Заглавные буквы Л,М . Упражнения в чтении и письме
план-конспект урока по русскому языку по теме

Смирнова Нина Викторовна

Технологии: здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, ИКТ, игровая, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Заглавные  буквы  Л,М . Упражнения в чтении и письме

Цели: - учить читать слоги и слова с изучаемой буквой  - развивать речь учащихся, память, внимание, фонематический слух;

формируем умение анализировать текст;

формируем умение наблюдать над значением слова.

Тип урока: урок «открытия» нового знания
Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, репродуктивный, эвристическая беседа, элементы метода исследовательского обучения.
 Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Технологии: здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, ИКТ, игровая, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, наглядный материал, презентация.

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний. Организационный момент.

- Ребята, поздоровайтесь, улыбнитесь друг другу и мне, чтобы  у

Всех было хорошее настроение.

Проверь, дружок Готов ли ты начать урок

  Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Проверили, садитесь!
Мотивация к учебной деятельности.

- Что ещё нам пригодиться на уроке? Какие качества нужны? (аккуратность.внимание, знания, сообразительность…)
- Молодцы. Все эти качества нам пригодятся на уроке.
- Итак, чтение, друзья.
На вас надеюсь, как всегда.
Мы хороший дружный класс.
Все получится у нас!
- Ребята, а с чем мы знакомимся на каждом уроке чтения? (Со звуками, с буквами)
- Для чего мы изучаем буквы? (Чтобы прочитать интересную книгу, узнать что-то новое …).
- Кому из вас хочется научиться читать, чтобы прочитать много-много интересных книг?
 3. Актуализация знаний.
Чтобы книги читать
Надо буквы повторять
Буквы сделала рука
А увидят глазки
Чтоб потом мы без труда
Прочитали сказки.
- Ребята, на какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные)
- А вы любите кататься с горки?
 Вот и наши буквы тоже любят кататься с горки. Помогите им забраться на свою горку. (2 ученика расставляют буквы по горкам, 1горка – буквы гласных звуков, 2 горка – буквы согласных звуков. 1 ученик – ищет подходящее к схеме слово).
- Почему звуки называются гласные и согласные?

- Назовите гласные обозначающие твёрдость согласного звука? (а, о, у, ы

 Назовите гласные обозначающие мягкость согласного звука? (и, е, я)
- Что вы можете сказать о согласных звуках? (Они бывают твёрдые-мягкие, звонкие-глухие, парные-непарные).
- Проверка ребят, работающих у доски. (сигнальные карточки) 4. Постановка проблемы.
Работа в «Букваре».  – Откройте «Буквари» на с. 68.– Что нарисовано вверху страницы? (Схемы-человечки.)

– Сколько их?

– Догадались, какие это звуки? (Гласные.)

– Попробуйте оживить их.

Дети дают характеристику гласных звуков, закрашивают схемы. Индивидуально и хором произносят каждый звук.

II. Открытие нового знания – Давайте посмотрим на разворот «Букваря» и составим план нашего урока.

Составление плана урока.

План (примерный)

  1. Чтение слогов и слов.
  2. Работа с текстами.
  3. Работа с пословицами

– Что нового будет на уроке? (Заглавная М.)

   1. Работа в «Букваре».   

– Какие слоги написаны в 1-м столбике?

Что общего у всех слогов?

Прочитайте имена.

– Сколько в них букв? (Шесть букв.)

Прочитайте слова, состоящие из одного слога.  

Прочитайте слова, состоящие из двух слогов.

–  Какие слова начинаются с заглавной буквы? Почему? 

Есть ли  слова, которые отличаются одним звуком?

Прочитайте про себя все слова 3-го столбика. Что их объединяет?

(3слога.)

– Обозначьте красными точками гласные звуки.

Просмотрите 1-й столбик слов. Какое слово лишнее? Почему?

– Подсчитайте количество букв и звуков в этих словах, подпишите рядом с каждым словом.

 – Составьте предложение с  1-ым слово из этого столбика.

– Что мы сейчас делали?

– Какие знания повторили?

                 А сейчас мы встретимся…….. А с кем, узнаете,                                   отгадав загадку:
                                                                         В лесу живёт малюсенький
                                                                         Затейник и чудак
                                                                        Сказок он хранитель
                                                                        Добрый друг ребят (Гном).
Физминутка (Гномы)

– Прочитайте слова на доске: гномик, гитара, романс.

