Урок в 11-м классе по теме: «Изобразительно-выразительные средства речи»
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Метелёва Елена Леонтьевна

 

 

Цели урока:

  • познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;
  • развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
  • воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи.

Больше всего трудностей старшеклассники испытывают при выполнении задания В 8 на ЕГЭ. Данные два урока направлены на оказание помощи выпускнику при выполнении этого задания. Во время уроков учащиеся не только повторят теоретические аспекты данного вопроса, но и закрепят полученные знания на практике. Это даст ребятам возможность набрать максимальное количество баллов на ЕГЭ, выполняя задание В 8.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_11_klass_izobrazitelno-vyrazitelnye_sredstva_rechi.rar816.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 11-м классе по теме: «Изобразительно-выразительные средства речи»

Цели урока: 

  • познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;
  • развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
  • воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи;

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент. Запись темы урока /1 слайд /

II. Вступительное слово

– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами? Вопросов много.

– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.
– Для чего могут использоваться средства выразительности?

!  Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи.

В качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла строчки из стихотворения поэтессы А.Ахматовой «Мужество»: / 2 слайд /

 Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

                                  "Мужество" А.Ахматова

- Очень хочется, ребята, чтобы Вы тоже старались сохранять речь в первозданном виде. И великое русское слово донесли до своих детей и внуков.

      Сегодняшнее занятие я хочу начать с  притчи, которая называется           «Первая стрела».

  Мастер стрельбы из лука предложил Ученику приготовиться к выполнению упражнения. Тот подошёл к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел и бросил её в сторону.

  «Почему ты отобрал у меня вторую стрелу?»- удивился Ученик.

  «Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую: она всё равно пошла бы мимо цели, поскольку, стреляя, ты бы знал, что у тебя  в запасе есть ещё одна попытка».

  «Так вот почему человеку даётся только одна жизнь»,- подумал Ученик.

   Таким образом мы видим, что Ученика лишили возможности выполнить упражнение небрежно, допустить ошибку( ведь впоследствии в бою она может стоить ему жизни!) Ему отрезали путь к отступлению, и вторая стрела осталась единственной - первой и последней. И замечательную аналогию увидел Ученик: «Так вот почему человеку даётся только одна жизнь» . Действительно, второй нет и нет возможности начать её заново, многое исправить, изменить… ( Хожу, раздаю стрелы)

    И у нас с вами, ребята, тоже всего одна стрела, а, значит, и одна попытка сдать успешно ЕГЭ, и, чтобы эта попытка была удачной, мы должны реализовать следующие цели и задачи нашего урока:  / 3 слайд /

1) знать виды тропов, стилистические фигуры и другие средства выразительности

2)  уметь находить средства выразительности в тексте, определять их роль

III. Устная разминка «Найди четвертое лишнее»

 / 4, 5 слайды/

  1. метонимия, гипербола, перифраза – тропы; ритор. вопрос – стил. фигура

Найти перифраз, соответствующий указанным существительным.

  1. просторечные  слова, фразеологизмы, синонимы – лексич. средства выразит.; эллипсис – синтак. средство

Найти в предложении контекстные синонимы.

IV. Проверка домашнего задания. Работа в малых группах.

 /6 слайд/

Задание 1. Кроссворд 1 "Стилистические фигуры речи"

По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.

После работы в группах один человек заполняет у доски, весь класс пишет словарный диктант в тетради.

Задание 2. «Солнышко». / 7 слайд /

Соотнести номер предложения с термином средства выразительности, которое в этом предложении проиллюстрировано.

1-гипербола ( чрезмермерное  преувеличение)

2 – эллипсис (пропуск элемента высказывания,  легко восстанавливаемого в контексте)

3 – сравнение (уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака)

4 – метафора(употребление слова в переносном значении, перенос свойств одного предмета на другой по принципу их сходства или по контрасту, скрытое сравнение)

5 –олицетворение (перенесение черт живого существа на неодушевленный предмет или явление)

6 – синекдоха (вид метонимии, название части вместо целого или наоборот)

7 – эпитет (художественное образное определение предмета, явления)

8 – литота (художественное преуменьшение)

Задание 3. Синтаксический разбор предложения № 6.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

( По цели высказ.-повест.; по интонации – невоскл.; по колич.граммат основ – сложное; союзное; СПП с придат. изъяснит.)

1 прост предложен. – односост. безличное, сказуемое – составное-именное.

