. 4. Исправьте текст: сделайте его более связным, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций (9 кл.).

           Карась вышел на двор. Карась отыскал большую лужу. Карась уселся около неё. Карась стал снимать сапоги. Остался в одних чулках. Принялся бродить по воде. В самом деле превратился в большую рыбу. После такой операции он надел сапоги сверху мокрых чулок. Он долго ходил по двору. Уже весенний лёд прошёл. Время стояло довольно тёплое. На дворе по вечерам стояла лёгкая изморозь. Карась рисковал поплатиться здоровьем. Чулки на Карасе просохли. Карась стал плавать в луже. Карась повторил свою проделку. Всё это было очень дико.


  1. Построение описаний.

Упр. 1. Раскройте скобки, чтобы получились связные предложения (5 кл.).

           Путешественники с недоумением смотрели на человека. Ростом он был не выше Элли, но уже старый, (большая голова, морщинистое лицо), (пёстрый жилет, полосатые брюки и длинный сюртук). В руке у него был длинный рупор, и он испуганно отмахивался им от Тотошки.

Упр.2. Раскройте скобки, чтобы получилось связное высказывание (5 кл.).

         Внучки стояли перед печкой и завороженно смотрели на булочки.

На Оле было красное платье белыми горошками. (Большой белый воротник, шитьё) обнимал её круглые плечи. Косички смешно торчали над ушами. Вся она была (крепенький, здоровенький, короткие  ножки). (Чёрные глаза, розовое лицо) глядели то насмешливо, то восхищённо, то задумчиво. Сейчас они с любопытством уставились на булочки в печи, и пламя угольков отражалось в них.

Лена стояла рядом, заложив руки за спину, и тоже глядела в печь. Она была (голубое платье, горошки). Вся тоньше, бледнее, нерешительнее и мечтательнее, чем её старшая сестра. У неё было (овальное лицо, серые, слегка близорукие глаза и брови вразлёт). Русые волосы лежали по плечам.

Упр.3. Раскройте скобки, чтобы получилось связное высказывание. Введите в текст сравнения: серпообразные, будто на параде, как истинный гвардеец, зонтиком, как плащ (6 кл.).

         Петух был такой красивый и смелый.

На шее огненное ожерелье. Спина (серый, мелкие белые пестринки), а хвост (длинные, сине-чёрные перья). Выступал вперёд (широкая, отливающая бронзой грудь), высоко поднимал лапы (загнутые острые шпоры).

Был он храбр. Если противник не убирался, петух стремительно обрушивался на него. При этом он растопыривал на шее медно-красные перья, низко пригибал голову. Его длинный хвост волочился по земле.


                              Построение рассуждений.

Упр.1. Восстановите правильный порядок предложений в рассуждении (8 кл.).

1. А бедные люди часто совсем не получали соли.

2. За столом солонка стояла около хозяина.

3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.

4. Особенно старался хозяин перед богатыми гостями.

5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой.

6. Больше сыпал тому, кого уважал и любил.

7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши, которое означает «уйти, не получив ожидаемого».

8. Он сам сыпал соль гостям.

9. И нередко пересаливал.

Упр.2. Восстановите правильный порядок абзацев. В каком абзаце содержится тезис, в каких – доказательства, вывод (9 кл.).

  1. Согласно распорядку дня сутки можно разделить на три части – об этом писал Ян Амос Коменский.
  2. Другая треть суток отводится на работу, а у молодёжи на учёбу. В семнадцать лет это должно быть правилом, потому что в таком возрасте человек способен получать, перерабатывать и усваивать наибольшее количество информации. Поэтому эту возможность нельзя упускать.
  3. Таким образом, задача состоит в том, чтобы человек тратил свой день, год – значит, и жизнь свою – разумно, находя время и для учёбы и работы, и для развлечений, и для отдыха.
  4. Одну треть суток следует посвятить сну – сон нельзя заменить ничем. Подчёркиваю: ничем.
  5. Первым условием правильного режима является разумный распорядок дня.
  6. Последняя треть – это свободное время. Хотя это называется свободное время, сюда входят и такие обязательные действия, как принятие пищи, дорога на работу или учёбу и обратно до дому, личная гигиена, контакты с родственниками и т. д. Таким образом, часов для развлечения, спорта, прогулок остаётся не так уж много.

Упр. 3. Определите, в каких абзацах содержатся формулировки мыслей, в каких – доказательства. Восстановите правильный порядок абзацев (9 кл.).

1.  Влага, пролитая дождями на сушу, стекает с высоких мест в более низкие, отдельные струйки соединяются и превращаются в ручьи. Те, в свою очередь, дают начало рекам. После короткого или долгого пути они достигают океана или моря.

2.Значит, рано или поздно вода, испарившаяся из Мирового океана, разными путями снова попадает в него. Так замыкается круговорот воды в природе.

3. Под влиянием солнечных лучей с поверхности нашей планеты испаряется огромное количество воды. Испарившуюся влагу подхватывают воздушные течения. Когда пары попадают в верхние, холодные слои атмосферы, они сгущаются. Так из мельчайших капелек образуются облака.

4. Снег, выпавший в холодное время года на равнинах и в горах, образует снежный покров и ледники. Весной и летом талые воды стекают в русла рек и уносятся в океан.

5. Учёные выяснили, что на земном шаре существует круговорот воды. Что же это за явление?

6. Часть выпавших осадков по трещинам и порам проникает в глубь земной коры. Эти воды тоже устремляются к океану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...