– Кто догадался, о чём мы будем читать текст? Посмотрите на с. 68.

Работа с текстом «Романс гнома Томми». 

1) До чтения.

Рассмотрите иллюстрацию нашего художника. ( гном.)

– Чем он занят? Что он поёт?

Прочитайте название. Что же поёт наш гном?

А романсы – это быстрые, весёлые произведения или мелодичные, романтичные, медленные по характеру? – Кому поют романсы?

2) Самостоятельное чтение текста про себя, а затем вслух с комментированием.

Романс гнома Томми.         6 

У гномика Томми гитара. Он артист. Утром он играл романс макам и астрам. (Обычные ли у Томми слушатели?) Струны гитары плакали. (Почему? Какие звуки услышали?) Маки грустили. А астры уронили капли росы. (Что это за капли? Может быть, оттого что утро?)

3) Беседа по прочитанному, выяснение настроения.

– А какое предложение говорит о том, что Томми играл от души?

(Струны гитары плакали.) 

– Цветы всегда вдохновляли музыкантов. Каждый человек, любящий цветы, в душе поэт.

4) Перечитывание текста.

Правильно ли художник понял автора рассказа? – Что говорит об этом?

Как можно назвать этот текст: роман, повесть, сказка, рассказ?..

Пел ли сам гном? Какое предложение говорит об этом?

А кому больше понравилось выступление Томми: макам или астрам? Что про это сказано в тексте? (Астры даже заплакали.)

А почему автор не написал, что астры заплакали, почему он написал, что они уронили капли росы? Как автор называет Томми? (Артист.) 

– Найдите предложение про это. Почему он называет Томми артистом?

А можно предположить, какой сам Томми? Почему?

Прочитайте первое слово каждого предложения.

– Есть ли в тексте предложения, состоящие из двух слов? Прочитайте.

– Найдите предложения только про слушателей Томми. Прочитайте их.

– Найдите предложение про музыкальный инструмент Томми. Прочитайте.

– А теперь прочитайте все предложения про Томми. Сколько раз автор употребил слово он вместо имени гномика?

– А почему автор выбрал для гномика имя Томми?

– Почему он называет его гномик, а не гном?

Сколько раз автор использовал красную строку? Почему?

Сколько всего предложений в тексте?

– Какие слова помогли спрогнозировать содержание текста?

– Правильно ли мы спрогнозировали?– Такие слова называются «ключевые». Как вы думаете, почему они получили такое название?

Включение нового знания в систему знаний.- Работа по картинке на слайде.          - Что изобразил художник?
- В форме чего построены дома?            - Как можно назвать такой городок?
- А кто там живёт? Опять гномы)          - Чем заняты Гномы?
- А как вы считаете Гномы дружный народ?     - А мы с вами дружные?
-
Вот мы с Гномами  посмотрим, как вы умеете дружно работать в группах.  Но сначала вспомним правило работы в группах:

           -Выберите капитана. 

  • Выслушайте мнение каждого по решению данного задания. 
  • Примите совместное решение. 
  • Не ссориться. 
  • Представьте решение классу.

- Для каждой группы пословица о дружбе. Объясните, как вы её понимаете?         

 1гр. - Друзья познаются в беде.
2 гр. – Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3 гр. – Дружба в делах помощница.
Итог урока. Рефлексия.

                                                             - Какая тема урока была?
                         - Какую задачу ставили? Чему должны были научиться?
                         - Как вы думаете, справились с этой задачей?
                         – Что у вас получилось лучше всего?

                         – В чём испытали затруднения?

                        – Как бы оценили своё настроение после урока?

 - У вас у каждого есть солнышко. Нарисуйте ему настроение и повесьте на доску.-От ваших солнышек стало ярче и радостнее в нашем классе.

 – Отметим и в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.

- Гном и я  благодарим вас. Спасибо, ребята, вам за работу на уроке.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Организация интерактивного чтения через применение технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).

Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Ученики должны научиться рассматривать информацию с разных точек зрения, делать выводы относительно е...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...

Групповая работа в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща. Прием: Чтение, суммирование, прочитанного в парах.

Методическая разработка по теме "Групповая работа в рамках технологи развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща....

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...