Задание 4. Физ. разминка «Крестики-нолики»

Делю класс на две команды (по рядам). Предлагаю отгадать загадку

  • Двенадцать коней в поводу на одной уздечке веду. (Год, месяцы)
  • Летала пташка промеж рта и чашки. (Ложка)

Какая команда отгадывает верно, та делает первый ход. Задача: вставить пропущенный сравнительный оборот, закрыть данное окошко карточкой (См. папку «Физ. минутка»)

Во время выполнения один человек работает с толковым словарем (выписывает значение слов:  пономарь, редут)

Задание 6. Работа с текстом. / 8 слайд /

Средства выразительности, которые мы с вами сегодня повторили, характерны для текстов художественного стиля. Для работы я предлагаю обратиться к отрывку из романа «Сотворение мира» нашего земляка В.А.Закруткина,100 – летний юбилей которого мы отмечали в 2008 году. Знаток природы он был великолепный и воспевал природу, как поэт.

! Вставить пропущенные орфограммы, знаки препинания. Далее выполняется ряд заданий.

 V. Тестирование.

Работа за компьютером в парах (сильный - слабый ученик)

2 урок.

1.  Вступительное слово.

Высказывание В.Г.Белинского.  / 9  слайд / 

В высказывании звучит мысль о том, что язык неразрывно связан родиной, с простыми людьми.  Критик  призывают беречь родной язык, говорят о его многоликости, величии. Язык – "исповедь народа", его душа, его нравственность, основа культуры… На предыдущем уроке мы работали с отрывком из художественного, но богатство выразительных средств характерно и для текстов публицистического стиля. А такие тексты чаще встречаются на ЕГЭ.
2. Работа с текстом.   / 10 слайд /

 Выразительное чтение текста. Затем задания по плану

3. Работа с предложением. / 11 слайд /

Определить, какой частью речи является выделенное слово. Выполнить его полный морфологический разбор.

 (в) том – местоим. ( в чём?)

I. Н.Ф. тот

II. Пост. пр. указат.; непост. пр. П.п., ед. ч., м.р.

III. дело (в чем?) в том

4. Работа с фрагментом рецензии. / 12 слайд/

Вставить пропущенные термины.

5. Физ. пауза.  / 13 слайд /

Лик земли, украшенный невиданными садами и золотыми нивами, предстает в публицистике  В.А.Закруткина. Да и как можно не любить родную землю!?

Презентация / музык. сопровождение, на фоне которого ученик читает строки из публицистики В.А.Закруткина /

В публицистических выступлениях Виталия Александровича Закруткина нас привлекает тонкое, совсем не книжное знание природы, ее повадок и богатств.

6. Индивидуальная работа с текстом (по вариантам)

7. Взаимопроверка. / слайд 14 /

8. Рефлексия.

Уходя из кабинета, отправьте свою единственную стрелу в ту цель, которая характеризует значимость сегодняшних уроков для вас. ( На ватмане 4 кармана: «Было интересно, но не всё понятно», «Узнал много полезного», «Скучал», « Я подготовился к ЕГЭ»

9. Домашнее задание.  Написать сочинение-рецензию по тексту упр. № 407. / слайд  15 /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по литературе для учащихся 5 класса по теме: "Изобразительно-выразительные средства"

Контрольная работа по теме: "Лирика начала XX века". При изучении темы учащиеся не только знакомились с творчеством русских поэтов начала века, но отрабатывали умения различать эпитет, метафору, сравн...

урок русского языка в 10 классе по теме "Изобразительно - выразительные средства языка"

Урок содержит богатый дидактический материал, объединенный одной темой. Готовит учащихся к выполнению задания В-8...

Презентация к уроку в 11 классе на тему "Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к выполнению задания В8 ЕГЭ".

Урок может быть использован на уроках литературы в старших классах, а также в 11 классе на уроках русского языка для подготовки к ЕГЭ....

Занятие по русской словесности в 8 классе по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка: сравнение, метафора, метонимия, синекдоха"

Урок помогает сформировать у учащихся умение различать такие средства художественной выразительности, как савнение, метафора, метонимия, синекдоха; способствует развитию навыка работы с художественным...

Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Анализ поэтического про...

Технологическая карта урока Предмет Русский язык Класс 7 Тема Деепричастие как часть речи Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Технологическая карта урока Предмет        Русский языкКласс             7Тема              Дееприч...